Файл: Аутистического спектраОсобенности психического развития детей с расстройствами аутистического спектра.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности психического развития детей с расстройствами
аутистического спектра»
«Особенности психического развития детей с расстройствами
аутистического спектра»
Педагог-психолог ГБУ РХ Центр «Радость»
Поддубская Екатерина Евгеньевна
аутистического спектра»
«Особенности психического развития детей с расстройствами
аутистического спектра»
Педагог-психолог ГБУ РХ Центр «Радость»
Поддубская Екатерина Евгеньевна
Есть дети, живущие в своем собственном мире и не желающие ничего знать о нашем – дети «аутисты»
«
Аутизм» – явная необщительность, стремление уйти от контактов, действительности с фиксацией на внутреннем мире эффективных переживаний. При этом контактность при аутизме может быть разной степени выраженности от полной отрешенности от окружающего до трудностей в организации общения и взаимодействия – это нарушение, вызванное сочетанием двух условий нарушение активного взаимодействия со средой и снижение порогов аффективного и сенсорного комфорта (особая сенсорная ранимость по отношению к звуку, свету, запахам, прикосновениям, приводящие к длительной фиксации неприятных впечатлений, к страхам, запретам, ограничениям в контактах с миром ОС. Никольская, К.С. Лебединская, ЕР. Баенская, ММ. Либлинг и др – это нарушение развития. Дефект в системе отвечающей за восприятие внешних стимулов, заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие Темпл Грэндин)
*******
… - это форма искаженного психического развития, при котором наблюдается сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных функций, приводящее кряду качественно новых патологических образований (В.В.
Лебединский)
*******
…- это неспецифические нарушения развития, характеризующиеся ранним (до 30 месяцев) проявлением неконтактности, нарушением речевого развития с эхолалией, причудливым поведением в виде неприятия изменений окружающего, либо неадекватной привязанности к неодушевлённым предметам при отсутствии бреда и галлюцинаций (DSM-III-R)
«
Аутизм» – явная необщительность, стремление уйти от контактов, действительности с фиксацией на внутреннем мире эффективных переживаний. При этом контактность при аутизме может быть разной степени выраженности от полной отрешенности от окружающего до трудностей в организации общения и взаимодействия – это нарушение, вызванное сочетанием двух условий нарушение активного взаимодействия со средой и снижение порогов аффективного и сенсорного комфорта (особая сенсорная ранимость по отношению к звуку, свету, запахам, прикосновениям, приводящие к длительной фиксации неприятных впечатлений, к страхам, запретам, ограничениям в контактах с миром ОС. Никольская, К.С. Лебединская, ЕР. Баенская, ММ. Либлинг и др – это нарушение развития. Дефект в системе отвечающей за восприятие внешних стимулов, заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие Темпл Грэндин)
*******
… - это форма искаженного психического развития, при котором наблюдается сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных функций, приводящее кряду качественно новых патологических образований (В.В.
Лебединский)
*******
…- это неспецифические нарушения развития, характеризующиеся ранним (до 30 месяцев) проявлением неконтактности, нарушением речевого развития с эхолалией, причудливым поведением в виде неприятия изменений окружающего, либо неадекватной привязанности к неодушевлённым предметам при отсутствии бреда и галлюцинаций (DSM-III-R)
Частота встречаемости:
3-6 на 10 000 детей (детский аутизм) или не более чем 0,1% от детского населения,
21-26 на 10 000 детей – аутистические черты,
у мальчиков встречается в 3-4 раза чаще, чему девочек.
Сочетание: аутизм и нарушения зрения – аутизм и нарушения слуха – аутизм и синдромальные состояния – Интеллектуальные нарушения при аутизме % случаев наблюдается умственная отсталость,
20 % - легкая интеллектуальная недостаточность (ЗПР),
20 % - показатели развития интеллекта в диапазоне возрастной нормы
3-6 на 10 000 детей (детский аутизм) или не более чем 0,1% от детского населения,
21-26 на 10 000 детей – аутистические черты,
у мальчиков встречается в 3-4 раза чаще, чему девочек.
Сочетание: аутизм и нарушения зрения – аутизм и нарушения слуха – аутизм и синдромальные состояния – Интеллектуальные нарушения при аутизме % случаев наблюдается умственная отсталость,
20 % - легкая интеллектуальная недостаточность (ЗПР),
20 % - показатели развития интеллекта в диапазоне возрастной нормы
История изучения дети с проявлениями аутизма
История изучения дети с проявлениями аутизма
Термин аутизм от греческого «autos» – сам) был введен швейцарским психиатром, основоположником учения о шизофрении О́йгеном
Блёйлером вначале ХХ века. Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя
Основоположник учения о раннем детском аутизме
(РДА) американский психиатр Л. Каннер
(1943 г. Он выделил аутизм как отдельную проблему, как расстройство аффективного общения, появляющееся уже в раннем детском возрасте и описал первые клинические случаи.
РДА также называют синдром Каннера.
История изучения дети с проявлениями аутизма
Термин аутизм от греческого «autos» – сам) был введен швейцарским психиатром, основоположником учения о шизофрении О́йгеном
Блёйлером вначале ХХ века. Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя
Основоположник учения о раннем детском аутизме
(РДА) американский психиатр Л. Каннер
(1943 г. Он выделил аутизм как отдельную проблему, как расстройство аффективного общения, появляющееся уже в раннем детском возрасте и описал первые клинические случаи.
РДА также называют синдром Каннера.
Варианты синдрома раннего детского аутизма также были описаны независимо друг от друга Х. Аспергером (1944 г) ив отечественной дефектологии Мнухиным С.С. (1947 г) Х. Аспергер
Мнухин С.С.
Мнухин С.С.
К. С. Лебединская
В 1978 году К.С. Лебединская создает при НИИ Дефектологии первую в нашей стране группу специалистов, осуществляющую комплексную медико- психолого-педагогическую помощь детям с аутизмом.
Под ее руководством начинаются научные разработки проблемы изучения и оказания помощи детям с аутизмом, создается оригинальная концепция понимания закономерностей этой особой линии развития, подходы к ее коррекции.
В 1980 г. в Москве при РАО
ИКП открыта лаборатория
О.С. Никольской (которая функционирует под ее руководством до сих пор, где впервые применена педагогическая коррекция аутизма, разработана классификация РДА.
В настоящее время лаборатория является одной из ведущих отечественных научно- исследовательских организаций, изучающих и разрабатывающих проблемы психолого- педагогического выявления и сопровождения детей с аутизмом
О.С. Никольская
В 1978 году К.С. Лебединская создает при НИИ Дефектологии первую в нашей стране группу специалистов, осуществляющую комплексную медико- психолого-педагогическую помощь детям с аутизмом.
Под ее руководством начинаются научные разработки проблемы изучения и оказания помощи детям с аутизмом, создается оригинальная концепция понимания закономерностей этой особой линии развития, подходы к ее коррекции.
В 1980 г. в Москве при РАО
ИКП открыта лаборатория
О.С. Никольской (которая функционирует под ее руководством до сих пор, где впервые применена педагогическая коррекция аутизма, разработана классификация РДА.
В настоящее время лаборатория является одной из ведущих отечественных научно- исследовательских организаций, изучающих и разрабатывающих проблемы психолого- педагогического выявления и сопровождения детей с аутизмом
О.С. Никольская
Сейчас значительно расширено понятие детский аутизм, особое внимание обращают на себя проявления аутистических черт при иных нозологических формах. Используется более широкое понятие расстройства
аутистического спектра (РАС Расстройство аутистического спектра РАС) — общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими актами. Центральными дефицитами у людей с расстройством аутистического спектра являются навыки разделённого (то есть согласованного с партнёром по общению) внимания и реципрокности (взаимности) во взаимодействии
аутистического спектра (РАС Расстройство аутистического спектра РАС) — общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими актами. Центральными дефицитами у людей с расстройством аутистического спектра являются навыки разделённого (то есть согласованного с партнёром по общению) внимания и реципрокности (взаимности) во взаимодействии
По Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10)
к общим расстройствам развития относятся F84- первазивные расстройства психического развития F84.0 - детский аутизм F84.1 - атипичный аутизм F84.2 - синдром Ретта
• F84.3 - другие дезинтегративные расстройства детского возраста F84.4 - гиперактивное расстройство
• F84.5 - синдром Аспергера
МКБ-10
к общим расстройствам развития относятся F84- первазивные расстройства психического развития F84.0 - детский аутизм F84.1 - атипичный аутизм F84.2 - синдром Ретта
• F84.3 - другие дезинтегративные расстройства детского возраста F84.4 - гиперактивное расстройство
• F84.5 - синдром Аспергера
МКБ-10
Синдром раннего детского аутизма, синдром РДА, синдром
Лео
Каннера
— нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей и подростков Ребёнок испытывает трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром. Проблемным становится выражение собственных эмоциональных состояний и понимание других людей. Даже с близкими людьми ребёнок испытывает сложности в налаживании эмоциональных связей, нов большей степени аутизм проявляет себя в общении с посторонними Стереотипичность в поведении. Ребёнку свойственна поглощённость однообразными действиями раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки. Ребёнок старается избежать каких-либо нововведений в его жизненный порядок и таким образом активно этому сопротивляется Характерная задержка и нарушение речевого развития, а именное коммуникативных функций. Зачастую проявляется в виде мутизма
. Детям с РДА свойственны эхолалии
, неправильное использование личных местоимений ребёнок называет себя на ты, она, он Раннее проявление вышеперечисленных расстройств до 2,5 лет
Лео
Каннера
— нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей и подростков Ребёнок испытывает трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром. Проблемным становится выражение собственных эмоциональных состояний и понимание других людей. Даже с близкими людьми ребёнок испытывает сложности в налаживании эмоциональных связей, нов большей степени аутизм проявляет себя в общении с посторонними Стереотипичность в поведении. Ребёнку свойственна поглощённость однообразными действиями раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки. Ребёнок старается избежать каких-либо нововведений в его жизненный порядок и таким образом активно этому сопротивляется Характерная задержка и нарушение речевого развития, а именное коммуникативных функций. Зачастую проявляется в виде мутизма
. Детям с РДА свойственны эхолалии
, неправильное использование личных местоимений ребёнок называет себя на ты, она, он Раннее проявление вышеперечисленных расстройств до 2,5 лет
Классификация раннего детского аутизма по К.С. Лебединской, ОС. Никольской
Классификация раннего детского аутизма по К.С. Лебединской, ОС. Никольской группа – полная отрешенность от происходящего группа – активное отвержение группа – захваченность
аутистическими интересами группа - чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия Дети с наиболее глубокой патологией, которая проявляется в стремлении ребенка исключить любые точек соприкосновения с окружающим миром. Невозможно организовать ребенка поймать взгляд, добиться ответной улыбки, услышать жалобу, просьбу, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения - полная отрешенность от происходящего вокруг. Очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов.
Преобладает полевое поведение, при попытке удержать его может возникнуть крик, самоогрессия, которые прекращаются как только ребенка оставляют в покое.
В речи они мутичны, не используют жесты, мимику, выразительные движения.
Эта группа имеет наихудший прогноз и нуждается в постоянном уходе.
Поведение более целенаправленное. Активность в контактах в первую очередь проявляется в развитии избирательных отношений с окружающим миром. Дети общаются с ограниченным кругом людей, проявляют повышенную избирательность веде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведёт к сильной аффективной реакции.
Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий, любая попытка изменения которых вызывает у ребенка ужас и вызывает защитные реакции в виде аутоагрессии (самоаграссии) или генерализованной агрессии ( направленной на другого человека).
Детям данной группы более чем другим свойственно испытывать чувство страха.
В речи преобладают речевые штампы, команды, эхолалии.
Способен к накоплению и усвоению знаний только в готовом виде, ноне могут их использовать в жизни.
Несмотря на всю тяжесть различных проявлений эти дети гораздо более адаптированы для жизни, чем дети предыдущей группы.
Дети стараются укрыться от окр. мира в своих интересах, их занятия проявляются в стереотипной форме и не носят познавательного характера.
Увлечения носят цикличный характер ребёнок может годами разговаривать на одну и туже тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер. Отмечается экстремальная конфликтность, , проявляется в вербальной агрессии
(изощрённые рассуждения о том, что он сделает со своими врагами, оскорбления и т.д.)
Более высокий уровень развития речи, но это мнологическая речь ненаправленная на собеседника. Речь подчеркнуто взрослая, с цитатами, использованием сложных фраз.
В целом создает впечатление высокоинтеллектуального ребенка, своей речью, интересам к схемам, шифрам, графикам, сложными необычным областям знаний. Но активное мышление направленное на освоение нового не развивается, в быту они крайне не приспособлены, не привлекаются к тем видам деятельности, в которых чувствуют себя не успешными.
Наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основная черта - повышенная ранимость, уязвимость при взаимодействии с окружающими. Избегание отношений, если ребёнок чувствует какую-либо преграду чувствительность к чужой оценке.
самая легкая форма. Чувствительны к перемене обстановки, лучше себя чувствуют в стабильных условиях. Стараются буквально следовать известным им правилам, делать все в точности как его учили взрослые. Такие дети экстремально зависят от эмоциональной поддержки взрослого.
На первый план выступают неврозоподобные расстройства, что проявляется в тормозимости, робости, пугливости при контактах.
Речь замедлена, бедна, аграмматична, не улавливает инструкции. Дети могут быть подготовлены к обучению в массовой школе при адекватной психологической коррекции
Классификация раннего детского аутизма по К.С. Лебединской, ОС. Никольской группа – полная отрешенность от происходящего группа – активное отвержение группа – захваченность
аутистическими интересами группа - чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия Дети с наиболее глубокой патологией, которая проявляется в стремлении ребенка исключить любые точек соприкосновения с окружающим миром. Невозможно организовать ребенка поймать взгляд, добиться ответной улыбки, услышать жалобу, просьбу, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения - полная отрешенность от происходящего вокруг. Очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов.
Преобладает полевое поведение, при попытке удержать его может возникнуть крик, самоогрессия, которые прекращаются как только ребенка оставляют в покое.
В речи они мутичны, не используют жесты, мимику, выразительные движения.
Эта группа имеет наихудший прогноз и нуждается в постоянном уходе.
Поведение более целенаправленное. Активность в контактах в первую очередь проявляется в развитии избирательных отношений с окружающим миром. Дети общаются с ограниченным кругом людей, проявляют повышенную избирательность веде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведёт к сильной аффективной реакции.
Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий, любая попытка изменения которых вызывает у ребенка ужас и вызывает защитные реакции в виде аутоагрессии (самоаграссии) или генерализованной агрессии ( направленной на другого человека).
Детям данной группы более чем другим свойственно испытывать чувство страха.
В речи преобладают речевые штампы, команды, эхолалии.
Способен к накоплению и усвоению знаний только в готовом виде, ноне могут их использовать в жизни.
Несмотря на всю тяжесть различных проявлений эти дети гораздо более адаптированы для жизни, чем дети предыдущей группы.
Дети стараются укрыться от окр. мира в своих интересах, их занятия проявляются в стереотипной форме и не носят познавательного характера.
Увлечения носят цикличный характер ребёнок может годами разговаривать на одну и туже тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер. Отмечается экстремальная конфликтность, , проявляется в вербальной агрессии
(изощрённые рассуждения о том, что он сделает со своими врагами, оскорбления и т.д.)
Более высокий уровень развития речи, но это мнологическая речь ненаправленная на собеседника. Речь подчеркнуто взрослая, с цитатами, использованием сложных фраз.
В целом создает впечатление высокоинтеллектуального ребенка, своей речью, интересам к схемам, шифрам, графикам, сложными необычным областям знаний. Но активное мышление направленное на освоение нового не развивается, в быту они крайне не приспособлены, не привлекаются к тем видам деятельности, в которых чувствуют себя не успешными.
Наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основная черта - повышенная ранимость, уязвимость при взаимодействии с окружающими. Избегание отношений, если ребёнок чувствует какую-либо преграду чувствительность к чужой оценке.
