Файл: Стаж это сложный юридический факт, который поражает возникновение или изменение права на назначение выплат всех видов пособий, пенсий и т д.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 1.2 - Документы, подтверждающие трудовой стаж

Страховой стаж необходимо подтверждать, если в выписке из лицевого счета застрахованного лица, куда вносятся сведения работодателя при сдаче отчетности в Пенсионный фонд, периоды работы не отражены или отражены не полностью.

Это правило относится к назначению страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности и страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Глава3. Проблемы возникающие при исчислении страхового стажа

3.1. Современные тенденции возникающие при исчислении страхового стажа, проблемы и пути их решения

Проблема исчисления, подтверждения страхового стажа была и остается значимой, многоаспектной проблемой, исследуемой ради решения множество задач научно-практического характера, важнейшие из которых обусловлены потребностями общества и конституционно закреплены.

Министерство здравоохранения и социального развития Приказом от 06.02.2007 N 91 (зарегистрирован в Минюсте России 14.03.2007 N 9103) утвердило Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам.

На первый взгляд новые Правила достаточно сложные. Однако в большинстве случаев определить страховой стаж не труднее, чем исчислить непрерывный трудовой стаж, применявшийся для оплаты листков нетрудоспособности до 2007 г. И лишь при определении страхового стажа некоторых работников могут возникнуть трудности и потребность в дополнительных документах.

8Все перечисленные периоды (дни, месяцы, годы) сотрудник кадровой службы предприятия должен сложить, для того чтобы определить общую продолжительность страхового стажа работника и размер (процент от среднего заработка) оплаты листка нетрудоспособности. Однако без дополнительных доказательств в данном случае не обойтись.

Перечисление платежей на социальное страхование за время иной деятельности необходимо подтвердить:

- за период до 01.01.1991 - документами финансовых органов или справками архивов;

- с 01.01.1991 по 31.12.2000 - документами отделений и филиалов ФСС РФ;

- после 01.01.2001 - документами колхоза, производственного кооператива или иной организации (физического лица) об уплате налогов за застрахованное лицо;


- после 01.01.2003 (по платежам, установленным Федеральным законом N 190-ФЗ) - документами территориальных органов ФСС РФ.

Круг проблем, связанных со стажем, не исчерпывается вопросами морально-этическими и значительно шире сферы личных интересов людей. Если рассмотреть шире, то обнаружим проблемы:

- демографические (отрицательная динамика рождаемости населения по отношению к старению) представлена 3 основными моментами. Во-первых, это общее сокращение населения. Во-вторых, негативным демографическим моментом является также общая невысокая продолжительность жизни россиян. В меньшей степени это касается женщин, но в гораздо большей – мужчин. Таким образом, невысокая (особенно для мужчин) продолжительность жизни снижает возможности для проведения параметрических реформ пенсионной системы, в частности – возможности повышения пенсионного возраста. Третьим фактором выступает явление старения нации. Сущность этой тенденции является увеличение в государстве доли лиц старше трудоспособного возраста, являющихся пенсионерами, и снижение доли молодёжи, которая входит в группу налогоплательщиков пенсионных взносов.

- экономические (безработица, инфляция, различные финансовые риски), которые появились и усилились в период после распада СССР, также серьёзным образом влияют на характер и качество проводимой в России политики в области пенсионного обеспечения. Эти проблемы были связаны, в основном, со снижением общего объёма общественного производства, так как соответственно уменьшался и уровень оплаты труда рабочих и служащих, уменьшалась их заработная плата. Она перестала быть основным источником средств к существованию занятых в экономике людей.

На основании вышесказанного, очевидно, что проблемы эти государственные, а значит, и подход к их решению должен быть комплексным, с учётом перспективы. Пока что данная система, хоть и с известными трудностями, но справляется со своими задачами. Одна со временем выполнять взятые на себя обязательства ей будет всё сложнее.

Результатом осмысления нынешних и прогнозируемых проблем в исчислении и подтверждении страхового стажа явилась постановка следующих задач, решение которых необходимо как для повышения эффективности пенсионной системы на нынешнем этапе, так и для обеспечения ее справедливости, эффективности и финансовой стабильности в будущем:

1) адаптация системы подтверждения страхового стажа к изменяющимся экономическим условиям и обеспечение ее стабильности и устойчивости на основе развития государственного и негосударственного (дополнительного) пенсионного страхования и бюджетного финансирования;



2) последовательное укрепление и развитие в пенсионной системе принципов, посредством которых исключаются какие-либо преимущества для отдельных слоев или групп застрахованных за счет других (пенсия должна быть отражением финансового вклада в пенсионную систему вне зависимости от того, кем и где застрахованный работал);

3) рационализация и оптимизация условий и норм исчисления страхового стажа на основе перераспределения и улучшения использования имеющихся средств;

4) введение механизмов, стимулирующих "зарабатывание" пенсии и обеспечивающих гарантии ее получения.

