ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2021

Просмотров: 526

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

59


З.П. ТИНИНА



ТРАДИЦИИ И ОБРЯДНОСТЬ

ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

НАРОДОВ МИРА





УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ



Рекомендовано Министерством культуры Российской Федерации, Федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «социально-культурная деятельность»







Волгоград

2011 год



ББК_____


Научный редактор

канд. искусствоведения, профессор, зав кафедрой истории, теории искусств и культуры ГОУ ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» В.Х. Разаков.


Научный консультант:

канд. пед. наук, профессор кафедры социально культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств

Г.Я. Никитина.


Рецензенты:

канд. ист. наук, профессор кафедры философии и религиоведения Московского государственного университета культуры и искусств И.Н. Романов;


док. филол. наук, профессор кафедры русского языка Волгоградского государственного университета О.А. Горбань.



Тинина З.П.

Традиции и обрядность духовной культуры народов мира – учебное пособие – Волгоград, Волгоградское научное издательство, 2011. – ___ с.

В учебном пособии освещён историко-культурный и религиозно-философский ракурс религий, рассматриваемый в качестве важного феномена духовного развития человечества.

Прослежены ранние и языческие формы духовной культуры, история, традиции и обрядность национальных религий, основные формы культуры мировых религий и современных религиозных движений, история православной культуры Византии и России.

Исследуемые явления и процессы соотнесены с особенностями политической, духовной жизни, традициями и обрядностью современных народов.

Оглавления и содержание учебного пособия, адресованного студентам и преподавателям, соответствует Государственному образовательному стандарту ОПД.Ф.08 «Религиоведение» специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность».



ББК

ISBN _______________


- Тинина З.П., 2011

- ГОУ ВПО ВГИИК, 2011

- Волгоградское научное издательство, 2011







СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие………….. ………………………………………………… ……………С. 6


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС:


Раздел I. Религия как феномен культуры. Языческая духовная культура

Глава I. Религия - одна из областей культуры ……....................................С. 8

§ 1. Основные концепции происхождения, взаимосвязи религии и культуры

в историографии. Формы духовной культуры ………………………….……… С. 8

§ 2. Роль религиозной культуры в создании «жизненного мира человека»…. .С. 11

§ 3. Религия в социальной и культурной жизни общества ……………………. С. 13

§ 4. Религия и искусство ………………………………………………………… С. 14

Глава II. Традиции и обрядность автохтонных религий Африки, Америки, Океании, Австралии ………………………………….. ………………………………С. 17


