Файл: Профилактика травматизма и профзаболеваний на основе проведения поведенческого аудита.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.4 Порядок составления отчета и анализа результатов
поведенческого аудита безопасности
Программа ПАБ предполагает обязательную обработку данных и анализ результатов аудита. Анализ результатов аудита является ключевым вкладом в совершенствование СУОТ.
Аудитор составляет отчет по проведению ПАБ, после разговора с руководителем подразделения (начальником части, начальником караула), ответственным за данное подразделение.
Фиксация пунктов в отчете ПАБ:
- дата проведения аудита, ФИО аудиторов, пожарное подразделение;
- количество сотрудников, наблюдаемых во время аудита;
- общая продолжительность;
- немедленные и долгосрочные корректирующие действия с указанием сроков и ответственных за исправление.
На бланке «Категории наблюдения», представленного в таблице А1
(Приложение А), фиксируются отметки о нарушениях (да/нет) и необходимость разработки мероприятий по устранению нарушений.
На бланке «Наблюдаемые опасные условия, опасные действия», фиксируется информация по условиям производственной среды и действиям работника.
Таблица 6 - Наблюдаемые опасные условия, опасные действия
Вид нарушения да нет
Опасные условия ОУ
-
-
Опасные действия ОД
-
-
Тема беседы
-
Номер регистрации
-
Дата
-
Аудиторы
Ф.И.О.
Подпись

33
Работник, проводящий аудит, в электронном виде формирует сведения о предложениях работников, показателей безопасности, тенденции их изменения, эффективности корректирующих мер.
В третьем разделе рассмотрена процедура и программа проведения поведенческого аудита, описание этапов проведения, основные аспекты организации. Программа ПАБ позволяет выявлять причины допуска ошибок со стороны персонала, оценить степень подготовки персонала, а также скорректировать поведение с учетом деятельности предприятия, должностных обязанностей.
Анализ аудита подразумевает составление мероприятий, необходимых для повышения уровня безопасности, снижение травматизма, исключения ситуаций, противоречащих безопасному выполнению работ.

34
4 Охрана труда
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий труда возлагаются на работодателя [24]. Работодатель, обеспечивает создание системы управления охраной труда требования к которой определяются межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда.
Систему управления охраной труда. Общие требования», ГОСТ 12.0.007-
2009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке применению, оценке и совершенствованию»,
ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-
2007», ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Система стандартов безопасности труда.
Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования», приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.0.2021 № 776н
«Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда».
СУОТ является составной частью системы управления хозяйственной деятельностью
ООО
«ВИУР», обеспечивающей управление профессиональными рисками, связанными с производственной деятельностью работников.
Созданию СУОТ предшествует исходный анализ, который включает:
- определение перечня законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, которыми должны руководствоваться работники Общества;
- риски и опасности, вытекающие из характера и условий производственной деятельности;
- определение мер безопасности, применяемых в Обществе для обеспечения охраны труда, и установление их адекватности имеющимся производственным опасностям.


35
4.1 Основные элементы СУОТ
Основные элементы СОУТ:
- политика, организация, планирование и осуществление мероприятий по охране труда;
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, соблюдение требований, действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, информирование сотрудников;
На предприятии разрабатываются и распространяются локальные нормативные акты по управлению охраной труда, включая: инструкции по охране труда, регламенты, положения [20].
Подготовка мероприятий по охране труда:
- информирование работников о вводе в действие новых законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, содержащих требования охраны труда, обязательные для выполнения;
- осуществляется идентификация производственных опасностей, оценка, регулирование и контроль профессиональных рисков;
- составляется перечень профессий и видов работ, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда, а также перечень работ, выполняемых по наряду-допуску;
- разрабатывается план мероприятий по оздоровлению и улучшению условий труда.
Оценка деятельности системы: методы и процедуры проверки, контроля и оценки состояния охраны труда, и порядок их проведения оформляется приказом; расследование травматизма и разработка мероприятий по профилактике причин, его вызывающих, проводится в соответствии со статьей 227-231 ТК РФ и Положения «Об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

36
4.2 Обучение по охране труда и проверка знаний требований
охраны труда работников
В соответствии с законодательством Российской Федерации работники должны быть обучены в течение первого месяца при поступлении на работу и периодически - в процессе работы.
Работники рабочих профессий проходят проверку знаний требований охраны труда перед допуском к работе, а затем повторно - не реже одного раза в год.
Руководящие работники и специалисты, ответственные за обеспечение охраны труда непосредственно при выполнении конкретных работ на рабочих местах проходят проверку знаний по охране труда - не реже одного раза в три года [16].
Должностные лица, ответственные за организацию обеспечения охраны труда, проходят проверку знаний по охране труда по охране труда - не реже одного раза в 3 года.
Внеочередная проверка знаний по охране труда руководящих работников и специалистов, ответственных за обеспечение охраны труда проводится независимо от срока предыдущей проверки в следующих случаях
[16]:
- при введении в действие новых законодательных и иных нормативных актов, содержащих требования по охране труда;
- при назначении или переводе на другую работу;
- при перерыве в данной должности более одного года;
- по требованию государственных органов управления охраной труда и надзора за охраной труда;
- после аварий с человеческими жертвами, групповых несчастных случаев с тяжелым исходом.
Для проведения проверки знаний по охране труда руководящих работников и специалистов приказом по Обществу формируется постоянно


37 действующие комиссии. Комиссия состоит из председателя, секретаря и членов комиссии.
Результаты проверки знаний регистрируются в протоколе под подпись обучаемого.
Лицам, впервые прошедшим проверку знаний по охране труда, выдаются удостоверения. Проходившим проверку знаний повторно, делается отметка в удостоверении о прохождении проверки знаний за подписью председателя комиссии.
Проверкой знаний можно определить знание законов и нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда и промышленной безопасности. Состав этих документов определяется руководством предприятия.
При проведении проверки знаний группы комплектуются с учетом специальности и квалификации работников.

38
4.3 Порядок и нормы обеспечения работников специальной
одеждой,
специальной
обувью
и
другими
средствами
индивидуальной защиты
В соответствии со статьей 221 ТК РФ работника, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнениями, обеспечиваются за счет работодателя, сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты согласно с «Нормами бесплатной выдачи [13].
Работодатель обязан обеспечить химическую чистку и стирку специальной одежды и специальной обуви, пришедшие в негодность до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника. Выдача и списание СИЗ фиксируется в личной карточке сотрудника, с указанием степени износа.
Нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств установлены на основании
Приказа
Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 года № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и
(или) обезвреживающих средств и Правил обеспечения работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» и во исполнение ст.
221 ТК РФ [24].
Приобретение смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется за счет средств работодателя. Выдача фиксируется под подпись в личной карточке учета выдачи.

39
4.4 Процедура прохождения предварительных и периодических
осмотров
Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, регламентируются действующим законодательством ТК РФ и приказами Министерства здравоохранения РФ, а также непосредственно договорами с медицинскими организациями.
Медицинские осмотры работников организуются за счет средств предприятия ООО «ВИУР. При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении рекомендаций по результатам обследований, работодатель не должен допускать работников к выполнению ими трудовых обязанностей [8].
Медицинские осмотры проводятся в соответствии с Приказом
Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 ТК РФ, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» [17].
Цель осмотров - соблюдение действующего законодательства, сохранения здоровья, работоспособности и трудового долголетия, посредством динамического наблюдения за состоянием их здоровья, определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы, выявление ранних признаков профессиональных, профессионально обусловленных и общих заболеваний и своевременной эффективной их реабилитации.
Порядок проведения процедуры осмотров представлен на рисунке 8.


40
Приказ № 29н от
28.01.2021г.
Подготовка и порядок
планирования процедуры
проведения МО
Инициатор (Отдел ОТ)
Приказ о проведении МО
Предварительные МО с учетом
профессиональной
принадлежности и выполняемых
работ
Руководители структурных
подразделений
Медицинская комиссия
Периодические МО с учетом
профессиональной
принадлежности и выполняемых
работ
Руководители структурных
подразделений
Медицинская комиссия
Медицинское заключение
предварительного МО с учетом
профессиональной
принадлежности и выполняемых
работ
Приказ о проведении МО
Медицинское заключение
периодического МО с учетом
профессиональной
принадлежности и выполняемых
работ
Приказ о проведении МО
Рисунок 8 - процедура прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров
Предварительные медицинские осмотры проводятся для лиц, принимаемых на работу, или переводимых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда (в соответствии с картами специальной оценки условий труда).
Задачи осмотров:
- экспертиза профпригодности;
- выявление лиц с подозрением на профессиональные заболевания;
- соответствие состояния здоровья работника;
- с целью выявления и профилактики заболеваний.
Проведение и контроль медицинских осмотров осуществляется и контролируется отделом охраны труда по решению генерального директора,

41 а также на основании отраслевых нормативно-правовых актов, приказов
Министерства здравоохранения РФ.
Направление выдается в медицинскую организацию, с которой у
Общества имеется договор, заключенный подразделением, отвечающим за организацию медицинского осмотра.
Направление заполняется на основании требований, предъявляемых действующим законодательством, а также - утвержденного Генеральным директором списка профессий и должностей, с учетом воздействия вредных и опасных производственных факторов, выписанного отделом охраны труда.
Направление подписывается сотрудником отдела по работе с персоналом с указанием его должности, фамилии, инициалов.
Направление выдается лицу, поступающему на работу с фиксацией в журнале выдачи направлений.
Сотрудник отдела по работе с персоналом должен организовать учет выданных направлений.
По окончании прохождения медицинского осмотра оформляется заключение по результатам осмотра, которое предоставляется работодателю.
Кандидаты, не прошедшие в установленном порядке медицинский осмотр, к работе не допускаются. Не прохождение медосмотра является обоснованием для отказа в трудоустройстве.
Периодические медосмотры проводятся не реже, чем в сроки, указанные в действующем Российском законодательстве. Осуществляются, опираясь списки работников, с указанием вредных и опасных производственных факторов, вида работ. Списки составляются управлением по работе с персоналом.
По итогам проведения осмотров медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения осмотра обобщает результаты, формирует заключительный акт, который подписывается председателем врачебной комиссии.


42
Работники, не прошедшие периодический медосмотр в установленные сроки или получившие отрицательное заключение медицинского учреждения, подлежат отстранению от работы.
Медицинские осмотры – являются лечебно-профилактической, необходимой процедурой по профилактике травматизма и профзаболеваний, с целью выявления факторов риска, патологических состояний.
В четвертом разделе рассмотрены краткая характеристика системы управления охраной труда, регламент процедуры проведения обучения по охране труда рабочих и инженерно-технического персонала, комиссии по проверке знаний, обеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, рассмотрена процедура организации и проведение периодических и предварительных медицинских осмотров.

43
5 Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
Экологическая безопасность - это комплекс мер, направленных на предотвращение или минимизацию вреда окружающей среде от деятельности предприятия. Основные мероприятия по обеспечению экологической безопасности.
Особое внимание законодательством об охране окружающей среды негативному воздействию на окружающую среду [22]:
- выбросы загрязняющих и иных веществ в атмосферный воздух;
- сбросы загрязняющих и иных веществ в водный объект;
- размещение отходов производства и потребления.
Для негативного воздействия на окружающую среду хозяйствующий субъект должен обладать специальным разрешением (п. 4 ст. 23 ФЗ от
10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), которое выдается
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В ООО «ВИУР» ответственными за соблюдение законодательства в области экологии, назначен специалист, входящий в состав службы охраны труда, с соответствующими знаниями и навыками в области экологической безопасности. Специалисты имеют подготовку в области обращения с отходами I-IV.
Идентификация экологических аспектов предприятия и влияние на окружающую среду применяется всеми подразделениями предприятия, оказывающими воздействие на окружающую среду.
Экологический аспект - это то, как деятельность предприятия, услуга или продукт влияют на окружающую среду [30]. ООО «ВИУР» имеет прямые экологические аспекты, связанные с деятельностью и услугами самой организации, так как имеет прямой управленческий контроль за отходами на своем предприятии.