Файл: ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА ответы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2021

Просмотров: 3785

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Все больше и больше руководителей приходит к убеждению, что коллектив работает тем успешнее, чем разнообразнее темпераменты и характеры коллег.


Во II в. н. э. греческий врач Гален разделил человеческие темпераменты на четыре типа. По его классификации люди делятся на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Сейчас, 1800 лет спустя, психологи стремятся понять, от чего зависит темперамент человека. Например, оказалось, что робость и смелость в человеке базируются на генетических различиях в физиологических механизмах работы мозга. Именно гены обусловливают уровень человеческих реакций, происходящих ежесекундно в нашем мозге, и концентрацию получающихся в результате этого химических веществ. Существуют миллионы различий в концентрациях этих химических веществ. Эти различия определяют особенности поведения людей. Кроме того, темперамент человека может меняться с возрастом и под действием окружающей обстановки. Многие организации сегодня нередко идут на риск и специально берут на работу нескольких «заводил» в надежде, что они будут действовать как катализаторы и разбудят дух творчества в организации, помогут ей выйти на новые рубежи. Даже если не все идеи таких «заводил» хороши, рассуждают руководители, они своими нетрадиционными подходами заставят других стряхнуть с себя сонное состояние, раскрепоститься для поисков нового.


Кстати, знатоки утверждают, что характер и темперамент творческого человека зависят и от того времени года, когда он родился.


Тот, кто родился весной, отличается крайней нерешительностью и чрезмерной обидчивостью. «Весенние» натуры нередко наделены недюжинными талантами, но излишняя неуверенность мешает их проявлению. Они очень легко поддаются лести и часто занимаются самолюбованием. Их совсем не просто в чем-либо убедить. Люди, родившиеся в летнюю пору, как правило, добры и великодушны. Им не свойственны мелочность и агрессивность. Часто они готовы отдать последнее тому, кто нуждается в их помощи. Доброта их простирается не только на людей, но и на весь окружающий мир.


Поэтичная осенняя пора наделила тех, кто родился в это время, и соответствующими чертами характера: возвышенностью чувств, поэтичностью, художественными талантами, рассудительностью и здравомыслием. Они не любят конфликтовать и выяснять отношения. Люди, родившиеся зимой, чаще всего сложные, противоречивые натуры. Им свойственны упрямство и себялюбие. Благодаря целеустремленности и большой силе воли они способны достичь высоких результатов в своей работе. Однако в личной жизни им приходится нелегко: они часто ссорятся, возбуждаются по пустякам.


Творческие люди очень разные по складу характера, образу мышления и образу жизни. Подобная разношерстность — скорее, норма для креативных компаний, это стимулирует. Поэтому нередко задача управленца состоит в том, чтобы правильно составить творческие тандемы, довести доходчиво суть задачи до каждого сотрудника. К примеру, в творческом отделе рекламного агентства работают копирайтеры и арт-директора, это постоянная креативная пара, хотя в некоторых компаниях пары меняются в зависимости от проекта или перерастают в трио и квартеты. Главное, чтобы в основе было соавторство и мирное сосуществование, а не допускать паразитизма и конфликтов должен именно креативный директор, выступая своего рода буфером.



Профессиональный управленец творческого коллектива обязан быть реальным лидером в этом коллективе. Недостаточно только должностной иерархии, нужна творческая: в любой момент креативный директор обязан составить реальную творческую конкуренцию любому своему подчиненному. Это не значит, что он должен уметь писать слоганы лучше копирайтера или видеть цветовое решение лучше арт-директора. А вот конечную цель коллективного труда он обязан представлять лучше всех.


Креативный директор берет на себя вопросы создания атмосферы, ее поддержания и «распространения».


Например, в «Sema. ru» творческой активности помогают эргономичная мебель, возможность слушать музыку одновременно с работой (в наушниках), комфортная температура в помещении, взаимное уважение как элемент корпоративной этики. Во многих рекламных агентствах и редакциях вечер плавно перетекает в совместную клубную ночь[176].


Особенность управления творческим коллективом в том, что творчество и производственный процесс нужно совмещать. И руководители порой действуют жестко, потому что есть параметры, которые нельзя изменить, — работа на заказчика, сроки выхода издания.


Жесткий ритм работы под заказчика или к определенному сроку требует четкой организации труда. Вопрос этот тесно связан с дисциплиной в коллективе, прежде всего, с самодисциплиной. Человек, который избрал своей профессией «креатив», должен иметь рамку мастерства для своего таланта. И пользуясь своим мастерством, направлять талант. Самодисциплина плюс навыки тайм-менеджмента помогут руководителям укладываться в сроки.


