ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2021
Просмотров: 453
Скачиваний: 1
Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.
Особый правовой режим законодатель предусмотрел в отношении энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий. Издателю этих сборников принадлежит право использования таких изданий, т.е. право использования составных произведений. Исключительные права на произведения, вошедшие составной частью в эти издания, принадлежат их авторам, если данные права не перешли к другим лицам, в том числе к издателю. Таким образом, использование данного сборника возможно при наличии договора с издателем и лицами, которым принадлежит исключительное право на произведения, либо лицами, которым принадлежит право использования (по исключительной лицензии с возможностью предоставления права использования третьим лицам) произведения, вошедшего в это составное произведение.
Аудиовизуальное произведение
Аудиовизуальное произведение - произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.
Согласно ГК РФ аудиовизуальное произведение само является объектом авторских прав, которое, в свою очередь, состоит из других объектов авторских прав, которые либо существовали до создания аудиовизуального произведения, либо создавались специально для аудиовизуального произведения.
К авторам аудиовизуального произведения как единого целого российский законодатель отнес только три категории авторов: режиссера-постановщика; автора сценария; композитора, являющегося автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Другие творцы, принявшие участие в создании аудиовизуального произведения, а также лица, чьи произведения вошли составной частью в аудиовизуальное произведение, но существовали до него, к авторам аудиовизуального произведения не относятся.
Таким образом, у трех категорий лиц возникают авторские права на аудиовизуальное произведение в целом. Кроме того, у этих лиц возникают авторские права на конкретно созданное ими в процессе создания фильма произведение. Так, у композитора, написавшего музыкальное произведение к фильму, возникают авторские права на фильм и авторские права на созданную им к фильму музыку.
У остальных авторов, создавших произведения для аудиовизуального произведения, возникают авторские права только на конкретно созданные ими произведения.
Поскольку аудиовизуальное произведение само как единое целое является объектом авторских прав, при этом состоит из ряда произведений, то изготовителю аудиовизуального произведения (продюсеру) для того, чтобы правомерно использовать аудиовизуальное произведение, необходимо обладать как исключительным правом или правом использования на аудиовизуальное произведение в целом, так и исключительными правами или правом использования на все охраняемые произведения, вошедшие составной частью в аудиовизуальное произведение.
Первоначально исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом возникает у режиссера-постановщика, автора сценария и композитора. Их работа по созданию произведений может выполняться как в рамках исполнения трудового договора, так и в рамках исполнения гражданско-правового договора в зависимости от вида отношений, в которых авторы состоят с изготовителем аудиовизуального произведения. Если режиссер-постановщик состоит в трудовых отношениях с изготовителем аудиовизуального произведения, то аудиовизуальное произведение применительно к режиссеру-постановщику будет являться служебным произведением. Если изготовителем аудиовизуального произведения с одним из авторов аудиовизуального произведения заключается договор для выполнения конкретной работы, для создания произведений к конкретному фильму, то имеет место договор авторского заказа, который является гражданско-правовым.
Таким образом, в первую очередь необходимо правильно определить природу договора, лежащего в основании отношений между изготовителем аудиовизуального произведения и авторами аудиовизуального произведения.
Если все три категории авторов связывает с изготовителем аудиовизуального произведения трудовой договор, то аудиовизуальное произведение в целом является служебным произведением и согласно п. 2 ст. 1295 ГК РФ исключительное право на аудиовизуальное произведение, первоначально возникшее у трех категорий авторов, переходит в силу закона к изготовителю аудиовизуального произведения, если договором между ними и работодателем, в качестве которого выступает изготовитель аудиовизуального произведения, не предусмотрено иное.
Если аудиовизуальное произведение создается в рамках гражданско-правового договора - договора авторского заказа, то отношения между авторами аудиовизуального произведения и изготовителем аудиовизуального произведения, хотя и в недостаточной мере, регулируются положениями ст. 1288 ГК РФ. Следует обратить внимание, что автоматически в силу данного договора исключительное право на аудиовизуальное произведение или право использования аудиовизуального произведения к изготовителю аудиовизуального произведения не переходит, поэтому в данном договоре должно быть обязательно прямо предусмотрено условие или об отчуждении исключительного права на аудиовизуальное произведение в целом или о предоставлении права использования аудиовизуального произведения.
