Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова»
Кафедра методик математического и информационно– технологического образования
Допущен к защите
Зав. кафедрой методик математического
и информационно– технологического образования
_________________ Н.В. Сидорова
(подпись)
«____» _________ 2023г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В КОМПЬЮТЕРЕ»
Автор работы Филиппова Оксана Германовна __________
(подпись)
Шифр работы ИИЯ-18
Факультет физико-математического и технологического образования
Направление подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Профиль Информатика. Иностранный язык
Научный руководитель к.ф.- м.н., доцент Сибирев В. В.
___________
(подпись, дата)
Ульяновск, 2023
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения проблемного метода обучения в процессе обучения. 5
1.1.Сущность и виды проблемного метода обучения. 5
1.2.Классификация методов проблемного обучения. 12
1.3.Сравнительная характеристика проблемного и традиционного обучения. 19
Выводы к главе 1. 21
Введение
Актуальность. В современном образовании проблемное обучение считается одним из наиболее эффективных методов обучения, основным принципом которого является активное и самостоятельное участие ученика в процессе обучения и решении проблем. Цель такого обучения заключается в том, чтобы помочь ученикам развивать критическое мышление, самостоятельность и умение решать проблемы на практике. Метод способствует формированию у учащихся навыков дедукции и индукции, развитии умения работать с информацией, умении анализировать и оценивать полученные знания. Для решения задач на уроках информатики может быть использован как инновационный метод проблемной технологии обучения. Использование этого метода позволяет при работе над задачей и подборе материала активно использовать наблюдения, выдвигать гипотезы, проверять их экспериментально и, таким образом, пробовать решить поставленную задачу. Проблемное обучение предполагает создание ситуаций, в которых учащиеся должны решать практические проблемы, сталкиваться с неожиданными ситуациями и находить решения, основываясь на своих знаниях и навыках. Такой подход помогает немедленно проверять эффективность своих действий и получать обратную связь, что в свою очередь ведет к усовершенствованию своих знаний и навыков.
Проблемные задания в обучении в основном пользуется положительной репутацией и широко применяется в современных образовательных учреждениях. Метод способствует развитию самостоятельности, творческого мышления и социальных навыков учащихся, что в свою очередь открывает им двери к новым достижениям в образовании и карьере.
Объект исследования: технологии проблемного обучения в учебном процессе.
Предмет исследования: проблемные задания в школьном курсе информатики.
Цель работы: разработать и использовать проблемные задания при изучении темы «Представление информации в компьютере» школьного курса информатики.
Задачи работы.
-
Изучить и провести психолого– педагогический анализ литературы по теме технологии проблемного обучения. -
Разработать дидактические материалы, содержащие проблемные задания по теме «Представление информации в компьютере». -
Провести педагогический эксперимент, обработать экспериментальные данные, сделать выводы.
Практическая значимость: разработанные материалы могут быть использованы при проведении уроков информатики и во внеурочной деятельности средней школе по данной теме.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.
В первой главе приведен обзор технологии проблемного обучения, описаны различные виды проблемного обучения, приведена классификация методов проблемного обучения, их использование в учебном процессе.
Во второй главе приведены разработанные проблемные задания, описано их использование при изучении темы «Представление информации в компьютере». Апробация. Дидактические материалы работы апробированы в рамках педагогической практики в лицее.
Глава 1. Теоретические основы применения проблемного метода обучения в процессе обучения.
-
Сущность и виды проблемного метода обучения.
В психологии проблемная ситуация определяется как ситуация, при которой человеку недостаточно имеющихся у него знаний и навыков для того чтобы решить поставленную перед ним задачу. При этом характерным свойством проблемной методики является заинтересованность в решении проблемы. У ученика есть мотивация в решении задачи, в его голове возникает вопрос «почему это не работает», появляется внутренняя потребность в том, чтобы понять проблему. Это заставляет студента снова и снова анализировать проблему, чтобы выявить, почему и на каком этапе задача становится неразрешимой для студента и какие знания ему потребуются, чтобы в конечном итоге достичь цели.
Огромный вклад в изучение проблем интеллектуального развития, развивающего и проблемного обучения внесли П.Ю. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Н.А. Менчинская, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т. В. Кудрявцев, И.С. Якиманская и др.
Существуют различные определения термина «проблемное обучение».
Наиболее популярные из них изложены ниже:
Г. К. Селевко считал: ''Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности учащихся для их решения, что приводит к творческому мастерству профессиональных знаний, навыков и развития умственных способностей '' [7, c. 23].
Обучение методом постановки проблемных вопросов подразумевает набор конкретных действий, которые в конечном итоге приведут нас к решению проблемы. Такими действиями могут быть: искусственное создание проблемной ситуации в рамках урока, постановка целей, предоставление учащимся информации, необходимой для решения проблемы, проверка решений и, как итог, сведение приобретенных знаний в единую базу [4].
В методической литературе выделяют несколько методов искусственного создания проблемных ситуаций. Наиболее популярными из них является подведение учащихся к противоречию и предложение самостоятельно его разрешить, посмотреть на проблему с разных точек зрения для выявления альтернативных методов решения задачи. Также популярно применения заданий на сравнение и обобщение, противопоставление и сравнение фактов, постановка проблемных задач и выводы из ситуации.
Одним из наиболее эффективных способов создание проблемной ситуации является постановка проблемы в названии темы урока. Этот способ дает ученикам возможность поразмышлять над проблемой в самом начале занятия. Для этого нужно правильно сформулировать тему урока.
Если стоит задача смотивировать обучающихся на решение проблемной задачи, то сами вопросы, которые учитель задает на уроке, следует преобразовать так, чтобы они оказались переделаны в проблемные.
Также следует помнить о том, что проблемные задания необходимы и при выполнении практических работ. Следовательно, необходимо формулировать проблемные ситуации при их выполнении.
Некоторые педагоги отождествляют эти два понятия, предлагая ликвидировать и сам термин «проблемное обучение». Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Другими словами это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как антипод методу восприятия готовых выводов учителя (хотя последний метод тоже вызывает определённую активность ученика).
Умственный поиск-сложный процесс. Не всякий поиск связан с возникновением проблемы. Если учитель даёт задание ученикам и указывает, как его выполнять, то даже их самостоятельный поиск не будет решением проблемы. Ученики могут принимать активное участие в научно– исследовательской работе, собирая эмпирический материал, но не решая никаких проблем. Подлинная активизация учащихся характеризуется самостоятельным поиском решения проблем.
Цель активизации учащихся посредством проблемного обучения заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в случайности, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для решения нестереотипных задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности.
Суть активизации учения школьника посредством проблемного обучения состоит в активизации его мышления путём создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов.
Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельности преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух деятельностей.
Проблемное преподавание определяется как деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с его (полным или частичным) объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на освоение новых знаний – как традиционным путем, так и путем самостоятельной подготовки учебных проблем и их решения.
А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности» [5, c. 15].
Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Проблемные ситуации можно подразделять по нескольким основаниям: по области научных знаний или учебной дисциплине (русскому языку, математике и т.п.); по направленности на поиск недостающего нового (новых знаний, способов действия, выявления возможности применения известных знаний и способов в новых условиях); по уровню проблемности (очень острые противоречия, средней остроты, слабо или неявно выраженные противоречия); по типу и характеру содержательной стороны противоречий (например, между житейскими представлениями и научными знаниями, неожиданным фактом и неумением его объяснить и т.п.).
Дидактически и методически основанные способы создания проблемных ситуаций могут быть найдены только в том случае, если учителю известны общие закономерности их возникновения. В литературе по проблемному обучению встречаются попытки сформулировать эти закономерности в виде типов проблемных ситуаций.
Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.
Проблемные ситуации возникают:
– При столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Как правило, учителя организуют эти условия не только для того, чтобы учащиеся сумели применить свои знания на практике, но и столкнулись с фактом их недостаточности. Осознание этого факта учащимися возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний.
– Если имеется между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.
– Если имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Какие дидактические цели преследует создание проблемных ситуаций в учебном процессе? Можно указать на следующие дидактические цели: