Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра финансов и менеджмента
«Экономика окружающей среды и устойчивого развития»
Контрольно-курсовая работа
на тему:
«Платежи за загрязнение окружающей среды»
Выполнила
Студент гр. ИБ750621 Поротикова Д.А. Ремизова И.Б.
Проверил
доц. Маркеева Т.П.
Тула, 2023
Содержание
Введение 3
-
Значение и сущность платы за загрязнение окружающей среды 4
1.1 Основные положения 4
1.2 Нормативно-методическое обеспечение
взимания платы за загрязнение окружающей среды 6
1.3 Ставки экологических платежей 7
2. Расчет экологических платежей 14
2.1 Платежи за выбросы в атмосферу 14
2.2 Расчет платежей за загрязнение поверхностных и
подземных водных объектов 17
2.3 Плата за размещение отходов производства и потребления 20
2.4 Плата за выбросы передвижными источниками 24
Заключение 28
Список литературы 30
Введение
Напряженная экологическая обстановка в стране крайне отрицательно сказывается на экологической безопасности населения и требует значительных затрат общества на предотвращение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды.
Платность природопользования является одним из принципов природопользования, составной частью экономического механизма охраны окружающей природной среды и одним из источников финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды. Данная тема чрезвычайно актуально в связи с напряженной неблагоприятной экологической обстановкой в стране в настоящее время.
Объект данного исследования - система платежей за загрязнение окружающей среды.
Предмет исследования – методика исчисления и порядок уплаты природопользователями платежей за загрязнение окружающей среды.
Целью исследования является анализ действующей системы экологических платежей.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
-
Изучить значение и сущность платы за загрязнение окружающей среды; -
Раскрыть порядок предоставления расчета, механизм перечисления платежей и контроля их поступления; -
Рассмотреть нормативно-методическую базу по данной проблеме; -
Проанализировать ставки экологических платежей, их виды и особенности начисления; -
Определить особенности расчета разных видов экологических платежей в зависимости от загрязняемой среды.
-
Значение и сущность платы за загрязнение окружающей среды
1.1 Основные положения
Платежи за загрязнение окружающей среды представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации. Платежи предназначены для:
-
Возмещения затрат, связанных с компенсацией воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ; -
Стимулирования снижения или поддержания выбросов и сбросов в пределах нормативов; -
Стимулирования осуществления затрат на проектирование и строительство природоохранных объектов.
Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан.
Плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов взимается с природопользователей, т.е. с предприятий, учреждений, организаций, российских и иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.
Плата с природопользователей взимается за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
-
Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников; -
Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников; -
Сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; -
Размещение отходов.
Размер платежей природопользователей определяется как сумма платежей за загрязнение:
-
В размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ; -
В пределах установленных лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходов); -
За сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.
При загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине природопользователя плата взимается как за сверхлимитное загрязнение.
Установлены следующие источники платежей за загрязнение окружающей природной среды:
-
Платежи в пределах допустимых нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов в пределах лимитов - за счет себестоимости продукции (работ, услуг); -
Платежи за превышение допустимых нормативов и лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов - за счет прибыли остающейся в распоряжении природопользователей.
Плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов производится поквартально. [1; 134]
Плановый годовой размер платежей за загрязнение (с разбивкой по кварталам) определяется природопользователем, утверждается руководителем предприятия и главным бухгалтером и согласовывается с территориальным органом Министерства природных ресурсов Российской Федерации в установленные им сроки.
Все платежи за загрязнение окружающей среды поступают через налоговые органы в государственный бюджет, в том числе:
-
В федеральный бюджет – 19%; -
В бюджет субъекта федерации – 81%.
Поступившие в бюджет платежи за загрязнение окружающей среды могут расходоваться только целевым назначением на средозащитные цели.
-
Нормативно-методическое обеспечение взимания платы за загрязнение окружающей среды
Порядок проведения расчетов и взимания платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов определен следующими нормативно-методическими документами:
-
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 .(с изменениями от 14 июня 2001 г.) -
Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Утв. Минприроды РФ 26 января 1993 г. (с изменениями от 15 февраля 2000 г.) -
О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344. -
Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений. Утв. Госкомэкологии РФ 6 сентября 1999 г.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 204,
который содержит новую форму расчета, датирован 05.04.2007. [5]
-
Ставки экологических платежей
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 предусмотрено два вида нормативов платежей (ставок платы) за загрязнение окружающей среды и размещение отходов:
-
базовые нормативы платы -
дифференцированные нормативы платы, учитывающие экологическую ситуацию в соответствующем регионе.
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения и уровня цен, действующих на момент установки базовых нормативов.
Под базовыми нормативами платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов понимаются ставки платежей, определенные для:
-
каждого из загрязняющих веществ на основе их показателей относительной агрессивности и удельных ущербов от загрязнения окружающей среды (атмосферы или водного объекта) условными загрязняющими веществами и -
каждого из классов опасности отходов и помещенные в нормативный документ для последующего расчета природопользователями дифференцированных ставок, учитывающих экологическую ситуацию в конкретном регионе.
Действующие в настоящее время базовые нормативы платы (ставки платежей) за загрязнение окружающей среды и размещение отходов содержатся в Постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».
В Постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» содержатся два вида базовых нормативов платы по каждому веществу и отходам каждого класса опасности:
-
нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах (допустимых) установленных нормативов, Плнi баз.; -
нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов), Плл i баз. .
В связи с отсутствием действующих нормативов предельно допустимых объемов размещения отходов, нормативы платы за размещение отходов устанавливаются только за объемы размещения в пределах установленных лимитов.
Ставки платежей за загрязнение окружающей среды в пределах лимита в целях стимулирования уменьшения воздействий на окружающую среду сформированы как пятикратные ставки платы в пределах норматива Плл i баз. = 5 * Плн i баз.
Нормативы платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды и сверхлимитное размещение отходов не установлены. Введены нормативы санкций за загрязнение окружающей среды и размещение отходов сверх установленных лимитов, которые рассчитываются природопользователем на основании базовых нормативов платы как пятикратный норматив платы за сбросы, выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах лимита Плсл i баз = 5* Плл i баз (или Плсл i баз = 25 * Плн i баз для загрязнения атмосферы и водных объектов). [3; 256-257]
В связи с изменением уровня цен на природоохранное строительство и по другим направлениям природоохранной деятельности к нормативам платы за загрязнение окружающей природной среды применяются коэффициенты индексации платы. Ставки экологических платежей будут изменяться ежегодно путем последовательного умножения базовых ставок 2003 года на коэффициенты инфляции, установленные Законами о государственном бюджете.
Дифференцированные ставки платы за загрязнение определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек - Плi = Плi диф = Плi баз * Кэс . .
Для стимулирования снижения уровня загрязнения окружающей среды увеличиваются:
1) Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы в 2 раза для природопользователей, расположенных: