Файл: А. В. Безруков уточнял Президент обладает так называемыми скрытыми, дискреционными полномочиями, которые прямо не закреплены в Конституции рф, имплицитно содержатся в ней и вытекают из смысла президентских функц.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 3
Заключение 31
Список использованных источников 34
Введение
Если сделать исторический экскурс, то стоит отметить важное положение – функция президента РФ в определении государственной политики оказалась случайной, так как изначально в советский период она возлагалась на Съезд народных депутатов. При разработке проекта Конституции РФ данная функция была отдана Президенту с целью демонстрации, что в России сформировано сильная президентская власть.
В правовом государстве статус главы государства максимально точно определён конституцией и принимаемыми на её основе законами. Это условие необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высший пост в государстве, имело отчётливые права и обязанности и не могло, выйдя за их пределы, своими действиями представлять угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивый характер конституционного строя, гражданский мир и свобода народа во многом зависят от сбалансированности и гармонии в отношениях главы государства и других органов власти.
Конституционный статус Президента России реализуется в нормах Конституции РФ, определяющих функции и полномочия главы государства. При этом под функциями подразумеваются его наиболее важные общие обязанности. А полномочия вытекают из функций и состоят в конкретных правах и обязанностях главы государства по проблемам его компетенции. В той степени, в какой функции и полномочия характерны исключительно для него, они называются дискреционными прерогативами. Как подчёркивал И.И. Кузнецов, тесная связь полномочий и ответственности главы государства в реализации этих прерогатив особенно характерна для президентских республик (например, США) и для полупрезидентских систем, где глава государства взаимодействует с премьер - министром1. А.В. Безруков уточнял: «Президент обладает так называемыми «скрытыми», дискреционными полномочиями, которые прямо не закреплены в Конституции РФ, имплицитно содержатся в ней и вытекают из смысла президентских функций, которые проявляются в непредвиденных экстраординарных условиях»2. Они получают де - факто признание парламента или опираются на судебную трактовку положений конституции. К чисто президентским прерогативам относятся, например, и предложение парламенту кандидатуры на пост главы правительства или присвоение высших воинских званий, наград и т.п.).
В Конституции РФ 1993 года определено: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий».
Как пишет по этому поводу С.А. Авакьян: «Слова «прекращает исполнение полномочий» создают - в сочетании со всеми тремя вариантами - определенную двусмысленность. Выходит, что во всех трех случаях Президент сам прекращает свои полномочия. Однако однозначно это будет его решение лишь в случае отставки».
Целью данной работы является анализ оснований и порядка досрочного прекращения исполнения полномочий главы государства в России.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть правовой статус Президента РФ;
- изучить президента, как гаранта прав и свобод;
- исследовать назначение Президента РФ;
- проанализировать функции и роль Президента РФ;
- исследовать основания для прекращения полномочий.
Структура данной курсовой работы определена ее целями и задачами и состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Институт Президентства в Российской Федерации
1.1 Правовой статус Президента России
В советский период истории России пост главы государства фактически отсутствовал. А.М. Сафронова подчёркивала: «И. В. Сталин в докладе о проекте Конституции на VIII Чрезвычайном съезде Советов заявил, что в нашей стране не должно быть единоличного президента, избираемого всем народом наравне с Верховным Советом, который может противопоставить себя этому органу»3. Роль президента формально исполнялась коллегиальным органом – Президиумом Верховного Совета РСФСР с Председателем во главе. Но этот орган не играл автономную роль в жизни страны правовые акты в основном подписывались Председателем и секретарём без их коллегиального рассмотрения. С учётом результатов референдума РСФСР, как отмечали А.В. Иванченко и А.Е. Любарев, третий (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР принял 5 апреля 1991 г. решение о назначении на 12 июня 1991 г. выборов Президента РСФСР
4. И 12 июня этого года на пост Президента РФ всенародным голосованием был избран Б.Н. Ельцин. Конституцией РФ1993 г. было установлено, что его полномочия продолжаются до истечения срока, на который он был избран (до 12 июня 1996 г.). Но с декабря 1993 г. положение, функции и полномочия президента РФ определялись уже в соответствии с новой Конституцией.
По Конституции РФ 1993 г., Президент является главой государства. По мнению Ж.С. Тлеубаева, появление этого института в России положило начало реформе всей вертикали исполнительной власти5. В прежней Конституции функция Президента определялась через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Но и теперь Президент РФ не утратил его функций и связей с исполнительной властью. Термин «глава государства» представляется более точным для характеристики его функций и полномочий, а термин «президентская власть» означает лишь его особый статус в системе трёх властей. П.П. Баранов по этому поводу замечал: «В конечном итоге, сам термин «президентская власть» хоть и не находит своего достойного выражения в тексте Основного Закона, является достаточно традиционным и широко употребимым». Но из всех ветвей власти Президент взаимодействует в основном с исполнительной властью.