самая легкая форма. Чувствительны к перемене обстановки, лучше себя чувствуют в стабильных условиях. Стараются буквально следовать известным им правилам, делать все в точности как его учили взрослые. Такие дети экстремально зависят от эмоциональной поддержки взрослого.
На первый план выступают неврозоподобные расстройства, что проявляется в тормозимости, робости, пугливости при контактах.
Речь замедлена, бедна, аграмматична, не улавливает инструкции. Дети могут быть подготовлены к обучению в массовой школе при адекватной психологической коррекции
В чем отличие РДА (Раннего Детского Аутизма) от РАС Расстройства Аутистического спектра При расстройстве аутистического спектра часто наблюдается снижение потребности в общении и эмоциональной сферы в целом, недостаточная сформированность когнитивных умений и навыков (уровень сложности игр ниже, чему сверстников, регулярное "застревание" на некоторых действиях, которые не наделены каким то смыслом. При РДА имеет место быть, помимо вышеперечисленного, более глубокое недоразвитие высших психических функций и характеризуется его тотальным недоразвитием. В процессе развития такого ребенка наблюдается неравномерность формирования психического развития
Особенности детей с РДА
Особенности детей с РДА
нарушение в использовании многообразных невербальных способов поведения и взаимодействия отсутствие или трудности зрительного контакта, неспособность развития отношений со сверстниками, отсутствие спонтанного поиска обмена интересами, радостью или достижениями бегающий взгляд, взгляд мимо, непереносимость взгляда в глаза. Хорошо развито периферическое зрение от ребенка очень трудно спрятать необходимый ему предмет (видит затылком слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия (аффективная блокада) или наоборот – симбиоз (тесная связь) с матерью неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы, повышенная ранимость при контакте с другими людьми. Нередко таких детей считают агрессивными хватают за волосы, толкают как куклу, не замечают других, когда бегут, врезаются в них
отсутствует реакция на слуховые и зрительные раздражители, он как бы не слышит, нов тоже время чувствительны к слабым раздражителям (тиканье часов, капанье воды, шум бытовых приборов, звуки фортепиано. Болезненная реакция на обычный звук, цвет, свет, прикосновение большое количество разнообразных страхов. аутизм как таковой, приводящий к предельному экстремальному одиночеству ребенка и качественному нарушению в социальном взаимодействии
2. качественное нарушение коммуникации – речь (вербальные и невербальные средства) не использует в коммуникативных целях
• Трудности с восприятием (интерпретацией) сенсорной
информации могут повлиять на то, как мы себя чувствуем,
как мы думаем, как ведем себя или как реагируем на
окружение.
Люди с РАС могут воспринимать и перерабатывать
сенсорную информацию качественно иначе, нежели
нейротипичные люди.
Обычные раздражители - зрительные, слуховые,
тактильные и т.д. - могут вызывать необычные
ощущения, приятные и неприятные.
Сенсорные особенности детей с РАС
• Особенности восприятия строго индивидуальны.
Почему важно учитывать сенсорные особенности
детей с РАС когда человек находится в комфортных условиях, он
может работать эффективнее и при этом не
испытывать негативных эмоций в процессе работы важно исключить неприятные ощущения для ребенка предоставить возможность получать те ощущения,
которые ему приятны и помогают сохранять хорошее
состояние для учебы
Сенсорные особенности детей с РАС
• Трудности с восприятием (интерпретацией) сенсорной
информации могут повлиять на то, как мы себя чувствуем,
как мы думаем, как ведем себя или как реагируем на
окружение.
Люди с РАС могут воспринимать и перерабатывать
сенсорную информацию качественно иначе, нежели
нейротипичные люди.
Обычные раздражители - зрительные, слуховые,
тактильные и т.д. - могут вызывать необычные
ощущения, приятные и неприятные.
Сенсорные особенности детей с РАС
• Получение приятных сенсорных ощущений является
для ребенка с РАС механизмом саморегуляции получение приятных ощущений для ребенка с РАС
чаще всего стоит выше общественных норм и
правил
• это неконтролируемое поведение, которое
физиологически необходимо прерывание сенсорного поведения может
вызвать у ребенка панику или истерику
Сенсорные особенности детей с РАС
• Знаки Слух- высокая чувствительность – уровень восприятия шума повышен, легко пугается от шума, становится беспокойным, если предвидит, что будет шумно и др низкая чувствительность - ребенок получает удовольствие от очень громких звуков, не в состоянии различать обращенные к нему сигналы, реплики Зрение
- чрезмерно чувствительное зрение - ребенок не
переносит яркий свет/освещение, предпочитает
затемненные пространства, отвлекается на визуальную информацию недостаточная чувствительность - требуется больше
визуальной информации
Вкус/запах
- чрезмерная чувствительность - ребенок не любит всесильное на вкус, любит пресное, мягкое, чрезмерно реагирует на новые запахи недостаточная чувствительность – пытается съесть/жевать несъедобные предметы, предпочитает твердые, хрустящие продукты
Сенсорные особенности детей с РАС
• Тактильные ощущения
- чрезмерная
чувствительность - ребенок нервничает от
прикосновений, избегает прикосновений, тянет в рот
предметы и др недостаточная тактильная чувствительность ребенок хватает предметы слишком сильно, иногда
слишком близко подходит к другими др Движение- чрезмерная чувствительность - ребенок не
выносит вращение или прыгание, легко испытывает
головокружение или вообще не испытывает его, не
выносит оживленные места и др недостаточная чувствительность
- ребенок
“врезается” в других или в предметы слишком близко
подходит к другими др.
Сенсорные особенности детей с РАС
Особенности детей с РДА
нарушение в использовании многообразных невербальных способов поведения и взаимодействия отсутствие или трудности зрительного контакта, неспособность развития отношений со сверстниками, отсутствие спонтанного поиска обмена интересами, радостью или достижениями бегающий взгляд, взгляд мимо, непереносимость взгляда в глаза. Хорошо развито периферическое зрение от ребенка очень трудно спрятать необходимый ему предмет (видит затылком слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия (аффективная блокада) или наоборот – симбиоз (тесная связь) с матерью неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы, повышенная ранимость при контакте с другими людьми. Нередко таких детей считают агрессивными хватают за волосы, толкают как куклу, не замечают других, когда бегут, врезаются в них
отсутствует реакция на слуховые и зрительные раздражители, он как бы не слышит, нов тоже время чувствительны к слабым раздражителям (тиканье часов, капанье воды, шум бытовых приборов, звуки фортепиано. Болезненная реакция на обычный звук, цвет, свет, прикосновение большое количество разнообразных страхов. аутизм как таковой, приводящий к предельному экстремальному одиночеству ребенка и качественному нарушению в социальном взаимодействии
2. качественное нарушение коммуникации – речь (вербальные и невербальные средства) не использует в коммуникативных целях
Проявляется в ограниченной способностью к гибкому взаимодействию со средой, возможностью приспособиться только к устойчивым формам жизни. Чтобы поднять жизненный тонус и заглушить дискомфорт дети используют аутостимуляции, а при попытке включить, вовлечь ребенка во взаимодействие, заметно возрастают тревоги, неуверенность, напряжение, появляется аутоагрессия или генерализованная агрессия. ограниченные, повторяющееся и стереотипные формы поведения, интересов, деятельности - стериотипии
• Трудности с восприятием (интерпретацией) сенсорной
информации могут повлиять на то, как мы себя чувствуем,
как мы думаем, как ведем себя или как реагируем на
окружение.
Люди с РАС могут воспринимать и перерабатывать
сенсорную информацию качественно иначе, нежели
нейротипичные люди.
Обычные раздражители - зрительные, слуховые,
тактильные и т.д. - могут вызывать необычные
ощущения, приятные и неприятные.
Сенсорные особенности детей с РАС
• Особенности восприятия строго индивидуальны.
Почему важно учитывать сенсорные особенности
детей с РАС когда человек находится в комфортных условиях, он
может работать эффективнее и при этом не
испытывать негативных эмоций в процессе работы важно исключить неприятные ощущения для ребенка предоставить возможность получать те ощущения,
которые ему приятны и помогают сохранять хорошее
состояние для учебы
Сенсорные особенности детей с РАС
• Трудности с восприятием (интерпретацией) сенсорной
информации могут повлиять на то, как мы себя чувствуем,
как мы думаем, как ведем себя или как реагируем на
окружение.
