Файл: Педагогика и просвещение Правильная ссылка на статью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педагогика и просвещение Правильная ссылка на статью:
Гущин АН. — Опыт анализа цифрового следа студента в LMS Moodle // Педагогика и просвещение. – 2022. – № 1. DOI: 10.7256/2454-0676.2022.1.35514 URL: Опыт анализа цифрового следа студента в LMS Moodle
Гущин Александр Николаевич кандидат физико-математических наук Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный архитектурно-художественный университет. Кафедра
Градостроительства и ландшафтной архитектуры. Доцент, кандидат физ.-мат.наук.
620075, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 23 Статья из рубрики "Новые методики и технологии Дата направления статьи в редакцию:
15-04-2021
Аннотация: Опыт анализа цифрового следа студента в системе управления обучением M S) Moodle. Анализ цифрового следа производится враках курса "Управление проектом. Курс по управлению проектом является актуальным курсом для будущих студентов архитектурных специальностей, в связи требованиями профессионального стандарта. Источником данных послужили отзывы студентов о курсе, а также данные анкеты. Анкета заполняется слушателями в обязательном порядке. Вопросы анкеты представляют собой вопросы постпроектного анализа от методики разработки проектов SF (Microsoft Frame W ork Solutions). В отличии от анкеты, отзыв о курсе оставляется пожеланию, содержание отзывов ничем не регламентировано. К основному выводу проведенного исследования можно отнести вывод о том, что анализ цифрового следа позволяет выделить и определить те навыки, умения и тот опыт, который получают слушатели при прохождении курса. Таким образом анализ цифрового следа служит независимым подтверждением правильности решения о том, какие компетенции должен формировать курс. Также анализ цифрового следа позволяет сделать вывод о том,
формирует ли учебный курс те умения и навыки, которые требуются профессиональными стандартами поданной специальности. Самостоятельную ценность представляет методика анализа цифрового следа, продемонстрированная в настоящем исследовании.
Ключевые слова цифровой след, электронное обучение, контент-анализ, электронный учебный курс, управление проектом, компетенции курса, образовательные стандарты,
анализ смысла, учебный контент, информационные ресурсы
10.7256/2454-0676.2022.1.35514
Педагогика и просвещение, 2022 - 1 155


Введение
П ереход к электронному обучению и применению дистанционных технологий поставил по-новому не только задачу обучения, но и по-новому поставил задачу анализа образовательных результатов, введя в обиход понятие цифрового следа обучаемого.
Н аличие новых возможностей позволило ставить и новые задачи. Так А . АС тепаненко,
А В . Ф ещенко утверждают, что анализ цифрового следа позволяет выявлять сильных студентов, слабых и студентов, проявивших высокий уровень интеллектуального развития и высокий уровень личностной мотивации
[14]
. Т .М.Шамсутдинова использует цифровой след как средство создания и управления индивидуальной траекторией обучения. МС. В оробьева и Д . С . Л обунцов использую цифровой след для проектирования образовательных результатов студента В данной статье автор сосредоточится на результатах анализа цифрового следа обучаемых, формируемых входе изучения конкретной дисциплины. Необходимость сужения проблемы до уровня конкретной дисциплины обусловлена как отсутствием необходимого интегрированного количества междисциплинарных данных, таки практики подобного анализа. В качестве конкретной дисциплины будем использовать курс по управлению проектами, читаемый для магистрантов всего потока специальности
«А рхитектура», направление 07.03.04 "Градостроительство"
[16]
. Тем не менее, будет показано, что полученные результаты допускают широкие обобщения. В частности, могут использоваться для проверки соответствия формируемых в курсе компетенций требованиям профессиональных и государственных образовательных стандартов. В
учебном процессе формирование компетенций традиционно проводится «сверху»:
пишется учебный план, компетенции, которые учебный план формирует, фонд оценочных средств для оценки сформированности компетенций. Затем все переходит "вниз на уровень конкретной дисциплины.
В зятая в качестве примера дисциплина - "Управление проектом" естественным образом подразумевает формирование управленческих компетенций. Потребность в изучении того, как формируются компетенции управленца ощущается все сильнее. Так квалификационный справочник характерик должностей определяет общие требования к руководителям соотвествующего профиля. А профессиональный стандарта р хите кто р а
[10]
конкретизирует требования в виде обобщённой трудовой функции
«Р уководство процессом архитектурно-строительного проектирования объектов и работ,
связанных с реализацией объектов капитального строительства. В выпущенном недавно
С тандарте комплексного развития территорий
[13]
, состоящем из 10 книг, 2 книги посвящены проектному управлению, что говорит о важности управленческой деятельности. В теоретическом плане деятельность архитектора как менеджера и руководителя проектов осмыслена в монографии В.Этенко Курс "Управление проектом" подготовлен в электронном виде. Слушателям его можно проходить либо полностью дистанционно, либо в режиме смешанного обучения.
