Файл: Платежи за загрязнение окружающей среды.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное агентство по образованию



Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»
Кафедра финансов и менеджмента

«Экономика окружающей среды и устойчивого развития»

Контрольно-курсовая работа

на тему:

«Платежи за загрязнение окружающей среды»

Выполнила

Студент гр. ИБ750621 Поротикова Д.А. Ремизова И.Б.
Проверил

доц. Маркеева Т.П.


Тула, 2023

Содержание

Введение 3

  1. Значение и сущность платы за загрязнение окружающей среды 4

1.1 Основные положения 4

1.2 Нормативно-методическое обеспечение

взимания платы за загрязнение окружающей среды 6

1.3 Ставки экологических платежей 7

2. Расчет экологических платежей 14

2.1 Платежи за выбросы в атмосферу 14

2.2 Расчет платежей за загрязнение поверхностных и

подземных водных объектов 17

2.3 Плата за размещение отходов производства и потребления 20

2.4 Плата за выбросы передвижными источниками 24

Заключение 28

Список литературы 30



Введение

Напряженная экологическая обстановка в стране крайне отрицательно сказывается на экологической безопасности населения и требует значительных затрат общества на предотвращение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды.

Платность природопользования является одним из принципов природопользования, составной частью экономического механизма охраны окружающей природной среды и одним из источников финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды. Данная тема чрезвычайно актуально в связи с напряженной неблагоприятной экологической обстановкой в стране в настоящее время.

Объект данного исследования - система платежей за загрязнение окружающей среды.

Предмет исследования – методика исчисления и порядок уплаты природопользователями платежей за загрязнение окружающей среды.

Целью исследования является анализ действующей системы экологических платежей.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. Изучить значение и сущность платы за загрязнение окружающей среды;

  2. Раскрыть порядок предоставления расчета, механизм перечисления платежей и контроля их поступления;

  3. Рассмотреть нормативно-методическую базу по данной проблеме;

  4. Проанализировать ставки экологических платежей, их виды и особенности начисления;

  5. Определить особенности расчета разных видов экологических платежей в зависимости от загрязняемой среды.


  1. Значение и сущность платы за загрязнение окружающей среды

1.1 Основные положения


Платежи за загрязнение окружающей среды представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации. Платежи предназначены для:

  • Возмещения затрат, связанных с компенсацией воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

  • Стимулирования снижения или поддержания выбросов и сбросов в пределах нормативов;

  • Стимулирования осуществления затрат на проектирование и строительство природоохранных объектов.

Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан.

Плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов взимается с природопользователей, т.е. с предприятий, учреждений, организаций, российских и иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.

Плата с природопользователей взимается за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

  1. Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;

  2. Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;

  3. Сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

  4. Размещение отходов.

Размер платежей природопользователей определяется как сумма платежей за загрязнение:

  • В размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ;

  • В пределах установленных лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходов);

  • За сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.

При загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине природопользователя плата взимается как за сверхлимитное загрязнение.

Установлены следующие источники платежей за загрязнение окружающей природной среды:



  • Платежи в пределах допустимых нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов в пределах лимитов - за счет себестоимости продукции (работ, услуг);

  • Платежи за превышение допустимых нормативов и лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов - за счет прибыли остающейся в распоряжении природопользователей.

Плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов производится поквартально. [1; 134]

Плановый годовой размер платежей за загрязнение (с разбивкой по кварталам) определяется природопользователем, утверждается руководителем предприятия и главным бухгалтером и согласовывается с территориальным органом Министерства природных ресурсов Российской Федерации в установленные им сроки.

Все платежи за загрязнение окружающей среды поступают через налоговые органы в государственный бюджет, в том числе:

  • В федеральный бюджет – 19%;

  • В бюджет субъекта федерации – 81%.

Поступившие в бюджет платежи за загрязнение окружающей среды могут расходоваться только целевым назначением на средозащитные цели.


    1. Нормативно-методическое обеспечение взимания платы за загрязнение окружающей среды


Порядок проведения расчетов и взимания платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов определен следующими нормативно-методическими документами:

  • Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 .(с изменениями от 14 июня 2001 г.)

  • Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Утв. Минприроды РФ 26 января 1993 г. (с изменениями от 15 февраля 2000 г.)

  • О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344.

  • Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений. Утв. Госкомэкологии РФ 6 сентября 1999 г.

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 204,
который содержит новую форму расчета, датирован 05.04.2007. [5]

    1. Ставки экологических платежей

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 предусмотрено два вида нормативов платежей (ставок платы) за загрязнение окружающей среды и размещение отходов:

  • базовые нормативы платы

  • дифференцированные нормативы платы, учитывающие экологическую ситуацию в соответствующем регионе.

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения и уровня цен, действующих на момент установки базовых нормативов.

Под базовыми нормативами платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов понимаются ставки платежей, определенные для:

  • каждого из загрязняющих веществ на основе их показателей относительной агрессивности и удельных ущербов от загрязнения окружающей среды (атмосферы или водного объекта) условными загрязняющими веществами и

  • каждого из классов опасности отходов и помещенные в нормативный документ для последующего расчета природопользователями дифференцированных ставок, учитывающих экологическую ситуацию в конкретном регионе.

Действующие в настоящее время базовые нормативы платы (ставки платежей) за загрязнение окружающей среды и размещение отходов содержатся в Постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

В Постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» содержатся два вида базовых нормативов платы по каждому веществу и отходам каждого класса опасности:

  • нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие  виды вредного воздействия в пределах (допустимых) установленных нормативов, Плнi баз.;

  • нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов), Плл i баз. .


В связи с отсутствием действующих нормативов предельно допустимых объемов размещения отходов, нормативы платы за размещение отходов устанавливаются только за объемы размещения в пределах установленных лимитов.

Ставки платежей за загрязнение окружающей среды в пределах лимита в целях стимулирования уменьшения воздействий на окружающую среду сформированы как пятикратные ставки платы в пределах норматива Плл i баз. = 5 * Плн i баз.

Нормативы платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды и сверхлимитное размещение отходов не установлены. Введены нормативы санкций за загрязнение окружающей среды и размещение отходов сверх установленных лимитов, которые рассчитываются природопользователем на основании базовых нормативов платы как пятикратный норматив платы за сбросы, выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах лимита Плсл i баз = 5* Плл i баз (или Плсл i баз = 25 * Плн i баз  для загрязнения атмосферы и водных объектов). [3; 256-257]

В связи с изменением уровня цен на природоохранное строительство  и по другим направлениям природоохранной деятельности к нормативам платы за загрязнение окружающей природной среды применяются коэффициенты индексации платы. Ставки экологических платежей будут изменяться ежегодно путем последовательного умножения базовых ставок 2003 года на коэффициенты инфляции, установленные Законами о государственном бюджете.

Дифференцированные ставки платы за загрязнение определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек - Плi = Плi диф = Плi баз * Кэс .

Для стимулирования снижения уровня загрязнения окружающей среды увеличиваются:

1) Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы в 2 раза для природопользователей, расположенных: