Файл: Глава VIII. Технология Молодежного Досуга.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2021

Просмотров: 353

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нельзя забывать о том, что любая организация живет, взаимодействуя с окружающей ее социально-культурной средой, и поэтому представляет собой открытую систему. Вследствие этого необходимо определить факторы, оказывающие влияние на деятельность организации. Их можно разделить на внешние и внутренние. К внутренним факторам, действующим в молодежной или детской общественной организации, можно отнести социально-психологическую атмосферу коллектива, уровень развития навыков социально-культурного взаимодействия участников общественного объединения, половозрастные, социально-экономические и иные составляющие социально-культурного портрета членов общественного объединения, роль руководителя общественного объединения, программно-методические особенности деятельности организации и реализация в их рамках принципа возвышения потребностей. Внешние факторы социально-культурной среды – особенности взаимодействия с властными структурами (администрациями различных уровней на местах, представителями учреждений культуры, образования, воспитания), совместное с Комитетами по делам молодежи определение приоритетов детской и молодежной политики, потенциальные члены организации (студенты, школьники, рабочая и сельская молодежь), другие молодежные организации, законодательная база деятельности общественных объединений.

После определения внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на деятельность организации, необходимо выделить приоритеты в работе общественного объединения. Это позволит более эффективно использовать в управлении организацией материальные и духовные ресурсы. Важно помнить, что выживает та организация, которая сможет адекватным образом реагировать на внутренние и внешние изменения окружающей среды, поэтому следует разбить обе группы факторов (внешние и внутренние) на те, которые способствуют выполнению основных целей и задач в общественном объединении, и те, которые им препятствуют. Все вышеперечисленные моменты необходимо учитывать при составлении программ общественного объединения.

Особо следует отметить факторы внутренней и внешней субкультуры, способные оказать существенное влияние на процессы эффективной работы организации. В научной литературе считается признанным фактом интегративная функция культуры. Под этим подразумевается ее способность объединять, направлять, а иногда и координировать процессы совместной деятельности, создавать некое ментальное поле, заставлять действовать множество людей как единый организм. Члены общественного объединения приходят в него, будучи уже подвергнуты определенному воздействию, подчас нескольких культур. Помимо той культуры, которая пропагандируется сейчас в рамках официальной культурной политики государства, существует еще, по крайней мере, несколько особых культурных направлений (субкультур). Среди них можно назвать традиционную городскую культуру, народную или сельскую культуру, молодежную субкультуру. Каждое из этих направлений в различной степени оказывает воздействие на подрастающее поколение. Однако в первую очередь, это, конечно, относится к разнообразным направлениям молодежной субкультуры. Приходя в организацию и принося с собой те или иные культурные представления, молодые люди создают в рамках деятельности общественного объединения новые, иногда принципиально отличные от уже существующих культурные стереотипы поведения. Возникает, так называемая, корпоративная культура, появляются новые традиции, обряды и ритуалы. Принципиально важное значение имеет тот факт, принимаются или не принимаются в рамках новой культурной среды основные цели и задачи организации, как определяется ее основная миссия, какие основополагающие ценности принимаются большей частью членов организации. Для этого также необходимо периодически проводить определенные исследования социально-культурной среды внутри организации. По результатам этих исследований все организационные ценности должны быть распределены по степени важности и определены приоритеты. Как показывает опыт, главные организационные ценности должны быть обязательно продекларированы в уставе организации. Подчас, именно на их основе принимаются важнейшие решения в кризисные моменты деятельности объединения. В некоторых организациях введена традиция создания собственной истории организации, в которой фиксируются важнейшие мероприятия, их участники и результаты. Выше уже упоминались специфические обряды, ритуалы и традиции различных организаций. Особо интересными могут быть обряд вступления в организацию, традиция совместно отмечать знаменательные даты в жизни организации, ритуал вступления в должность нового руководителя организации, а также его выборы.


В рамках реализации корпоративной организационной культуры интересно проследить ее знаковые элементы. К ним относятся знаки отличия, элементы одежды, лозунги, плакаты, печатная продукция организации и т.д. Человеческая психология тесно связана со знаково-символическими представлениями и поэтому важно привязывать какой-либо символ к определенной качественной составляющей жизни организации (руки, соединенные в рукопожатии – дружба и коллективизм, весы Фемиды и символическое изображение щита – защита прав и свобод личности).


Вопросы и задания

1. Назвать функции руководителя общественного объединения.

2. Перечислить причины, тормозящие развитие личности.

3. Что необходимо для создания комфортной атмосферы по программе общественного объединения?

4. Дать характеристику организационно-правовым формам общественных объединений.


Список рекомендуемой литературы

1. Гришин В.В., Лушин П.В. Методика психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М., 1990.

2. Григорьева Е.И. Методика и организация самодеятельного творчества и любительских объединений в культурно-просветительной работе. Тамбов, 1988.

3. Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Методика организации детского и юношеского творчества. Тамбов, 1997.

4. Каверин С.Б. Психологическая классификация потребностей // Вопросы психологии. №5. 1987.

5. Каверин С.Б. Психология труда. М., 1998.

6. Кирш Д.В. Социально-культурная деятельность как поле реализации уставных задач детских, юношеских и молодежных общественных объединений // Державинские чтения. №3. Тамбов, 1998.

7. Кирш Д.В. Молодежные общественные объединения – практический способ решения социально-культурных проблем // Женщина – лидер: Социально-экономические и нравственные аспекты. Котовск-Тамбов, 1999.

8. Пиз А. Язык телодвижений, как читать мысли других по их жестам. Нижний Новгород, 1992.

9. Поварницина В.А. Воспитателю о развитии личности ребенка. Курган, 1995.

10. Семья Г.В., БоброваТ.В., Абидоков Ш.М. Как создать общественное объединение учащейся молодежи. М., 1998.




1 Слово «peer» этимологически восходит к лат. «par» – равный, причем в данном случае имеется в виду равенство не только по возрасту, но и по социальному статусу, и по взглядам, ценностям и формам поведения.

157