Кроме того, изготовитель аудиовизуального произведения для правомерного использования произведений, вошедших в аудиовизуальное произведение, должен обладать исключительными правами или правом использования произведений в составе аудиовизуального произведения, в том числе и тех произведений, которые созданы авторами аудиовизуального произведения.
Согласно п. 3 ст. 1263 ГК РФ при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения. Другим авторам аудиовизуального произведения такое право не предусмотрено.
Права продюсера на аудиовизуальное произведение носят производный от исключительных прав авторов характер и зависят от типа договора, заключаемого им с авторами. Законодатель закрепляет за продюсером право на указание своего имени или наименования. Данное право является неимущественным правом.
Каждый автор, чье произведение составной частью вошло в аудиовизуальное произведение, сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, если автор заключит с продюсером договор об отчуждении исключительного права на произведение либо это право перешло к другим лицам. В том случае, если еще до создания аудиовизуального произведения автор передал исключительное право на свое произведение другому лицу, продюсер должен будет заключать договор на использование произведения при создании аудиовизуального произведения с этим другим лицом.
Проекты официальных документов, символов и знаков
Право авторства на проект официального документа, в том числе на проект официального перевода такого документа, а также на проект официального символа или знака принадлежит лицу, создавшему соответствующий проект (разработчику).
Разработчик проекта официального документа, символа или знака вправе обнародовать такой проект, если это не запрещено государственным органом, органом местного самоуправления муниципального образования или международной организацией, по заказу которых разработан проект. При опубликовании проекта разработчик вправе указать свое имя.
Проект официального документа, символа или знака может быть использован государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией для подготовки соответствующего официального документа, разработки символа или знака без согласия разработчика, если проект обнародован разработчиком для использования этими органом или организацией либо направлен разработчиком в соответствующий орган или организацию.
При подготовке официального документа, разработке официального символа или знака на основе соответствующего проекта в него могут вноситься дополнения и изменения по усмотрению государственного органа, органа местного самоуправления или международной организации, осуществляющих подготовку официального документа, разработку официального символа или знака.
После официального принятия к рассмотрению проекта государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией проект может использоваться без указания имени разработчика.
Право на имя разработчика прекращается с момента официального принятия к рассмотрению проекта государственным органом, органом местного самоуправления или международной организации.
Лекция 5
Права автора
Право авторства и право автора на имя
Право авторства - право признаваться автором произведения. Право авторства неотделимо от личности автора, действует в течение всей жизни автора и прекращается со смертью автора. После его смерти авторство охраняется как нематериальное благо.
Право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Именно автор решает, как следует указывать его имя: подлинное имя, анонимно или псевдоним при использовании произведения. Когда произведение не используется, право на имя как авторское право не может быть нарушено. Законодатель установил три способа указания имени автора произведения: путем указания подлинного имени, вымышленного имени (псевдонима) или анонимно.
Эти права неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.
При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.
Право авторства и право на имя отнесены к личным неимущественным правам.
Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений
Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).
При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.
Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.
Право на обнародование произведения
Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.
При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.
Следует обратить внимание, что обнародование - это такое действие, которое делает произведение впервые доступным для всеобщего сведения. Кроме того, такое действие должно быть осуществлено с согласия автора, в противном случае действие не может рассматриваться как обнародование произведения.
* Следует не путать понятия обнародование и опубликование. Данные понятия являются пересекающимися. Так, обнародование может быть осуществлено путем опубликования, а может и другими способами, например путем публичного исполнения, сообщения в эфир. Не всякое опубликование является обнародованием, так как произведение может еще до опубликования стать впервые доступным для всеобщего сведения, а следовательно, опубликование уже не будет являться обнародованием.
Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.
Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).
Право на отзыв
Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.