Файл: А. В. Безруков уточнял Президент обладает так называемыми скрытыми, дискреционными полномочиями, которые прямо не закреплены в Конституции рф, имплицитно содержатся в ней и вытекают из смысла президентских функц.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10
Подобное, к тому же одобренное дальним зарубежьем понимание слова «лидер» делает его и в России весьма сходным с понятием «вождь», которое буквально означает «общепризнанного идейного, политического руководителя». Представленная точка зрения на понятие «вождь» впервые наиболее ярко проявила себя еще при переходе славянских племен к «специальной организованности» общества в форме «вождества». В тот период вначале она представляла собой иерархически построенную власть, исходящую не столько из «господства» властвующей элиты над обществом, сколько из необходимости служения ему. Это произвело еще тогда на всех такое неизгладимое впечатление, что по настоящее время российское общество все еще надеется на неожиданное появление подобного замечательного вождя, который бы беззаветно и самоотверженно служил только своему народу. Однако в дальнейшем, как это следует из легенды «Повести временных лет», пришедший после конунга Рюрика ему на смену конунг Олег и последующие за ним князья как-то незаметно трансформировали саму идею «вождества» и превратились из слуг славянского общества в господ над ним. Князь стал владыкой, т. е. «господином, обладателем …», а поскольку «владыка – это «то же, что властелин», то князь превратился во властелина, властителя – «господина, владетеля, владельца, кто держит власть, право и силу над чем, кто повелевает, владеет». Если повелитель – это «тот, кто повелевает, владыка», а владыка – это к тому же «верховный правитель, государь», то сегодня правитель – это как раз «повелитель», т. е. то «лицо, которое правит страной, государством», и, естественно, является «господином» над всем обществом. Таким правителем в рамках автократии (греч. aứto-krátor – самовластный, имеющий неограниченное право) выступал «всякий светский владыка, верховный глава страны, владетельная особа: император, царь, король, султан, шах, владетельный герцог или князь», а в рамках квазидемократии (демократия – это «греч. народное правление; народодержавие, народовластие, мироуправство»), при которой основанная на собственности «власть народа» была классически подменена «свободой выборов» с сохранением характерной и для нее автократической направленности, – избранные любым способом на выборах генеральный секретарь или первый секретарь политической партии, глава правительства, канцлер, президент и т. п., что в целом не меняет сути вопроса, поскольку в руках такого рода избранных правителей
концентрируется власть либо без всяких ограничений, либо с различными удобопонятными обществу незначительными ограничениями. Вот почему лидер ЛДПР В. В. Жириновский в выступлении на телевидении совершенно обоснованно, честно и прямо предложил называть Президента РФ В. В. Путина именно «Правителем России» ... В основе деятельности всенародно избранного Президента РФ – «Правителя России» В. В. Путина, безусловно, лежит его общая и специальная компетенция, полученная им на кафедре международного права юридического факультета ЛГУ им. А. А. Жданова в 1970-1975 г.г., где он вступил в КПСС и из которой не выходил, курсах подготовки оперативного состава на Охте («401-я школа») в 1975 г., шестимесячных курсах переподготовки в Высшей школе КГБ СССР в Москве в 1979 г., на одногодичном факультете Краснознаменного института КГБ СССР в 1984–1985 гг., во время «тренинга по программе американского Национального демократического института международных отношений (англ. №ational Democratic Institute for International Affairs, №DI)» в 1992-1996 г.г., при работе над диссертацией на соискание ученой степени кандидата экономических наук на тему: «Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений (Санкт-Петербург и Ленинградская область)» по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» с последующей успешной ее защитой в Санкт-Петербургском государственном горном институте в 1997 г. и благополучным утверждением ее экспертным советом Высшей аттестационной комиссии (ВАК), и, конечно, его практическая деятельность, когда им после увольнения из КГБ в короткое время был пройден славный путь от помощника ректора ЛГУ им. А. А. Жданова по международным вопросам, руководителя Комитета по внешним связям мэрии Ленинграда, советника мэра, первого заместителя председателя правительства Санкт-Петербурга в период с 1991–1996 г.г. до заместителя управляющего делами Президента РФ, главы ФСБ РФ, секретаря Совета безопасности РФ, председателя Правительства РФ в период 1996–2000 г.г., а затем и Президента РФ, являющегося Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Можно предположить, что определяющим в такой блестящей цивильной с международным уклоном карьере было, конечно, не то, что дед В. В. Путина – С. И. Путин (19.12.1879-8.03.1965) был известным поваром, готовившим для В. И. Ленина и И. В. Сталина, а те неотразимые деловые, политические и моральные качества, которые позволили заинтересованным представителям олигархии, осуществлявшим «политическое и экономическое господство», увидеть в Президенте РФ В. В. Путине нужного именно им «Правителя России». Мнение олигархов в полной мере тут же по факту, даже не будучи собственником, который по К. Марксу должен «относиться к объектам собственности как к своим, как принадлежащим ему», автоматически поддержал и являющийся в то же время «единственным источником власти в РФ» «многонациональный народ РФ», который с нетерпением веками ждал появления того самого, беззаветно служащего только обществу «замечательного вождя» ...
