Файл: ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА ответы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2021

Просмотров: 3794

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ее значение и задача в искусстве выходят за пределы этой области. Актеры,

принимающие и любящие атмосферу на сцене, знают, что значительная часть

содержания спектакля не может быть передана зрителю никакими иными

средствами выразительности, кроме атмосферы. Ни слова, произносимые актером

со сцены, ни его действия не выразят того, что живет в атмосфере. Спросите

себя, как, сидя в зрительном зале, воспримете содержание одной и той же

сцены, сыгранной один раз без атмосферы и другой раз — с атмосферой? В

первом случае ясно поймет рассудком смысл виденной сцены, но едва ли

глубоко проникнете в ее психологическое содержание. Во втором — восприятие

будет более глубоким по своему психологическому значению. Не только поймете

содержание сцены, почувствуете его.

И наконец, пятая функция атмосферы по М. Чехову – открытие новых

глубин и средств выразительности.

Наряду с воображением атмосфера становится вторым способом

репетирования. Живя в атмосфере пьесы или сцены, открываются в них все

новые психологические глубины, и находятся новые средства выразительности.

Сразу же чувствуется, как гармонично растет роль и устанавливается связь

между партнерами на сцене. Когда в течение репетиции атмосферы

действительно будет вдохновлять, переживается счастливое чувство: будет

вести невидимая рука, чуткий, мудрый, правдивый режиссер и много

эгоистического, мешающего творческой работе волнения, много ненужных усилий

отпадут сами собой, когда возникнет доверие “невидимому режиссеру”. Можно

организовать целый ряд репетиций, где, как с музыкальной партитурой в

руках, пройдете по всей пьесе, переходя от одной атмосферы к другой.

Как зерно невидимо заключает в себе все будущее растение, так и

атмосфера скрывает в себе все будущее произведения. Но, как и зерно, она не

может принести плода раньше времени. Игнорируя период радостного пребывания

в общей атмосфере, неизбежно уродуете свою роль, как уродуете растение, с

первых же дней лишая его света, тепла, влаги.


Управление социально – психологическим климатом в театральном

коллективе


Роль режиссера, как руководителя в формировании (атмосферы)

социально – психологического климата в театральном коллективе, напрямую

связана с педагогической деятельностью т. к., межличностные отношения

общения и ролевые отношения деятельности в их органическом социо -

персоналистском синтезе — это не спонтанный, не стихийный, а регулируемый,

управляемый процесс взаимоотношения индивидов с социальной средой обитания.

В социальной психологии регуляция взаимоотношений индивидов рассматривается

в двух аспектах: 1) связанный с управлением в формализованных социальных

структурах — руководство и 2) связанный с управлением в неформальных

структурах — лидерство.

Руководство выражает собой исторически сложившуюся потребность людей в


организации их совместной деятельности. Нет человека, — говорил Сократ, —

который не считал бы в чем-то себя мудрее других, а в чем-то других мудрее

себя. И в величайших опасностях, когда люди бедствуют на войне, от болезней

или в открытом море, как на богов уповают они на правителя в каждом из этих

дел, почитая их своими спасителями, которые выделяются не чем иным, как

своим знанием. И весь наш человеческий мир полон тем, что, с одной стороны,

одни ищут учителей и руководителей для себя и других существ, а также их

дел, иные же полагают себя способными либо учить, либо руководить.

Руководитель непременно выступает и организатором. Организатор — центр

приема, переработки, трансформации и генерализации многосторонней

информации, поступающей к нему от объекта, определяющего общую цель

деятельности, от условий ее выполнения (материальные средства, время,

место, обстоятельства), от организуемых, от результатов деятельности, от

взаимодействующих соседей, но особенно важной для организаторской

деятельности является психологическая информация.

Подавляющее большинство группы составляют индивиды, чей тип может

быть назван "нормой", т.е. более всего соответствует нормам, ценностям и

представлениям, господствующим в данном социальном объединении. В рамках

этой нормы есть члены, которые принимаются или отвергаются другими.

Предпочитаемые — это члены, которых выбирают чаще, чем отвергают. Лица, на

которых падает особенно много выборов, называются звездами. Вместе с тем, в

группе появляется некоторая часть непредпочитаемых, которые получают мало

или совсем не получают выборов. Обычно это люди, отклоняющиеся от норм и

ценностей, принятых в данной группе. Звезды и близкие к ним по количеству

выборов составляют контингент, из которого в той или иной ситуации

выступает лидер.

