Файл: Страны Востока для 2 семестра.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2021

Просмотров: 215

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Страны Востока в период колониализма (Новое время)


Колониализм и традиционный Восток

Основное содержание Новой истории Востока — превра­щение многих его стран в колонии и полуколонии Запада, реакция на вторжение европейцев, реформаторское движе­ние и ранние буржуазные революции (Синьхайская, Иран­ская, Младотурецкая).

На Востоке колониализм начался с колониальной торгов­ли. С конца XVIII в. Европа вступает в эпоху промышленного капитализма, соответственно, возникают новые формы ко­лониальной экспансии. На смену торговому колониализму и примитивному внеэкономическому принуждению приходит активная промышленная экспансия и территориальные за­хваты в различных регионах Востока, экономические мето­ды эксплуатации колоний. На Востоке промышленный капи­тализм отсутствует, восточные общества остаются аграрными, традиционными. Восток все больше отстает от Европы. Ев­ропейские ценности начинают навязываться ему силой.


Колониальный раздел мира

Франко-прусская война 1870-1871 гг. завершила эпоху формирования национальных государств в Западной Европе. На континенте установилось относительное политическое рав­новесие. Отныне политическая энергия европейских держав обраща­ется за пределы континента, концентрируясь на разделе еще не поделенных территорий в Африке и Азии. Но при этом народу со старыми колониальными державами (Англией, Францией, частично Россией), в колониальной экспансии начинают принимать участие новые государства Европы — Германия и Италия, а также США и Япония, сделавшие в 60-е гг. XIX в. исторический выбор в пользу политической, социальной и экономической модернизации (в США — война Севера и Юга; в Японии — революция Мэйдзи).

Колониальный раздел мира в конце XIX в. был, прежде всего, разделом Африканского континента. Если в начале 70-х гг. колониальные владения составляли лишь несколько процентов территории Африки, то к началу XX в. он был поделен почти полностью. Суверенными считались два госу­дарства: Эфиопия, сумевшая разгромить в 1896 г. итальян­скую армию, и Либерия, ос­нованная чернокожими выходцами из Америки. Остальная тер­ритория Северной, Тропической и Южной Африки входила в состав европейских колониальных империй.

Самыми обширными были владения Великобритании. В южной и центральной части континента. Колониальная империя Франции по размерам не уступала Британской, но население ее колоний было в несколько раз меньше, а природные ресурсы— беднее. Большинство фран­цузских владений находились в Западной и Экваториальной Африке и немалая часть их территории приходилась на Саха­ру и тро­пические леса. Португалия владела Анголой, Мозамбиком, Португаль­ской Гвинеей. Бель­гия владела Бельгийским Конго (Заир), Италия — Эритреей и Итальянским Сомали, Испания — Испанской Сахарой, Германия — Камеруном, Того и Намибией.


Быстрое экономическое развитие Японии во 2-й половине XIX в. также заставило ее искать новые рынки сбыта продук­ции. Реализацию агрессивной внешней политики Япония начала с борьбы за утверждение своего влияния в Корее, которая не могла противостоять силь­ному противнику. Победа Японии в войне 1894 г. обеспечила ее первыми колониями — Тайвань (Формоза), острова Пэнхуледао. На ру­беже XIX—XX вв. Япония превратилась в одну из самых силь­ных держав.

Усиление Японии не могло не тревожить европейские дер­жавы, имевшие интересы в Азии, в частности, в Китае. Поддержанная Германией и Францией Россия потребовала у Японии возвращения Китаю Порт-Артура. Россия стала главным противником Японии в ее захватнической, колониальной политике. Активизировались США. В конце XIX в. ими были захвачены Филиппи­ны, Пуэрто-Рико, Гуам, Гавайские острова, превращена фактически в колонию Куба.

Таким образом, к концу XIX в. завершился территориаль­ный раздел мира, сложилась колониальная система капита­лизма. Стрем­ление к переделу поделенного мира и сфер влияния, а также внутренние противоречия ведущих государств обусловили рост численности армии и гонки вооружений. С 1869 по 1897 гг. числен­ность вооруженных сил шести великих европейских держав возросла на 40%.


















Британская Индия


Индия была первым государством столь крупного масшта­ба, которое было превращено в колонию.

К 1819 г. Ост-Индская компания установила свой контроль над центральной и южной Индией, в 1849 г. раз­громила армию Пенджаба. Но вмешательство администрации Ост-Индской компании во внутренние дела страны и в веками склады­вавшиеся аграрные отношения (англичане явно не разобрались в реальных и весьма непростых взаимоот­ношениях владельческих и невладельческих слоев в Индии) привело к болезненным конфликтам в стране.

В 1857 г. началось знаменитое восстание сипаев. Ост-Индской компании удалось создать в Индии боеспособное войско из местных жителей под командованием английских офицеров. Индийцев, кото­рые служили в этом войске, называли сипаями. Сипаи из высоких каст болезненно ощущали свое принижен­ное положение в армии по сравнению со служившими англичанами. Непосредственным поводом к восста­нию послужило введение в 1857 г. новых патронов. Они были завернуты в бумагу, пропитанную свиным или говяжьим жи­ром. Обкусывая ее, осквернялись как почитавшие священ­ную корову индусы, так и не употреблявшие свинину мусульмане.

10 мая 1857 г. недалеко от Дели, древней столицы Ин­дии, восстали три полка сипаев. Сипаи провозгласили императором престаре­лого могольского правителя Бахадур-шаха II, доживавшего свои дни на пенсию компании. Целью восстания было воз­вращение Индии к доанглийским порядкам. Восстание дли­лось почти два года и было подавлено англичанами.

Английские колониальные власти вынуждены были изменить свою политику. Ост-Индская компания была ликвидирована. Индия перешла под прямое управление английского правительства, а королева Виктория была провозглашена императрицей Индии. Управ­лять страной должен был вице-король Индии. Сипайские полки были ликвидированы, а число англичан в армии заметно увеличилось. Британская корона обязалась со вниманием от­нестись к существованию в Индии традиционной кастовой системы.


Англичане начинают делать ставку на формирование со­циального слоя индийцев, лояльно настроенных к Англии. Еще в 1835 г. генерал-губернатор Маколей провел реформу образования, смысл которой заключался в том, чтобы начать подготовку кадров колониальной администрации из индий­цев, создать из них «прослойку, индийскую по крови и цвету кожи, но английскую по вкусам, морали и складу ума». В 1857 г. англичане открыли в Индии первые университеты — в Калькутте, Бомбее и Мадрасе. Многие из индийцев получали образование в Англии, в Кембридже и Оксфорде.

В 1861 г. английский парламент принял закон об органи­зации в Индии законосовещательных советов при генерал-гу­бернаторе и губернаторах провинций. Законом оговаривалось, что половина их должна состоять из лиц, не занятых на служ­бе и тем самым не зависящих от администрации. Английский язык стал основным для всей образованной Индии. Англичане активно занимались строительством железных дорог и созданием начальной промышленной инфраструкту­ры — сети банков, предприятий связи, плантаций и т.д., что способствовало возникновению многочисленных национальных промышленных предприятий.

Выразителем ин­тересов индийской интеллектуальной элиты стал создан­ный в 1885 г. Индийский национальный конгресс (ИНК). Со временем он стал знаменем борьбы за демократическую трансформацию традиционной Индии. В начале 1920-х гг. в Индии возникли профсоюзы, была создана Коммунистическая партия Индии. Но идеи ненасилия были тра­диционно гораздо ближе индийцу. Иное дело — действовавший медленно, и умело учитывавший реалии традиционной сис­темы, Индийский Национальный конгресс.

В 1920-е гг. к руководству ИНК пришел Махатма Ганди, чья доктрина, в основе которой лежала идея ненасильствен­ного сопротивления и неповиновения, стала теперь офици­альной идеологией движения («гандизм»). Ганди вводит в практику проведение всеиндийских акций гражданского не­повиновения: бойкот всего английского — товаров, учебных заведений, судов, администрации, выборов. Прохо­дившие кампании непо­виновения сыграли важную роль в сплоче­нии нации, что содействовало превраще­нию ИНК в массовую организацию, с мил­лионами сторонников. Англичане предпринимают ряд шагов по пути предостав­ления Индии ограниченного самоуправления. Принятый в 1919 г. закон пре­доставит индийцам право занимать второстепенные министер­ские посты в системе колониальной администрации.

На протяжении 20-х гг. XX в. при явном поощрении ко­лониальных властей оживилась деятельность Мусульманской лиги. В 1931 г. на конференции в Лондоне лидеры ИНК реши­тельно потребовали самоуправления и статуса доминиона для Индии. В 1932 г. Ганди выступил за предоставление граж­данских прав и представительства индийским «неприкасае­мым» (он начал именовать их хариджанами — «божьими людь­ми»). Тем временем внутри ИНК усилились позиции левого крыла, возглавлявшегося С.Ч. Босом и Д. Неру. В 1936 г. Неру был избран президентом ИНК.


В октябре 1939 г., после начала Второй мировой войны, ИНК пообещал свое сотрудничество с Англией при условии создания в Индии национального пра­вительства и конституционного устройства страны. Однако Мусульманская лига в 1940 г. предложила разделить Индию на два государства, индусское и мусульманское (Па­кистан), и в результате внутренней борьбы лидер левых конгрессистов Бос спровоцировал раскол Конгресса, создав в Бирме прояпонскую «индийскую национальную армию», воевавшую с английскими войсками.

Весной 1946 г. лейбористский кабинет К. Эттли объявил о предоставлении Индии статуса доминиона. В августе 1946 г. Неру сформировал по поручению вице-короля Испол­нительный совет, в который представители Лиги отказались войти. По их призыву в стране начались индо-мусульманские столкновения. Летом 1947 г. англича­нами был предложен план Маунтбеттена, суть которого сво­дилась к разделу Индии на два доминиона. Конгресс и Лига согласились с ним, и осенью 1947 г. он стал законом, при­нятым парламентом. Время Британской Индии закончилось.

