ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2021
Просмотров: 2615
Скачиваний: 1
- Успешное изучение студентом дисциплины «Религиоведение» основано на знании культурологии, этики, эстетики, истории материальной культуры, всеобщей и отечественной истории, истории философии, философии, логики, истории и теории мировой культуры и генеалогии.
Планы семинарских занятий:
Модуль 1.
Семинар 1. Учения, образ мыслей и духовная жизнь народов Индии.
1. Культ богов в ведийской религии. Учения ведов о нравственной жизни, смерти и загробной жизни.
2. Джайнизм как политическая религия Индии.
3. Философские книги брахманизма об идее социального неравенства.
4. Индуизм. Его направления и течения.
5. Сикхизм как самая молодая национальная религия Индии.
Семинар 2. Религиозная культура античных народов.
1. Боги, полубоги, герои, демоны у древних греков.
2. Религия и философия древних греков.
3. Древнегреческая религия и мораль.
4. Божества древних римлян.
5. Периоды римской религиозной истории и культуры.
Семинар 3. Мифология и язычество древних германцев, кельтов и славян.
1. Религиозные учения кельтов.
2. Религиозные представления о возникновении мира, ритуалы и обряды древних германцев.
3. исторические предпосылки религиозной культуры и этимологии древних славян.
4. Имена, уровни, функции славянских божеств. Культ предков у древних славян.
Семинар 4. Традиции и обрядность духовной культуры Китая.
1. Древние свидетельства религиозных верований Китая. Даосизм как важная категория китайской философии и культуры.
2. Принципы Даосизма инь и ян.
3. Религиозно-мировоззренческая система конфуцианства.
4. Конфуцианство в культурной и общественной жизни современного Китая.
Семинар 5. Традиции и обрядность японской религии синто.
1. Формирование синто.
2. Синкретизация.
3. Тэноизм.
4. Влияние синто на японскую культуру.
Семинар 6. Иудаизм как религиозная культура одного народа.
1. Истоки иудаизма.
2. Формирование Танах. Основные идеи иудаизма.
3. Талмуд и его история создания.
4. Религиозная практика иудаизма и современность.
Модуль 2.
Семинар 1. История и культура буддизма. Ламаизм на территории России.
1. История формирования буддизма и его учения.
2. Идея этико-философского учения буддизма.
3. Мифология, космология, направления и школы. Буддийская литература.
4. Праздники и обряды тибето-монгольского буддизма. Ламаизм на территории России.
Семинар 2. Догматы, праздники и обряды как аспект ментальности и образа жизни христианской цивилизации.
1. Особенности догматики в православной и католической конфессий.
2. Нравственная сущность и историко-философское значение христианских постов, праздников и обрядов.
3. Отношение протестантизма к христианской догматике.
4. Отношение морганатических верований к христианской догматике.
Семинар 3. Христианское искусство и образование.
1. Историко – философские предпосылки происхождения икон. Причины иконоборческого движения в Византии и его результаты.
2. Нравственное, религиозное и культурное значение иконописи и иконопочитания на Руси.
3. Особенности христианской архитектуры и зодчества.
4. Значение слова, музыки и образования в христианстве.
Семинар 4. Исторический аспект и специфика исламской культуры.
1. Формирование и распространение ислама как фактор, сближающий восточные народы с монотеистической цивилизацией.
2. Религиозно-правовые школы ислама. Отношение к политической власти в халифате.
3. Сущность пяти столпов ислама и шариата.
4. Социально-этический аспект мусульманских праздников и обрядов.
Семинар 5. Социокультурный аспект ислама в России.
1. Характеристика двух очагов исламской цивилизации: Волжско-Уральский регион и Сибирь; Северный Кавказ.
2. История Кавказской войны (1817 – 1864 гг.) под лозунгами мюридизма.
3. Религиозные, социокультурные и политические причины нестабильности на Северном Кавказе.
4. Взаимоотношения государственной власти и мусульманского населения в России на современном этапе.
Семинар 6. Социокультурный аспект современных религиозных движений.
1. Исторические и политические предпосылки религиозного фундаментализма и модернизма.
2. Причины и элементы дэхристианизации Запада. Умножение сект.
3. Факторы социокультурной детерминации межконфессиональных отношений.
4. Влияние развития НТП, социально-экономических и политических факторов на отношения между собой различных религий и их наследников. Введение в практику экуменического диалога между христианскими общинами.
Темы докладов (Модуль №1):
-
Наглядная образность и эмоциональность религиозного сознания (образы созерцания, представления, переживания).
-
Свойства и виды религиозных отношений.
-
Соотношение религии и культуры в историографии.
-
Функции и роль религии в человеческом обществе.
-
Проблемы происхождения религии в историографии.
-
Возникновение, эволюция, основные направления Индуизма.
-
Особенности философских воззрений и Реформация Индуизма.
-
Индуизм в политической жизни современной Индии.
-
Возникновение, вероучение, ритуалы, предписания Джайнизма..
-
Истоки Сикхизма и особенности его учения о Боге.
-
Сикхский фактор в общественно-политической жизни Индии.
-
Становление и особенности Парсизма в Индии.
-
Сущность этико-философского учения Конфуцианства в Китае.
-
История, эволюция и философские воззрения Даосизма.
-
Формирование, синкретизация и тэноизм Синто в Японии.
-
История, священные книги и основные направления Иудаизма.
Темы докладов (Модуль № 2)
-
Возникновение, основные идеи и направления буддизма.
-
История Ламаизма на Тибете, Монголии и России.
-
Предпосылки, история и общественно-исторические условия распространения христианства до падения Рима в 476 г.
-
О проблемах становления христианской догматики.
-
Особенности процесса автокефалии христианских церквей в исторической ретроспекции.
-
Особенности формирования Православной конфессии.
-
История принятия христианства Киевской Руси.
-
Идеи Реформ патриарха Никона и причины раскола Русской Церкви.
-
Церковная реформа Петра I и новые общественно-исторические условия православной церкви в России.
-
Особенности Православного и Католического вероучения и культа.
-
История возникновения, общее и особенное в вероучениях, организации и культе Протестантизма.
-
Возникновение, вероучение и основные направления в Исламе.
-
История ислама в России.
-
О сущности философии хинаяны, махаяны и ваджраяны.
-
История развития и направления православной философии.
-
Основные аспекты учения Фомы Аквинского, как одного из влиятельных представителей философии католицизма.
-
Учения неоавгустинистских школ в католической философии.
-
Философско-теологическая интерпретация природы и социальный идеал П. Тейяр де Шардена.
-
Протестантская философия и теология эпохи Возрождения.
-
Сущность фундаментализма и модернизма в религиозной культуре.
-
Сущность мусульманской теологии калам.
-
особенности учений мусульманских школ и направлений.
Контрольные вопросы к зачету.
-
Основные гипотезы происхождения религиозных верований.
-
Функции религии и ее сущностные характеристики.
-
Особенности автохтонных религий Американского континента.
-
Языческие традиции и обрядность народов Океании и Австралии.
-
Мифосознание как самая ранняя форма религиозных образов, тем и сюжетов.
-
Синкретизм обычаев, обрядов и праздников у древних кельтов и германцев.
-
Синкретизм обычаев, обрядов и праздников у древних славян, связанных с силами природы.
-
Антропоморфизм, традиционализм и универсальность религиозных сюжетов в современном народном творчестве.
-
Ведийская литература и божества.
-
Ведийские учения о нравственной жизни, смерти и загробной жизни.
-
Джайнизм и его учение.
-
Даосизм и его учения.
-
Греческие боги. Религия философии и морали.
-
Божества древних римлян.
-
Сказания о происхождении Рима. Периоды религиозной римской истории.
-
Мировые религии и система искусств.
-
Особенности возникновения и распространения христианства в раннее средневековье.
-
Миланский эдикт. История официального признания христианства.
-
Апостольские, поместные и автокефальные церкви. История их основания.
-
Причины и история образования двух административных центров в христианском мире (1054).
-
Причины и история принятия христианства на Руси.
-
Реформация. Начало протестантизма. Происхождение понятия «протестантизм».
-
Общее и особенное в учении лютеранства, кальвинизма, цвинглианства, пуританизма, анабаптизма.
