Файл: ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА ответы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2021

Просмотров: 3799

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

характер; отсутствует самокритичность в работе. Проявляет тенденцию

подчиняться стороннему влиянию. Любой конфликт рассматривается им как

отрицательное явление в работе. Выполнение задач зависит от желаний

отдельных актёров. Руководство сводится к удовлетворению скрытых желаний и

стремлений подчиненных.

Для того, чтобы сохранить свою власть не только в официальной, но и в

неформальной системе отношений, попустительские и анархические лидеры очень

часто используют так называемые ложные авторитеты. Наиболее

распространенными из них являются следующие:

Авторитет доброты, подкупа. Отдельные режиссеры стремятся завоевать

авторитет и уважение актеров попустительством, снижением требовательности.

Авторитет резонерства. В стремлении завоевать авторитет отдельные

режиссёры пытаются показать себя всезнающими и стараются влиять на актёров

бесконечными поучениями и назиданиями. Такие режиссёры ошибочно полагают,

что эти нотации и есть главное средство воздействия на ситуацию общения.

Авторитет педантизма. Отдельные режиссеры создают в своих хозяйствах

целую систему ненужных условностей, искусственно насаждаемых мелочных

традиций и стремятся превратить их в основу отношений кактёрам. Это

порождает атмосферу мелочного педантизма, постоянных, не согласующихся со

здравым смыслом придирок, заставляет актёров испытывать неуверенность в

своих действиях, скованность, напряженность. Подобный ложный авторитет,

порождая мелочность в требованиях, приводит к утрате справедливости, а

вместе с тем и эффективности.

Авторитет расстояния. Выражается в стремлении руководителя держать

труппу на определенной дистанции, допускать только официальные контакты с

ними, быть недоступным и загадочным. Сторонники такого авторитета стремятся

закрепить его путем создания искусственных барьеров между собой и актёрами,

установления для себя разных привилегий, возвеличивания своей персоны.

Авторитет подавления. Его сущность состоит в стремлении руководителя

путем демонстрации превосходства в правах и возможностях держать

подчиненного в постоянном безотчетном страхе перед наказанием.


Ложные авторитеты лидеров, как правило, "органически" дополняются

ложными авторитетами их ведомых:

1) лжеавторитет "эрудита";

2) лжеавторитет "бывалого" человека;

3) лжеавторитет "адвоката";

4) лжеавторитет физического давления;

5) лжеавторитет "эстетической позы";

6) лжеавторитет мнимых заслуг и т.д.


Безлично-активный социально-психологический климат.

Слабо развита личностная функция и очень сильно — функция инструментальная.

Этому типу психологического климата «органичен» авторитарный тип лидера.

Активен один член труппы, остальные подчиняются ему, выполняют его указания


и сообщают ему о полученных результатах. Режиссер берет на себя всю

ответственность за деятельность своей труппы, стремится пропустить через

себя всю информацию, ограничивает непосредственное общение между членами

труппы, нетерпимо относится к критике своих действий, резко критикуя

действия и поступки актёров. Обычно лаконичен в выражениях. Начальственный

тон в обращении с актёрами. Нетерпим к возражениям, замечаниям, мнениям.

Редко улыбающийся, хмурый, постоянно озабоченный, на лице "написана

занятость и огромная ответственность за дело".


Восемь существенных признаков авторитарного лидера:

а) пора на силу и различные признаки власти: знаки отличия, убранство

кабинета, престижная марка автомобиля. В обращении с актёрами —

подчеркивание власти, опора на силу. Обладание властью важнее, чем успех

труппы. Гитлер однажды заявил: "Мы от власти не уйдем, от власти нас можно

только унести";

б) делается акцент на материальной поддержке, на том факте, что в

каких-то отношениях судьба актёра зависит от него ("чей хлеб ты ешь?").

Отец в патриархальной семье ставит вопрос так: "Я вас кормлю, одеваю, так

будьте любезны, делать так, как я говорю";

в) теплота во взаимоотношениях с актёрской труппы рассматривается как

признак слабости. Ругательства: "либеральничать", "демократы паршивые",

"гуманизм". Считается, что все взаимоотношения должны строиться на основе

строгих требований, по обязанности, а "привязанности" всякие надо отложить

на внерабочее время.

г) ценятся не личные качества людей, а их служебное положение.