Выделим следующие задачи на пути совершенствования страхового стажа:

· обеспечение устойчивого финансового положения как существующей распределительной системы;

· создание для участников рынка труда системы мотивации регулярной уплаты взносов в пенсионную систему;

· сокращение в существующей государственной системе количества искажений и дискриминационных практик, которые выливаются в развитие серого рынка труда, высокую безработицу;

· обеспечение реального равенства возможностей для представителей различных поколений, социальных, половых и профессиональных групп, упразднение механизмов перераспределения в пользу более обеспеченных групп населения;

· нейтрализация политических рисков, связанных с выдачей определенным группам высоких гарантий, которые фактически не обеспечены ресурсами.

Таким образом, страховой стаж не только регламентирует существование правоотношений по пенсионному обеспечению, но и позволяет определить объем и периодичность предоставления пенсионных выплат или иных социальных услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, следует сделать выводы о проделанной работе. Сегодня Россия переживает неблагоприятный, с экономической точки зрения, период для успешных преобразований пенсионной системы. В отличие от стран Восточной и Центральной Европы ей пока не удалось остановить глубочайшего спада производства, который одновременно является одним из главных экономических факторов кризиса пенсионной системы. К сожалению, не единственным. Это неблагоприятно отражается на системе социального обеспечения в целом, но особенно на такой ее составляющей, как пенсионная система.

Однако главная причина, по которой существующая пенсионная система не удовлетворяет общество, заключается в другом.

Несмотря на то, что правительство провозгласило дальнейшее реформирование пенсионной системы на основе принципов страхования, на деле окончательно разрушается еще существующая страховая пенсионная система.


Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации должно быть основано на принципах социального страхования.

Страховой стаж очень важный правовой инструмент в системе пенсионного страхования. Его роль и значение будут беспрерывно возрастать.

Появление легального определения страхового стажа в действующем законодательстве, а также те правовые последствия, которые влечет появление такого элемента в системе социального обеспечения, позволяют с уверенностью говорить о том, что традиционная классификация видов трудового стажа, существующая в науке права социального обеспечения, дополнена новым видом трудового стажа - страховым. В связи с переходом к назначению страховых пенсий на основе системы персонифицированного учета, институт общего трудового стажа по всей видимости утратит свое юридическое значение в ныне существующем виде.

По замыслу реформы пенсия должна складываться из двух частей. Первая - базовая, которая гарантируется государством всем в одинаковом размере, и величина которой должна быть приближена к прожиточному минимуму пенсионера.

Вторая - дифференцированная, размер которой напрямую зависит от объема средств, внесенных в пенсионную систему каждым конкретным человеком. Взносы на вторую часть пенсии по накопительной пенсионной схеме в размере 50 % от всех пенсионных отчислений пойдут в обязательном порядке не в Пенсионный фонд, а в государственный бюджет.

Таким образом, государство получает в свое распоряжение огромные финансовые ресурсы, объем которых с каждым годом будет возрастать. Роль Пенсионного фонда как самостоятельной внебюджетной кредитно-финансовой системы в конечном итоге будет абсолютно устранена.

Такую систему нельзя назвать страховой ни с какой натяжкой.

Еще одной, не менее важной проблемой, связанной с появлением легального определения страхового стажа, стала проблема включения в него периодов, не связанных с уплатой пенсионных взносов (учеба, служба в армии по призыву и др.), а точнее исключение их из этого стажа.

Таким образом, страховой стаж по своему содержанию существенно отличается от общего. В страховой стаж не учитываются многие периоды, имеющие юридическое значение при определении общего трудового стажа.

Учитывая, что содержание страхового трудового стажа резко сузилось в связи с исключением из него указанных периодов, размер пенсии понижается, поскольку понижается стажевый коэффициент пенсионера.

На наш взгляд, исключать из страхового стажа те периоды, с которыми законодатель связывал ранее право на пенсию, ни в коем случае нельзя, поскольку пенсионная система в этом случае неизбежно утрачивает свою социальную природу.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОРЧНИКОВ

Нормативно правовые акты.

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет - портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 04.07.2020 в «Российской газете» от 04.06.2020 г. №144

  2. Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. 30.04.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru от 30.12.2013, "Российская газета" № 296 от 31.12.2013;

  3. Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. 22.12.2020) // Парламентская газета" № 238-239 от 20.12.2001, "Российская газета" № 247 от 20.12.2001.

  4. Закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. 22.12.2020) // "Ведомости СНД РФ и ВС РФ" от 04.03.1993 № 9 ст. 328.

Интернет – ресурсы:

1.https://ria.ru/20210414/pensiya-1728291687.html

2.https://www.kp.ru/putevoditel/lichnye-finansy/pensiya-za-vyslugu-let/

3.https://moluch.ru/archive/298/67522/

4.https://mil.ru/fea/soc/discharg.htm

5.https://www.kdelo.ru/art/384775-pensiya-za-vyslugu-let-18-m11

6.https://43.xn--b1aew.xn--p1ai/document/850872

1 статья 3 пункт 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"(ФЗ-165)

2 статья 3 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ФЗ-400)

3 Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)

4 ч. 2 ст. 8 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О страховых пенсиях"

5 ст.8 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О страховых пенсиях"

6 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О страховых пенсиях"

7 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О страховых пенсиях"

8 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О страховых пенсиях"