-
История молоканства как баптистского направления в России.
-
Адвентистское направление в баптизме и его течения.
-
Современное положение протестантских церквей в Европе и Российской Федерации.
-
Общее и особенное в догматике православной и католической церкви.
-
Сходство и отличие практики церковных таинств и крестного знамения в католичестве и православии.
-
Исихазм, как основа православного монашества. История и особенности скитской и общежительной форм монашества.
-
История и разновидности католических орденов. Их каритативный характер.
-
Особенности исполнения христианских праздников в католичестве и православии.
-
Иконопись и иконопочитание в православии.
-
История и содержание биографий Сидартха Гаутамы.
-
Суть канонической и неканонической литературы буддизма.
-
История поглощения буддизма индуизмом. Отличия индуизма от буддизма.
-
Философско-нравственные концепции буддизма.
-
Особенности буддизма в России.
-
История и учения основных течений ислама. (Шиизм и суннизм).
-
Религиозно-правовые школы ислама.
-
История и феномен ислама в России.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
Формы контроля |
Стоимость контроля в баллах
|
Посещаемость на лекциях |
Всего |
||||||||||
Текущий контроль на семинарах
|
Рубежный |
доклады, диктант по глоссарию |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||
Лекции (6 пар) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0-2 (посещение 1-й пары) |
18 |
||
Семинар 1 |
0-7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
||
Семинар 2 |
|
0-7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
||
Семинар 3 |
|
|
0-7 |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
||
Семинар 4 |
|
|
|
0-7 |
|
|
|
|
|
|
7 |
||
Семинар 5 |
|
|
|
|
0-7 |
|
|
|
|
|
7 |
||
Семинар 6 |
|
|
|
|
|
0-7 |
|
|
|
|
7 |
||
Семинар 7 |
|
|
|
|
|
|
0-7 |
|
|
|
|
||
тестирование |
|
|
|
|
|
|
|
0-20 |
|
|
20 |
||
понятийный диктант |
|
|
|
|
|
|
|
|
0-6 |
|
6 |
||
доклады |
|
|
|
|
|
|
|
|
0-7 |
|
7 |
||
Общая сумма по видам контроля |
0-49 |
0-33 |
0-18 |
0-100 |
Комплект тестовых материалов
ТЕСТЫ МОДУЛЯ № 1:
-
1. Какие вы знаете самые древние формы религиозных верований (перечислите)?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
-
Назовите основные компоненты религии.
_________________________________________________________
-
В образе, какой птицы почитался бог неба Гор в Древнем Египте?
А. Сокола
Б. Ибиса
В. Орла
-
Какой из богов Древнего Египта был покровителем искусств и ремёсел?
А. Пта
Б. Атум
В. Ра
Г. Тот
-
С чем связано учение о душе и загробном мире в религии Древнего Египта?
А. С представление о живом фараоне как о боге неба Гора
Б. С представлением об умершем фараоне как о постоянно воскресающем боге Осирисе
В. С представлением о фараоне, олицетворяющем двух богов – Осириса и Гора.
-
Назовите три составные части, которые остаются жить после смерти человека по представлениям древних египтян эпохи Древнего царства.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
-
Что является атрибутом богини справедливости Маат?
А. Перо Павлина
Б. Перо Страуса
В. Пёрышко Колибри
-
Как переводится на русский язык имя Аменхотепа IV Эхнатон?
А. Амон доволен
Б. Угодно Атону
В. Таинственный, скрытый
-
Какое имя носила аккадская богиня плодородия, любви, войны и распри.
А. Бэлом
Б. Инанна
В. Иштар
-
Что стало основой религиозного учения Зороастризма?
А. Почитание древних божеств дэвов, связанных с силами природы
Б. Религиозный дуализм – противостояние добра и зла
В. Учение о божьем суде
-
Какой из древних иранских богов является покровителем земледелия и домашних животных?
А. Ахура-Мазда (Ормузд)
Б. Анхра-Майнью (Ариман)
В. Митра
-
Что принципиально нового внёс Зороастризм в представления религий древних цивилизаций?