Стремление сблизиться с теми, кто занимает более высокое положение, и

пренебрежительность к людям низшего ранга. Слабая заинтересованность в

непосредственных дружеских отношениях;

д) стремление представить себя особой, выдающейся персоной, не

обнажать своих человеческих качеств, не проявлять какие-то слабости.

Представление себя как сверхчеловека.

е) этноцентрическая реакция. Представление о собственной труппе

(национальной, классовой, профессиональной) как о самой ценной и самой

важной: "центр мира". Другие труппы принижаются, собственной приписываются

добродетели. Характерно применение слова "настоящий" в сочетании с

названием труппы как высшая похвала: "ты настоящий немец", "настоящий

коммунист";

ж) зависимость от сложившейся системы представлений, психологическая

ригидность. Неспособность сойти с избранного пути, даже если он

неэффективен, неспособность отойти от принятого решения. Нетерпимость к

всякого рода инициативе, если она идет снизу, ненависть к инакомыслящим.

з) дистанцированность от труппы. Режиссер не сливается с труппой,

обособлен от нее. Попав в труппу, стремится стать лидером, хотя

относительно безразличен, к интересам труппы и ее членов.

Наиболее характерными авторитетами, которыми пользуются авторитарные


лидеры,— псевдоавторитеты расстояния и подавления.


Личностно-активный социально-психологический климат.

Сильно развиты обе функции: и инструментальная, и личностная. Здесь особо

ценятся как профессиональные, так и человеческие качества члена группы.

Знают его способности и возможности и в соответствии с его возможностями

продвигают по службе и вознаграждают за его реальные заслуги. И, наоборот,

актёров, которые не "тянут", тактично переводят на участки работы, которые

им по силам, соответственно изменяя и объем вознаграждения. Личностно-

активному климату в труппе органичен демократический тип лидера.

Здесь активны все члены труппы, между ними идет постоянный обмен

информацией. Режиссер в своей деятельности ориентируется на актеров труппы

и их естественных лидеров. Ответственность за деятельность распределяется

между актёрами. Поощряя непосредственное общение между членами коллектива,

он прислушивается, к мнению актёров, советуется с ними, поощряет лидерство

в других. Этот метод руководства развивает личную инициативу и творческую

активность актёров. При демократическом методе руководства, все элементы

структуры коллектива положительно взаимодействуют по принципам координации,интеграции в формальной и неформальной структурах.










ВОПРОС 20.


Модель воспитательной деятельности

Структурно-динамическая модель воспитательной деятельности в коллективе - это система взаимосвязанных принципов воспитания, целей, задач, направлений, вариантов и этапов достижения результатов, а также характер и механизмы взаимодействий и взаимоотношений в воспитательной работе. Модель позволяет перейти к воспитанию в учреждении как к целостному деятельно-воспитательному процессу, в котором руководитель обеспечивает объективно востребованные субъект-субъектные отношения и оптимальность воспитательного воздействия. Цели, задачи, реальное положение дел и потребности воспитания в конкретной ситуации указывают руководителю конкретное содержание каждого компонента модели.


Алгоритм воспитательной деятельности руководителя представляет собой систему требований (принципов и норм) к осуществлению организационных и воспитательных действий, последовательное выполнение которых придает всему воспитательному процессу результативный характер. Требования к воспитательной работе определяются новой концепцией воспитания, которая сформулирована в соответствии с закономерностями и принципами воспитания. Алгоритм воспитательной деятельности указывает на строгую ее последовательность: анализ фактического положения, выявление противоречий в целостном деятельно-воспитательном процессе и определение путей их разрешения; планирование эффективных воспитательных мер и организация их исполнения для достижения требуемого воспитательного воздействия; создание условий для эффективного воспитания в учреждении; оценка результатов воспитательной деятельности и коррекция всего деятельно-воспитательного процесса.



Данный алгоритм оказывается эффективным при условии, если руководитель будет активно, последовательно и конкретно следовать его логике. Это позволит оптимально и эффективно осуществлять воспитательный процесс.


Методы воспитания

Метод воспитания представляет собой определенный способ однородного педагогического воздействия на персонал и коллективы или взаимодействия с ними в целях формирования и развития у них качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Чтобы раскрыть его содержание, следует уяснить, какие стороны педагогической деятельности руководителя находят в нем отражение.