Люди с РАС могут воспринимать и перерабатывать
сенсорную информацию качественно иначе, нежели
нейротипичные люди.
Обычные раздражители - зрительные, слуховые,
тактильные и т.д. - могут вызывать необычные
ощущения, приятные и неприятные.
Сенсорные особенности детей с РАС
• Получение приятных сенсорных ощущений является
для ребенка с РАС механизмом саморегуляции получение приятных ощущений для ребенка с РАС
чаще всего стоит выше общественных норм и
правил
• это неконтролируемое поведение, которое
физиологически необходимо прерывание сенсорного поведения может
вызвать у ребенка панику или истерику
Сенсорные особенности детей с РАС
• Знаки Слух- высокая чувствительность – уровень восприятия шума повышен, легко пугается от шума, становится беспокойным, если предвидит, что будет шумно и др низкая чувствительность - ребенок получает удовольствие от очень громких звуков, не в состоянии различать обращенные к нему сигналы, реплики Зрение
- чрезмерно чувствительное зрение - ребенок не
переносит яркий свет/освещение, предпочитает
затемненные пространства, отвлекается на визуальную информацию недостаточная чувствительность - требуется больше
визуальной информации
Вкус/запах
- чрезмерная чувствительность - ребенок не любит всесильное на вкус, любит пресное, мягкое, чрезмерно реагирует на новые запахи недостаточная чувствительность – пытается съесть/жевать несъедобные предметы, предпочитает твердые, хрустящие продукты
Сенсорные особенности детей с РАС
• Тактильные ощущения
- чрезмерная
чувствительность - ребенок нервничает от
прикосновений, избегает прикосновений, тянет в рот
предметы и др недостаточная тактильная чувствительность ребенок хватает предметы слишком сильно, иногда
слишком близко подходит к другими др Движение- чрезмерная чувствительность - ребенок не
выносит вращение или прыгание, легко испытывает
головокружение или вообще не испытывает его, не
выносит оживленные места и др недостаточная чувствительность
- ребенок
“врезается” в других или в предметы слишком близко
подходит к другими др.
Сенсорные особенности детей с РАС
Основные направления психокоррекционной работы с детьми с РАС
Основные направления психокоррекционной работы с детьми с РАС
Ориентация ребенка во внешний мир;
Обучение его простым навыкам контакта;
Обучение ребенка более сложным формам поведения;
Развитие самосознания и личности ребенка;
Обучение родителей приемам коррекционной работы с детьми
Основные направления психокоррекционной работы с детьми с РАС
Ориентация ребенка во внешний мир;
Обучение его простым навыкам контакта;
Обучение ребенка более сложным формам поведения;
Развитие самосознания и личности ребенка;
Обучение родителей приемам коррекционной работы с детьми
Основные задачи психологической коррекции детей с РАС
Основные задачи психологической коррекции детей с РАС
Преодоление негативизма приобщении и установлении контакта с ребенком;
Одалживание эмоционального контакта ребенка с близкими и окружающими;
Смягчение характерного для ребенка с РАС сенсорного и эмоционального дискомфорта и аффективных проблем;
Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми;
Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения;
Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и др.);
Стимуляция подражания и речевой активности;
Организация целенаправленного взаимодействия педагога с ребенком в процессе доступной ему игры;
Обучение родителей приемам коррекционного взаимодействия, налаживанию специального эмоционального стимулирующего режима
Основные задачи психологической коррекции детей с РАС
Преодоление негативизма приобщении и установлении контакта с ребенком;
Одалживание эмоционального контакта ребенка с близкими и окружающими;
Смягчение характерного для ребенка с РАС сенсорного и эмоционального дискомфорта и аффективных проблем;
Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми;
Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения;
Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и др.);
Стимуляция подражания и речевой активности;
Организация целенаправленного взаимодействия педагога с ребенком в процессе доступной ему игры;
Обучение родителей приемам коррекционного взаимодействия, налаживанию специального эмоционального стимулирующего режима
Список литературы
•
Никольская ОС, Баенская ЕР, Либлинг ММ, Костин И.А., Веденина МЮ, Аршатский А.В., Аршатская ОС. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М Теревинф, 2005, Никольская ОС, Баенская ЕР, Либлинг ММ. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М, Никольская ОС. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. М.2000,
•
Детский аутизм. Хрестоматия. Сост. Л.М. Шипицына. – СПб., 1997,
•
Лебединская К.С., Никольская ОС. Диагностика раннего детского аутизма начальные проявления. – М.,1991,
•
Лебединская К.С., Райская ММ, Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М, 1988,
•
Лебединский В.В., Никольская ОС. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М, Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /Лебединский В.В., Никольская ОС, Баенская ЕР, Либлинг ММ. – 1990,
•
Баенская ЕР. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Дефектология. - 1995. - № 5. - С. 76-83.
