Файл: А. В. Безруков уточнял Президент обладает так называемыми скрытыми, дискреционными полномочиями, которые прямо не закреплены в Конституции рф, имплицитно содержатся в ней и вытекают из смысла президентских функц.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заключение
Государственная политика в правовой литературе именуется как особенное явление, обладающее общетеоретическим и нормативным разнообразием. К тому же, в различных зарубежных странах роль Президента РФ в определении государственной политики имеет свои характерные особенности, которые зависят в свою очередь от различных факторов. К тому же, роль главы государства в данным направлении в настоящее время возрастает ввиду того, что в настоящее время под влиянием таких факторов как субъективных, глобальных и национальных, внутренних и внешних, происходят глобальные процессы. Государственная политика государства складывается из политики социальной, политики публичной, государственно-властной. Такая политика отражает цели, задачи, направления и приоритетные направления функционирования государства как целостного социального института.
Роль Президента РФ так же возросла ввиду внесенных изменений в действующую Конституции РФ в 2020 году. Теперь же, государственная политика должна строиться таким образом, чтобы более направлением являлось развитие России как правового государства, в связи с чем, Президент РФ должен наполнять ее юридическим содержанием. Важное значение должно уделяться необходимости усовершенствовать законодательство, преодолению правовых коллизий. В 2020 году глава государства отметил, что в настоящее время стоит потребность в качественном развитии всей правовой базы. Из этого напрямую следует вывод, что в настоящее время государственная политика России имеет первостепенное значение и успех в ее реализации зависит прежде всего от того, как Президент РФ реализует функцию по развитию правовой базы. Главная особенность государственной политики в России состоит в том, что она является особенным средством регулирования всех сфер жизнедеятельности общества и параллельно выступает еще и механизмом средств и принципов по достижению стратегических целей и тактических задач государства и общества.
Президент РФ также определяет приоритетные направления государственной политики, учитывая следующие особенности:
1. Данная политика должна иметь определенные цели и задачи;
2. Как особая форма воплощения политического государства;
3. Как средство ограничения власти законом;
4. Как цель по отношению к обществу.
Стоит отметить, что также после внесения поправок в РФ был сформирован новый конституционный орган – Государственный совет, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внешней и внутренний политики государства. В связи с чем в правовом поле заговорили о том, что теперь роль Президента в данной сфере снижается, так как глава государства по факту лишился права единолично обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и определять основные направления внутренней и внешней политики. Однако оно не является верным, так как Президент РФ не лишился функции выбора направления реализации государственной политики государства, просто эта функция также легла и на новый конституционный орган – Государственный совет, который формирует глава государства, но при этом не указано принимает ли он единоличную роль в его возглавлении.
Президент РФ также не лишился полномочий по оглашению направлений государственной политики ежегодно в специальном Послании Президента Федеральному Собранию. В 2021 году значительная часть обращения главы государства была посвящена мерам социальной поддержки. В данном направлении осуществления государственной политики прозвучало два тезиса: регионы смогут получить инфраструктурные кредиты, но только те, которые проводят взвешенную финансовую политику и также регионам были выделены бюджетные кредиты, выделенные в целях осуществления борьба с последствиями ковида.
Подводя итог вышесказанному стоит отметить, что функция Президента РФ в определении государственной политики основана на особенных положениях Основного закона нашего государства. Примечательно, что не во всех президентских и полупрезидентских республиках высока роль главы государства при осуществлении данной функции. Однако при этом его роль ограничена, так как его деятельность должна быть основана на конституционных положениях, посвященных внутренней и внешней политики. Хотя в Конституции РФ и закреплена данная функция государства, но закрепленные в нем пределы его полномочий размыты, так как имеются лишь общие предписания политического характера, что с одной стороны, что с одной стороны, препятствует выполнению Президентом РФ функции определения государственной политики, а с другой, увеличивает возможность производного толкования ее положений главой государства. И эта проблема может быть решены только путем внесения изменений в Конституцию РФ.
Список использованных источников
1 Кузнецов И.И. Дискреционные полномочия главы государства и баланс ветвей власти // Известия Саратовского университета. – Новая серия. Серия Социология. Политология. – 2010. – Т. 10. Вып. 1. – С. 93 - 99.
2 Безруков А.В. Укрепление единства государственной власти Президентом России при проведении преобразований в системе федеративных отношений // Научный ежегодник Института философии и праваУральского отделения Российской академии наук. – 2012. – Вып. 12. – С. 467 - 475.
