ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2021
Просмотров: 3768
Скачиваний: 1
Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Уже самые первые проявления задатков превращают их в элементарные, начинающие складываться способности. Вместе с тем каждая начинающая складываться способность является как бы задатком для дальнейшего развития способностей. Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень, а переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких ее проявлений.
Диагностика способностей: качественный анализ способностей направлен на выявление индивидуальных характеристик, необходимых для эффективного выполнения конкретного вида деятельности. Количественные измерения способностей характеризуют меру их выраженности. Самая распространенная форма оценки меры выраженности способностей – тесты (например, тест креативности).
Способности не выступают изолированно от развития всех других систем, входящих в личность как составляющие.
Нередко человек вынужден заниматься некоторой деятельностью не имея к ней способностей. При этом он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. Компенсация может осуществляться через приобретаемые знания и умения, или через формирование типического стиля деятельности, или же через другую более развитию способность.
Как показатели способности могут рассматриваться:
темп продвижения в овладении деятельностью
широта переноса формирующихся психических качеств
соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности
Неблагоприятные условия для развития способностей: обедненная среда вызывает нехватку внешних впечатлений; неблагоприятные общие условия воспитания – трата ребенком энергии на не конструктивные переживания; неправильное обращение с мотивацией, вроде излишнего принуждения, - погасить спонтанную активность ребенка, «засушить» способность.
ВОПРОС 8. Творчество
Понятие "творчество" раскрывает существенный момент специфики человеческого отношения к действительности, специфики социальной формы отражения. "Творчество есть социальное явление. Оно немыслимо вне общества. При этом человек в состоянии проявить творческое отношение во всех областях своей деятельности, всюду и всегда; творчество является жизненной необходимостью для его существования как человека; оно есть существенный элемент его качественной определенности как человека-субъекта".[1 с.58]
Некоторые авторы склонны чрезмерно расширять границы понятия "творчество". Они ищут низшие формы творчества не только в живой, но даже и в неживой природе; говорят о творчестве в природе и человеческом творчестве. Типичен в этом отношении взгляд советского психолога Я.А. Пономарева. "Творчество, - пишет он, - необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества... Творчество выступает как механизм продуктивного развития... Творчество следует искать там, где есть движение от низшего к высшему".[12 с.117]
"Творчество является духовно-материальной активностью субъекта, активностью одновременно его разума и его рук. Оно по своей глубочайшей сущности субъективно. В творчестве человек действует как целостная личность или коллектив, как социальная система материальных и духовных, рациональных и эмоциональных, логических и психических, сознательных и подсознательных и других характеристик. Только человек в состоянии осуществить творческий процесс субъективного преобразования материального в идеальное. Только человек практически действует сообразно с достигнутыми знаниями и осуществляет при этом определенную цель".[1 с.60]
Творчество является не только субъективным отражением объективной действительности, оно является также субъективным отражением состояния и многосторонней активности самого субъекта, результатов его активности, то есть и процессом самоосознания. Всякое же осознание в свою очередь является дальнейшим развитием сознания, его обогащением новыми элементами и моментами.
Как было указано, творчество является сознательным; оно всегда есть деятельность сознания (в том числе и тогда, когда оно выражается в практическом действии). Вместе с тем, однако, творчество является главным образом тем светом сознания, который освещает его в целом.
Творчество далеко не является исключительно или чисто рациональным процессом. Познание вещей, раскрытие и осмысление их сути есть процесс, насыщенный c эмоциональным зарядом. Он связан не только с большим напряжением умственно-логических способностей творца, но и с сильными порывами и страстями, с вдохновением и разочарованием, с творческими радостями и муками. Творчество является такой вдохновенной деятельностью, процесс и результат которой связаны, как правило, с большим психическим напряжением и в конце концов с чувством удовлетворения, а оно со своей стороны оказывается дополнительным стимулом для дальнейшего творчества.
Творчество предполагает постоянное совершенствование творения и соответственно - самого творца.
Творческий процесс по своей сущности субъективно преобразует наличное. "Творить - означает делать нечто из ничего. Мы совсем неспособны творить. Мы можем только трансформировать то, что уже существует. Так, плотник, который делает стол, использует дерево: он не творит. Работник, артист, ученый трансформируют материю. Они освобождают или берут энергии, которые находятся скрытыми там, но этой своей деятельностью они сами дают вещам определения, которыми они не обладали. Они их изменяют, придавая им другие формы. Они неспособны ни аннигилировать их, ни создать".[8 с.54]
Очевидно, что тот, кто исходит из предпосылки о творчестве как создании чего-то из ничего, стремится отвергнуть в принципе возможность творчества, так как действительно никто никогда не создал нечто из ничего; все, что создали и самые великие творцы, базировалось на существующем, представляло собой большую или меньшую переработку наличного материала. Творческое создание качественно новых материальных и духовных ценностей всегда связано с той или иной количественной подготовкой существующих данностей. Совершенно другой вопрос, что качественно новый результат творчества может быть и часто бывает коренным образом отличным от исходного "материала".
