ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2021
Просмотров: 3784
Скачиваний: 1
Наиболее эффективным и часто используемым методом организации деятельности является упражнение.
Упражнение – практический метод воспитания, направленный на выработку у воспитанника навыков, привычек и заданного типа поведения. Если метод применяется системно, в совокупности с методом убеждения, то он почти наверняка будет иметь успех. Упражняясь, человек на практике ощущает потребность к формированию определенных качеств. Это выступает стимулом к активной деятельности в виде постоянных упражнений. Педагог, в свою очередь должен поддержать это стремление и, по возможности, усилить его, закрепить полученные результаты. Привычки могут формироваться осознанно, когда человек понимает конечную цель упражнений, важность и полезность их содержания, и не осознанно, когда стимул к выполнению упражнений не превращается во внутреннюю мотивацию, а лишь вызывает реакцию воспитанника. В случае механического выполнения упражнений, необходимые результаты все равно достигаются, хотя не так быстро и не являются столь устойчивыми и незыблемыми. Для сознательного способа выполнения упражнений педагог прибегает к помощи метода убеждений, наполняя, таким образом, сознание человека информацией, способной побудить его к добровольной, желаемой практической деятельности требуемого типа.
Упражнения должны составлять систему, содержащую разные уровни сложности, совокупность последовательных этапов, соответствующее содержание конкретных упражнений.
Учитывая цель воспитания – формирование нравственных качеств человека, упражнения воспитательного характера должны применяться в течение длительного времени, чтобы достигнуть требуемого результата. Основой для разработки упражнений должны являться конкретные жизненные ситуации, чтобы выработанные навыки были полезны в реальной жизни, помогали выбирать соответствующую линию поведения, справляться с желаниями и соблазнами в случае противоречия их выполнению обязанностей или требованиям культуры поведения общества, проявлять волевые усилия, оценивать ситуацию и достойно выходить из нее. Цель метода упражнений считается достигнутой, когда человек во многих противоречивых жизненных ситуациях сохраняет свою позицию и неуклонно проявляет нравственные качества.
Требование – метод воспитания, который прямо или косвенно воздействует на поведение человека, побуждает либо тормозит его действия. Прямое требование должно быть категоричным, настойчивым, произноситься уверенным тоном, не подвергается обсуждению и предполагает неукоснительное исполнение. Косвенное требование носит более мягкий характер и основано на побуждении желания человека исполнить его, опираясь на чувства, эмоции и переживания. К косвенным требованиям относятся:
1) совет, являющийся эффективным при условии высокого авторитета советчика в совокупности с его способностью убеждать;
2) игровое требование используется главным образом при воспитании детей, способных, увлекшись игрой выполнить многие, даже кажущиеся сложными для них требования;
3) доверие, используемое как средство достижения выполнения требования. Доверяя своему наставнику, воспитанник охотно и без сомнений выполнит его требование;
4) просьба – мягкая форма требования, используемая при наличии между педагогом и воспитанником взаимного уважения, сотруднических отношений, положительного эмоционального контакта;
5) намек – неявная форма требования, которая при умелом использовании имеет успех, так как содержит элементы проявления собственных побуждающих мотивов воспитанника, а не однозначное подчинение воле педагога;
6) требование-одобрение, примененное своевременно, является сильнейшим стимулом к выполнению требуемых действий.
Использование косвенных требований обычно имеет больший успех, не вызывая при этом негативного отношения к педагогу и содержанию требования. Прямые требования часто приводят к отрицательному эффекту, порождая противодействие, желание сделать наоборот, сокрытие истинных намерений и отношений к сути требования. Требование может быть непосредственным – от педагога к воспитаннику, и опосредованным – от воспитанника к воспитаннику. Забота о возникновении опосредованных требований является задачей педагога.
Приучение является наиболее прямолинейным и жестким методом воспитания. Использование этого метода часто сочетается с применением наказаний, что противоречит гуманистической педагогике. Педагоги-гуманисты оправдывают неизбежность применения этого метода тем, что он направлен на улучшение качеств личности и действует ей во благо, при этом сводят его использование к необходимому минимуму. Для смягчения протекания приучения в группах воспитанников младшего возраста его преподносят в форме игры.