3 Сафронова А.М. История государственных учреждений России: 1917 - 2000 - е гг.: учеб. пособие / А.М. Сафронова; [науч. ред. А.В. Черноухов]; М - во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун - т. – Екатеринбург: Изд - во Урал. ун - та, 2017. – 136
4 Иванченко А.В., Любарев А.Е. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии / А.В. Иванченко, А.Е. Любарев. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 222 c. 6
5 Тлеубаев Ж.С. Исторические аспекты становления института президентства в России // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. – № 19 (234). – Право. – Вып. 28. – С. 36 - 40.
6 Кузнецов И.И. Дискреционные полномочия главы государства и баланс ветвей власти // Известия Саратовского университета. – Новая серия. Серия Социология. Политология. – 2010. – Т. 10. Вып. 1. – С. 93 - 99. 7
7 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6 - ФКЗ, от 30.12.2008 N 7 - ФКЗ, от 05.02.2014 N 2 - ФКЗ, от 21.07.2014 N 11 - ФКЗ). // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: сайт: некоммерческая интернет - версия КонсультантПлюс. – Режим доступа: http: // www.consultant.ru / cons / cgi / online.cgi?req=doc;base= LAW;n=2875#
8 Богданов А.В. Президент РФ. Гарант прав и свобод человека и гражданина? // Монография. – Германия: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 88 с.
9 Сафронова А.М. История государственных учреждений России: 1917 - 2000 - е гг.: учеб. пособие / А.М. Сафронова; [науч. ред. А.В. Черноухов]; М - во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун - т. – Екатеринбург: Изд - во Урал. ун - та, 2017. – 136 с.
10 Домаков В. В. Философия управления социально-экономической сферой в условиях изменений бытия XXI века. – СПб.: Изд-во «Стратегия будущего», 2013 – 348 с.
11 Мелехин А. В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций / Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2009.
12 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук, профессор О. Н. Садиков. – М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА–М, 1997. – ХХП. – 778 с.
13 Абазов А.Б. Поправки к Конституции Российской Федерации 2020 г. как новый этап в развитии России / Образование. Наука. Научные кадры, 2020 [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/popravki k konstitutsii rossiyskoy federatsii 2020 g kak novyy etap v razvitii rossii
14 Алифиров В.И. Актуальные проблемы изменения Конституции Российской Федерации / Юридический вестник молодых ученых, 2015 2014 [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye problemy izmeneniya konstitutsii rossiyskoy federatsii
15 Ершов Ю.Г. К вопросу о поправках в Конституцию российской Федерации - 2020 / Социум и власть, 2020 [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k voprosu o popravkah v konstitutsiyu rossiyskoy federatsii 2020
16 Михеева Т.Н. Взгляд конституционалистов на поправки в Конституцию России / Образование и право, 2020 [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzglyad konstitutsionalistov na popravki v konstitutsiyu rossii
17 Парин Д.В., Абоян А.А. Поправки к Конституции РФ и изменение роли главы государства / Образование. Наука. Научные кадры, 2020 [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/popravki k konstitutsii rf i izmenenie roli glavy gosudarstva
18 Михайличенко И.В. Институт Президента Российской Федерации в обновленной Конституции России // Проблемы права. 2021. № 3. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47164528_28930489.pdf
19 Енгибарян Р.В., Караулова Ю.А., Селезнева В.В. Институт президентства США и России // Право и управление. XXI век. 2016. № 3. С. 3-11.
20 Евдокимов С.В. Конституционно-правовое регулирование статуса Президента Российской Федерации и конституционная реформа // Юридическая наука и практика: вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. № 2. С. 188-189.
21 Послание Президента Федеральному Собранию от 15.01.2020. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582
22 Конституция (Основной Закон) РСФСР. Принята Верховным Советом РСФСР 12 апреля 1978 г., с изменениями и дополнениями, внесенными законами РСФСР от 27 октября 1989 г., 31 мая, 16 июня и 15 декабря 1990 г., 24 мая и 1 ноября 1991 г. и законами Российской Федерации от 21 апреля, 9 декабря и 10 декабря 1992 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
23 Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Проспект, 2010.
24 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник для вузов. М.: Проспект, 2013.
25 Авакьян, С.А. Конституционное право России : учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. М. : Норма: ИНФРА - М, 2011.
26 Комментарий к Конституции Российской Федерации // под общ. ред. Л.В. Лазарева. Изд. 3, доп. и перераб. М.: Новая правовая культура, Проспект, 2009.
27 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № - ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 - ФКЗ) Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4.
28 Колбая С. Г. Отрешение президента от должности: мировой опыт и проблемы российского законодательства. // Журнал российского права. 2004. № 4.С. 99.
29 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник для вузов. М.: Проспект, 2009.
30 Конституция РФ: научно-практический комментарий / под ред. В. В. Лазарева. М., 2013.
31 Гороховцев О. В. Конституционная ответственность в Российской Федерации. М., 2008. С. 9.