Файл: ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА ответы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2021

Просмотров: 3784

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее эффективным и часто используемым методом организации деятельности является упражнение.

Упражнение – практический метод воспитания, направленный на выработку у воспитанника навыков, привычек и заданного типа поведения. Если метод применяется системно, в совокупности с методом убеждения, то он почти наверняка будет иметь успех. Упражняясь, человек на практике ощущает потребность к формированию определенных качеств. Это выступает стимулом к активной деятельности в виде постоянных упражнений. Педагог, в свою очередь должен поддержать это стремление и, по возможности, усилить его, закрепить полученные результаты. Привычки могут формироваться осознанно, когда человек понимает конечную цель упражнений, важность и полезность их содержания, и не осознанно, когда стимул к выполнению упражнений не превращается во внутреннюю мотивацию, а лишь вызывает реакцию воспитанника. В случае механического выполнения упражнений, необходимые результаты все равно достигаются, хотя не так быстро и не являются столь устойчивыми и незыблемыми. Для сознательного способа выполнения упражнений педагог прибегает к помощи метода убеждений, наполняя, таким образом, сознание человека информацией, способной побудить его к добровольной, желаемой практической деятельности требуемого типа.

Упражнения должны составлять систему, содержащую разные уровни сложности, совокупность последовательных этапов, соответствующее содержание конкретных упражнений.

Учитывая цель воспитания – формирование нравственных качеств человека, упражнения воспитательного характера должны применяться в течение длительного времени, чтобы достигнуть требуемого результата. Основой для разработки упражнений должны являться конкретные жизненные ситуации, чтобы выработанные навыки были полезны в реальной жизни, помогали выбирать соответствующую линию поведения, справляться с желаниями и соблазнами в случае противоречия их выполнению обязанностей или требованиям культуры поведения общества, проявлять волевые усилия, оценивать ситуацию и достойно выходить из нее. Цель метода упражнений считается достигнутой, когда человек во многих противоречивых жизненных ситуациях сохраняет свою позицию и неуклонно проявляет нравственные качества.

Требование – метод воспитания, который прямо или косвенно воздействует на поведение человека, побуждает либо тормозит его действия. Прямое требование должно быть категоричным, настойчивым, произноситься уверенным тоном, не подвергается обсуждению и предполагает неукоснительное исполнение. Косвенное требование носит более мягкий характер и основано на побуждении желания человека исполнить его, опираясь на чувства, эмоции и переживания. К косвенным требованиям относятся:

1) совет, являющийся эффективным при условии высокого авторитета советчика в совокупности с его способностью убеждать;


2) игровое требование используется главным образом при воспитании детей, способных, увлекшись игрой выполнить многие, даже кажущиеся сложными для них требования;

3) доверие, используемое как средство достижения выполнения требования. Доверяя своему наставнику, воспитанник охотно и без сомнений выполнит его требование;

4) просьба – мягкая форма требования, используемая при наличии между педагогом и воспитанником взаимного уважения, сотруднических отношений, положительного эмоционального контакта;

5) намек – неявная форма требования, которая при умелом использовании имеет успех, так как содержит элементы проявления собственных побуждающих мотивов воспитанника, а не однозначное подчинение воле педагога;

6) требование-одобрение, примененное своевременно, является сильнейшим стимулом к выполнению требуемых действий.

Использование косвенных требований обычно имеет больший успех, не вызывая при этом негативного отношения к педагогу и содержанию требования. Прямые требования часто приводят к отрицательному эффекту, порождая противодействие, желание сделать наоборот, сокрытие истинных намерений и отношений к сути требования. Требование может быть непосредственным – от педагога к воспитаннику, и опосредованным – от воспитанника к воспитаннику. Забота о возникновении опосредованных требований является задачей педагога.

Приучение является наиболее прямолинейным и жестким методом воспитания. Использование этого метода часто сочетается с применением наказаний, что противоречит гуманистической педагогике. Педагоги-гуманисты оправдывают неизбежность применения этого метода тем, что он направлен на улучшение качеств личности и действует ей во благо, при этом сводят его использование к необходимому минимуму. Для смягчения протекания приучения в группах воспитанников младшего возраста его преподносят в форме игры.