Лидерство — это один из процессов организации и управления малой

группой, удовлетворяющий потребность в групповой деятельности,

способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с

оптимальным результатом, в конечном счете детерминированный по своему

содержанию господствующими в обществе социальными отношениями.

Лидерство как социально-психологическая проблема — явление,

существующее во всех человеческих обществах. Оно имело первостепенное

значение на ранних ступенях человеческого общества. Как структурное звено

групповой организации, лидерство свойственно не только людям, в мире

животных оно основывается на превосходстве вожака в силе, ловкости, остроте

органов чувств и т.п. Его основной принцип — принцип превосходства. Лидер

непременно должен в чем-то превосходить остальных членов группы (умственно,

морально, в силе и т.п.). Будучи по своему происхождению общечеловеческим

социально-психологическим явлением, лидерство исторически является


предтечей официального руководства.

Без лидерства не существует группы. Лидерство — стержневой процесс

организации группового поведения. Появляясь в момент формирования групповых

целей, лидерство фокусирует в себе отношения между членами малой группы.

Его можно рассматривать как некую особую подсистему межличностных

отношений, а самого лидера — как фокус этих отношений.

Лидерство вызывается не только потребностью членов малой группы в

регуляции совместной деятельности и общения, но и, кроме того, готовностью

того или иного члена группы стать ее лидером. Роль лидера в малой группе

положительных, так и отрицательных стимулов, которые в ней применяются.

Итак, в рамках формальной структуры руководитель к члену группы

относиться, как к "средству производства", как к инструменту, используемому

для достижения целей организации, а сам по отношению к себе, как

должностному лицу, — выполнять функцию этого бездушного инструмента. Но это

только одна сторона деятельности лидера. Лидер должен относиться к члену

группы не иначе, как к человеку, учитывать его индивидуальные особенности,

вникать в его проблемы и по возможности помогать их разрешению.





ВОПРОС 19.


Групповая, массовая психика представляет собой сложную совокупность социально-психологических процессов и явлений, социально-психологических феноменов, среди которых выделяются различные группы, системы этих феноменов в зависимости от оснований классификации.

Так, есть социально-психологические процессы и явления, выступающие разнообразными формами существования и проявления группового, массового сознания, психики: общие потребности, интересы, суждения, мнения, отношения, настроения, традиции, авторитет и др. А есть социально-психологические феномены, которые не являются выражением массового, группового сознания. Они выступают своеобразными психологическими механизмами взаимовлияния людей друг на друга, передачи индивидуальной и групповой информации при возникновении контактов между людьми. К их числу относят убеждение, внушение, психическое заражение, подражание, психологическое принуждение.

Достаточно продуктивным является подход к классификации социально-психологических феноменов, основанный на выделении носителей, субъектов таких феноменов:

а) есть социально-психологические процессы и явления, характеризующие ту или иную общность, социальную группу в целом; они выражают характерные для данной общности социально-психологические характеристики. Это так называемые массовидные социально-психологические феномены: общие потребности, интересы, цели, мнения, настроения, традиции, нормы, правила, ценности, установки, сплоченность, слаженность,

морально-психологическая атмосфера, нравственный и профессиональный климат и др.;


б) каждая социальная общность состоит из отдельных конкретных людей, которые, включаясь в социальные связи и отношения, своеобразно проявляют свою индивидуальность, осуществляют свое социально-психологическое поведение. В связи с этим выделяются социально-психологические процессы и явления, характеризующие социально-психологическое своеобразие (индивидуальность) личности, особенности социально-психологического поведения и реагирования личности на внешние социальные и социально-психологические обстоятельства: лидерство, подчинение, сотрудничество, конформизм, нонконформизм, экстра-, интра-, нормовертированность личности, экстра-, интра-, импунитивность личности, стиль поведения и деятельности личности, особенности авторитета, самоутверждения, психологической адаптации личности и др.;

в) выделяются и социально-психологические феномены, характеризующие особенности взаимодействия членов социальной общности как между собой, так и с социальной средой их жизни и деятельности: процессы социальной-перцепции, взаимопонимание, взаимоотношения, симпатии, антипатии, доверие, неприязнь, эмпатия, аттракция, коллизии во взаимоотношениях вплоть до конфликтных отношений;

г) есть и общеинтегративные социально-психологические феномены: слаженность, сплоченность, морально-психологическая атмосфера, морально-психологический климат.