"Именно, в преобразовании наличного, в субъективном воссоздании существующего заключается сущность творчества".[1 с.62] Не напрасно говорят, что кончик пера - орудие мозга. Эта мудрость выражает перевоплощение субъекта-творца даже в средства, орудия, посредством которых он творит, потому что в процессе творчества субъект действительно сам себя выражает и воссоздает. При целенаправленном преобразовании наличного человек-субъект не только вкладывает нечто от себя самого, но продолжает жить в самом произведении. Его творение превращается в его вторую природу, в его собственное инобытие, которое, разумеется, начинает жить относительно самостоятельной жизнью.
В связи со сказанным теряют смысл всякие высказывания о том, что человек никогда не был "абсолютным создателем своего творения".[9 с.13] Абсолютным создателем своего творения он действительно не является, если под абсолютным творчеством понимается создание чего-то из ничего. Но он является единственным творцом своих произведений в смысле творческого преобразования наличного и воссоздания самого себя в созданном им.
Конечно, в творческом процессе человек не преобразует наличное произвольно, без соблюдения определенных требований, принципов, правил. Человек проявляет свою творческую мощь, используя могучие средства и правила. Он, например, широко использует средства аналогии. В творческом процессе всегда присутствует элемент подражания. Это понимали уже древние греки, когда характеризовали творчество как своеобразную имитацию того, что предоставляет человеку природа. Другой вопрос, что не следует преувеличивать и абсолютизировать роль аналогии в процессе творчества.
Абсолютизация момента аналогии в творческом процессе, как правило, ведет к отрицанию самого творчества: созданное по образу и подобию фактически обладает мнимой новизной. Творчество не является просто деятельностью по аналогии, не сводится к имитации и имитированию. Целенаправленно и преднамеренно преобразуя наличное, используя как средство и аналогию, творец создает нечто качественно новое, оригинальное.
Разумеется, характер качественно нового в различных формах творчества различен, варьирует по степени, что не во всяком конкретном случае легко установить.
Творчество является такой деятельностью субъекта, которая характеризуется посредством понятий "поиск" и "открытие". В творческом процессе субъект действительно ищет прежде всего наличное, посредством преобразования которого он в состоянии осуществить свой замысел, по предварительному плану создать то, что не существует в объективной действительности. Он ищет и соответствующие способы, методы и формы для необходимого преобразования наличного. Не без основания говорят, что тот, кто не умеет искать, не в состоянии и найти. "Творческий дух не есть дух обладания или созерцания, а есть дух поиска и углубления".[10 с.239]
Весьма типичной формой качественно нового как характеристики творческого процесса является "открывательство", изобретательство, соответственно - открытие и изобретение. Не случайно многие авторы склонны отождествлять творчество с этими двумя его проявлениями. Основанием для этого служит то, что действительно каждый крупный шаг в творческом процессе является открытием нового.
Следует считать необоснованным, чрезмерным и в конце концов неправильным взгляд, что изобретательство и "открывательство" являются всеобщими характеристиками не только человека, но и всей живой природы вообще. "Открытие, - пишет Буарель, - является одной из основных характеристик жизни. Непрерывно в ходе своей эволюции живые существа открывают неизвестные формы, чтобы приспособиться к новым условиям жизни".[11 с.1]
Творчество, присущее человеку, не зависит от какой-то его абсолютной свободы; оно социально детерминировано. Во-первых, творчество представляет собой неотъемлемый элемент общества и социальной жизни; во-вторых, оно как целостный процесс и каждый его элемент, взятый отдельно, несет в себе природу социального целого; в-третьих, характер и результат творчества в большой степени зависят от характера социальной обстановки, в которой оно осуществляется.
Для выяснения специфики творческого процесса существенно следующее обстоятельство. О творчестве речь может идти в двояком смысле - широком и узком.
Творчество в широком смысле слова, или творчество первого уровня, имманентно присущее человеческому мышлению и человеческой практике, представляет собой деятельность, в ходе которой, во-первых, формируются вещи и явления, в объективной реальности не существующие, например знания о действительности или материальные, вещественные изобретения (орудия, машины и пр.); во-вторых, развиваются и совершенствуются далее уже созданные человеком материальные или духовные произведения; в-третьих, вырабатываются методы, формы, средства субъективного переустройства наличного.