§ 1. Самобытность и оригинальность древних африканских

религий …………………………………………………………………………… С. 17

§ 2. Идеалы религиозной культуры майя ………………………………………. С. 19

§ 3. Особенности религиозной культуры ацтеков …………………………….. С. 22

§ 4. Культурная самобытность островов Океании …………………………….. С. 23

§ 5. Система мифов и образ жизни австралийских племён …………………… С. 25

Глава III. Традиции и обрядность духовной культуры

Древнего Египта, Месопотамии и античного мира ……………………….. С.27

§ 1. Божественное представление египтян о земной жизни ……………………С. 27

§ 2. Культы, обряды, праздники Месопотамии ……………………. …………. С. 30

§ 3. Духовная культура Древней Греции ……………………………………….. С. 33

§ 4. Духовная культура Древнего Рима ………………………………………… С. 36

Глава IV. Религиозная культура древних кельтов, германцев, славян …… С. 39

§ 1. Религиозные учения кельтов ………………………………………………. С. 39

§ 2. Духовный мир древних германцев ………………………………………… С. 41

§ 3. Древнеславянская религиозная культура …………………………………. С. 44


Раздел II. Национальные традиции и обрядность религиозной

культуры народов мира


Глава I. Национальные религии Индии ……………………………. ………...С. 52

§ 1. Ведическая религиозная культура ……………………………….............. С. 52

§ 2. Философские книги брахманизма об идее социального

неравенства ……………………………………………………………………... С. 54

§ 3. Джайнизм как политическая религия Индии ……………………………. С. 56

§ 4. Индуизм. Его направления, течения ………………………………………С. 59

§ 5. Сикхизм как самая молодая национальная религия Индии ……. ………С. 62

Глава II. Традиции и обрядность духовной культуры Китая ……………… С. 65

§ 1. Древние свидетельства религиозных верований Китая ………………… С. 66

§ 2. Даосизм как важная категория китайской философии и

культуры ………………………………………………………………. ………..С. 67

§ 3. Религиозно-мировоззренческая система конфуцианства ………………. С. 71

Глава III. Традиции и обрядность японской религии синто ………………. С. 77

§ 1. Формирование синто ……………………………………………………… С. 77

§ 2. Синкретизация …………………………………………………………….. С. 78

§ 3. Тэноизм …………………………………………………………………….. С. 80

§ 4. Влияние синто на японскую культуру …………………………………… С. 81

Глава IV. Иудаизм как религиозная культура одного народа ……………… С. 83

§ 1. Истоки иудаизма …………………………………………………………… С. 83

§ 2. Формирование Танах. Основные идеи иудаизма …………………………С. 86

§ 3. Талмуд и его история создания …………………………………………… С. 88

§ 4. Религиозная практика иудаизма и современность……………………….. С. 89


Раздел III. Духовная культура мировых религий и современность



Глава I. История и культура буддизма …………………………………………. С. 91

§ 1. История рождения буддизма, его ассимиляция с местными

культурами ……………………………………………………………………… С. 91

§ 2. Главный вопрос, идея этико-философского учения буддизма…….......... С. 98

§ 3. Организация жизни в сангхе. Мифология, космология

направления и школы …………………………………………………………. С. 100

§ 4. Буддийская литература. Праздники, ритуалы и обряды

в тибето-монгольском буддизме ………………………………………………С. 103

Глава II. История и культура христианства ……………………..……… ……С. 107

§ 1. Истоки, формы и методы распространения христианского

типа культуры ………………………………………………………………….. С. 108

§ 2. Христианская догматика ортодоксальных и протестантских

церквей в исторической ретроспективе ……………………………………… С. 121

§ 3. Духовное образование, наука, литература, церковный театр…….……. С. 133

§ 4. Христианские праздники, обряды, искусство ……………………………С. 138

Глава III. История, теология и специфика исламской культуры .…………С. 149

§ 1. Истоки и своеобразие религиозной системы ислама …………………… С. 149

§ 2. История формирования ислама ……………………………………………С. 151

§ 3. Течения, школы, столпы ислама …………………………………………. С. 153

§ 4. Феномен истории ислама в России ………………………………………. С. 158

Глава IV. Проблемы современных религиозных движений ……………….. С. 163

§ 1. Фундаментализм, фанатизм и радикализм в современных

религиях …………………………………………………………………………С. 163

§ 2. Социокультурные аспекты межконфессионального диалога ………….. С. 169


ЧАСТЬ ВТОРАЯ.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:


I. Семинары……………………………………………………………………… С. 174

II. Контрольные работы……………………………………………………….. С. 189

III. Контрольные вопросы к зачёту …………………………………………. С. 213

IV. Основная литература к общему курсу …………………………………. С. 215



ПРЕДИСЛОВИЕ


Актуальность проблематики по традициям и обрядности духовной культуры народов мира в контексте изучения дисциплины «Религиоведение» обусловлена возросшими требованиями к специалисту социально-культурной сферы. Ему необходимо свободно ориентироваться и чётко представлять конфессиональные особенности духовной культуры многонационального российского государства, осознавать историко-культурную роль религии в духовном становлении народов мира. Студент специальности «Социально-культурная деятельность» должен иметь целостное представление об истории национальных и мировых духовных культур, об особенностях духовной жизни современных народов, об их религиозной исторической традиции, о влиянии духовной культуры на событийную канву исторического процесса, на менталитет общества, искусство, политику и государственное устройство народов.


Значение традиций и обрядности духовной культуры народов мира при подготовке современного специалиста социально-культурной сферы определяется основными компонентами этой подготовки. К таковым компонентам относятся: 1. способность специалиста критически анализировать события, факты, явления социальной жизни; 2. умение логически мыслить и выражать свои мысли; 3. обладание высоким интеллектуальным потенциалом, в том числе, по духовной культуре, а также широким кругозором теоретических и практических знаний в области религиоведения. Традиции и обрядность духовной культуры народов мира являются неотъемлемой и значительной частью «Религиоведения», основанной на теоретическом и эмпирическом материале. В процессе изучения духовной культуры народов мира студенты учатся логическому мышлению, осваивают точные ориентиры в ментальности, традициях и обрядности духовной культуры того или иного общества, народа, нации. Знания традиций и обрядности духовной культуры помогают специалисту социально-культурной сферы быть современным высококвалифицированным профессионалом в своей деятельности.