В современной педагогической науке существует ряд требований, обеспечивающих правильное применение метода приучения:

1) четкое понимание воспитателем и воспитанником целей воспитания тех или иных качеств посредством приучения;

2) обоснованность приучения, понятная воспитаннику;

3) соответствие содержания метода временному интервалу, отведенному на его осуществление, возрасту и возможностям воспитанника;

4) демонстрация и сравнение результатов, получаемых в результате выработки качеств, являющихся целью приучения, наглядные доказательства их необходимости и полезности;

5) сочетаемость вырабатываемых качеств с уже выработанными или планируемыми для формирования;

6) наличие контроля и самоконтроля.

К методам организации деятельности относится так же метод поручения. Он дает хороший эффект, в силу того, что повышает у человека веру в себя, рождает внутренние мотивы к выполнению полезных, с точки зрения воспитателя, действий, создает почву для проявления творчества, вынуждает искать пути решения посильных проблем.








































ВОПРОС 15.

Диало́г (греч. Διάλογος — первоначальное значение — разговор, беседа[1][2]) в обыденном смысле — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) между двумя и более людьми; — в философском и научных смыслах — специфическая форма и организация общения, коммуникации. Традиционно противопоставляется монологу.


Основные исторические основания диалога находятся в нарративе, философских и дидактических приёмах, обнаруживаемые в классической греческой и индийской литературе, в особенности в античной риторике, логике и софистике.


Помимо осуществления коммуникации диалог может быть использован в художественных целях (в литературе, кино), для передачи философских идей (например, диалоги Платона — «Федон», «Пир»), для обучения иностранному языку (как упражнение).


В XIX в., потеряв почти полностью соприкосновение со своей основой и поддержкой в риторике, понятие диалога появляется вновь, трансформируясь в работах критиков культуры, таких как Михаил Бахтин и Паулу Фрейре, богословов, таких как Мартин Бубер, а также, в сущности, смягчая борьбу с атомизацией и социальным отчуждением человека в массовом индустриальном обществе.


Согласно М. М. Бахтину, диалог в своём универсальном философском значении может быть понят как формат познания и существования, в котором постигается человек и его бытие: «Два голоса — минимум жизни, минимум бытия».[3]

Диалог - это коммуникативный процесс, при котором люди взаимодействуют посредством выражения в словах смысловых позиций.


Характеристики диалога:


взаимообогащение (содержательность);


сотворчество;


дешевая и оперативная форма обмена информацией (Б. Шоу говорил: если у тебя одно яблоко и у меня одно яблоко и мы ими обменяемся, то у нас так и останется по одному яблоку. Но если у тебя одна идея и у меня одна идея, то, обменявшись ими, у нас уже будет по две идеи. Обмен идеями взаимообогащает).


Культура диалога это эрудиция, навыки доказательного суждения, умение слушать и быть услышанным, знание традиций мировой и отечественной культуры.


Модель идеального диалога:

"ходы" диалога делаются по очереди.


  • Диалог завершается результатом (выиграл, проиграл)


  • Диалог имеет ограниченный характер в связи с принятыми правилами.


  • Диалог ведется с учетом реакции одного участника на "ходы" другого.



Виды диалогов:

  • сократический или исследовательский: когда каждый имеет право высказать свое мнение и защищать его. (И. Кант: и ученик является учителем). Наибольшее распространение получил в Афинах. «Платон мне друг, но истина дороже». Цель участников диалога – найти истину или хотя бы приблизиться к ней.


  • риторический диалог вырождается в монолог: получил распространение в Риме. В нем поддерживалась активность одной стороны.


Формы диалогов:


  • беседа – диалог, в котором придерживаются одинакового взгляда на обсуждаемый вопрос.


  • спор – диалог, в котором отсутствует единая позиция на обсуждаемый вопрос.


  • дискуссия – это четкое сопоставление точек зрения по актуальным вопросам с целью нахождения путей их решения и установления общего согласия. Данный вид диалога (полилога) является наиболее сильным в познавательном отношении.


  • Полемика – частный случай спора.




Требования к ведению диалога:


  • единый язык, партнеры должны понимать друг друга.


  • общий предмет обсуждения: участники, как правило, объединены общими знаниями, но для ведения диалога необходимо наличие пунктов разногласия.


  • Желание и потребности в общении.


  • Это не сражение, а сотрудничество, поэтому отдается предпочтение слушанию перед говорением.


  • Необходимо критическое отношение к высказываниям партнера.



Структура диалога:


Ядро диалога составляет вопросно-ответный комплекс, рассмотрим его подробнее.


Вопрос и его структура:

Вопрос придает диалогу строгое направление, синтаксически оформлен в вопросное предложение. Но не всякие вопросы являются таковыми по форме и по содержанию. Рассмотрим некоторые из них.