А. Учение о божьем суде
Б. Учение о религиозном дуализме
В. Учение о свободе воли человека, который сам выбирает линию своего поведения на стороне добра или зла
-
В чьём произведении подробно описывается греческий пантеон богов, и как оно называется?
А. Поэта Гесиода «Теогония»
Б. Поэта Гомера «Одиссея»
В. Поэта Эсхила «Орестея»
-
Кто был отцом мифического верховного бога Зевса?
А. Гея – Земля
Б. Уран – Небо
В. Младший из титанов Кронос – Время
-
Перечислите атрибуты верховного бога Зевса.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
-
Кто из греческих богов был богом юности и покровителем искусств?
А. Гефест
Б. Дионис
В. Гермес
Г. Аполлон
Д. Афродита
Е. Афина
Ж. Гера
З. Ника
-
В честь кого из богов проводились в Древней Греции раз в четыре года Олимпийские игры?
А. Аполлона
Б. Посейдона
В. Зевса
-
В честь кого из богов в Древней Греции проводились в Дельфах Пифейские игры, состоящие из спортивных, музыкальных и литературных состязаний?
А. Аполлона
Б. Посейдона
В. Зевса
-
С мифами, каких богов связаны греческие мистерии, которые воспринимались древними греками, как способ обретения счастливой жизни после смерти?
А. с мифом о Зевсе – правителе людей, богов и всего мира, а также с мифом о боге моря Посейдоне
Б. с мифом о богине брака Гере, а также с богиней плодородия и мудрости – Афине
В. с мифом о дочери Деметры Персефоне, похищаемой осенью богом царства мёртвых Аидом и возвращающейся к людям весной, а также с культом умирающего и оживающего бога виноградной лозы Диониса
-
Как называется страшное место бога царства мёртвых Аида, куда отправлялись души преступников и святотатцев?
А. Тартар
Б. Тризна
В. Тмутаракань
-
Кто по «римскому мифу» основал Рим?
А. Бог войны Марс
Б. Богиня любви и красоты, возникшая из морской пены Афродита
В. Братья-близнецы, вскормлённые волчицей, Ромул и Рем.
-
Какому греческому богу отождествлён римский бог неба, грома и молнии Юпитер?
А. Богу-врачевателю Асклепию
Б. Богу войны Аресу
В. Правителю людей, богов и всего мира Зевсу
-
С каким культом связано возникновение древнейшего памятника индийской словесности – Веды (знание)?
А. С культом кочевых племен арьев иранского происхождения, вторгшихся в Индию в середине II тысячелетия до н.э.
Б. С культом буйвола, олицетворявшего в Древней индии плодородие и власть царя
В. С культом поклонения растениям, деревьям и камням в Древней Индии
-
Кто из богов ведической религии является главным персонажем космологического мифа?
А. Дьяус – бог неба
Б. Притхви – богиня земли
В. Индра – бог-громовержец, воин и молодой царь богов
-
Напишите сущность понятия «брахман».
_________________________________________________________
_________________________________________________________
-
Что означает в брахманизме Сансара?
А. Жертвоприношение
Б. Возлияния сомы
В. Круговращение бытия и перерождение человека
-
Какой закон представляет собой Карма?
А. Рождения нового поколения
Б. Преемственности
В. Перерождения
-
Как переводится имя основателя джайнизма Джина?
А. Великий герой
Б. Победитель
В. Одетый светом
-
Какая из национальных религий Индии является самой молодой?
А. Индуизм
Б. Кришнаизм
В. Сикхизм
-
Изложите конечную цель жизни по сикхизму.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
-
Назовите три вида бессмертия, которые проповедует даосизм.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
-
Назовите главный принцип в социологии Конфуция.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
-
Что означает по Конфуцию «благородный муж»?
А. Знатного происхождения, уважаемого древнего рода
Б. С чувством долга и гуманист – скромный, справедливый, сдержанный, бескорыстный, любит людей
В. Не вмешивается в чужие дела и никому не диктует свои правила поведения
-
Назовите современные организации в Китае, которые способствуют существованию и развитию конфуцианства сегодня.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
-
Какая из религий является первой монотеистической в человеческой цивилизации?