ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2021
Просмотров: 2614
Скачиваний: 1
68 Санскрит (букв.очищенный, обработанный) – один из основных древнеиндийских языков, отличавшийся строго нормализованной и унифицированной грамматикой. Основателем его является учёный-брахман Панини, живший в V – IV вв. до н. э.
69 См.: Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Индии: Лекция. - М.: Издание МГУКИ. 2005. 34 с. С. 6-9; Кармин А.С. Религия как форма культуры // Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение. – М.: СПб.: Нижний Новгород: Воронеж: Ростов-на-Дону: Екатеринбург: Самара: Новосибирск: Киев: Харьков: Минск: Издание «Питер». 2006. – С. 80-82.
70 Сансара (санскрит) – блуждание, переход, перевоплощение души или личности.
71 Карма (санскрит) – деяние, поступок.
72 См.: Романов И.Н. Указ.соч. С. 9-16; Кармин А.С. Указ. соч.; Бэшэм А. Чудо, которым была Индия. М., 1972. С. 28.
73 Джина означает «победитель»; Махавира – «великий герой».
74Дигамбары переводятся – одетые светом, в страны света, пространством.
75Шветамбары – переводятся – одетые в белое.
76 См.: Немировская Л.З. Философия / Учебное пособие. М., 1996. С. 18-23; Железнова Н.А. Введение в этическую проблематику Ачаранги-сутры // Вестник Московского университета, серия 7, философия, 1994. № 4. С. 43-57; Радхаккришнана Р. Индийская философия. Т. 1. М., 1956. С. 275; Романов И.Н. Указ.соч. С. 22-26; Материалы сайта http://www.cooldoclad.narod.ru/
77Гупты – династия правителей Индийской империи основанной Чандрагуптой примерно в 320 году.
78 См.: Романов И.Н. Указ. Соч. С. 3-28.
79 Сикхизм происходит от слова шишья (санскрит) – ученик.
80 Цит. по: Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение. Краткий курс. М.; СПб.; Нижний Новгород; Воронеж; Ростов-на-Дону; Екатеринбург; Самара; Новосибирск; Киев; Харьков; Минск, 2006. С. 90.
81 См.: Романов И.Н. Указ. Соч. С. 26; Романов И.Н. Приложение № 3: Нанак – основоположник философии сикхизма // Романов И.Н. Указ. Соч. С. 34.
82Аннексия (от лат.Annexio – присоединение) – вид агрессии, насильственное присоединение, захват территории.
83 Подробнее см.: Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая: Лекция. – М.: МГУКИ, 2004. – 27 с. С. 3-7.
84 См.: Там же. С. 3.
85 См.: Религии древнего Китая // http://www.uglc.ru/china-history/religion.htm
86Даосизм происходит от слова дао – путь, закономерность, учение, правда.
87 Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 13.
88 См.: Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб., 1996. С. 3-7.
89 «Дао дэ цзин» переводится «Канон Пути и благодати».
90 «Дао дэ цзя» переводится как «Школа пути и благодати»; см.: Романов И.Н. Приложение 1: Категории древнекитайской философии //Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 26.
91«Удоумидао» переводится как «Путь пяти мер риса».
92«Тайпин дао» переводится как «Путь великого спокойствия».
93 Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 19.
94 См.: Архитектура Китая – поиск – http://www.mail.ru - фото Китая: храм Неба. Пекин; Крыша и луна. Храм Белого Облака; Ушко колокола в виде дракона; Пагода. Пекин.
96 См.: Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 15-16.
97 Там же. С. 16.
98 См.: Торчинов Е.А. Указ.соч. 12-17.
99 Подробнее см.: Антология даосской философии /Сост. В.В. Малявин, Б.Б. Виногродский. М., 1994; Лу КуаньЮй. Даосская йога, алхимия и бессмертие. СПб., 1993; Торчинов Е.А. Даосизм. «Дао де цзин». СПб., 1999; Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 13-19.
100 Романов И.Н. Там же.. С. 13.
101 Там же. С. 5-7.
102 Там же. С. 7.
103 Подробнее см.: Конфуцианство. Библиотека электронной бесплатной книги «Философия Востока» // http://www.vostokbook.ru/index.pxp/Ч. 1. 4p.
104 См.: Там же. P. 2.
105 Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 7-8.
106 См.: Там же. С. 8.