11
Хорошо известно, что при реализации практической деятельности компетенция того или иного должностного лица либо того или иного специалиста определяется теми функциями, которые оно может исполнять, но которые не всегда совпадают с общей и специальной компетенцией, полученной в учебных заведениях, при этом чем большим количеством функций на своей должности такие лица вооружены, тем выше их уровень, тем выше их класс.
Обычно функции должностного лица отождествляют с его обязанностями и правами, которые фиксируются в трудовом контракте, но значимость должности Президента РФ предопределила то, что его функции были установлены и законодательно закреплены Конституцией РФ – Основным законом государства. Возникающая при исполнении таких законодательно закрепленных функций ответственность здесь естественно должна была быть связана с ненадлежащим исполнением им своих обязанностей, с неисполнением своих обязанностей и ненадлежащей реализацией своих прав, а потому для Президента РФ вообще нет необходимости «брать ответственность на себя», ибо он по сложившимся в народе представлениям «отвечает за все, что было при нас».
Так ст. 83 за исключением п. б), ст. 84 и ч. 2 ст. 87 Конституции РФ однозначно фиксирует весьма представительное множество функций Президента РФ, которые в целом условно в рамках одного срока президентства можно отнести к числу «разовых».
Из всей совокупности перечисленных «многоразовых» функций Президента РФ Конституция РФ сделал акцент на одну весьма существенную и привлекательную для народа функцию, определенную ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, которая утверждает: «Президент РФ является гарантом <т. е. «тем, кто обеспечивает осуществление, исполнение чего-нибудь»> Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина», и, видимо, поэтому именно эта функция была положена в основу определенной ч. 1 ст. 82 и доходящей до сердца каждого гражданина РФ клятвы Президента РФ, которая гласит: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента РФ уважать и охранять права свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ ...». 12
Перечисленную в Конституции РФ совокупность «одноразовых» и «многоразовых» функций Президента РФ дополняет федеральное законодательство.
Конституция РФ – это основной закон, основной политико-правовой акт страны. В действующей Конституции закреплены ценности и идеалы республиканизма (народовластия) и федерализма, то есть ценности современного цивилизованного общества. В Конституции отражается стратегия развития государства на перспективу.
Законы государства должны со временем меняться, дабы отвечать современным реалиям. Изменяются законы в социальной сфере, трудовой, в сфере образования, здравоохранения и т.д. Отношения между индивидами и социальными группами претерпевают изменения, что, само собой, требует законодательного урегулирования. Так и Конституция, ввиду процессов внутригосударственного развития и глобализации за последние 26 лет, нуждалась в корректировке.
Первые на наш взгляд существенные поправки в Конституцию по анализируемому вопросу, внесены в декабре 2008 года. Эти поправки касались увеличения сроков полномочий Президента (с 4 до 6 лет) и Государственной Думы (с 4 до 5 лет). Кроме того, принят ряд поправок относительно контрольных полномочий Государственной Думы, которые в значительной мере увеличены. Далее кардинальные поправки в Конституцию РФ внесены после Закона о поправках к Конституции В.В. Путина в 2020 году. 13
Мнения специалистов и ученых относительно последних поправок в Конституцию РФ как обычно разделились.
Так, В.И. Алифиров заявляет о том, что данные поправки приняты профессиональным юридическим сообществом весьма неоднозначно, но попытки вынести проект на широкое общественное обсуждение и избежать спешки не увенчались успехом. Исследователь полагает, что поправки содержат в себе уклон в сторону будущего укрепления «суперпрезидентского» характера нашей республики.14 Мы частично поддерживаем их разделяем, полагая, что полномочия президента РФ ввиду поправок действительно значительно возросли. Возможно, некоторые из них можно делегировать другим ветвям власти.