Методы воспитания представляют собой сложные действия, предполагающие применение системы педагогических мер. Это, прежде всего, своеобразно организованная деятельность; каждый из методов воспитания направлен на решение специфических воспитательных задач, обусловленных целью воспитания, а также особенностями участвующих в этом процессе субъектов; оказывая воспитывающее влияние на человека, каждый метод воспитания обладает свойствами преимущественного развития у него определенных качеств; методы воспитания выполняют вполне определенные функции; любой из них включает в себя совокупность свойственных лишь ему средств и приемов педагогического воздействия, с помощью которых решаются характерные для данного метода воспитательные задачи.


Деятельность руководителей по воспитанию персонала имеет комплексный характер. Комплексный подход к воспитанию, представляющий собой скоординированное взаимодействие всей многообразной педагогической деятельности должностных лиц, общественных организаций и коллективов в процессе всех видов труда и отдыха, предполагает использование системы методов воспитания - совокупности взаимосвязанных методов, объединенных единой целью (замыслом).


Средства и приемы составляют основу методов воспитания, они связаны между собой и на практике применяются в единстве. Однако их следует отличать друг от друга.


Средства воспитания - это все то, с помощью чего воспитатели воздействуют на воспитуемых. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности, а с другой - совокупность конкретных мероприятий, а также предметов, которые используются руководителем в процессе реализации того или иного метода воспитания (слово, наглядные пособия, кинофильмы, беседы, собрания, факты, документы, традиции, литература, произведения изобразительного и музыкального искусства и т. д.).


Приемы воспитания - это частные случаи использования элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией. По отношению к методу приемы воспитания носят подчиненный характер. Методы и приемы могут заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Так, убеждение является одним из основных методов формирования научного мировоззрения, убежденности. И в то же время оно может быть одним из методических приемов, используемых на различных этапах реализации методов упражнения или примера. Знание и использование нескольких средств и приемов вовсе не означает владения воспитательной технологией. Совокупность средств и приемов играют воспитательную роль лишь тогда, когда им придается соответствующая педагогическая целеустремленность и упорядоченность. Владение средствами и приемами воспитания позволяет руководителям отобрать наиболее эффективные для данной ситуации методы и применять их в определенном сочетании или отдавая предпочтение одному из них.



Методы воспитания применяются руководителем комплексно, во взаимосвязи, непосредственно и опосредованно. Их главное предназначение состоит в установлении эффективного взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса.


Исходным моментом для построения системы методов является уточнение их роли в педагогической практике. В повседневной жизни руководитель, как правило, не задумывается о том, какой метод применить для решения воспитательной задачи. Однако для определения принципиальной педагогической линии поведения в сложной ситуации ему необходимо знать определенную совокупность возможных решений. Овладение методами воспитания и их системное применение позволяют не только четко представлять, что делать при повседневном воспитании подчиненных, но и определять перспективы воспитательной работы, выявлять эффективные средства достижения ее целей.


На выбор конкретных педагогических методов влияют многие факторы. С одной стороны, это ситуационные факторы: состояние работников и коллектива, психологические особенности руководителя, внешние обстоятельства и многое другое. В данном случае применение тех или иных методов является реакцией на возникшую ситуацию и лишь частично может быть спланировано заранее. С другой стороны, действие факторов устойчивого характера обусловливает осознанный и спланированный выбор методов воспитания. Это такие факторы, как уровень сознательности человека и зрелости коллектива, степень духовно-нравственного развития людей, освоенный стиль воспитания, потребность в использовании новых взаимоотношений воспитателей и воспитуемых и др. Они определяют основу системы методов воспитания, которые обусловливают качественные изменения ведущих параметров всего воспитательного процесса.


Важно, чтобы руководитель непрерывно совершенствовал методы воспитания. Здесь можно выделить такие направления, как общая оптимизация технологии воспитания и совершенствование всей системы воспитательных методов; обогащение воспитательной практики продуктивными методами; овладение новыми приемами, средствами и действиями, которые составляют основу вновь применяемых методов и др.


Чтобы уверенно и эффективно применять воспитательные технологии и их ведущие компоненты - методы воспитания, прогнозировать искомый результат, принимать научно обоснованные решения, необходимо быть достаточно подготовленным к этой работе. Важно не только иметь представление о воспитательных технологиях и их взаимосвязанных компонентах, но и знать характерные для методов воспитания средства и приемы, условия оптимального выбора и применения избранных методов и многое другое.


В отечественной педагогике главным методом воспитания традиционно признается метод убеждения, так как ему принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств человека - научного мировоззрения, сознательности и убежденности.