Файл: А. В. Безруков уточнял Президент обладает так называемыми скрытыми, дискреционными полномочиями, которые прямо не закреплены в Конституции рф, имплицитно содержатся в ней и вытекают из смысла президентских функц.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Также внесен ряд изменений в статью 83, которая касается функций президента. Согласно нововведениям, Президент теперь назначает Председателя Правительства РФ, кандидатура которого выдвигается Президентом и утверждена Государственной Думой. Президент может освободить от должности Председателя Правительства РФ. Теперь Президент имеет не просто право присутствовать на заседания Правительства, но и осуществлять общее руководство им. Президент утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения, определяет органы, которыми руководит, а также органы, которыми руководит Правительство и др. Президент занимается назначением лиц на ведущие государственные должности. Таким образом, Президент значительно расширил свои полномочиями, нежели чем это было раньше.

Поправки, внесенные В.В. Путиным в Конституцию, изменили систему государственного управления посредством перераспределения полномочий между разными органами власти. Рассмотрим, как именно будут реализовываться поправки в Конституцию на практике.

Из конституции было исключено положение, согласно которому пост Президента не может занимать один и тот же человек два раза подряд, что обозначает, что теперь любой следующий президент может снова занять пост главы правительства, выдержав паузу.

2.2 Функции и роль Президента РФ



Статус Президента РФ определяется главой 4 Конституции РФ. В соответствии с Конституцией РФ, принятой в 1993 г., Президент РФ – высшая государственная должность Российской Федерации, глава государства, гарант Конституции РФ. Положения п. 3 и п. 4 ст. 80 Конституции РФ определяют роль Президента РФ в проведении внутренней и внешней политики государства. Президент РФ представляет Россию как внутри страны, так и на международной арене. Согласно ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в России разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. И Президент РФ не относится ни к одной из ветвей. В соответствии п. 1 ст. 80 Конституции РФ, Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной (государственной) власти.

В соответствии со ст. 87 Конституции РФ, Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Также он утверждает Военную доктрину России18.

Принятые в 2020 г. поправки к Конституции РФ усилили полномочия Президента РФ в сфере управления системой прокуратуры РФ. До принятия поправок Президент РФ представлял Совету Федерации (СФ РФ) кандидатуру Генерального прокурора РФ. Генеральный прокурор РФ назначался и освобождался от должности СФ РФ. В новой редакции ст. 129 Конституции РФ прописана процедура назначения Генерального прокурора РФ и его заместителей: они назначаются после консультации с СФ РФ Президентом РФ. Генеральный прокурор РФ и его заместители освобождаются от должности Президентом РФ.

До принятия поправок прокуроры субъектов Российской Федерации назначались на должность Генеральным прокурором РФ после согласований с субъектами РФ. Согласно п. 4 ст. 129 Конституции РФ, прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность после консультаций с СФ РФ и освобождаются от должности Президентом РФ. Эти положения прописаны также в п. «е.1» ст. 83 Конституции РФ.

До принятия поправок к Конституции РФ в 2020 г. Президент РФ назначал с согласия Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ГД РФ) Председателя Правительства РФ (ст. 83 Конституции РФ). Согласно новой редакции ст. 83, Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, кандидатура которого утверждена ГД РФ по представлению Президента РФ. Президент РФ также имеет право освобождать от должности Председателя Правительства РФ. В соответствии со ст. 83 Конституции РФ, Президент РФ осуществляет общее руководство Правительством РФ и имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ. Структура федеральных органов исполнительной власти также утверждается Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Президент РФ назначает на должности и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров, чьи кандидатуры прошли процедуру утверждения ГД РФ. Часть федеральных министров и руководителей федеральных органов исполнительной власти назначаются на должности после консультаций с СФ РФ (п. «д.1» ст. 83 Конституции РФ). Это руководители федеральных органов исполнительной власти, ведающие вопросами обороны,

безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.

По сравнению с исполнительной властью полномочия Президента РФ не столь обширны по отношению к законодательной и судебной ветвям власти. Поэтому многие специалисты в области конституционного права отмечают существенное влияние именно на исполнительную власть19.