В этой связи абсолютно неосновательны упреки отдельных политических деятелей в стремлении наделить Президента РФ чисто «диктаторскими полномочиями». Для сравнения можно привести опыт Франции: её президент, как отмечал И.И. Кузнецов, обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с американским6. И во Франции, тем не менее, сорок лет аналогичного положения Президента удостоверяют, что в правовом государстве нет неизбежности перерастания сильной президентской власти в диктаторский режим. Подтверждением априорности и безосновательности подобных заявлений служит и опыт первого президентства в России.
При характеристике конституционного статуса Президента РФ нужно учитывать его положение главы федеративного государства (Часть I ст.80 Конституции РФ)7. Президент РФ выполняет функцию президента всех жителей страны независимо от уровня голосования по стране. Многонациональный народ России через своих избирателей представлен в Федеральном Собрании, с чем связано неизбежное различие интересов, выражаемых депутатами парламента. Но Президент РФ, как особо выделял А.В. Богданов, «представляет интересы всего общества и действует во благо этого общества»
8. И его действия в угоду одним регионам и безразличие к другим неправомерны. Президент РФ как глава федеративного государства также контролирует глав республик и администраций других субъектов РФ. Соответственно, он находится вне интересов отдельных политических партий и общественных групп. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечивать единство общегосударственных и региональных интересов.
Как и в других государствах, как подчёркивала А.М. Сафронова, Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью и приступает к исполнению полномочий с момента принесения присяги9. Статус неприкосновенности президента РФ означает, что до отставки против него не может быть возбуждено уголовное дело, его нельзя принудительно доставить в суд в качестве свидетеля и т.д. Со временем, вероятно, будет решён вопрос об иммунитете Президента в отношении гражданских исков. В отличие от прежней Конституции, в действующей не предусмотрен пост вице - президента. В ряде президентских республик этот пост существует (США), в некоторых – нет (Франция). Упразднение поста вице - президента в России в 1992 г. было продиктовано исключительно политическими мотивами. Но это решение взвалило на плечи Президента РФ ряд функций, особенно представительского характера, в других странах закреплённых за вице - президентом.
Итак, конституционно - правовой статус Президента РФ значительно повлиял на организацию всех ветвей власти в стране. В то же время особенности президентского поста свидетельствуют о динамике развития этого высшего властного института.
1.2 Президент, как гарант прав и свобод
По мнению С. И. Ожегова и в общепринятом понимании в России словом «лидер» всегда обозначали «главу, руководителя политической партии, общественно-политической организации», где слово «глава» является синонимом слов «руководитель, начальник, старший по положению», а руководитель означает «лицо, которое руководит кем-чем-нибудь», т. е. «направляет, находится во главе чего-нибудь». Одновременно следует заметить, что в контексте понятия «лидер» слово «политика» расценивается как «образ действий, направленных на достижение чего-нибудь, определяющих отношения с людьми» или, говоря прямо, как «способ завоевания, удержания и использования власти». Именно поэтому вполне правомочно и обоснованно в сделанных в свое время заявлениях кандидата в Президенты России – лидера политической партии КПРФ Г. А. Зюганова по поводу «массовых нарушений при проведении выборов и во время предвыборной кампании» говорилось именно о «лидерах партии «Яблоко», партии «Другая Россия», ассоциации «Голос» и иных общественных организаций». При всем этом в нашей стране всенародно переизбранный 18 марта 2018 г. на четвертый срок в полном соответствии с ч. 3 ст. 81 Конституции РФ Президент РФ В. В. Путин, который в силу своей должности справедливо полагает, что он не может быть членом ни одной функционирующей политической партии, твердо и бескомпромиссно считается «лидером всех россиян». В этом качестве, например, в рамках демократически проведенной предвыборной кампании 2017-2018 г.г. он не только отказался выставлять свою кандидатуру от политической партии «Единая Россия», фактическим «лидером» которой является, но даже без оглашения своей «программы» априори был уверен, как и все россияне, в том, что гарантированно одержит убедительную победу над любыми зарегистрированными соперниками, с которыми он не посчитал нужным даже вступить в дискуссию по поводу не только будущего России, но и того, как его достичь. Отмечая такое его «лидерство и стремление к стабильности в России», американский журнал «Time» еще в 2007 г. не без оснований нарек Президента РФ В. В. Путина «человеком года», а австралийский либеральный политик Кэмерон Росс в январе 2010 г. назвал его «лучшим лидером России со времен Петра I, отметив целый ряд достижений в период его президентства».