•
Баенская ЕР. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Альманах ИКП РАО. - 2001. - № 3.
•
Веденина МЮ, Окунева ОН. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение // Дефектология. - 1997. - № 3. - С. 15-20.
•
Гилберг К, Питерс Т. Аутизм медицинские и педагогические аспекты. - СПб.: ИСПиП, 1998.
•
Дольто Ф. Исцеление аутистов // На стороне ребенка. - СПб: Петербург - XXI век, 1997.
•
Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. - М, 2003.
•
Либлинг ММ. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка // Дефектология. - 1996. - № 3. - С. Методические рекомендации по организации работы центров помощи детям с РДА. Письмо Министерство Образования РФ от 24 мая 2002 г Морозов С.А., Морозова Т.И. Мир за стеклянной стеной // Материнство. - 1997. - №№ 1 - 6, Победить аутизм. Метод семьи Кауфман / Сост. Н.Л. Холмогорова. - М Центр лечебной педагогики, 2005. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом (начало) // Дефектология. - 1997. - №4. - С. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом (продолжение) // Дефектология. - 1998. - №1. - С. 69-80.
•
Сатмари П. Дети с аутизмом. СПб., Питер, 2005. 224 с
•
Никольская ОС, Баенская ЕР, Либлинг ММ, Костин И.А., Веденина МЮ, Аршатский А.В., Аршатская ОС. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М Теревинф, 2005, Никольская ОС, Баенская ЕР, Либлинг ММ. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М, Никольская ОС. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. М.2000,
•
Детский аутизм. Хрестоматия. Сост. Л.М. Шипицына. – СПб., 1997,
•
Лебединская К.С., Никольская ОС. Диагностика раннего детского аутизма начальные проявления. – М.,1991,
•
Лебединская К.С., Райская ММ, Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М, 1988,
•
Лебединский В.В., Никольская ОС. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М, Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /Лебединский В.В., Никольская ОС, Баенская ЕР, Либлинг ММ. – 1990,
•
Баенская ЕР. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Дефектология. - 1995. - № 5. - С. 76-83.
•
Баенская ЕР. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Альманах ИКП РАО. - 2001. - № 3.
•
Веденина МЮ, Окунева ОН. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение // Дефектология. - 1997. - № 3. - С. 15-20.
•
Гилберг К, Питерс Т. Аутизм медицинские и педагогические аспекты. - СПб.: ИСПиП, 1998.
•
Дольто Ф. Исцеление аутистов // На стороне ребенка. - СПб: Петербург - XXI век, 1997.
•
Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. - М, 2003.
•
Либлинг ММ. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка // Дефектология. - 1996. - № 3. - С. Методические рекомендации по организации работы центров помощи детям с РДА. Письмо Министерство Образования РФ от 24 мая 2002 г Морозов С.А., Морозова Т.И. Мир за стеклянной стеной // Материнство. - 1997. - №№ 1 - 6, Победить аутизм. Метод семьи Кауфман / Сост. Н.Л. Холмогорова. - М Центр лечебной педагогики, 2005. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом (начало) // Дефектология. - 1997. - №4. - С. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом (продолжение) // Дефектология. - 1998. - №1. - С. 69-80.
•
Сатмари П. Дети с аутизмом. СПб., Питер, 2005. 224 с
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