Данный подход к классификации социально-психологических феноменов можно представить в виде схемы



В социальной психологии есть и другие подходы к типологии, классификации групповых психических феноменов. В зависимости от степени их устойчивости и динамики различают статические, динамические и статико-динамические социально-психологические процессы и явления (А. Д. Глоточкин). По характеру влияния на степень общности социальной среды выделяют социально-психологические феномены, интегрирующие, сплачивающие социальную общность и социально-психологические процессы и явления, оказывающие дифференцирующее и даже разлагающее влияние на социальную среду.

Очевидно, что знание специалистом особенностей индивидуальной и групповой психики позволит ему лучше ориентироваться в окружающей социальной среде, успешнее осуществлять свою профессиональную деятельность.

четыре типа социально-психологического климата в организации, которые

применяются в театральном коллективе.

Типология социально-психологического климата:

Личностно-пассивный социально-психологический климат. Сильно развита

личностная функция и слабо — функция инструментальная. Чуткая, заботливая

атмосфера. Люди работают до пенсии, и даже после пенсии их не, увольняют

(гуманность), это наблюдается и театральном коллективе. Однако организация

такого типа, возникнув в свое время как эффективная, постепенно становится


пассивной, инертной. Постепенно энергичные, здоровые работники уходят из

нее, остаются только те, кому этот климат удобен. Жизненное правило

взаимоотношений в такой труппе:

"не высовывайся". В так называемый "застойный период" в истории нашей

страны такой тип социально-психологического климата в труппах был

доминирующим. Наиболее адекватным ему является попустительский тип лидера.

Выделяется ряд необходимых для лидера (режиссёра) качеств, позволяющих

ему довольно длительное время "управлять" групповой динамикой в условиях

гиперустойчивой ситуации:

а) Лидер (режиссёр) должен быть своим человеком в труппе. Общие

установки, реакции, принятые в группе. Должен представлять собой наивысшую

потенцию данного социального поля, чтобы заработал механизм идентификации.

б) Лидер (режиссёр) должен легко приспосабливаться к изменениям

ситуации. Он должен создавать и поддерживать моральный дух труппы, а для

этого постоянно указывать на цели труппы, предвидеть опасность, даже если

ее нет, изыскивать ее, уметь найти козла отпущения, а если его нет, то

взять на себя эту роль, чтобы сплотить актёрскую труппу.

в) Лидер (режиссёр) должен быть хорошим администратором или иметь

хороших помощников. Отсюда известный афоризм: "Ничего не делай сам, если

есть хороший зам".

г) Лидер (режиссёр) должен понимать и чувствовать своих

последователей, их установки, цели, идеалы и т.д. Этакое бессознательное

понимание, прочувствование. Он должен планировать политику и программу так,

чтобы это соответствовало желаниям последователей. Он должен сочетать

желаемое последователей с требованиями ситуации.

д) Лидер (режиссёр) должен учитывать личные интересы последователей,

должен быть в состоянии их награждать и наказывать, но делать это, учитывая

мнения труппы о так называемой "справедливости".


Безличностно-пассивный социально-психологический климат.

Обе функции развиты крайне слабо. Никому ни до кого нет никакого дела.

"Коллектив, — пишет В. Б. Ольшанский, — разбивается на множество

подразделений, каждое из которых живет своей жизнью. Личность работника

администрацию не интересует. Даже самостоятельность"1. Если жизненное

правило в предыдущем типе социально-психологического климата "не

высовывайся если кто-то начинает активно работать, его не замечают: "не

светит" большая активность", то при безличностно-пассивном климате

господствует анархический лозунг: "всем все до лампочки".

Наиболее адекватен безлично-пассивному климату анархический тип

лидера. Все члены труппы не проявляют активности в решении поставленной

задачи и пытаются решить ее несогласованно, беспорядочным путем. Режиссёр

также особой активности не проявляет, служит лишь источником информации или

сам собирает ее; обсуждение производственных вопросов носит формальный