Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пллi баз = Плл i баз * mлi .
5) Расчет платежей за санкционированное размещение отходов каждого i-го вида сверх установленного лимита (по базовым ставкам платы)
Плслi баз = 5 * Плл i баз * mслi .
6) Расчет платежей за несанкционированное размещение отходов каждого i-го вида (по базовым ставкам платы)
Плнсрi баз = 5 * kнсртерр * Плл i баз * mнсрi ,
где kнсртерр – коэффициент, учитывающийтип территории, на которой были несанкционированно размещены отходы (несанкционированная свалка отходов).
7) Расчет суммы платежей за размещение отходов каждого i-го вида (по базовым ставкам платы)
Плi баз = Пллi баз + Плслi баз + Плнсрi баз
8) Расчет суммарных платежей за размещение отходов в пределах лимита (по базовым и дифференцированным ставкам платы)
где Iинф – произведение коэффициентов, начиная с года, следующего за годом установлениядействующих базовых ставок платы, до текущего года;
Кэс – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости для загрязнения почв в месте размещения природопользователя.
9) Расчет суммарных платежей за санкционированное размещение отходов сверх установленного лимита (по базовым и дифференцированным ставкам платы)
10) Расчет суммарных платежей за несанкционированное размещение отходов (по базовым и дифференцированным ставкам платы)
11) Расчет суммарных платежей предприятия за размещение отходов (по базовым и дифференцированным ставкам платы)
При размещении токсичных отходов на специализированных по их обслуживанию, захоронению и хранению полигонах плата с природопользователей за размещение не взимается, а природопользователи в установленном порядке осуществляют страхование размещаемых отходов в связи с экологическим риском (страхование является не обязательным).
При размещении отходов на территориях, принадлежащих природопользователям, базовый норматив платы умножается на коэффициент 0,3.
Экологические платежи взимаются как за размещение отходов на несанкционированных свалках в следующих случаях:
а) при размещении отходов на неотведенных для этих целей территориях;
б) при нарушении правил хранения удобрений и ядохимикатов;
в) при перенасыщении полей удобрениями и ядохимикатами;
г) при нарушении правил захоронения твердых бытовых отходов.
При расчете платежей за размещение отходов на несанкционированных свалках применяются следующие повышающие территориальные коэффициенты:
-
коэффициент 5 при размещении отходов в границах городов, населенных пунктов, водоемов, рекреационных зон и водоохранных территорий;
коэффициент 3 при размещении отходов на расстоянии менее 3 км вне границ городов, населенных пунктов, водоемов, рекреационных зон и водоохранных территорий. [4; с. 89-90]
2.4 Плата за выбросы передвижными источниками
Постановлением N 344 введены нормативы платы за допустимые выбросы в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками и выбросы, превышающие допустимые.
Платежи за загрязнение атмосферы передвижными источниками рассчитываются на основании ставок платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании 1 тонны (тысячи кубических метров) различных видов топлива.
Установлены базовые ставки платы за допустимые выбросы Плн l баз при сжигании единицы топлива l–го вида.
В настоящее время установлены базовые нормативы платы за загрязнение атмосферы передвижными источниками при использовании следующих видов топлива:
1) Бензин неэтилированный, в руб/т.
2) Дизельное топливо, в руб/т.
3) Керосин, в руб/т.
4) Сжатый природный газ, в руб/тыс.м3.
5) Сжиженный газ, в руб/т.
Процедура расчета платежей за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками выброса состоит из следующих основных этапов:
-
Определение массы (объема) топлива каждого вида, израсходованного различными транспортными средствами предприятия
где mlj – масса топлива l -го вида, израсходованного j-м видом транспортных средств.
2) Расчет платы за загрязнение атмосферы за выбросы загрязняющих веществ в пределах допустимого уровня для каждого из видов топлива (по базовым ставкам платы)
3) Определение доли транспортных средств, не соответствующих требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах в условиях эксплуатации, в общем количестве проверенных транспортных средств, использующих топливо l -го вида - dl .
4) Расчет платы (санкций) за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников для каждого из видов топлива (по базовым ставкам платы)
Плснl баэ = 5 * Плнl баэ * dl .
5) Расчет суммарной платы за выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками для каждого из видов топлива (по базовым ставкам платы)
Плl баэ = Плнl баэ + Плснl баэ
6) Расчет суммарных платежей за выбросы в атмосферу в пределах норматива (по базовым и дифференцированным ставкам платы)
где Iинф– произведение коэффициентов начиная с года, следующего за годом установлениядействующих базовых ставок платы, до текущего года;
Кэс – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости для загрязнения атмосферного воздуха в месте размещения природопользователя (в нашем случае для города Москвы) с учетом повышающего коэффициента.
7) Расчет суммарных платежей за выбросы в атмосферу передвижными источниками сверх установленного норматива (по базовым и дифференцированным ставкам платы)
8) Расчет суммарных платежей предприятия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками (по базовым и дифференцированным ставкам платы)
Если данные о количестве израсходованного топлива отсутствуют, плату определяют по ставкам, установленным в расчете на 1 т сжигаемого топлива. [1; с. 235-236]
Если таких данных нет, но есть достоверные сведения о выбросах загрязняющих веществ, то расчеты делают исходя из ставок для стационарных источников.
При отсутствии данных и о количестве израсходованного топлива, и о массе выбросов размер платы определяется по ставкам годовой платы за выбросы одним транспортным средством.
При исчислении платы за ожидаемое загрязнение окружающей среды передвижными источниками объем топлива определяется с учетом фактически использованного топлива в прошедшем году. Нормативы платы, коэффициенты экологической ситуации, коэффициент города остаются без изменения, однако вводится дополнительный коэффициент инфляции в стране, который установлен в Законе о Бюджете на текущий год.
Заключение
В настоящее время назрела необходимость совершенствования законодательства, регулирующего систему экологических платежей.
Совершенствование законодательных и правовых нормативных актов необходимо для обеспечения персональной ответственности за целевое, эффективное использование собираемых с природопользователей средств в федеральный и региональные бюджеты.
Нормативно-правовые документы, обеспечивающие расчет, сбор и поступление платежей за загрязнение окружающей среды в федеральный и региональные бюджеты нуждаются в изменении.
В условиях коренного преобразования всей эколого-экономической системы в нашей стране, обеспечению своевременности и полноты сбора указанных средств, увеличению их объема и дальнейшему целевому использованию будет способствовать принятие следующих мер:
1. Придание платежам правового статуса налога или обязательного сбора.
2. Определение процедуры внесения штрафов за нарушение природоохранного законодательства по решению органов охраны лесных, водных, земельных и минеральных ресурсов.
3. Усовершенствование механизма индексации базовых ставок в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции.
4. Введение экологических налогов на экологически вредную продукцию, к которой могут быть отнесены:
1) продукция и содержащиеся в ней вещества, вызывающие глобальное загрязнение атмосферы — диоксид углерода (СО2) и озоноразрушающие вещества;
2) продукция, вызывающая загрязнение окружающей среды в процессе:
а) переработки тяжелых топливно-нефтяных продуктов и смазочных масел;
б) потребления этилированного бензина, пестицидов, минеральных удобрений.
5. Усиление административной и уголовной ответственности за нецелевое использование средств собираемых с природопользователей.
6. Четкое определение круга плательщиков, объектов налогообложения, льгот, предусмотренных для определенных категорий плательщиков, порядок установления ставок и распределения полученных средств.
По экспертным оценкам, за счет планируемого введения экологических налогов можно собрать средства, в несколько раз превышающие доходы от платежей за загрязнение.
Введение экологических налогов позволит увеличить доходную часть бюджета и получить дополнительные средства для реализации государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечить проведение эффективных природоохранных мероприятий в рамках федеральных, региональных и местных экологических программ.
Список литературы
-
Авраменко И.М.Основы природоиспользования: учеб. пособие / И.М. Авраменко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 320 с. -
Белов Г.В. Экологический менеджмент предприятия: учеб. пособие / Г.В. Белов. – М.: Логос, 2022, - 240 с. -
Воронцов А.П. Экономика природопользования: Учебник. / А.П. Воронцов - М.: 'ИЗДАТЕЛЬСТВО-ЭЛИТ', 2023. - 377 с. -
Шевчук А.В. Экономика природопользования (теория и практика) / А.В.Шевчук - М.: НИА-Природа, 2020. - 308 с. -
Экологические платежи. Экоплатежи. Платежи за загрязнение окружающей среды / Группа компаний "ЭКОЛОГИЯ" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ecology.ru/index.php?area=1&p=static&page=plat