Файл: Диагностика детей раннего возрастаСмыкова Ирина Табрисовнамбдоу Детский сад14 Чебурашка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диагностика детей раннего возраста
Смыкова Ирина Табрисовна
МБДОУ «Детский сад№14 «Чебурашка»
г. Воркута

Определение термина «Диагностика»
ДИАГНОСТИКА. (от греч. diagnostikos – способный распознавать) –
учение о методах и принципах распознавания и оценки состояния объекта, процесса, явления и постановки диагноза; процесс постановки диагноза. Первоначально понятие «Диагностика» использовалось в медицине.
Педагогическая диагностика – это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения.
Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ребёнка и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Цели и задачи диагностики
Главная цель педагогической диагностики – получить оперативные данные о текущем реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования. Это не столько изучение детей, сколько раскрытие ресурсов образовательной деятельности и эффективности их использования в конкретной дошкольной организации.
Задача педагогическойдиагностики – получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.
Согласно ФГОС ДО, результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут быть использованы исключительно для решения следующих образовательных задач: во-первых, индивидуализации образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); во-вторых, оптимизации работы с группой детей.

Определены целевые ориентиры по
окончанию раннего возраста

Шкала развития Н. Бейли. Многолетние научные исследования Н. Бейли и ее коллег
по университету в Беркли.
Предназначена для обследования детей от двух до тридцати месяцев, выражается в
шкале оценок стандартного показателя QI.
Шкальные оценки составлены с интервалом в полмесяца для детей от 2 до 6 месяцев
и в 1 месяц для детей от 6 до 30 месяцев.
Умственная шкала: сенсорное развитие, память, способность к научению, зачатки словесного общения, элементы абстрактного мышления, обучаемость развития.
Результатом является «индекс умственного развития» (MDI).
Моторная шкала: измеряет уровень мышечной координации и манипулирования ( умение сидеть, стоять, ходить, развитость мелких движений пальцев руки).
Результатом является «индекс психомоторного развития». (PDI).
Запись поведения ребенка отмечает эмоциональные и социальные проявления поведения, объем внимания, настойчивости.
Шкала Н. Бейли полезна для раннего распознавания сенсорных и неврологических
нарушений, эмоциональных расстройств и отрицательного влияния окружающей среды на
развитие ребенка.


« Таблица развития» А.Газелла
Включает показатели нормы по четырем сферам поведенческих проявлений:

Моторика

Язык

Адаптивное поведение

Личностно-социальное поведение.
Основана на стандартизированной процедуре наблюдений за ребенком в обыденной жизни, оценке реакции на игрушки, учете сведений, сообщаемых близкими людьми.
Предназначена для возрастного диапазона от четырех недель до шести лет
Шкала психомоторного развития в раннем детстве. Предложенная О. Брюне и
И. Лезин, разработанная на основе тестов А. Газела.
Содержит 160 заданий, касающихся проявлений поведения ребенка в четырех областях:

Моторика.

Зрительно-моторная координация.

Речевое развитие.

Социальное развитие.
Нормативные критерии расположены в соответствии с возрастными уровнями
(16 уровней). За выполненные задания начисляются баллы по каждой области отдельно. Итоговый показатель отражает «возраст» ребенка и определяется
«коэффициент развития».
Шкала предназначена для исследования детей в возрасте от 1 до 30 месяцев.

«Шкала развития» Д. Лешли.
Она разработала схему наблюдений, которая позволяет составить представление о развитии
ребенка. В карточках Д. Лешли отражены следуюшие сферы развития ребенка:

Физическое развитие (развитие движений, локомоций и моторики);
Общение и развитие речи (внимание ко взрослому, понимание речи);

Социальное развитие и игра (включенность в общение, вокализации, обмен игрушками);

Самостоятельность и независимость (сколько времени в период бодрствования ребенок может занять сам себя);

Особенности поведения ребенка (непоседливость, концентрация внимания, легкость включения в игру).
Особенность процесса наблюдения состоит в регулярности наблюдения по заранее отмеченным временным отрезкам . Полученная информация оценивается сравнением показателей для детей данного возраста и показателями данного ребенка в более ранний период.
Система методических подходов Ж. Пиаже.
Методики Ж. Пиаже не были созданы для целей диагностики, однако послужили основой для создания
шкал.
Шкала И. Ужгирис и Дж. Хант предназначена для детей от 2 недель до 2 лет. Этот возраст
соответствует периоду, который Пиаже называет сенсомоторным и внутри которого он выделяет 6
стадий.
• Шесть тестов нарастающей сложности: от слежения глазами до целенаправленных действий с предметами. Представляет собой закономерную смену периодов и стадий от рождения до взрослости.
• Выявления по данной шкале показывает, что от условий воспитания зависит возраст, в котором ребенок достигнет разных ступеней развития.



Н. М. Щелованов сформулировал принцип, в соответствии с которым готовность функциональных структур мозга , создает возможность появления реакций, а их возникновение обуславливается воспитательным воздействием.

В 40-е годы Н. М. Щеловановым были разработаны «Показатели нервно-
психического развития детей в первый год их жизни». Разработка содержала критерии для оценки уровня нервно-психического развития с 2-х до 13 месяцев.

Данная разработка была дополнена Н. С. Аксариной для детей до 3-х лет.
Центральный институт усовершенствования врачей по материалам Н М.
Щелованова, М. Ю. Кистяковской, Э. Л. Фрухт, Г. В. Гридневой создали
«Методическую разработку» рекомендуемую для использования в домах ребенка или яслях.
В качестве основных показателей нервно-психического развития ребенка первого года
выступали:

Зрительные и слуховые ориентировочные реакции;

Эмоции и социальное поведение;

Движение руки и действия с предметами;

Подготовительные этапы в развитии речи;

Навыки.

Оцениваются следующие линии развития:

Понимание речи и активная речь;

Сенсорное развитие;

Развитие игры и действий с предметами;

Развитие общих движений;

Формирование навыков самостоятельности;

Формирование изобразительной и конструктивной деятельности (третий год жизни).
Оценка уровня развития: первый год – ежемесячно;
Второй год – каждые три месяца;
Третий год – каждое полугодие.
Выделены 4 уровня оценки:
1-ая группа – нормальное развитие;
2-ая группа – первоначальная задержка на один эпикризный срок;
3-я группа – задержка на 2 эпикризных срока;
4-ая группа – глубокая задержка на 3 эпикризных срока и более.

Основывается на разработанной в отечественной психологии концепции психического
развития (Л. С. Выготский, Р. А. Лурия, Н. А. Берштейн, А. Н. Леонтьев, А. В.
Запорожец, Д. Б. Эльконин).
Особенности развития психической активности изучались в связи с формированием

предметно-манипулятивной деятельности и общения.
Для диагностики разработана система показателей (

98 проб и 100 показателей), которая легла в основу анализа нарушения развития психической активности ребенка.

Учитывались реакции: двигательные, сенсорные, эмоциональные, голосовые, действия с предметами и взаимодействие с взрослым.
Для каждой реакции определялись 4 степени:

отсутствие,

намеченность,

несовершенная форма,

совершенная форма

3 степени нарушения (легкая, средняя, тяжелая).


Разработана на основе теоретического и методического подхода школы Л. А.
Венгера.
Представляет серию из 10 методик, направленных на определение уровня умственного
развития детей от 2 до 3 лет и разработана для выявления нарушений умственного
развития детей раннего возраста и разработки методов коррекции.

За основу взято положение о том, что ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, а основным способом усвоения общественного опыта является совместная деятельность со взрослым.

Е. А. Стребелева разработала диагностические ситуации с учетом постепенного возрастания уровня сложности.
Каждое задание оценивается по 4-х бальной шкале.
При оценке учитывается зона ближайшего развития.


В настоящее время зарубежные авторы в процессе разработки и модернизации
Тестов совершенствовали методику их использования, стремясь к большей надежности и объективности результатов. Как отмечает К. М. Гуревич, для большинства современных зарубежных тестов характерен высокий методический уровень, высокая валидность (адекватность и действенность теста), а также репрезентативность выборок, на которых получены стандартные показатели.

В отечественной науке наиболее детально и последовательно показатели, характеризующие развитие младенца, представлены в диагностике нервно –
психического развития детей (Фрухт Е. Л.). Развитие ребенка рассматривают как качественное изменение его интеллектуальных и двигательных умений.
Наряду с другими показателями, оно является отражением уровня биологического созревания ребенка. Нервно – психическое развитие регулируется воспитательными мероприятиями и качеством ухода за ребенком, являясь отражением степени его социализации.

Диагностика в действующих программах
Программа «ДЕТСТВО»
Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель
педагогической диагностики в ДОО определяет использование им
преимущественно
малоформализованных диагностических методов, ведущими среди
которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с
другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми.
В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской
деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.
Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение
:
*
деятельностных умений ребенка;
*
интересов, предпочтений, склонностей ребенка;
*
личностных особенностей ребенка;
*
поведенческих проявлений ребенка;
*
особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;
*
особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.
В Программе указаны принципы, этапы диагностики.


Программа «Радуга»
Проведение педагогической диагностики носит строго
рекомендательный характер.
Авторы-разработчики методического сопровождения включили
рекомендации по проведению педагогической диагностики в
соответствующие методически пособия.
В Программе приводится перечень важных проявлений поведения
ребенка, специфичных для каждой возрастной группы по:
*
художественно-эстетическому развитию,
*
формированию математических представлений.
(остальные, видимо, в пособиях).
(6-8 лет)

*
В целях оптимизации процедуры оценки успешности освоения программы и развития детей,
Программа «Истоки»
предлагает проведение трехуровневой оценки
(мониторинга).
1. Экспресс-оценка
развития детей может проводиться без заполнения специальных бланков и
опирается на интегральные показатели развития ребенка, а также комплексную характеристику
личностного развития ребенка на конец каждого психологического возраста, и сопоставимы с
целевыми ориентирами по своему содержанию. Соотнесение реальных проявлений ребенка в его
поведении и деятельности с этой «идеальной» картиной дает педагогу представление о том,
насколько успешен ребенок в освоении программы.
*
Интегральные показатели развития представлены в
Программе «Истоки»
в конце каждого
психологического возраста
(младенческого, раннего, младшего и старшего дошкольного
возраста
).
2. Проведение педагогической диагностики
(собственно мониторинга) рекомендуется в случаях,
когда воспитатель отмечает несоответствие уровня развития ребенка определенным
интегральным показателям развития. Результаты педагогической диагностики (мониторинга)
ложатся в основу индивидуализации процесса образования, усиления педагогической работы в тех
областях, результаты по которым не соответствует возрастным возможностям ребенка.
3. Психологическая диагностика
развития детей проводится в случаях, когда, несмотря на
педагогическую поддержку ребенка и выстраивание его образовательной траектории, педагогу не
удается достичь оптимальных результатов, либо когда у ребенка наблюдаются определенные
поведенческие отклонения, которые не удается скорректировать в ходе повседневной
педагогической работы с группой.
Показатели указаны на возраст : 3-5 лет, 5-7лет.