«С мешанное обучение – модель, построенная на основе интеграции и взаимного дополнения технологий традиционного и электронного обучения, предполагающая замещение части традиционных учебных занятий различными видами учебного взаимодействия в электронной среде
[4]
. Именно благодаря, тому, что курс подготовлен в электронном виде, появилась возможность собирать и обрабатывать отзывы
10.7256/2454-0676.2022.1.35514
Педагогика и просвещение, 2022 - 1 156

слушателей – анализировать цифровой след.
Методы
С остав цифрового следа. Цифровой след – это данные об образовательной,
профессиональной или иной деятельности человека, представленные в электронной форме. Цифровой след студента вовремя изучения курса складывается из двух частей обязательной и дополнительной. К обязательной части относятся материалы всех выполняемых в курсе заданий, к дополнительной - любые материалы, непосредственно не требуемые дидактикой курса. И если на основе обязательных материалов преподаватель ставит общую оценку за курс, то дополнительные (необязательные)
материалы не используются и их не стремятся вводить в курс.
В случае курса "Управление проектом" в состав дополнительных материалов входят отзывы слушателей о курсе и анкета. Отзывы слушателей собирались после окончания курса в режиме свободного отбора, чтобы избежать предвзятости в выставлении оценок.
В о время завершения курса слушатели по собственному желанию пишут общий отзыв о курсе в целом, а также в обязательном порядке заполняют анкету с четырьмя вопросами Приобретенные навыки, Приобретенный опыт, Пригодится в будущем»,
«С ледует избегать в будущем. Состав вопросов взят из рекомендаций по послепроектному анализу проектов методики M SF от компании Микрософт
[2]
. Вопросы от компании Микрософт были выбраны на том основании, что, во-первых, проектное управление является универсальной дисциплиной, во-вторых, опыт данной компании в области проектной деятельности неоспорим. По сути представленные вопросы являются универсальными и подходят для любого курса.
А нкетирование студентов также широко используется как инструмент самооценки ВУЗа, для оценки удовлетворенности студентов
[5]
, для оптимизации учебного процесса для оптимизации самостоятельной работы студентов
[3]
. Далее, для анализа собранных анкет использовались следующие методы контент-анализ эмоциональной окрашенности текстов СТ итчер, М.Майер, Р В одак, Е.В еттер
[12]
, частотный анализ, смысловой анализ текстов по методике «Истоки-результаты-решения»
[7]
Результаты
Анализ отзывов
В начале был определен общая эмоциональная окраска текстов отзывов. Общее количество слов с отрицательной коннотацией 10%. Общее количество слов с положительной коннотацией 17%. Общее количество существительных, глаголов и прилагательных поте. отзывы имеют сбалансированный характер и подтверждает непредвзятый характер оценок, данных слушателями.
Д алее использовался смысловой контент-анализ для анализа отзывов слушателей о курсе. Поскольку многие слушатели в отзывах упоминали электронный курс как инновационную форму обучения, был произведен контент-анализ той части отзывов,
который касался электронного обучения. К онтент-анализ производился путем выделения общих смысловых единиц. Всего было обработано 24 анкеты. Большинство студентов –
18 человек – положительно оценивают дистанционные образовательные технологии. На рисунке 1 представлены преимущества, которые слушатели видят в данной форме обучения.
10.7256/2454-0676.2022.1.35514
Педагогика и просвещение, 2022 - 1 157

Рисунок 1. Отношение слушателей к электронным учебным курсами дистанционным образовательным технологиям.
К ак видим, для подавляющего большинства слушателей, положительно воспринимающих дистанционные технологии, самой привлекательной чертой является возможность распоряжаться своим временем. Что, несомненно, является одной из важнейших управленческих компетенций. Следующей по привлекательности чертой является возможность просматривать работы одногруппников, что обусловлено недостатками очного процесса проектирования, построенного на индивидуальных консультациях с преподавателем. Здесь надо отдать должное разработчикам системы управления обучением (L M S) Moodle, положившим в основу своей разработки принципы социального ко нс трукцио низ ма
[1]
. Из оставшейся выборки трое слушателей не высказали свое мнение, четверо высказали отрицательное отношение к дистанционным технологиям.
О сновных причин отрицательного отношения две недостаток живого общения, в том числе с преподавателем, недостаток практических навыков, которые получены входе обучения.