107 Цит. по: Конфуцианство. Библиотека электронной бесплатной книги… P. 3.
108 Там же.
109 См.: Там же.
110 Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 9.
111 См.: Навлицкая Г.Б. Синто // Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. - М.: Высшая школа. 1994. – С. 101-107.
112 См.: Навлицкая Г.Б. Указ.соч. С. 101-102.
113 Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение: Религия как форма духовной культуры… С. 98.
114 См.: Романов И.Н. Религиозно-культурные традиции Японии: Лекции. – М.: МГУКИ, 2006. – 21 с. С. 5.
115 Там же. С. 18.
116 Там же.
117Ямато – племенной союз в Японии, сформированный в III-IVвеках. На его базе зародилось японское феодальное государство.
118 См.: Романов И.Н. Религиозно-культурные традиции Японии… С. 5-7.
119 См.: Романов И.Н. Религиозно-культурные традиции Японии… С. 19
120 Подробнее см.: Японии в картинках – поиск - http://www.mail.ru - Картинки – Развлечения – Портал развлечений: Деревья Бонзой из Японии (17 фото); японский парк цветов Ашкага (32 фото) – общий план.
121 Романов И.Н. Религиозно-культурные традиции Японии… С. 13.
122 Романов И.Н. Религиозно-культурные традиции Японии… С. 14.
123 См.: Числа. 1:27.
124 Крылов А.В. Иудаизм // Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. – Изд. 5-е: перераб. и доп. – М.: Высшая школа. 2006. 567 с. С. 107.
125 См.: Исход. 20: 3-17.
126 См.: Крылов А.В. Указ.соч. С. 109.
127 Самаритянами называли последователей иудаизма, ассимилировавшихся во время вавилонского пленения.
128 Мессия происходит от еврейского слова «машиах», которое переводится как «помазанник», то есть существо, наделённое Бог божественной силой. На греческом языке мессия звучит как «Христос».
129 Раввин (от древнееврейского рабби – мой учитель) – в иудаизме руководитель общины верующих, служитель культа.
130 Подробнее см.: Шиффман Л. От текста к традиции // http://www.jhistory.nfurman.com/code/shif01.htm. P. 1-10.
131 Догматика происходит от греческого слова «dogma» - мнение, учение, постановление. Догматика – это система, утверждённых высшей церковной инстанцией, положений, непреложных истин, не подлежащих критике и действующих вечно.
132Иезек. 30:3.
1 Ведическая религия основана на неканонической буддийской литературе в виде Ведов (знаний). Она возникла в конце 2-го – начале 1-го тысячелетия до н.э. Она состоит из гимнов 3399 богам племен индии, расселенных по берегам Ганги. В нее включены также жертвенные формулы (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), теологические трактаты (брахманы и упанишады). Главными богами являются: Индра – бог-воитель молнии и грома, Агни – бог огня, Сурья – бог солнца и др. Веды стали известны европейцам в первой половине XIX века, когда их начали переводить на европейские языки и изучать.
2 Авеста возникла, вероятно, в первой пол. 1-го тысяч. до н.э. Текст ее кодифицирован при Сасанидах (III-VII вв.). Содержит свод религиозных и юридических предписаний, молитв, песнопений, гимны зороастрийским божествам. Последнее название происходит от имени пророка по-ирански Заратуштра, которое по-гречески звучит, как Зороастр. Религия зороастризм в древности и раннее средневековье была распространена в Ср. Азии, Иране, Авганистане, Азербайджане и других странах Ближнего и Среднего Востока. В настоящее время она распространена у парсов в Индии, у гебров в Иране.
3 Индуизм – сформировался в I тыс. н.э. Является результатом развития ведической религии, брахманизма (2-я стадия индуизма. Возник в 1-м тыс. до н.э. Большую роль играют анимистические представления, культ предков) и других народных верований. Основой учения индуизма является учение о перевоплощении душ (сансара) в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну или Шиву).
4 Цаннит – название высших конфессиональных школ в Калмыкии и Бурятии. Инициатором их создания выступил бурятский хамбо-лама Агван Доржиев. Он же был автором программы обучения и фактически ответственным за ее выполнение. Формальным ответственным по уставу за выполнение этой программы считался лама; Дацан – название факультета (отделения) учебного заведения при монастыре. Позднее в бурятском ламаизме дацан стал названием самого монастыря.
5 Мадхьямика – первая философская школа махаяны. Возникла во II в. в Индии. Основателем ее считают Нагарджуну. Она распространена в Китае, Тибете и других странах буддийского мира. Это основополагающее духовное учение в Тибете, которому посвящалось и посвящается большое количество литературы. В основе учения лежит избегание крайностей утверждения и отрицания.
6 Бон (по-тибетски, буквально – заклинать, призывать) – система религиозных представлений тибетцев, включающая в себя народные культы, шаманские верования, заимствования из древнеиранской религии и элементы буддизма. Основателем Бона является полу мифическая, полу реальная личность Шенрабмибо.
1 См.: Каутский К. Происхождение христианства / Пер. с нем. М., 1990.
2 См.: Конский П.А. Протестация // Христианство в 3-х тт. Т. 2. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С. Аверинцев. М., 1995. С. 414.
2 Барсов Н.И. Протестантизм // Христианство в 3-х тт. Т. 2. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С. Аверинцев. М., 1995. С. 406.
3 Подробнее об этом см.: Протестантизм в России // Христианство в 3-х тт. Т. 2. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С. Аверинцев. М., 1995. С. 406-411.
4 См.: Бродский Б. Свидетели странного века. М., 1978; Каменский А.Б. Екатерина II // Вопросы истории. 1989. № 3; Павленко Н.И. Екатерина II // Родина. 1995. № 4, 6; Троицкий С.М. Россия в XVIII веке. М., 1982…
5 Терентьев Н. Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства. Казань, 1910. С. 58.
6 Вестминстерское исповедание // Протестантизм. Словарь атеиста. / Ред. Л.М. Митрохин. М., 1990. С. 67; подробнее о наставлениях в христианской вере и других положениях учения Ж.Кальвина см.: Кальвин Жан // Там же. С. 119-121; подробнее о кальвинизме в целом и его распространении см.: Кальвин Жан // Христианство: В 3-х тт. Т. 1. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С. Аверинцев. М., 1993. С. 663-668; Кальвинизм // Там же. С. 668-671.
7 См.: Там же.
8 Подробнее см.: Цвингли Уильрих, Цвинглианство // Протестантизм. Словарь атеиста. М., 1990. С. 289-290; Подробнее о швейцарском реформаторе Цвингли Ульрих см.: Цвингли Ульрих // Христианство в 3-х тт. Т. 3. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С. Аверинцев. М., 1995. С. 183-185.
9 Подробнее см.: Баптисты // Христианство: В 3-х тт. Т. 1. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С. Аверинцев. М., 1993. С. 160-164.
7 См.: Библия. 1 Кор. 3, 2; Евр. 5,12; 1 Петр. 2,2…
10 Более подробно о молоканах, их истории, учениях, толках см.: Молокане // Христианство: В 3-х тт. Т. 2. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С. Аверинцев. М., 1995. С. 143-145.
11 О различных толках штундизма см.: Штундизм // Христианство: В 3-х тт. Т. 3. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С. Аверинцев. М., 1995. С. 246-247.
12 АСД на территории бывшего СССР не входят во Всемирный союз АСД и не принимают участия в Генеральных конференциях АСД, потому что не имеют единой организации, как полагается по уставу Генеральной конференции. Но при этом они поддерживают со Всемирным союзом АСД тесные связи.
13 Подробнее об адвентистах всех толков см.: Протестантизм. Словарь атеиста. / Ред. Л.М. Митрохин. М., 1990. С. 30-33.
14 Подробнее о пятидесятниках за рубежом и в нашей стране см.: Там же. С. 212-217.
15 См.: Мормоны // Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1980. С. 842; Мормоны // Протестантизм. Словарь атеиста. / Ред. Л.М. Митрохин. М., 1990. С. 165-166; Мормоны // Христианство: В 3-х тт. Т. 2. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С. Аверинцев. М., 1995. С. 179-182.
16 См.: Свидетели Иеговы; Свидетели Иеговы в СССР // Протестантизм. Словарь атеиста. / Ред. Л.М. Митрохин. М., 1990. С. 232-234; Иеговисты // Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1980. С. 482.
