Файл: лекции по Станиславскому.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2021

Просмотров: 262

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Действительность подтверждает этот вывод многими ошиб­ками из сценической практики, сделавшимися обыкновенным явлением в нашем искусстве.

Так, например, в театральной жизни считается нормальным явлением подшутить над только что прочитанным произведе­нием поэта, предназначенным для коллективного творчества. Эта шутка, охлаждающая только что зародившееся увлечение, является первым препятствием при развитии процесса «воли». И чем остроумнее шутка, тем сильнее ее яд, тем больше ее успех и популярность, тем шире область ее вредного действия в кол­лективном творчестве.

Артистическая этика должна объяснить безнравственность такого поступка в художественном отношении.

Еще чаще ряд таких острот направляется по адресу отдель­ных исполнителей ролей. В этом случае действие шуток вдвойне вредно, так как они не только охлаждают увлечение, но и со­здают препятствие для артиста при воплощении им роли, так как острота и яд удачной шутки создают новые препятствия в творчестве артиста, то есть порождают конфуз, застенчивость и проч. явления, парализующие волю и талант.

Третье обычное явление в практике коллективного творче­ства заключается в инертности артистов и других сценических деятелей при начальном развитии творческих процессов. Это одно из самых опасных и мучительных явлений в практике нашего искусства. Зародившееся творческое увлечение неустойчиво в первое время своего развития, но вместе с тем оно наиболее действен­но, и свежо, и жизненно в этот первый период своего зарожде­ния.

Кроме того, нельзя вернуть чистоты и свежести раз утра­ченного творческого увлечения, подобно тому как нельзя вер­нуть потерянной девственности, нельзя разгладить лепестков измятой розы.

Поэтому всякий зародыш творческого хотения у каждого из коллективных творцов в отдельности должен быть для общей пользы тщательно оберегаем всеми участниками совместной со­зидательной работы. Bo-время поддержанное творческое хоте­ние укрепляется благодаря привычке, а окрепнув, оно быстро развивается.

Такое взаимное поощрение зарождающихся творческих хо­тений служит наиболее сильным возбудителем творческих про­цессов при коллективном творчестве и в то же время, в конеч­ном результате, оно способствует сохранению свежести, и цельности, и жизнеспособности сценического создания. К со­жалению, в действительности случается иначе.

Увлекшись произведением поэта и получив роль, артист в большинстве случаев откладывает ее в сторону и ждет вдохно­вения, наивно убежденный благодаря необъяснимым вкоренив­шимся предрассудкам, что вдохновение рождается случайно, помимо воли самого артиста и условий, его окружающих. Естественно, что острота творческого увлечения скоро приту­пляется и незаметно для самого артиста сменяется апатией, которая все более и более усиливается от бесплодных репети­ций, больше всего ослабляющих творческое хотение. Насколько важна общая дружная работа для возбуждения творческих про­цессов, настолько пагубно для них отсутствие общности при коллективном творчестве, так как ничто так сильно не охлаж­дает страстность волевого стремления, как апатия при совме­стной творческой работе.


Кроме того, апатия при коллективном творчестве зарази­тельна. Она развивается с необыкновенной быстротой и дохо­дит до крайних пределов. При таком состоянии коллективных работников творчество останавливается на мертвой точке, с которой его уже не может сдвинуть ни энергия режиссеров, пытающихся вновь разжечь угасшее творческое увлечение, ни личные старания самих коллективных работников. Все эти ли­ца в конце концов становятся жертвами развившегося общего стадного настроения творческой апатии. Нужен случай, чтобы подогреть когда-то свежее, девственное и жизнеспособное твор­ческое увлечение. Но случай не всегда приходит, а плоды искусственного увлечения, подобно второй молодости, лишены жиз­неспособности и аромата настоящей поэзии. В лучшем случае их можно сравнить с измятой и увядающей розой, но чаще все­го они напоминают пережаренное и подогретое кушанье.










«КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДОЛЖНО БЫТЬ ГАРМОНИЧНО...»

Коллективное творчество должно быть гармонично.

Гармония целого создается из комбинаций взаимоотношений и пропорций многих самостоятельных частей.

Наше коллективное искусство основано на гармоническом сочетании в одно сценическое целое многих и разнородных творчеств: поэта, режиссера, артистов, художников, музыкан­тов, танцоров, скульпторов и проч. Такое сочетание многих сценических творчеств в одно целое называется «ансамблем». Таким образом, «ансамбль», в самом широком смысле слова, является основной задачей для всех творцов и деятелей сцени­ческого искусства. К сожалению, эта простая истина усвоена немногими, большинство же, вопреки здравому смыслу, поль­зуется нашим коллективным искусством для личного творчест­ва, низводя самый театр и всех его деятелей до служебной роли. В самом деле, нередко авторы пишут пьесы или для отдельных ролей и артистов, или для пропаганды своих личных полити­ческих, социальных и других идей, не имеющих никакого от­ношения к творчеству сценического искусства. В этих случаях. поэт нарушает основы нашего коллективного творчества. В дру­гих случаях художник, пренебрегая задачами поэта, режиссе­ра, артистов и игнорируя сценические условия творчества, пишет декорацию как самостоятельную картину вне всякой за­висимости от общей коллективной задачи. Поэтому всякая задержка общей творческой работы, а также стремление к лич­ной пользе или успех в ущерб общему делу должны быть при­знаны безнравственным поступком, нарушающим товарищескую, и художественную этику артиста.