Д алее был выполнен частотный анализ отзывов. Результаты частотного анализа приведены в таблице Таблица 1. Результаты частотного анализа (без учета вспомогательных слови предлогов)
Слово
Ч астота (%)
курс
0,015
было
0,012
очень
0,009
обучения
0,007
Д алее был определен эмоциональный контекст отношения к слову курс. Для этого были выписаны все предложения сданным словом и определены эпитеты, которые сопровождали данное слово. При этом отзывы с разными степени сравнения попадали в одну категорию. Например, понравился, очень понравился и понравился в целом».
В категорию прочего вошли предложения, не содержащие суждений собственно о курсе,
например, также понравилось, что курс шёл одновременно с проектом, который мы сейчас выполняем».
10.7256/2454-0676.2022.1.35514
Педагогика и просвещение, 2022 - 1 158
Рисунок 2. Отношение студентов к пройденному курсу
С ледующее по частоте употребления слово обучение часть употребляется в сочетании
«форма обучения, формат обучения. В целом отношение к формам обучения коррелирует стем содержанием, которое оказано на рисунке 1, те отношение в целом благоприятное.
Анализ анкет
Д алее приведем результаты анализа анкету слушателей. На рисунке 3 показаны сводные данные по результатам обработки анкеты с вопросом Приобретенные навыки».
Р исунок 3. Распределение ответов студентов на вопрос анкеты о приобретенных навыках.
И з представленной диаграммы видно, что ответы слушателей о приобретенных навыках носят более разнообразный характер – всего 9 различных типов ответов. Наибольшее количество голосов набрал ответ о личностных навыках, куда вошли формулировки типа:
рационализм, прагматичность, навыки грамотно излагать свои мысли и т.п.
Д алее проанализируем вопрос анкеты построектного анализа Приобретенный опыт».
Сводные результаты анализа анкеты показаны на рисунке Педагогика и просвещение, 2022 - 1 159

Рисунок. Распределение ответов студентов на вопрос анкеты о приобретенном опыте
Н а рисунке 3 видно, что разнообразие ответов о приобретённом опыте меньше – всего выделено 6 смысловых единиц. Основным приобретенным опытом является опыт организации работ. Следующим по важности приобретенным опытом назван опыт планирования.
С ледующий вопрос для анализа – ответы студентов на вопрос Пригодится в будущем».
Н а рисунке 5 представлены сводные результаты ответов студентов на поставленный вопрос анкеты. Взгляд студентов на то, что пригодится им в будущем еще более единодушен свыше 50% отметили опыт руководства как то, что пригодится им в будущем. Остальные ответы выражены значительно менее интенсивно.
Рисунок 5. Распределение ответов слушателей на вопрос анкеты о том,
что пригодится им в будущем.
П оследний пункт анализа – анализ ответов на вопрос анкеты Следует избегать в будущем. На рисунке 6 представлены результаты ответов на вопрос анкеты.
10.7256/2454-0676.2022.1.35514
Педагогика и просвещение, 2022 - 1 160
Рисунок 6. Распределение ответов слушателей на вопрос анкеты о том,
что пригодится им в будущем.
Н аибольший вес набрал ответ о прокрастинации (обобщенная формулировка автора следующий по важности ответ – ответ о необходимости избегать поспешных решений.
О тветам дается следующая содержательная трактовка ответы о необходимости избегать проктастинации и поспешных решений прекрасно корреспондируют с ответами на вопросы о приобретенных навыках и подчеркивают приобретенное слушателями понимание необходимости своевременных управленческих решений. Интересен также ответ о том, что надо избегать проблем, связанных с установкой программ. Он связан стем, что входе обучения студентам предлагалось скачать бесплатную демоверсию программы M S P roject с оригинального сайта. Видимо, входе выполнения данного задания возникали затруднения, связанные и низкой культурой использования программного обеспечения.
О бсуждение
Д ля удобства обсуждения сводные итоги ответов студентов приведены в таблице Ответы сгруппированы по темам.
Таблица 1. Сводные данные по ответам студентов
Деятельность
Приобретенные навыки
Приобретенный опыт
Пригодится в будущем Следует избегать
Руководство
Руководства
О пыт руководства
О рганизация работ
О рганизации коллективной работы
Комплексное видения проекта
О пыт планирования
Прокрастинации
Стратегического мышления и
планирования
О пыт организации работ
О пыт работы в команде
Поспешных решений
О пыт планирования
О пыт создания системы мотивации
О пыт разработки документов в
10.7256/2454-0676.2022.1.35514
Педагогика и просвещение, 2022 - 1 161