Творчество в узком смысле слова, или творчество второго уровня, предъявляющее высокие требования к человеческому мышлению и человеческому действию, мы имеем в тех случаях, когда речь идет о степени или этапе развития наличного творчества, имманентно присущего человеческому отношению к действительности. С творчеством второго рода обыкновенно связываются "открывательство" и изобретательство.
Если имманентно-творческая природа познания в определенном смысле не подлежит классификации, то творчество во втором его аспекте имеет много степеней, допускает количественную характеристику в широком диапазоне. Если в первом смысле слова человеческое мышление и человеческое действие являются в принципе творческими, все в них оказывается, так сказать, творческим по своей сущности, то во втором смысле речь может идти о менее творческом и более творческом отношении к действительности, о творческом и нетворческом мышлении и действии, о творческой и менее творческой или нетворческой личности.
Творчество и духовный мир человека
Творчество - многогранный процесс. Участие в нем человека не только порождает соответствующие продукты, но и затрагивает его непосредственное бытие, внутренний, душевный мир. Однако взаимодействие творчества и человеческой души в разных учениях рассматривается по-разному. Среди них наиболее примечательным является психоанализ 3. Фрейда. В реальной практике психоанализа наблюдается одно весьма интересное явление: люди, причастные к творческой деятельности, проходя психоанализ, жалуются, что после него не могут заниматься творчеством. Исходя из этого в рамках психоаналитической теории был сделан вывод о творческой силе неврозов, т.е. невроз и является источником творчества. Невроз есть некое противоречие между сознанием и сферой бессознательного, между тем, что человеку хочется, и тем, что позволяется его сознанием. В акте же творчества художник воплощает бессознательные влечения и желания, которые вытесняются сознанием. В обычном состоянии человек не может воплотить свои бессознательные влечения, поскольку этому препятствует сознание. Человек должен считаться с этическими нормами общества. Но вытеснение сознанием бессознательных влечений их не устраняет. Как своеобразная компенсация этих влечений в детстве у людей возникает страсть к всевозможным играм, которая впоследствии переходит в склонность к фантазированию. Фантазирование берет начало в бессознательном, которое представляет собой вместилище всех психических сил человека.
Фантазия свидетельствует о мощном напоре бессознательного на сознание, грозящем привести окольными путями к патологии. Задержка на фантазировании может повлечь за собой отклонение в психическом развитии человека. Поэтому появление фантазий создает условие для возникновения невроза и психоза. Фантазирование - единственный выход из непримиримого противоречия между собственными влечениями человека и требованиями общественной морали. А творчество возникает на основе фантазирования. Фантазирование играет огромную роль в творчестве. Благодаря воображению художник дает выход своему бессознательному. Однако он избегает болезни, так как не останавливается на стадии фантазирования.
В отличие от невротика, у которого вытесненные влечения врываются в сознание и образуют психические травмы, художник безболезненно изживает эти влечения в фантазии. Он находит в своем творчестве обратный путь к реальности. От фантазии он переходит к действительности и в этом находит спасение для себя. В отличие от простого мечтателя он не скрывает свои фантазии, а воплощает их в художественных произведениях. Поэтому целью творчества объявляется удовлетворение эгоистических, честолюбивых и сексуальных влечений. Художник, согласно Фрейду, характеризуется тем, что, "во-первых, он умеет так обработать свои грезы, что они теряют все слишком личное, отталкивающее постороннего, и становятся доступными для наслаждения других. Он умеет также настолько смягчить их, что нелегко догадаться об их происхождении из запретных источников. Далее, он обладает таинственной способностью придавать определенному материалу форму, пока тот не станет верным отображением его фантастического представления, и затем он умеет связать с этим изображением своей бессознательной фантазии получение такого большого наслаждения, что благодаря этому вытеснения, по крайней мере временно, преодолеваются и устраняются".[13 с.240] Через свое творчество художник в действительности, говорит Фрейд, достигает того, "что сначала имел в своей фантазии: почести, власть и любовь женщин".[13 с.241] Нужно еще отметить, что все виды творческой деятельности толковались Фрейдом как сублимация, трансформация прежде всего сексуальных влечений и тенденций, исходящих из бессознательной сферы художника. Хотя в то же время нужно подчеркнуть, что сексуальная сфера, по Фрейду, носит символический характер: она пронизывает всю человеческую жизнь, например, даже отношения между властью и подчиненными рассматриваются им как разновидность полового акта.