Такой этический закон необходимо поскорее ввести в со­знание всех без исключения людей, работающих в нашем искус­стве и соприкасающихся с ним.

Это нужно сделать для того, чтобы избавить наше искусство от недоразумений, ошибок, бессознательно совершаемых на каждом шагу практической жизни театра. Они искажают осно­вы нашего коллективного искусства, тормозят работу и демо­рализуют деятелей сцены.


Нет возможности перечислить все недоразумения и ошибки подобного рода, можно остановиться лишь на более важных и типичных. Первое нарушение коллективности нашей работы сказывается в том, что актеры нередко играют роли, не зная пьесы. В глухой провинции это происходит ежедневно потому, что роли готовят с одной репетиции и на один только раз. Там артист в сезон играет иногда до ста и более новых ролей. Воз­мутительная постановка дела не дает возможности говорить о творчестве и коллективной работе. Я говорю о других случа­ях, когда хороший артист, несмотря на возможность изучения пьесы, не знакомится с ней, находя это в известных случаях излишним.

То же нередко делают и музыканты, танцоры и прочие твор­цы и деятели вразрез с основными законами сценической гар­монии или ансамбля. Но чаще всего сами артисты грешат против ансамбля, который они призваны создавать.

Премьеры и гастролеры первые нарушают основу нашего искусства. Они играют роли, а не пьесы, другими словами, вы­двигают часть в ущерб целого. Огромное большинство арти­стов следует их примеру, стараясь как-нибудь выделиться из общего ансамбля. Другими словами, они стремятся нарушить гармонию целого ради личного успеха.

Девиз этих людей: актеры за себя, а режиссер за всех, — составляет полную противоположность основным задачам на­шего коллективного искусства.

Артистическая этика, призванная помогать выполнению художественных задач в нашем искусстве, должна и в этом случае урегулировать взаимоотношения коллективных творцов между собой.

Сообразуясь с условиями нашего искусства, необходимо установить нравственные законы артистической этики, предъ­являющие к сценическим деятелям новый ряд требований.

Первое требование заключается в том, что каждый артист, режиссер и сценический деятель обязан способствовать и преж­де всего заботиться об успехе и гармонии коллективного сце­нического творчества.

















ЭТИКА ИЛИ АТМОСФЕРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТАЛАНТА

Ложное общественное положение, ненормальность актерской работы и другие отрицательные условия нашего дела толкают артиста по опасному пути, богатому соблазном, по пути, опас­ному для актера и человека со стороны его чистоты и нравст­венности. Всякий артист не избежит этого пути. Все эти соблазны, подобно чистилищу, удачно пройденные, приводят наконец искушенного и очищенного от искушения артиста к любви чистого искусства (о которой говорит и Щепкин). Вот этот путь:

1. Экстаз перед непонятным и таинственным творчеством у новичка.

2. Робость и растерянность при непривычке к нашему делу.

3. Увлечение и поклонение (психопатия) славе другого (бессознательная зависть ему) под видом увлечения его та­лантом и искусством. Слава и популярность принимаются за талант.

4. Как следствие: подражание не таланту (которому нельзя подражать), а дурным сторонам, то есть самоуверенности, апломбу, презрению к другим, позе знаменитости, нередко раз­дутой. Или наоборот: увлечение скромностью истинного худож­ника не со стороны его спокойного отношения к известности, происходящей от чистой любви к искусству, а со стороны чи­сто внешней, как красивого контраста скромности с популяр­ностью, то есть со стороны красивой позы (которая в действи­тельности совершенно отсутствует у настоящего артиста).


5. Увлечение ложно понятой свободой в искусстве. Лень, быстрое утомление (а не возбуждение от творчества), ослабле­ние творческой воли, теория о нутре и вдохновении, чисто внешнее кокетство, забота о красоте наружности, одежде, ма­нере держаться, жажда оригинальности, часто безвкусной, ради того, чтоб выделиться из серой толпы.

Искание оригинальности мысли и чувства, отчасти ради оправдания недостатков, отчасти ради оригинальности своей личности.

6. Отчаяние, разочарование и апатия творческой воли от неуспеха сменяются истерической работой и энергией при успе­хе. То и другое не как следствие любви чистого искусства, а как следствие жажды популярности.

7. Ложное направление творчества в сторону успеха, а не в интересах чистого искусства.

