Файл: ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА ответы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2021

Просмотров: 3766

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Зрелый человек обладает возможностью удовлетворять пять основных потребностей экзистенциального существования, о котором говорил Эрих Фромм.


^ Потребность в установлении связей. Чтобы быть счастливым, в этом мире надо за что – то нести ответственность и о ком – то или чем – то заботиться, принимать участие в чьей – то жизни. Если эта потребность не удовлетворяется, люди становятся эгоистами, озабоченными только своими личными интересами. Здесь можно было привести много примеров того, как семейные и дружеские связи помогали многим художникам преодолевать многочисленные трудности творческого пути.


С другой стороны, талантливый художник, добившийся успеха, может заболеть нарциссизмом, и это будет губительно для его таланта.


^ Потребность в преодолении. Процесс самореализации связан с большим количеством трудностей как материального, так и социально – психологического характера. Творчески зрелый человек достаточно легко преодолевает животную природу, которая чаще всего коренится в таких общечеловеческих пороках, как лень и жадность. Он становится активным и творческим созидателем своей собственной жизни. Творчество помогает ему подняться над случайностью собственного существования. Через творчество удается достичь чувства свободы и ощущения собственной значимости. Муки творчества, в которых ищется художественная истина, которую по большому счету никто не заставляет искать, выражают эту потребность в преодолении.


^ Потребность в корнях. Зрелый человек ощущает себя неотъемлемой частью мира. Ощущение корней дает психологическую устойчивость. Эта не симбиотическая связь со своими родителями и со своим домом, а нечто другое, связанное с личностной целостностью и ощущения подлинной свободы. Эта потребность выражается в чувстве благодарности к своим учителям, которые помогли сделать первые шаги в искусстве, в любви к своему Отечеству, его истории и культуре, в гордости за возможность принадлежать к великому братству художников.


^ Потребность в идентичности. Зрелый человек может сказать про себя «Я – это я». Он ощущает свою индивидуальность и непохожесть на других. Он идет своим путем, а не следует чьим – то указаниям. Отсутствие слепого конформизма дает возможность достижения чувства подлинной идентичности.


Художественная среда очень сурово относится к эпигонам, т. е. тем, кто повторяет результаты чужого труда. Поэтому художник должен стремиться к своей собственной идентичности и неповторимости через непрестанные поиски и нахождение своего собственного и никем неповторимого стиля.


^ Потребность в системе взглядов и преданности. Зрелый человек видит смысл своей жизни в посвящении кому – то или чему – то. Система убеждений позволяет людям правильно воспринимать реальность и ориентироваться в ней. Без нее бы они постоянно оказывались бы в тупике и были бы неспособны действовать целеустремленно. Это проявляется в стремлении к объединению литераторов, музыкантов и художников. Всем известны «Могучая кучка», «Мир искусства», «Бубновый валет» и др.




ВОПРОС 6. А. Маслоу

Знаменитый американский психолог А. Маслоу прославился созданием концепции самоактуализирующейся личности. Ее главная идея – для того чтобы человек был здоровым и счастливым, ему надо самоактуализироваться, т. е. проявляться в том, к чему его предназначила природа. В понимании и представлении А. Маслоу, творческий человек и самоактуализирующийся являются синонимами.


Наблюдая за своими любимыми учителями, друзьями и просто хорошими людьми, А. Маслоу обнаружил:


Более адекватное восприятие действительности, свободное от предрассудков и предубеждений.


Принятие себя и других такими, какие они есть, без прибегания при этом к механизмам психологической защиты.


Простота, спонтанность и естественность в общении. Они соблюдают ритуалы и традиции, но выполняют их без автоматизма и известной долей юмора.


Эти люди, всегда в какой – то мере философы и заняты не столько собой, сколько той жизненной задачей, своей миссией, для которой они считают себя призванными в этот мир.


Такие люди бывают, склонны к некоторой отстраненности от жизни и к одиночеству, в котором вызревают их идеи и представления. Это помогает им быть устойчивыми в сложных обстоятельствах и оставаться менее подверженными неблагоприятным воздействиям внешней среды.


