ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2021
Просмотров: 3760
Скачиваний: 1
управления Гербарт считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения.
Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка. Эта теория также нашла своих последователей в различных странах мира как теория стихийности и самотека в воспитании. Она оказала определенное влияние и на отечественную педагогику.
Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы 20-х годов XX в. ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправления.
Интенсивно развивалась педология, дававшая всесторонние сведения о конкретном ребенке, что создавало условия для дифференциации обучения и воспитания. Устремления воспитательных учреждений тех лет вызывали восхищение и привлекали внимание всего мира. Но гуманистический расцвет советской педагогики продолжался недолго. С усилением тоталитарной государственной системы в практике воспитания постепенно начали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгонка его к заданному шаблону, авторитаризм педагогов.
Преодоление этих недостатков требует разработки гуманистической концепции воспитания.
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание». Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.
В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.
Самость и социумность есть сферы личностного проявления, глубоко взаимосвязанные полюсы направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и соответственно две стороны самосозидания.
Самость как отражение внутреннего плана развития личности, прежде всего психофизического, характеризует глубину индивидуальности личности. Она обусловливает развитие личности от элементарных моментов ее жизнедеятельности до сложных психических состояний, которые осуществляются с помощью самопознания, саморегуляции и самоорганизации.
Социумность отражает внешний план развития личности, и прежде всего социальный. Она имеет такие параметры, как широта и высота восхождения личности к социальным ценностям, нормам, обычаям, степень ориентации в них и уровень приобретенных на их основе личностных качеств. Социумность достигается с помощью адаптации, самоутверждения, коррекции и реабилитации и проявляется в актах самореализации личности.
Гармония самости и социумности характеризует личность с позиции целостности и всесторонности представлений о ее «Я», которое развивается и реализуется во взаимосвязи с внешним природным и социальным миром. Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития личности.
Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом.
В такой цели воспитания аккумулируются гуманистические будущему. Они позволяют осмыслить человека как уникальное явление природы, признать приоритет его субъектности, развитие которой есть цель жизни. Благодаря такой формулировке цели воспитания появляются возможность переосмыслить влияние человека на свою жизнь, свое право и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала,
понять соотношение между внутренней свободой выбора личности в саморазвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на нее общества. Следовательно, в современной трактовке цели гуманистического воспитания заложена возможность формирования планетарного сознания и элементов общечеловеческой культуры.
ВОПРОС 3.
Асоциальная личность - Человек, имеющий слабо развитое (или извращённое) чувство ответственности, низкие моральные ценности, а также отсутствие интереса к другим. Другое название асоциальной личности - социопат.
Характеристики асоциальной личности
Поведение почти полностью определяется собственными потребностями человека.
Болезненные реакции, фрустрации на состояние собственного неудовольствия.
Стремление к немедленному избавлению (и избавлению любой ценой) от неприятных ощущений.
Импульсивность, склонность жить моментом.
Необычайная лёгкость лжи.
Часто очень умело играют роли.
Нестабильная самооценка.
Потребность будоражить себя (приводить в возбуждение).
Неспособность изменять свое поведение в результате наказания.
Окружающими часто часто воспринимаются как привлекательные, интеллигентные, обаятельные люди.
Легко входят в контакт, особенно легко сходятся на почве развлечений.
Отсутствие искреннего сочувствия к другим.
Отсутствие чувства стыда или вины за свои поступки.
Ниже представлены три группы факторов, способствующих развитию асоциальной личности: биологические детерминанты, особенности отношений родителей и ребёнка, стиль мышления.
Биологические факторы
Исследования свидетельствуют о генетических коррелятах асоциального поведения. У идентичных близнецов величина конкордантности для криминального поведения вдвое выше, чем у родственных, из чего ясно, что такое поведение частично наследуется.
Изучение усыновления показывает, что преступления усыновлённых мальчиков сходны с преступлениями их биологических отцов.
Отмечается также, что асоциальные личности обладают низкой возбудимостью, из-за чего они с помощью импульсивных и опасных действий стремятся к получению стимуляции, вызывающей соответствующие ощущения.
Семейные факторы
Исследования также показывают, что качество родительского ухода, получаемого ребёнком, имеющим склонность к гиперактивности и нарушениям в поведении, определяет в значительной степени, разовьётся ли из него асоциальная личность или нет.
Дети, которые часто остаются без присмотра или за которыми плохо присматривают на протяжении долгого времени, гораздо чаще склоняются к схемам преступного поведения.
Также дети, родители которых не участвуют в их повседневной жизни, чаще становятся асоциальными.
Биологические и семейные факторы часто совпадают, что усиливает их действие. У детей с нарушениями в поведении часто есть нейропсихологические проблемы, являющиеся следствием приёма наркотиков матерью, плохого внутриутробного питания, токсического воздействия до и после рождения, жестокого обращения, осложнений при родах и малого веса при рождении. Такие дети чаще бывают раздражительны, импульсивны, неловки, гиперактивны, невнимательны. Они медленно усваивают материал в школе, что со временем накладывает сильный отпечаток на самооценку ребёнка.
Стиль мышления
У детей с нарушениями поведения, неадекватной картиной мира обработка информации о социальных взаимодействиях происходит так, что у них вырабатываются агрессивные реакции на эти взаимодействия. Они ожидают агрессию от других детей и взрослых, интерпретируют их действия, исходя из предположения о недоброжелательности.
Дети с нарушениями поведения склонны считать всякое направленное на них негативное действие сверстников не случайным, а преднамеренным. Низкий уровень интеллектуального развития побуждает такого ребёнка всё сводить к чьей-то "злой инициативе".
Не умея ассертивно вести себя, ребёнок со временем приходит к выводу, что агрессия - самый надёжный и эффективный инструмент.
Ответные реакции окружающих на агрессию ребёнка обычно приводит лишь к укреплению мысли о необходимости агрессии.
Таким образом развивается порочный круг взаимодействий, поддерживающий и вдохновляющий агрессивное и асоциальное поведение ребёнка.
ВОПРОС 4.Идеи А. Эллиса.
Взгляды А. Эллиса дают хороший ориентир молодым служителям муз для самовоспитания ценных положительных качеств личности. Мы прокомментируем его идеи применительно к задачам художественного творчества.
В понимании А. Эллиса здоровье и самоактуализирующаяся личность характеризуется следующими чертами:
^ Личный интерес. Прежде всего, следует ценить собственные интересы и жертвовать ими до некоторой степени, но не во всем ради тех, кто человеку небезразличен. В сфере художественного творчества это означает, что творчество должно стоять на первом месте, а все остальные жизненные задачи должны выстраиваться вслед за ним. Если посмотреть на биографии выдающихся мастеров искусства, эту первоочередность творчества можно легко заметить.
^ Социальный интерес. Заинтересованность в удовлетворении потребностей других людей и в социальном выживании, поскольку большинство людей предпочитают жить в группах или общинах. Следует интересоваться работами братьев по цеху, помогать им, если надо, и не замыкаться только на своей собственной персоне.
Самоуправление. Это означает умение брать на себя первичную ответственность за свою жизнь. Очень многие молодые артисты и художники оправдывают свое бездействие и свои неудачи неблагоприятным стечением обстоятельств и происками недоброжелателей.
Толерантность. Предоставление, как себе, так и другим возможности ошибаться. Даже если мне кто - то не нравится, писал А. Эллис, следует воздерживаться от порицания личности этих людей и принимать их такими, какие они есть. Это очень важная черта характера, т. к. отсутствие толерантности приводит в артистической среде к многочисленным дрязгам и сплетням, убивающим, высокий полет искусства.
Гибкость. Это означает готовность к изменениям и их принятие. Не следует разрабатывать жесткие правила для себя и других людей. Если что – то не получается одним методом, не надо держаться за него, а следует попробовать другой.