В современной педагогической науке существует ряд требований, обеспечивающих правильное применение метода приучения:
1) четкое понимание воспитателем и воспитанником целей воспитания тех или иных качеств посредством приучения;
2) обоснованность приучения, понятная воспитаннику;
3) соответствие содержания метода временному интервалу, отведенному на его осуществление, возрасту и возможностям воспитанника;
4) демонстрация и сравнение результатов, получаемых в результате выработки качеств, являющихся целью приучения, наглядные доказательства их необходимости и полезности;
5) сочетаемость вырабатываемых качеств с уже выработанными или планируемыми для формирования;
6) наличие контроля и самоконтроля.
К методам организации деятельности относится так же метод поручения. Он дает хороший эффект, в силу того, что повышает у человека веру в себя, рождает внутренние мотивы к выполнению полезных, с точки зрения воспитателя, действий, создает почву для проявления творчества, вынуждает искать пути решения посильных проблем.
ВОПРОС 15.
Диало́г (греч. Διάλογος — первоначальное значение — разговор, беседа[1][2]) в обыденном смысле — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) между двумя и более людьми; — в философском и научных смыслах — специфическая форма и организация общения, коммуникации. Традиционно противопоставляется монологу.
Основные исторические основания диалога находятся в нарративе, философских и дидактических приёмах, обнаруживаемые в классической греческой и индийской литературе, в особенности в античной риторике, логике и софистике.
Помимо осуществления коммуникации диалог может быть использован в художественных целях (в литературе, кино), для передачи философских идей (например, диалоги Платона — «Федон», «Пир»), для обучения иностранному языку (как упражнение).
В XIX в., потеряв почти полностью соприкосновение со своей основой и поддержкой в риторике, понятие диалога появляется вновь, трансформируясь в работах критиков культуры, таких как Михаил Бахтин и Паулу Фрейре, богословов, таких как Мартин Бубер, а также, в сущности, смягчая борьбу с атомизацией и социальным отчуждением человека в массовом индустриальном обществе.
Согласно М. М. Бахтину, диалог в своём универсальном философском значении может быть понят как формат познания и существования, в котором постигается человек и его бытие: «Два голоса — минимум жизни, минимум бытия».[3]
Диалог - это коммуникативный процесс, при котором люди взаимодействуют посредством выражения в словах смысловых позиций.
Характеристики диалога:
взаимообогащение (содержательность);
сотворчество;
дешевая и оперативная форма обмена информацией (Б. Шоу говорил: если у тебя одно яблоко и у меня одно яблоко и мы ими обменяемся, то у нас так и останется по одному яблоку. Но если у тебя одна идея и у меня одна идея, то, обменявшись ими, у нас уже будет по две идеи. Обмен идеями взаимообогащает).
Культура диалога это эрудиция, навыки доказательного суждения, умение слушать и быть услышанным, знание традиций мировой и отечественной культуры.
Модель идеального диалога:
"ходы" диалога делаются по очереди.
-
Диалог завершается результатом (выиграл, проиграл)
-
Диалог имеет ограниченный характер в связи с принятыми правилами.
-
Диалог ведется с учетом реакции одного участника на "ходы" другого.
Виды диалогов:
-
сократический или исследовательский: когда каждый имеет право высказать свое мнение и защищать его. (И. Кант: и ученик является учителем). Наибольшее распространение получил в Афинах. «Платон мне друг, но истина дороже». Цель участников диалога – найти истину или хотя бы приблизиться к ней.
-
риторический диалог вырождается в монолог: получил распространение в Риме. В нем поддерживалась активность одной стороны.
Формы диалогов:
-
беседа – диалог, в котором придерживаются одинакового взгляда на обсуждаемый вопрос.
-
спор – диалог, в котором отсутствует единая позиция на обсуждаемый вопрос.
-
дискуссия – это четкое сопоставление точек зрения по актуальным вопросам с целью нахождения путей их решения и установления общего согласия. Данный вид диалога (полилога) является наиболее сильным в познавательном отношении.
-
Полемика – частный случай спора.
Требования к ведению диалога:
-
единый язык, партнеры должны понимать друг друга.
-
общий предмет обсуждения: участники, как правило, объединены общими знаниями, но для ведения диалога необходимо наличие пунктов разногласия.
-
Желание и потребности в общении.
-
Это не сражение, а сотрудничество, поэтому отдается предпочтение слушанию перед говорением.
-
Необходимо критическое отношение к высказываниям партнера.
Структура диалога:
Ядро диалога составляет вопросно-ответный комплекс, рассмотрим его подробнее.
Вопрос и его структура:
Вопрос придает диалогу строгое направление, синтаксически оформлен в вопросное предложение. Но не всякие вопросы являются таковыми по форме и по содержанию. Рассмотрим некоторые из них.