Этих людей отличает от остальных опыт сильных и глубоких переживаний, связанных с познанием красоты и истины. В момент их наступления человек способен испытать необыкновенный духовный подъем, переживаемый как чувство единения со всей вселенной и общности со всем Человечеством.


Их отличает также демократичность в общении и готовность учиться у других.


Такие люди хорошо различают добро и зло, и их поведение соответствует самым высоким нравственным критериям. Поэтому они – хорошие друзья и верные товарищи.


Самоактуализирующийся, т. е. творческие, люди обладают хорошим чувством юмора, но они никогда не считают смешной чьи – либо ущербность или невзгоды.


Они способны воспринимать себя «гражданами мира», ощущая сильнее свою сопричастность со всем Человечеством в целом, нежели со своей собственной страной.


По мнению А. Маслоу, самоактуализирующийся личности составляют в обществе очень незначительную часть населения – всего один процент, но именно они представляют собой воплощение движущих сил развития любого общества.


Для того чтобы стать самоактуализирующейся личностью, А. Маслоу полагает необходимым придерживаться следующих принципов поведения.


^ Найти и иметь любимое дело или занятие. Способность к глубокому переживанию во время занятия интересным делом человек забывает про свои комплексы. Именно в этот момент он реализует себя как личность.


^ Выбирать продвижение, а не отступление перед новой и малоизвестной ситуацией. Если страх движет человека к большей безопасности и защите, то выбор неизвестного нередко означает личностный рост и расширение возможностей.



^ Уметь прислушиваться к голосу внутреннего «Я». Мы часто склонны прислушиваться скорее к мнению родителей, учителей, разного рода начальников, чем к самим себе, а это отдаляет нас от самоактуализации. Смелость быть самим собой, иметь мужество жить своим умом – эта мысль перекликается с идеями Демокрита.


^ Уметь брать на себя ответственность. Это означает обращение к самому себе, когда человек хочет получить ответ по спорному вопросу. Но часто люди избегают такого ответа, защищаясь при этом фразой «Я сомневаюсь». Всякий раз, пишет Маслоу, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется.


^ Стремиться быть нонконформистом. Чтобы высказать честно свое мнение, человек должен уметь быть независимым от мнения других. Быть смелым вместо того, чтобы бояться, - если психолог не умеет научить этому пациентов, он может прекращать свою деятельность. Человек не сумеет сделать свой жизненный выбор, пока не начнет прислушиваться к самому себе, к собственному «Я» в каждый момент своей жизни, чтобы спокойно сказать: «Нет, мне это не нравится».


^ Стремиться к совершенству. Самоактуализация – труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать. Человек должен быть всегда первоклассным специалистом, или настолько хорошим, насколько он может им быть. Стать второстепенным специалистом – это неподходящий путь для самоактуализации.


^ Быть открытым высшим переживаниям экстатического характера в момент общения с искусством, природой, истиной. Это – редкие и прекрасные мгновения, которые невозможно ни купить, ни гарантировать, но которые несут в себе смысл жизни.


^ Разоблачать собственную психопатологию, что означает способность отказываться от психологических защит, вместе с тем означает и обретение человеком самого себя.


Говоря о значении самоактуализации в жизни человека, А. Маслоу говорил и о том, что оно связано с так называемым «бытийным» сознанием, которое принимает мир и его людей такими, какие они есть, не пытаясь при этом их переделывать. В противоположность этому типу существует также сознание «дефицитарное», в котором окружающий мир рассматривается индивидом как средство для выживания и удовлетворения потребностей. Если бытийная любовь в природе будет проявляться в бескорыстном наслаждении ее красотой, наблюдении за ее живой жизнью, то дефицитарная любовь будет проявляться в ее прагматическом использовании – в лучшем случае, в срывании цветов и устроении из нее букетов, в худшем – в ее хищническом истреблении и загрязнении.




ВОПРОС 7.

Понятие о способностях. Развитие способностей. Методы диагностики способностей.

Предметом специального психологического изучения способности стали в 19 в., когда работами Гальтона Ф. Было положено начало экспериментальному и статистическому исследованию человеческих различий.