В процессе изучения духовной культуры народов мира студенты познакомятся с основным понятийным аппаратом, сущностью, историко-культурным аспектом, формами и ролью духовной культуры в истории народов. Они освоят историографические проблемы по изучению духовной культуры, как феномена народной художественной культуры, познакомятся с современными движениями духовной культуры, с социокультурными аспектами межконфессионального диалога.

В процессе изучения курса студенты должны научиться самостоятельно работать с источниками и литературой по духовной культуре народов мира, обладать навыком стилистически грамотному изложению материала перед аудиторией, анализировать и обобщать собранные и изученные сведения, уметь вырабатывать и отстаивать свою точку зрения на спорные мировоззренческие проблемы, грамотно вести диалог, понимать людей другой духовной культуры, чей образ мысли, духовных традиций, обрядности и действий является иным.

Принципиально важным является стимулирование познавательной активности студентов в области духовной культуры народов мира с помощью различных форм организации учебного процесса (от репродуктивной к продуктивной деятельности).

Исходным принципом изложения материала является строгая объективность, обусловленная конкретным историческим рассмотрением явлений и фактов в области традиций и обрядности духовной культуры.

Существенен принцип изложения проблем на языке толерантности, терпимости, диалога о религиозных и светских составляющих народной культуры в обществе и мире в соответствии со следующими международными правовыми документами: «Всеобщая декларация прав человека» ООН от 10 декабря 1948 г.; «Международный пакт о гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г.; «Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» от 1 августа 1975 г.; «Парижская хартия для новой Европы» от 21 ноября 1990 г.; Конституция России и закон России «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г.























ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

Раздел I. РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ


Религия – одна из областей культуры. Традиции и обрядность автохтонных религий Африки, Америки, Океании, Австралии. Традиции и обрядность духовной культуры Древнего Египта, Месопотамии и античного мира. Религиозная культура древних кельтов, германцев, славян.


Глава I. Религия – одна из областей культуры


Основные концепции происхождения, взаимосвязи религии и культуры в историографии. Формы духовной культуры. Роль религиозной культуры в создании «жизненного мира человека». Религия в социальной и культурной жизни общества. Религия и искусство.


§ 1. Основные концепции происхождения, взаимосвязи религии и культуры в историографии. Формы духовной культуры


Историографические концепции происхождения духовной культуры. Помимо обобщающего понятия «культура» в историографии существует понятие «духовная культура». Сущность «духовной культуры» состоит из мировоззрения, мироощущения, поведения и специфических действий в области народной культуры, основанной на вере в единого Бога или в несколько богов. Одна из концепций происхождения духовной культуры «прамонотеизма», или первобытного монотеизма выдвинута представителями теологических и около церковных кругов. Впервые в сжатом виде эту концепцию сформулировал шотландский литератор и ученый Э. Лэнг (1844-1912 гг.) в книге «Становление религии». В более полной форме она была изложена католическим пастором В. Шмидтом (1868-1954 гг.) в 12 томной работе «Происхождение идеи Бога». Суть теории «прамонотеизма» сводится к тому, что все древние народы изначально веровали в единого Бога-творца.

Противоположной гипотезой является представление о наличии в истории человечества «до религиозного периода», доказываемое многими этнографами, антропологами и другими светскими учёными еще на рубеже XIXXX веков. Они приводили сведения о существовании племен настолько низких в своем культурном развитии, что у них полностью отсутствовали представления и понятия о своей духовности.

Учитывая протяжённость процесса антропогенеза (2, 3 и более миллионов лет) и недостаточную изученность в целом древней истории человечества, разумнее всего осторожно относиться к любым предположениям генезиса религиозной культуры. Следует опираться лишь на известные факты в этой области.

Формы духовной культуры. Известно, что простейшие формы духовной культуры существовали более 40 тысяч лет назад, когда появился «Homo Sapiens» (человек разумный).

В процессе развития религиозного сознания в исторической ретроспективе в человеке изменялись представления о мире, отражавшиеся на его бытовой и трудовой культуре, на специфике его национального характера. Этот процесс осуществлялся через символы и знаки, через эмоциональное и творческое восприятие мира, через постепенно накапливаемые духовные традиции и обрядность. Формирование отношения человека к окружающему миру повлекло за собой осмысление существование Бога, который для древнего человека, скрывался за всем живым и неживым в окружающей его природе.