Китай


Открытие Китая для европейцев после Первой опиумной войны (1839-1842) и разгрома китайского флота англичана­ми означало вступление огромной империи Цин в новый этап своего существования — в период колониализма. Стране была навязан система неравноправных договоров, предоставлявшая иностранному капиталу торговые, таможенные и прочие льго­ты и привилегии.

Чтобы выплатить контрибуцию, китайское правительство пошло на повышение налогов, основная тяжесть которых при­шлась на крестьян. Недовольство налоговым гнетом и в це­лом властью маньчжуров вылилось в 1850 г. в мощное кре­стьянское восстание, вошедшее в историю как крестьянская война тайпинов.

Вождем тайпинов стал Хун Сюцюанъ (1814-1864). В нача­ле 40-х годов XIX в. в Гуанчжоу он сблизился с христиански­ми европейцами-миссионерами. Из хри­стианства Хун взял, во-первых, идею о высшем едином Боге, чьим пророком он вскоре стал себя воспринимать, во-вто­рых, близкую китайской традиции идею о социальном равен­стве и справедливости, которую он отождествлял с принци­пом «тайпин» (равенство, благоденствие). Отсюда — идея создать государство Тайпин тяньго («Небесное государство ве­ликого благоденствия»).

В 1851 г. восставшие крестьяне захватили юг Китая и объя­вили о создании нового государства. Сам Хун был провоз­глашен императором, а его полководцы получили титулы кня­зей. Два года спустя тайпины захватили Центральный Китай, превратив город Нанкин в свою столицу. Все эти события и явная неспособность маньчжурской династии справиться с движением начинают беспокоить европейские державы, лишь недавно открывшие двери Китая для колониального капита­ла. Осенью 1856 г. англичане высадили войска в Гуанчжоу. Начинается Вторая опиумная война (1856-1860). Китай вновь потерпел поражение, после чего вынужден был открыть еще 5 портов на побережье. В 1864 г. начался штурм Нанкина. Около 100 тыс. человек — жителей города — погибли. Сам Хун по­кончил с собой.


В целом после опиумных войн и помощи со стороны Анг­лии, Франции и США в подавлении восстания тайпинов Китай превратился в полуколонию Запада. Наряду с анг­личанами, свое влияние на Китай стремились распространить и другие державы. В конце века после войны с Китаем Япо­ния захватила остров Тайвань и Ляодунский полуостров в Жел­том море. Франция и Германия активизировали свои усилия на юге Китая. Маньчжурия стала сферой исключительного влияния России. Таким образом, к концу века территория Китая была поделена на сферы влияния между различными державами. Китаю все больше грозили утрата суверенитета и расчленение.

Недовольство «заморскими дьявола­ми», «варварами» становилось все более широким и вылилось в движение против европейских миссионеров.

Ощущая поддержку населения, цинское правительство в конце 1898 г. встало на более жесткие позиции по отноше­нию к иностранцам. Обстановка в Пекине становилась все более накаленной. Иностранные миссии ввели в город вооружен­ные отряды для охраны. Возглавило движение общество «Ихэту-ань» (Отряды справедливости и мира), идеологическая осно­ва которого восходила к даосско-буддийским верованиям, тра­диционным приемам китайского кулачного боя, за что вос­ставшие получили в европейской прессе наименование «боксеров».

Выступления ихэтуаней начались в провинций Шаньдун в 1898 г. и были направлены против немецких миссионеров, солдат и специалистов, намечавших трассу железной дороги. Весной 1900 г. на совеща­нии посланников держав было принято решение направить в Пекин дополнительный контингент войск для охраны мис­сий. 17 июня была захвачена крепость Дагу сводным отрядом иностранных войск, что фактически озна­чало объявление войны.

В подобной ситуации императрица Цыси решила поддер­жать ихэтуаней и дать отпор европейским державам. Императрица от­крыла ворота Пекина перед ихэтуанями, а также ввела в го­род регулярную армию. Вскоре по всей стране началось истребление иностранцев. Великие державы приступили к ответным дей­ствиям. Объединенный отряд войск Англии, США, Герма­нии, Японии, России, Франции, Италии и Австро-Венгрии разбил ихэтуаней и в августе 1900 г. взяли Пекин. С восста­нием было покончено.

Восстание ихэтуаней было последней попыткой сохранить устои традиционного общества. Традиционный Китай оказался слабым не потому, что восставшие были плохо вооружены. Внут­ренняя коррупция и произвол в стране достигли огромных разме­ров. Страну раздирали проти­воречия, верхи страшились невежественных низов и не дове­ряли им, а низы презирали верхи за разло­жение, приспособленчество, готовность сотрудничать с ко­лонизаторами.

20-30-е гг. XX в., несмотря на сотрясавшие Китай внут­ренние войны и раздоры, были временем достаточно быстро­го экономического развития, изменений в образе жизни лю­дей, перемен в сфере образования, куль­туры. Гоминьдановское правительство Чан Кайши центром сво­ей социально-экономической политики сделало дальнейшее укрепление государственного сектора экономики. Оно создало силь­ный механизм государственного планирования экономиче­ского развития. При этом много делалось для поощрения ча­стного предпринимательства.