Платонов К.К.: способности – качества личности, определяющие успешность овладения определенной деятельностью и совершенствования в ней. При этом способность – это либо свойство личности, либо структура этих свойств, имеющих отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Одно и то же качество личности может быть профессионально значимым в одной деятельности, в другой деятельности – отрицательно значимым. Поэтому можно говорить о способностях «+» и способностях «–». Например, эмоциональная возбудимость – «+» для боксеров; «–» для официальных работников.

Платонов считал, что структура способностей наложена на общую структуру личности:

Направленность опыт особенности психических процессов биопсихические свойства (темперамент, скорость реакции и т.д.)

По степени выраженности Платонов различал:

талант – ярко проявляется в деятельности, характеризует личность, входит в структуру характера;

призвание – свойство, связанное с интересом к деятельности помимо внешнего результата;

просто способности.

Платонов считал, что не существует способностей как каких-то особых специфических качеств личности, отличающихся от традиционного понимания свойств личности. Он различал элементарные и сложные способности, а также общие и специальные.

Сложные способности проявляются в каком-либо виде деятельности; элементарные способности проявляются везде. Общие способности – свойства психики как единой системы, детерминирующие успешность любой деятельности; специальные способности – свойства отдельных психических функциональных систем, детерминирующих продуктивность отдельных видов активности.



Элементарные способности

Сложные способности

Общие способности

Обладают все люди (например, обоняние, острота зрения, особенности психических процессов – памяти, внимания и т.п.)

Обладают все люди (коммуникативные и интеллектуальные способности)

Спец. способности

Обладают некоторые (например, эйдетическая память, отвага)

Обладают некоторые (например, музыкальные, лингвистические и т.п.)









Теплов Б.М.: способности – это индивидуально-психологические особенности, которые выражают готовность человека к овладению определенными видами деятельности и их успешному осуществлению.

Положения, выдвинутые Тепловым:

способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие людей друг от друга;

способности имеют отношение к успешности в той или иной деятельности;

способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам.

Дружинин: на основе исследований выдвинул положение, что интеллект – общая способность, от которой зависит успешность адаптации человека и животных к новым ситуациям, посредством решения задач во внутреннем плане при доминирующей роли сознания над бессознательным.


Томсон: базовое предположение об абсолютно высоком интеллекте: человек обладающий идеальным интеллектом способен правильно и в одиночку решить в уме задачу или множество задач произвольно большой сложности за бесконечно малое время, невзирая на внутренние и внешние помехи. Следовательно при оценки уровня интеллекта надо давать задачи зоны ближайшего развития.

Гартнер: выделил компоненты общих способностей:

лингвистические компоненты

логико-математические

пространственные

музыкальный

телесно-кинестетический

межличностный (понимание других)

интроличностный (понимание себя)

Способности и задатки.

способности

задатки

Индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнения

природные предпосылки способностей; врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы и мозга, составляющие природною основу развития способностей

Наследственные – передаются индивиду от предков

врожденные – имеются к моменту рождения



Способности имеют органические наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены разными задатками, хотя различия эти не так велики. Различия между людьми в задатках заключается прежде всего в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата – анатомо-физиологических, функциональных его особенностях.

Задатки многозначны, могут развиваться в разных направлениях, являются предпосылками развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т.е. преобразовываются и изменяются.

Значение врожденных задатков для разных способностей различно. Различия в способностях – продукт не врожденных задатков, а всего хода развития личности.

Способность закрепляется в личности как более или менее прочное достояние, но она исходит из требований деятельности и будучи способностью к деятельности, она в деятельности и формируется. Следовательно, способность – это сложная синтетическая особенность личности, определяющая ее пригодность к деятельности; более или менее специфические качества, которые требуются для определенной деятельности, лишь в деятельности и через посредство ее могут сформироваться на базе тех или иных задатков.

С расширением сфер трудовой деятельности и появлением все новых видов ее у человека формируются и новые способности. Человеческие способности и их структура зависят от исторически изменяющихся форм разделения труда.