Примеры вопросительных предложений, которые не являются вопросами:
Риторический вопрос – выражает суждение и не побуждает к ответу. Это вопрос по форме и суждение по содержанию. Например: Кто не слышал знаменитую бетховенскую сонату? Какой он ученый?
Просьба или предложение. Это вопрос по форме, но суждение по содержанию. Например: Не хотите чаю?
Резкое побуждение. Это вопрос по форме и суждение по содержанию. Например: Может быть, подвинетесь немного?
Угрожающее запрещение. Это вопрос по форме и суждение по содержанию. Например: Что за шум?
Увещевание, как разновидность призыва . Например: Ребята, не Москва ль за нами?
Вопрос может быть выражен с помощью незаконченного предложения. Таблицы с незаполненными местами, множеством ответов.
По степени выраженности в тексте вопросы бывают:
Явный – выражаются в языке вместе с предпосылками и требованием установить неизвестное. Например: Какую погоду прогнозируют синоптики на конец декабря?
Скрытый – выражается лишь предпосылками, а требование устранить неизвестность восстанавливается после осмысления предпосылок. Например: Испытание завершились благополучно, но эксперимент отклонился от заранее намеченного плана. – это вопрос по содержанию, но повествование по форме.
По структуре вопросы бывают:
Простой – не может быть разложен на элементарные. Например: Кто сегодня отсутствует?
Сложный – образуется из простых с помощью союза «и», «если, то». Например: Между какими веществами произошло взаимодействие и какие соединения получились?
По количеству:
Общий: Как ведут себя жидкости при замерзании?
Частный: Что произойдет с водой при замерзании?
По цели диалога:
Узловой: раскрывает тему диалога.
Наводящий: приближает к пониманию темы.
Также встречаются вопросы-капканы (например: монаха спрашивают: Можно ли курить, когда молишься? – нет. А можно ли молиться, когда куришь? – всегда можно.), контрвопросы, блокирующие вопросы, каверзные вопросы.
Требования к вопросу:
-
должен быть разумным, т.е. имеющим смысл : задай глупый вопрос и ты получишь глупый ответ.
-
должен быть ясным.
-
предпосылки вопроса должны быть истинными.
-
вопрос должен быть конкретным.
В научной деятельности умение поставить вопрос является очень ценным и значимым, поскольку постановка вопроса есть половина его решения. Недаром говорят, что лишь гениям под силу поставить проблему, а талантливые люди смогут ее решить.
Ответы классифицируются:
Прямой. Например: Кто из летчиков-испытатетлей стал космонавтом? – Ю. Гагарин…
Косвенный. Например: Есть ли жизнь на планете Венера? Температура атмосферы этой планеты – 485 градусов Цельсия, при такой температуре все живое гибнет.
По степени снятия неопределенности:
-
Полный (исчерпывающий)
-
Частичный (неисчерпывающий)
-
Подходящий
-
Неподходящий
Требования к ответу:
-
ясность, однозначность, лаконичность.
-
информативность – должен уменьшить неопределенность вопроса.
-
при некорректной постановке вопроса, ответ должен указывать на это.
-
ответ вопросом: уточнение, уход от вопроса.
При нарушении соответствия вопроса и ответа, происходит разрушение вопросно-ответного комплекса, исчезает взаимопонимание между участниками диалога.
Одним из важных условий успешного диалога является знание и умение встраиваться в тезаурус собеседника. Понятие тезаурус (частотность употребления тематизмов) было введено американским лингвистом Дж. Мак-Омом. Разработан он был в связи с предвыборной борьбой двух кандидатов в президенты США: Кеннеди и Никсона. Борьба шла на равных, для победы необходимо было что-то предпринять. Дж. Мак-Ом разработал тезаурус среднего американца 60-х гг. в него вошли следующие тематизмы.:
1. компьютеризация (страх перед тем, что стремительно развивающаяся техника заменит человека. Но первые опыты искусственного интеллекта не дали желаемого результата. Перевод фразы «Крепок дух, хоть немощно тело» с помощью машины выглядел так: «Сильный запах, хоть мясо размякло»)
2. легализация проституции, (вторая по значимости тема. Потери государственной казны требовали перевести на государственный уровень этот бизнес, хотя и противоречили нравственности)
3. рост преступности,
4. экология, (этого пункта не было в предвыборной программе Никсона)
5. азартные игры,
6. гражданские права,
7. правонарушения несовершеннолетних,
8. алкоголизм,
9. контроль над рождаемостью,
10. принудительное страхование здоровья,