Примеры вопросительных предложений, которые не являются вопросами:



Риторический вопрос – выражает суждение и не побуждает к ответу. Это вопрос по форме и суждение по содержанию. Например: Кто не слышал знаменитую бетховенскую сонату? Какой он ученый?


Просьба или предложение. Это вопрос по форме, но суждение по содержанию. Например: Не хотите чаю?


Резкое побуждение. Это вопрос по форме и суждение по содержанию. Например: Может быть, подвинетесь немного?


Угрожающее запрещение. Это вопрос по форме и суждение по содержанию. Например: Что за шум?


Увещевание, как разновидность призыва . Например: Ребята, не Москва ль за нами?


Вопрос может быть выражен с помощью незаконченного предложения. Таблицы с незаполненными местами, множеством ответов.




По степени выраженности в тексте вопросы бывают:

Явный – выражаются в языке вместе с предпосылками и требованием установить неизвестное. Например: Какую погоду прогнозируют синоптики на конец декабря?


Скрытый – выражается лишь предпосылками, а требование устранить неизвестность восстанавливается после осмысления предпосылок. Например: Испытание завершились благополучно, но эксперимент отклонился от заранее намеченного плана. – это вопрос по содержанию, но повествование по форме.


По структуре вопросы бывают:

Простой – не может быть разложен на элементарные. Например: Кто сегодня отсутствует?


Сложный – образуется из простых с помощью союза «и», «если, то». Например: Между какими веществами произошло взаимодействие и какие соединения получились?


По количеству:

Общий: Как ведут себя жидкости при замерзании?


Частный: Что произойдет с водой при замерзании?




По цели диалога:

Узловой: раскрывает тему диалога.


Наводящий: приближает к пониманию темы.


Также встречаются вопросы-капканы (например: монаха спрашивают: Можно ли курить, когда молишься? – нет. А можно ли молиться, когда куришь? – всегда можно.), контрвопросы, блокирующие вопросы, каверзные вопросы.




Требования к вопросу:


  • должен быть разумным, т.е. имеющим смысл : задай глупый вопрос и ты получишь глупый ответ.

  • должен быть ясным.

  • предпосылки вопроса должны быть истинными.

  • вопрос должен быть конкретным.


В научной деятельности умение поставить вопрос является очень ценным и значимым, поскольку постановка вопроса есть половина его решения. Недаром говорят, что лишь гениям под силу поставить проблему, а талантливые люди смогут ее решить.



Ответы классифицируются:


Прямой. Например: Кто из летчиков-испытатетлей стал космонавтом? – Ю. Гагарин…


Косвенный. Например: Есть ли жизнь на планете Венера? Температура атмосферы этой планеты – 485 градусов Цельсия, при такой температуре все живое гибнет.



По степени снятия неопределенности:


  • Полный (исчерпывающий)

  • Частичный (неисчерпывающий)

  • Подходящий

  • Неподходящий



Требования к ответу:


  • ясность, однозначность, лаконичность.

  • информативность – должен уменьшить неопределенность вопроса.

  • при некорректной постановке вопроса, ответ должен указывать на это.

  • ответ вопросом: уточнение, уход от вопроса.




При нарушении соответствия вопроса и ответа, происходит разрушение вопросно-ответного комплекса, исчезает взаимопонимание между участниками диалога.


Одним из важных условий успешного диалога является знание и умение встраиваться в тезаурус собеседника. Понятие тезаурус (частотность употребления тематизмов) было введено американским лингвистом Дж. Мак-Омом. Разработан он был в связи с предвыборной борьбой двух кандидатов в президенты США: Кеннеди и Никсона. Борьба шла на равных, для победы необходимо было что-то предпринять. Дж. Мак-Ом разработал тезаурус среднего американца 60-х гг. в него вошли следующие тематизмы.:


1. компьютеризация (страх перед тем, что стремительно развивающаяся техника заменит человека. Но первые опыты искусственного интеллекта не дали желаемого результата. Перевод фразы «Крепок дух, хоть немощно тело» с помощью машины выглядел так: «Сильный запах, хоть мясо размякло»)


2. легализация проституции, (вторая по значимости тема. Потери государственной казны требовали перевести на государственный уровень этот бизнес, хотя и противоречили нравственности)

3. рост преступности,

4. экология, (этого пункта не было в предвыборной программе Никсона)

5. азартные игры,

6. гражданские права,

7. правонарушения несовершеннолетних,

8. алкоголизм,

9. контроль над рождаемостью,

10. принудительное страхование здоровья,