Ю.Г. Ершов пишет о том, что и Конституция 1993 года не может считаться идеальной. О новых поправках касательно статуса Президента РФ резко высказывается, что они направлены не на разрешение реальных проблем, существующих в действующей Конституции, а, напротив, обращают конституционный процесс в откровенную «имитацию». Данное мнение мы тоже частично разделяем, поскольку Конституция – это документ, который регламентирует демократический строй в государстве, на основе которого строится гражданское общество. Перевес в полномочиях той или иной ветви власти разрушает демократический государственный аппарат.
15
Вместе с тем, мы согласны с тем, что любые изменения в экономической, политической, социальной жизни сказываются на регламентирующих жизнь общества документах. Поэтому разделяем мнение указанных авторов о необходимости внесения соответствующих поправок и изменений в Конституцию, в том числе касающихся полномочий Президента.16
Таким образом, мы видим, что поправки в Конституцию относительно процесса избрания и функций Президента вызвали как положительные, так и отрицательные отклики. К тому же эта точка зрения подтверждается рядом санкционированных и несанкционированных митингов проходящих в настоящее время по всей стране, где высказываются противоречивые мнения относительно расширения и увеличения функций Президента.
Рассмотрим более подробно поправки, коснувшиеся полномочий Президента, а именно изменения в статью 81 (об избрании Президента). Статья 81 «Конституция РФ» принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года.
К первой части статьи 81 ранее была применена редакция в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции от 30 декабря 2006 года №6- ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента и ГД», вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 года. Поправки в соответствии с этой редакцией в 2020 году отменены. А основная формулировка первой части статьи 81 осталась прежней. Президент В.В. Путин в рамках большой пресс-конференции ответил на вопрос, будет ли он еще раз баллотироваться в президенты на следующих выборах, которые состоятся в 2024 году. По словам президента, он еще не принял соответствующее решение, но «формально это разрешение есть от народа». Поправки в Конституцию он призвал оценивать с точки зрения того, пойдет ли это на благо страны. 17
Изменениям подверглась вторая часть данной статьи, касающаяся особенностей возраста и гражданства претендента на пост Президента, а также запрета иметь счета в зарубежных банках.
Изменения коснулись и третьей части статьи 81, касающейся сроков президентства. Согласно новой версии Закона можно становиться президентом два раза подряд. Кроме того, часть третья анализируемой статьи была дополнена подпунктом 3.1., тоже регламентирующим отдельные моменты сроков президентства. Четвертая часть статьи 81 осталась неизменной.
Подобное, к тому же одобренное дальним зарубежьем понимание слова «лидер» делает его и в России весьма сходным с понятием «вождь», которое буквально означает «общепризнанного идейного, политического руководителя». Представленная точка зрения на понятие «вождь» впервые наиболее ярко проявила себя еще при переходе славянских племен к «специальной организованности» общества в форме «вождества». В тот период вначале она представляла собой иерархически построенную власть, исходящую не столько из «господства» властвующей элиты над обществом, сколько из необходимости служения ему. Это произвело еще тогда на всех такое неизгладимое впечатление, что по настоящее время российское общество все еще надеется на неожиданное появление подобного замечательного вождя, который бы беззаветно и самоотверженно служил только своему народу. Однако в дальнейшем, как это следует из легенды «Повести временных лет», пришедший после конунга Рюрика ему на смену конунг Олег и последующие за ним князья как-то незаметно трансформировали саму идею «вождества» и превратились из слуг славянского общества в господ над ним. Князь стал владыкой, т. е. «господином, обладателем …», а поскольку «владыка – это «то же, что властелин», то князь превратился во властелина, властителя – «господина, владетеля, владельца, кто держит власть, право и силу над чем, кто повелевает, владеет». Если повелитель – это «тот, кто повелевает, владыка», а владыка – это к тому же «верховный правитель, государь», то сегодня правитель – это как раз «повелитель», т. е. то «лицо, которое правит страной, государством», и, естественно, является «господином» над всем обществом. Таким правителем в рамках автократии (греч. aứto-krátor – самовластный, имеющий неограниченное право) выступал «всякий светский владыка, верховный глава страны, владетельная особа: император, царь, король, султан, шах, владетельный герцог или князь», а в рамках квазидемократии (демократия – это «греч. народное правление; народодержавие, народовластие, мироуправство»), при которой основанная на собственности «власть народа» была классически подменена «свободой выборов» с сохранением характерной и для нее автократической направленности, – избранные любым способом на выборах генеральный секретарь или первый секретарь политической партии, глава правительства, канцлер, президент и т. п., что в целом не меняет сути вопроса, поскольку в руках такого рода избранных правителей