8. Провал, и как следствие его и оскорбленного самолю­бия — презрение к чужому мнению, игра в одиночество, в непонятость и неоцененность, возвеличение себя для собственно­го оправдания и утешения. Разочарование не в себе, а в других и в искусстве. Возвеличение отдельных лиц и мнений, щекочу­щих самолюбие.

9. Успех, и как следствие его — самовозвеличение, само­любование, презрение к другому как высшего к низшему. Пре­зрение к льстецам, презрение к непонимающим и критикующим как недостойным понимания его величия.

10. Увлечение популярностью. Жажда ее. Искание случая для ее проявления. Вызов похвал и признаков популярности. Погоня за нею, карточки, реклама, рецензии. Коллекция ре­цензий, венков, подношений и всяких доказательств популяр­ности. Привычка говорить о себе, прикрасы и вранье об успехе, преувеличение его и своего таланта.

Необходимость лести, обожания и успеха. Нетерпимость к чужому мнению и к критике.

Незаметное изменение компании — истинные ценители сме­няются льстецами. Отравленная атмосфера. Отравление талан­та и вкуса, ложное их направление. Незаметное падение искус­ства — стремление к позе, аффектации, безвкусной оригиналь­ности. Удаление от образцов природы, приближение ко всему мишурно-театральному. Общее падение художественного вкуса во всем. Полная глухота к критике и к самоизучению и анализу. Новая точка зрения на искусство и творчество (со стороны самопрославления).

11. Распущенность, карты, пьянство, женщины, нажива (оценка себя на деньги из тщеславия), избалованность нравст­венная и внешняя, пошлый шик и расширение потребностей, измена всем этическим правилам, которые якобы сковывают свободу творчества, а в действительности мешают самопоклоне­нию и заставляют работать. Прославление собственного порыва и вдохновения.

12. Растерянность и испуг при первых неуспехах. Нетерпи­мость (болезненная) к критике. Попытка вернуть популярность всеми незаконными средствами (кроме средств настоящего искусства). Разочарование в себе и самоубийство, или пьянство, или разочарование в публике и отъезд за границу. Мечты о все­мирной славе или необычном успехе преступными для искусства средствами.











О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ И ДИСЦИПЛИНЕ

1. Bo-время приходить на репетиции. Опаздывание или ман­кировка задерживает работу многих лиц и тормозит работу всего театра и тем приносит убыток и дезорганизацию.

2. Bo-время приходить на спектакль. Опаздывание непозво­лительно, так как вносит волнение и суету. Непозволительно, так как театр имеет дело с толпой, задерживать которую нель­зя. Продавая билеты, театр обязуется перед толпой: а) начать в определенный час, б) исполнить все, что помечено в програм­ме. Актер, задерживающий спектакль, а) ставит весь театр в безвыходное положение и тем лишает возможности выполнить обязательства и б) совершает неуважительный, дерзкий поступок по отношению к обществу, так как каждый человек из пу­блики дорожит своим временем и требует к себе уважения. Нельзя помыкать людьми как пешками. Актер, поставленный на афишу, должен дорожить доверием публики хотя бы в том, что он не насмеется над ней.

3. Актер, не пришедший на спектакль, совершает преступ­ление перед театром, дискредитируя его перед обществом и перед публикой, выказывая ей презрительное пренебрежение (обманывая ее) и оскорбление (опоздать на обед — неприлич­но, а на спектакль?).

4. Актер обязан знать роль — знать указания режиссера, автора и всё до его роли и всего ансамбля относящееся. Напрас­но думают, что об этом должен заботиться один режиссер. Поэтому и получается, что режиссер должен думать о всех, а актер должен играть так, как он почувствует. Актер должен уметь чувствовать, должен искать образ, должен понять свое место в пьесе. На то он и актер. Режиссер должен только дать общее направление пьесе и работе и урегулировать гармонию всех творчеств, он должен направлять репетицию и поддерживать ее дисциплину.

5. Строгое подчинение администрации по вопросам дисцип­линарным, антипожарным, гигиеническим и другим вопросам театрального строя и порядка. Дисциплина в театре .должна быть сознательной, так как она касается в большинстве случа­ев людей интеллигентных и применяется для общей пользы, безопасности и порядка любимого дела. Театр слишком слож­ная машина. Беспорядок грозит опасностью для жизней сотен людей.

Известны случаи пожаров, падения декораций, смертельные случаи от падения в люки или с колосников. Шум, крик и дру­гие беспорядки мешают ходу спектакля и способны вызвать панику в публике. Во всяком сложном, корпоративном деле, соприкасающемся с публикой и со многими работниками этого дела, порядок возможен только тогда, когда каждый знает от­веденную ему работу и строго исполняет ее. Кроме того, необ­ходимо сознательное подчинение людям, стоящим во главе дела, так как без этого один или несколько человек не могут управлять сотнями лиц и брать на себя ответственность и обя­зательства перед обществом в их безопасности и правильности хода спектакля.