^ Принятие неуверенности и непредсказуемости окружающей действительности. Признание того, что мир нестабилен и что в нем может быть много случайностей, часто неприятного свойства. Можно быть склонным к поддержанию порядка, но не требовать его, во что бы, то, ни стало.
Обязательство. Следует иметь обязательство перед чем – то, находящимися за пределами нас самих. Стремление достичь максимальной реализации своих возможностей и счастья, испытывая при этом постоянной всепоглощающий интерес к жизни. Главное обязательство артиста и художника – реализация своего таланта, и об этом надо всегда помнить.
^ Творческий потенциал и оригинальность. Новаторски подходить к решению как обыденных, так и профессиональных проблем. Иметь главный творческий интерес в своей профессии, направленный на достижение совершенства.
^ Научное мышление. Рациональность и объективность. Думая, о каком- то вопросе, придерживаться правил логики. Для артистических натур это бывает подчас нелегко, потому, что у них нередко преобладает логика чувств. В этом случае человек делает не то, что надо, а то, что ему хочется. Надо учиться находить равновесие между чувством и разумом. Уметь отказаться от заманчивой пирушки накануне выступления. Самодисциплина должна преобладать.
Самопринятие. Принимать себя, безусловно. Не оценивать свой внутренний мир с внешней точки зрения и не уделять чрезмерного внимания тому, что думают о тебе другие. У многих артистических натур имеется психологическая зависимость от мнения публики и особенно критики. Посыпание головы теплом по пустякам, жестокое самобичевание за промахи и ошибки – болезнь многих талантливых артистов. В качестве лекарства им можно порекомендовать научиться получать удовольствие от самого процесса творчества, а не от показа самих себя и своих достижений публике.
^ Принятие животного начала как в самом себе, так и в других. Понимая это, надо стремиться возвышаться над собой и идти по пути духовного роста.
Риск. Готовность пойти на рассчитанный риск, чтобы добиться желаемого. К риску надо быть заранее готовым и всегда находиться во всеоружии, например, знать роли и партии главных героев в спектакле, чтобы в случае необходимости их заменить. Очень многие театральные артисты именно таким образом впервые появились на публике.
^ Перспективный гедонизм. Молодым артистам надо научиться обуздывать неудержимое стремление к получению немедленного признания и вознаграждения. Чаша весов между перспективной и сиюминутной выгодой должна склоняться в пользу первой. Лучше не выставлять напоказ не совсем готовую работу, чем потом страдать от заслуженной критики.
Все эти положительные личностные качества молодой художник и артист может воспитать у себя в процессе самоанализа, самовоспитания, мысленного перевоплощения в желаемый положительный образ и мысленной прорисовки своего будущего. Необходимая помощь может прийти в состоянии медитативного погружения. В современной психотерапии этот вид самовоспитания получил название имаго – терапии, т. е. терапии при помощи образа. Художественно одаренному человеку такой путь самосовершенствования может даваться легче в силу его профессиональной предрасположенности к образному мышлению.
С возрастом некоторые возможности и качества молодости безвозвратно уходят в прошлое, но по мере движения к зрелости открывается нечто новое – мудрость, понимание и прощение. Неудачи перестают быть трагедиями, как это бывало в юные годы, и даже в беспросветной темноте при философском взгляде на жизнь можно увидеть свет в конце тоннеля. Способность собрать силы в кулак и найти точку главного их приложения отличает зрелость от юности, распыляющей свои силы сразу в нескольких направлениях. Даже если некоторые попытки оказываются неуспешными, для зрелого человека это не означает, что жизнь кончена. В случае неудач и поражений жизненный опыт, внутренняя мудрость и помощь друзей в большинстве случаев приходят на помощь и помогают пройти через неизбежные испытания и удары судьбы.
ВОПРОС 5. Идеи З. Фромма.