Для любого коллектива актуальна проблема рутины. От рутины не уйти, считают эксперты. Важно, чтобы сотрудник относился к этой ситуации как к полезному опыту, то есть позитивно. Бороться нужно не с рутиной, а с тем, чтобы рутиной не подменялся творческий процесс.


Некоторые управленцы считают, что творчество не надо стимулировать или мотивировать, это процесс самодостаточный. Но о профессиональном росте сотрудников надо заботиться, творческий процесс стимулировать, отслеживать прогресс и застой, обновлять и усложнять задачи. Главное — делать это весело, без формализма, креативно! На основе исследования проблемы управления творческим коллективом («творческий» менеджмент) авторским коллективом настоящей книги построена модель организационных и воспитательных приемов руководителям творческих коллективов по взаимоотношениям с одаренными и талантливыми людьми.


Проанализируйте ваши собственные ценности в отношениях руководства подчиненными. Способствуют ли они реализации неординарной личности в коллективе?


Будьте честными к себе и другим. Талантливые люди весьма чувствительны ко лжи, их тонкая психика очень подвержена влиянию неправды и несправедливости.



Избегайте с талантливыми людьми длинных объяснений и нравоучений. Они многое понимают с полуслова.


Уважайте в людях индивидуальность, неповторимость. Не загоняйте их в «прокрустово ложе» своих представлений.


Почаще отмечайте у одаренных людей их достоинства, оттеняя недостатки. Не скупитесь на похвалы и выражения своих чувств.


Делайте упор на взаимное уважение, сопереживание и понимание, что важно для социоэмоционального настроя талантливых людей.


Научитесь с большой долей терпения воспринимать эмоциональные перепады талантливого человека.


Приветствуйте и поощряйте разногласия в идеях и мнениях.


Дайте возможность творчески настроенным работникам активно участвовать в принятии решений и формировании планов.


Измените традицию старшинства, чтобы сотрудники могли продвигаться с любого уровня в полном соответствии с их достоинствами.


Постарайтесь обеспечить персональное признание успехов и достижений ваших работников и соответствующее конкретное вознаграждение за каждое достижение.


Подчеркните важность вклада данного человека, а не его группы или отдела.


Предоставляйте больше свободы вашим работникам, чтобы они могли работать с максимальной самостоятельностью.


Для начала выделите каждому тот участок, в котором он направляет усилия сам, а затем постепенно расширяйте его. Поощряйте обмен информацией и мнениями между сотрудниками и группами, однако при этом следите, чтобы каждый сотрудник имел достаточно свободы для выработки собственного мнения и самостоятельного пути.


Организуйте работу таким образом, чтобы наиболее перспективные работники не были загружены конкретными задачами весь день.


Время от времени предоставляйте вашим сотрудникам возможность осуществить их идеи, не подвергая их заранее критике. Предусмотрите разумный допуск на ошибку.


Разъясните подчиненным, какое давление они часто неосознанно оказывают на своих коллег, подталкивая их тем самым на путь конформизма, препятствуя новаторству, неординарности, оригинальности идей и замыслов.


Не ограничивайте талантливых работников рутинными работами, а развивайте их интересы и ставьте перед ними новые, увлекательные задачи.


Будьте терпимы к странным идеям.


Помогайте талантливым людям справляться с разочарованием и сомнением, когда они остаются одни в процессе непонятного коллегам по работе творческого поиска.


Убеждайте умных, талантливых людей, что лучше всего быть «разумным авантюристом», полагаясь порой на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.


Делайте все, чтобы избежать общественного неодобрения талантливых людей, уменьшить социальные трения и негативную реакцию персонала организации.


Культивируйте истинное уважение к личности талантливого человека.


Умеренность должна быть целью руководителей организаций в проявлении заботы о развитии продуктивных навыков талантливого человека.



Некоторые рекомендации, предлагаемые здесь, могут помочь и талантливым людям, оказавшимся в сложных ситуациях, при работе в креативной компании. Постарайтесь переводить свои идеи на язык, доступный для понимания других, чтобы они восприняли ваши предложения как служащие их собственным нуждам и интересам.


Старайтесь не быть воспринятым в качестве агрессора, личности, доминирующей за счет своего ума, позволяйте другим сохранять собственное достоинство, уважайте их право на индивидуальную точку зрения.


Давайте понять, что в основном вы поддерживаете то, что пользуется уважением у других: ценности, приоритеты, идеалы, традиции, принципы.


Не бойтесь изначально воспринять господствующие требования в организации, когда они не вступают в серьезный конфликт с вашими основными жизненными принципами: это своеобразный «кредит» вашей будущей личной свободы.