концентрируется власть либо без всяких ограничений, либо с различными удобопонятными обществу незначительными ограничениями. Вот почему лидер ЛДПР В. В. Жириновский в выступлении на телевидении совершенно обоснованно, честно и прямо предложил называть Президента РФ В. В. Путина именно «Правителем России» ... В основе деятельности всенародно избранного Президента РФ – «Правителя России» В. В. Путина, безусловно, лежит его общая и специальная компетенция, полученная им на кафедре международного права юридического факультета ЛГУ им. А. А. Жданова в 1970-1975 г.г., где он вступил в КПСС и из которой не выходил, курсах подготовки оперативного состава на Охте («401-я школа») в 1975 г., шестимесячных курсах переподготовки в Высшей школе КГБ СССР в Москве в 1979 г., на одногодичном факультете Краснознаменного института КГБ СССР в 1984–1985 гг., во время «тренинга по программе американского Национального демократического института международных отношений (англ. №ational Democratic Institute for International Affairs, №DI)» в 1992-1996 г.г., при работе над диссертацией на соискание ученой степени кандидата экономических наук на тему: «Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений (Санкт-Петербург и Ленинградская область)» по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» с последующей успешной ее защитой в Санкт-Петербургском государственном горном институте в 1997 г. и благополучным утверждением ее экспертным советом Высшей аттестационной комиссии (ВАК), и, конечно, его практическая деятельность, когда им после увольнения из КГБ в короткое время был пройден славный путь от помощника ректора ЛГУ им. А. А. Жданова по международным вопросам, руководителя Комитета по внешним связям мэрии Ленинграда, советника мэра, первого заместителя председателя правительства Санкт-Петербурга в период с 1991–1996 г.г. до заместителя управляющего делами Президента РФ, главы ФСБ РФ, секретаря Совета безопасности РФ, председателя Правительства РФ в период 1996–2000 г.г., а затем и Президента РФ, являющегося Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Можно предположить, что определяющим в такой блестящей цивильной с международным уклоном карьере было, конечно, не то, что дед В. В. Путина – С. И. Путин (19.12.1879-8.03.1965) был известным поваром, готовившим для В. И. Ленина и И. В. Сталина, а те неотразимые деловые, политические и моральные качества, которые позволили заинтересованным представителям олигархии, осуществлявшим «политическое и экономическое господство», увидеть в Президенте РФ В. В. Путине нужного именно им «Правителя России». Мнение олигархов в полной мере тут же по факту, даже не будучи собственником, который по К. Марксу должен «относиться к объектам собственности как к своим, как принадлежащим ему», автоматически поддержал и являющийся в то же время «единственным источником власти в РФ» «многонациональный народ РФ», который с нетерпением веками ждал появления того самого, беззаветно служащего только обществу «замечательного вождя» ...
11
Хорошо известно, что при реализации практической деятельности компетенция того или иного должностного лица либо того или иного специалиста определяется теми функциями, которые оно может исполнять, но которые не всегда совпадают с общей и специальной компетенцией, полученной в учебных заведениях, при этом чем большим количеством функций на своей должности такие лица вооружены, тем выше их уровень, тем выше их класс.
Обычно функции должностного лица отождествляют с его обязанностями и правами, которые фиксируются в трудовом контракте, но значимость должности Президента РФ предопределила то, что его функции были установлены и законодательно закреплены Конституцией РФ – Основным законом государства. Возникающая при исполнении таких законодательно закрепленных функций ответственность здесь естественно должна была быть связана с ненадлежащим исполнением им своих обязанностей, с неисполнением своих обязанностей и ненадлежащей реализацией своих прав, а потому для Президента РФ вообще нет необходимости «брать ответственность на себя», ибо он по сложившимся в народе представлениям «отвечает за все, что было при нас».
Так ст. 83 за исключением п. б), ст. 84 и ч. 2 ст. 87 Конституции РФ однозначно фиксирует весьма представительное множество функций Президента РФ, которые в целом условно в рамках одного срока президентства можно отнести к числу «разовых».
Из всей совокупности перечисленных «многоразовых» функций Президента РФ Конституция РФ сделал акцент на одну весьма существенную и привлекательную для народа функцию, определенную ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, которая утверждает: «Президент РФ является гарантом <т. е. «тем, кто обеспечивает осуществление, исполнение чего-нибудь»> Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина», и, видимо, поэтому именно эта функция была положена в основу определенной ч. 1 ст. 82 и доходящей до сердца каждого гражданина РФ клятвы Президента РФ, которая гласит: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента РФ уважать и охранять права свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ ...». 12
Перечисленную в Конституции РФ совокупность «одноразовых» и «многоразовых» функций Президента РФ дополняет федеральное законодательство.
Глава 2. Основы деятельности Президента
2.1 Назначение Президента РФ
Конституция РФ – это основной закон, основной политико-правовой акт страны. В действующей Конституции закреплены ценности и идеалы республиканизма (народовластия) и федерализма, то есть ценности современного цивилизованного общества. В Конституции отражается стратегия развития государства на перспективу.
Законы государства должны со временем меняться, дабы отвечать современным реалиям. Изменяются законы в социальной сфере, трудовой, в сфере образования, здравоохранения и т.д. Отношения между индивидами и социальными группами претерпевают изменения, что, само собой, требует законодательного урегулирования. Так и Конституция, ввиду процессов внутригосударственного развития и глобализации за последние 26 лет, нуждалась в корректировке.
Первые на наш взгляд существенные поправки в Конституцию по анализируемому вопросу, внесены в декабре 2008 года. Эти поправки касались увеличения сроков полномочий Президента (с 4 до 6 лет) и Государственной Думы (с 4 до 5 лет). Кроме того, принят ряд поправок относительно контрольных полномочий Государственной Думы, которые в значительной мере увеличены. Далее кардинальные поправки в Конституцию РФ внесены после Закона о поправках к Конституции В.В. Путина в 2020 году. 13
Мнения специалистов и ученых относительно последних поправок в Конституцию РФ как обычно разделились.
Так, В.И. Алифиров заявляет о том, что данные поправки приняты профессиональным юридическим сообществом весьма неоднозначно, но попытки вынести проект на широкое общественное обсуждение и избежать спешки не увенчались успехом. Исследователь полагает, что поправки содержат в себе уклон в сторону будущего укрепления «суперпрезидентского» характера нашей республики.14 Мы частично поддерживаем их разделяем, полагая, что полномочия президента РФ ввиду поправок действительно значительно возросли. Возможно, некоторые из них можно делегировать другим ветвям власти.
Ю.Г. Ершов пишет о том, что и Конституция 1993 года не может считаться идеальной. О новых поправках касательно статуса Президента РФ резко высказывается, что они направлены не на разрешение реальных проблем, существующих в действующей Конституции, а, напротив, обращают конституционный процесс в откровенную «имитацию». Данное мнение мы тоже частично разделяем, поскольку Конституция – это документ, который регламентирует демократический строй в государстве, на основе которого строится гражданское общество. Перевес в полномочиях той или иной ветви власти разрушает демократический государственный аппарат.
15
Вместе с тем, мы согласны с тем, что любые изменения в экономической, политической, социальной жизни сказываются на регламентирующих жизнь общества документах. Поэтому разделяем мнение указанных авторов о необходимости внесения соответствующих поправок и изменений в Конституцию, в том числе касающихся полномочий Президента.16
Таким образом, мы видим, что поправки в Конституцию относительно процесса избрания и функций Президента вызвали как положительные, так и отрицательные отклики. К тому же эта точка зрения подтверждается рядом санкционированных и несанкционированных митингов проходящих в настоящее время по всей стране, где высказываются противоречивые мнения относительно расширения и увеличения функций Президента.
Рассмотрим более подробно поправки, коснувшиеся полномочий Президента, а именно изменения в статью 81 (об избрании Президента). Статья 81 «Конституция РФ» принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года.
К первой части статьи 81 ранее была применена редакция в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции от 30 декабря 2006 года №6- ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента и ГД», вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 года. Поправки в соответствии с этой редакцией в 2020 году отменены. А основная формулировка первой части статьи 81 осталась прежней. Президент В.В. Путин в рамках большой пресс-конференции ответил на вопрос, будет ли он еще раз баллотироваться в президенты на следующих выборах, которые состоятся в 2024 году. По словам президента, он еще не принял соответствующее решение, но «формально это разрешение есть от народа». Поправки в Конституцию он призвал оценивать с точки зрения того, пойдет ли это на благо страны. 17
Изменениям подверглась вторая часть данной статьи, касающаяся особенностей возраста и гражданства претендента на пост Президента, а также запрета иметь счета в зарубежных банках.
Изменения коснулись и третьей части статьи 81, касающейся сроков президентства. Согласно новой версии Закона можно становиться президентом два раза подряд. Кроме того, часть третья анализируемой статьи была дополнена подпунктом 3.1., тоже регламентирующим отдельные моменты сроков президентства. Четвертая часть статьи 81 осталась неизменной.