17 См.: Источники по истории Реформации / Под ред. Д.Н. Егорова. М., 1906-1907. Т I-II.; Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. М., 1962; История российских немцев в документах (1763-1992). М., 1993; Терентьев Н. Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства. Казань, 1910; Цветаев Д. Протестанты и протестантство в России до эпохи преобразований. М., 1890; Цветаев Д. Об отношении протестантов к православной церкви в России. М., 1886; Цветаев Д. Из истории иностранных исповеданий в России в 16 и 17 вв. М., 1886…; Буткевич Т. Протестантство в России. Харьков, 1913; Лопухин А.П. Религиозная жизнь в Америке. СПб., 1882; Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. М., 1963; Виппер Р.Ю. Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI в. Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма. М., 1984; Исаенко А.В. Пуританская реформация в Англии в XVI - начале XVII века. Орджоникидзе, 1980; Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М., 1984; Чистозвонов А.Н. Роль кальвинизма в Нидерландской буржуазной революции XVI в. // Средние века. М., 1971. Вып. 33; Ян Гус, Мартин Лютер, Жан Кальвин, Торквемада, Лойола // Жизнь замечательных людей (Библиографическая библиотека Павленкова Ф.). М., 1995…
18 См.: Повесть Временных лет. М.-Л., 1950. Ч. 1.
19 Знаменский П.В. История Русской Церкви // Материалы по истории церкви / Учебн. Пособ. / Отв. ред. В. Чаплин. Кн. 10. Paris – М., 1996. С. 11.
20 См.: Donnert E. Das Kiewer Russland. Leipzig, 1983. P. 28.
21 Знаменский П.В. Указ. соч. С. 11.
22 См.: Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Историческое наследие / Отв. ред. проф. С.С. Дмитриев. М., 1993. С. 97-102; Знаменский П.В. Указ. соч. 11-14; Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1993; Прошин Г. Второе крещение //Как была крещена Русь. М., 1988. С. 10-222; Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1952. С. 88; Оксиюк И.Ф. Первые столетия христианства на Руси и латинский Запад // Тысячелетие крещения Руси. М., 1988. С. 170.
23 В «Повести временных лет» Нестора за 980 год говорится, что князь Владимир, захватив город Киев, «постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна деревяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Дажъбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И жряху им, нарицающе я богы, и привожаху сыны своя и дъщери, и жряху бесом, и оскверняху землю требами своими» (Повесть временных лет (ПВЛ). Ч. I. С. 56).
24 См.: История культуры Древней Руси. Т. II М., 1951. С. 514; Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1959. С. 233-234; Рамм Б.Я. Папство и Русь в X-XV веках. М.-Л., 1959. С. 41-42; Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. М., 1964. С. 58-59; Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 435, 459; Рыбаков Б.А. Из истории культуры древней Руси: Исследования и заметки. М., 1984 С. 10; Гумилев Л.Н. Указ. соч.; Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т. I. Ч. I. М., 1901. С. 231; Никольский Н.М. История русской церкви. Изд. 4-е. М., 1988. С. 22; Экономцев И. Крещение Руси и внешняя политика древнерусского государства // Тысячелетие крещения Руси. М., 1988; Рапов О.М. О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами // Вопросы истории. 1984. № 6. С. 44-45.
25 Папа Римский Иоанн XV ревностно реагировал на принятие христианства Владимиром I от Византии, неоднократно отправлял к нему своих послов, прислал ему в Корсунь мощи святого Римского Климента и его ученика Фива. Владимир Красное Солнышко не уступил папе Римскому, но, желая иметь добрые отношения с западными соседними католическими странами, принял мощи Климента и Фива, привез их в Киев и положил в церкви святого Климента в 988 году. Об этом см.: ПВЛ. Ч. I. С.80; История культуры Древней Руси. Т. II. М., 1951. С. 991, 1000; Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1959. С. 196-197, 233-234; Знаменский П.В. Указ соч. С. 15-16…
26 Знаменский П.В. Указ соч. С. 20.
27 Там же. С. 22.
28 Подробнее об этом см.: Там же. С. 22-24.
29 См.: Насонов А.Н. История русского летописания. М., 1965; Лурье Я.С. Общерусские летописи XIV-XV веков. М., 1976; Муравьева Л.Л. Летописание Северо-восточной Руси конца XIII - начала XV вв. М., 1983.
30 Подробнее см.: Русское православие: вехи истории. М., 1989. С. 23, 31; Христианство и Русь. М., 1988. С. 47-49; Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси XIII-XVII вв. М., 1988. С. 9; Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси. М., 1972. С. 310; Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 79-113.