Президент РФ назначает и освобождает представителей Российской Федерации в СФ РФ. Также Президент РФ имеет право роспуска ГД РФ20. Также, в соответствии со ст. 93 Конституции РФ, Президент РФ может быть отрешен от должности СФ РФ на основании выдвинутого ГД РФ обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, которое подтверждено заключением Верховного Суда РФ и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В соответствии со ст. 83 Конституции РФ, Президент РФ представляет СФ РФ кандидатуры лиц для назначения на должность Председателя и заместителя Председателя Конституционного Суда РФ, а также судей Конституционного Суда, число которых после принятия поправок составляет 11 вместо прежних 19 судей. Также Президент РФ представляет СФ РФ кандидатуры для назначения на должности Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя Верховного Суда РФ и судей Верховного Суда РФ. Президент РФ назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов.

Президент РФ также представляет СФ РФ кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты РФ и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты РФ, а вторая половина от общего числа аудиторов Счетной палаты РФ и заместитель Председателя Счетной палаты РФ назначаются ГД РФ по представлению Президента РФ.

Президент РФ формирует Администрацию Президента РФ, Государственный Совет РФ, Совет Безопасности РФ, также назначает полномочных представителей Президента РФ.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. стало поворотным в вопросах реализации политики укрепления государственной власти, реформировании системы управления и начала конституционной реформы21
. В послании было предложено закрепить статус Госсовета в Конституции РФ, что и было сделано в п. «е5» ст. 83. В конце 2020 г. был принят Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 394-ФЗ. В будущем, вероятно, Госсовет станет органом, вырабатывающим и принимающим решения в области стратегического развития страны.

В вопросе реализации полномочий Президента РФ в сфере внешней политики важное место занимает право назначать и отзывать после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Президент РФ вправе вводит на всей территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение. Также он вводит военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае агрессии против страны или же при угрозе агрессии. В обоих случаях при принятии решения о вводе особого положения (военного или чрезвычайного) об этом сообщается ГД РФ и СФ РФ.

Президент РФ представляет ГД РФ кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ.

Президент РФ занимает центральное место в системе государственной власти в России. Согласно Конституции РФ, он обладает широким спектром полномочий для руководства страны и для обеспечения условий работоспособности ветвей власти. После принятия поправок к Конституции РФ в системе разделения власти Президент РФ стал больше тяготеть к исполнительной власти. Также он является неким координатором ветвей власти. Президент РФ символизирует государственную власть страны у населения.


2.3 Основания для прекращения полномочий



Президент поистине является масштабной фигурой на современной политической арене. Это лидер, от поведения и действий, которого будет зависеть состояние страны, уровень развития всех структурных составляющих общества. Глава государства должен обеспечивать грамотное функционирование всего государственного механизма, развитие и поддержание стабильности внутри страны, координировать взаимодействие всех ветвей государственной власти, а также задавать некий вектор для выстраивания индивидуальной политики касательно взаимоотношения своего государства с другими странами. Для выполнения таких нелегких задач, от главы государства потребуются колоссальные умения и способности, которые зачастую должны являться чуть ли не талантом в решении весьма трудных и спорных ситуаций. Каждый лидер государства выстраивает свою особенную линию поведения, то есть некую стратегию, от которой будет зависеть, какое место на политической площадке займет именно его государство.

Институт досрочного прекращения полномочий Президента РФ включает в себя несколько оснований, и каждое содержит в себе собственные нюансы, на которые хочется обратить внимание.

Основной закон государства (РСФСР) 1978 года содержала свои основания досрочного прекращения полномочий главы государства, а именно в статье 121-11 такими основаниями являлись: во-первых, отрешение Президента от должности, затем его отставка, в-третьих, невозможность осуществления Президентом своих полномочий, и наконец, то основание, которое отсутствует в Конституции 1993 года – смерть главы государства.

Хочется заметить, что ввиду того, что в Конституции 1978 года был дан более подробный, расширенный перечень оснований для досрочного прекращения полномочий главы государства, то можно сказать, что данный высший акт государства в этом смысле был более продуманным.

Далее, в представленном анализе несколько слов хочется сказать касательно института импичмента. И вновь в Конституции 1978 года представлен более полноценный перечень оснований ответственности, нежели в Конституции 1993 года. В частности, в статье 121-10 сказано: «Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности в случае нарушения Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, а также данной им присяги».