Высказывайте свою критику в адрес других с позитивных позиций, с желанием помочь.


Всегда требуйте время на раздумье, чтобы дать ответ по той или иной проблеме: это даст возможность избрать правильный способ действия.


Проблемы руководства творческими личностями существуют не только в креативных компаниях, но и на любом производстве. Например, в отделе маркетинга или продаж, департаменте развития или IT-технологий также работают неординарные, талантливые, творческие люди, и задачи творческого менеджмента заключаются в налаживании взаимодействия с креативными сотрудниками, разрешении возникающих проблем.






















ВОПРОС 13.

Групповая, массовая психика представляет собой сложную совокупность социально-психологических процессов и явлений, социально-психологических феноменов, среди которых выделяются различные группы, системы этих феноменов в зависимости от оснований классификации.

Так, есть социально-психологические процессы и явления, выступающие разнообразными формами существования и проявления группового, массового сознания, психики: общие потребности, интересы, суждения, мнения, отношения, настроения, традиции, авторитет и др. А есть социально-психологические феномены, которые не являются выражением массового, группового сознания. Они выступают своеобразными психологическими механизмами взаимовлияния людей друг на друга, передачи индивидуальной и групповой информации при возникновении контактов между людьми. К их числу относят убеждение, внушение, психическое заражение, подражание, психологическое принуждение.

Достаточно продуктивным является подход к классификации социально-психологических феноменов, основанный на выделении носителей, субъектов таких феноменов:

а) есть социально-психологические процессы и явления, характеризующие ту или иную общность, социальную группу в целом; они выражают характерные для данной общности социально-психологические характеристики. Это, так называемые массовидные социально-психологические феномены: общие потребности, интересы, цели, мнения, настроения, традиции, нормы, правила, ценности, установки, сплоченность, слаженность,


морально-психологическая атмосфера, нравственный и профессиональный климат и др.;

б) каждая социальная общность состоит из отдельных конкретных людей, которые, включаясь в социальные связи и отношения, своеобразно проявляют свою индивидуальность, осуществляют свое социально-психологическое поведение. В связи с этим выделяются социально-психологические процессы и явления, характеризующие социально-психологическое своеобразие (индивидуальность) личности, особенности социально-психологического поведения и реагирования личности на внешние социальные и социально-психологические обстоятельства: лидерство, подчинение, сотрудничество, конформизм, нонконформизм, экстра-, интра-, нормовертированность личности, экстра-, интра-, импунитивность личности, стиль поведения и деятельности личности, особенности авторитета, самоутверждения, психологической адаптации личности и др.;

в) выделяются и социально-психологические феномены, характеризующие особенности взаимодействия членов социальной общности как между собой, так и с социальной средой их жизни и деятельности: процессы социальной-перцепции, взаимопонимание, взаимоотношения, симпатии, антипатии, доверие, неприязнь, эмпатия, аттракция, коллизии во взаимоотношениях вплоть до конфликтных отношений;

г) есть и общеинтегративные социально-психологические феномены: слаженность, сплоченность, морально-психологическая атмосфера, морально-психологический климат.

Данный подход к классификации социально-психологических феноменов можно представить в виде схемы



В социальной психологии есть и другие подходы к типологии, классификации групповых психических феноменов. В зависимости от степени их устойчивости и динамики различают статические, динамические и статико-динамические социально-психологические процессы и явления (А. Д. Глоточкин). По характеру влияния на степень общности социальной среды выделяют социально-психологические феномены, интегрирующие, сплачивающие социальную общность и социально-психологические процессы и явления, оказывающие дифференцирующее и даже разлагающее влияние на социальную среду.

Очевидно, что знание специалистом особенностей индивидуальной и групповой психики позволит ему лучше ориентироваться в окружающей социальной среде, успешнее осуществлять свою профессиональную деятельность.










ВОПРОС 14.

Методы организации деятельности

Одной из главнейших задач воспитания является формирование определенного типа поведения. Именно действия и поступки человека являются критериями для оценки степени его воспитанности. Педагог, включая воспитанников в практическую работу, должен руководить их деятельностью, корректируя и направляя их действия в нужное русло. Весь процесс деятельности воспитанников очень сложен и разнообразен, поэтому целесообразно разбить его на более мелкие части, чтобы легче было учитывать все возможные нюансы воспитательного процесса на данном этапе. Благодаря специально организованной и управляемой практической деятельности в процессе воспитания, человек учится взаимодействию с другими людьми, адекватному поведению в той или иной ситуации, вырабатывает собственную линию поведения, соответствующую обстановке.