Файл: Отчет по технологической практике на территории предприятия гуп Московский метрополитен.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Организационная структура управления метрополитенами и перевозочным процессом
Принципы проектирования метрополитенов
Организация строительства метрополитенов
Организационное построение подразделений, обслуживающих электромеханические устройства
Организация ремонта электромеханических устройств
Структура ремонтных подразделений ЭМС (дистанций, мастерских и т. д.) в определенной степени отличается от структуры эксплуатационных дистанций.
Структура дистанции ремонта может быть различной. На Московском метрополитене структура ремонтного подразделения менялась с изменением объема работ.
Основной отличительной особенностью ремонтных подразделений ЭМС метрополитенов является то, что эти подразделения ведут подготовку, механическую и технологическую обработку агрегатов и устройств в стационарной мастерской (цехе), а также проводят работы по ремонту и монтажу этих же обустройств на линиях метрополитена. При этом в организации и проведении работ участвует один и тот же контингент работников, за исключением станочников, кузнецов и т. д. Объем капитального ремонта подсчитывают по сметной стоимости, а среднего — по нормативной трудоемкости с учетом расхода материалов. Число ремонтов в год определяется по графикам планово-предупредительного ремонта, составленным на основании периодичности, утверждаемой или на основании диагностики, мониторинга или заявок дистанций.
В задачу дистанций и участков электрозащиты и автоматики входят работы по наладке, регулировке и эксплуатационному обслуживанию и ремонту серийных и нетиповых устройств («Лиена» и ЭСТ-62 и т. д.), устройств дистанционного управления шахтами обще-обменной вентиляции, автоматических электросиловых систем на водоотливных установках, аппаратуры автоматического контроля параметров микроклимата на станциях метрополитена, а также систем автоматики и контрольно-измерительных приборов (КИП) кондиционирования и других сложных автоматических систем. В составе дистанции или участка может также организовываться наладочно-регулировочная группа или участок для проведения работ в период приемки новых объектов.
Структура дистанций электрозащиты и автотелеуправления (ДЭЗ и АТУ) аналогична другим подразделениям ЭМС. Дистанцию возглавляет начальник, который в своем непосредственном подчинении имеет заместителя, инженера, техника, старших электромехаников, которые руководят участками. В состав ДЭЗ и АТУ могут входить участки электронной техники, защиты и автоматики, наладки и др. Участки комплектуются из электромехаников и рабочих в соответствии с действующими положениями и на основании технологического процесса по обслуживанию устройств. Практика показала, что при наличии более 40 телемеханизированных станций целесообразно вводить сменное дежурство специалистов по телемеханике, поручая им, кроме оперативного устранения неисправностей, работы по технологическому процессу.
По мере повышения квалификации персонала на дистанциях ЭМС и изменения объема работ, улучшения качества обслуживания и внедрения автоматизированных систем структура дистанций может меняться. Эти изменения, очевидно, пойдут в сторону увеличения нагрузки на специализированные подразделения (ремонта, ДЭЗ и АТУ, СТП) и уменьшения объемов технологических операций, проводимых линейными дистанциями ЭМС.
При значительных объемах работ по наладке оборудования могут быть организованы специализированные группы, участки, дистанции.
Диспетчерский пункт и скорая техническая помощь ЭМС являются одними из основных структурных единиц ЭМС.
Организация ремонта электромеханических устройств
Для комплексной организации ремонта в службах создают подразделения (дистанции, участки, цехи), в состав которых входят ремонтные базы. В качестве ремонтных баз могут использоваться объединенные мастерские метрополитенов. В состав ремонтных баз входят производственные площадки, склады, испытательные станции и мастерские.
Основой организации ремонта является технологический процесс на ремонт оборудования отдельных видов и периодичность ремонта.
При организации ремонта производитель работ обязан обеспечить безопасность и бесперебойность движения поездов на участке, где ведется ремонт. Для этой цели он должен: перед началом ремонта с представителем эксплуатационной дистанции определить последовательность и объем работ, сделать записи в журнале установки о времени начала ремонта; обеспечить бесперебойную работу водоотливной или канализационной установки путем вывода в ремонт только одного агрегата с предварительной проверкой работоспособности оставшихся в работе агрегатов, вентиляционной установки. При наличии двух и более агрегатов проводить ремонт последовательно по одному агрегату, при этом обеспечивать возможность включения в работу других агрегатов, работы по ремонту тоннельного водопровода, вентиляционных шахт с одним агрегатом, нетиповые работы проводить только на основании распоряжения начальника службы или метрополитена; при проведении основных работ или работ вблизи ходовых рельсов или контактною рельса и вблизи кабелей и на главных путях оформлять разрешение в установленном порядке и вызывать представителей пожарной охраны и служб-владельцев коммуникаций, а также проводить необходимое оформление работ через дорожного мастера и дежурного по станции; после окончания любых ремонтных или ревизионных работ в тоннеле убедиться в готовности участка к пропуску поездов, обеспечить тщательный осмотр и чистоту участка, где выполнялись работы, и доложить диспетчеру движения через дорожного мастера и дежурного по станции о готовности участка к пропуску поездов по участку. Обо всех нарушениях сообщить диспетчеру ЭМС;
сообщить диспетчеру ЭМС о начале, промежуточных этапах и окончании ремонта, о времени входа в тоннель и выхода из тоннеля и составе бригады; оформить проход в тоннель у дежурного по станции; лично проследить за беспрепятственным пропуском первых пяти поездов по участку, где проводились работы в тоннеле. На период ремонта эксплуатационный участок должен усилить контроль за объектом ремонта. Приемку работ по ТО-1 осуществляет руководитель участка (мастер, электромеханик), по ТО-2 — ст. мастер (ст. электромеханик) или руководитель дистанции, по ТР и СР—представители эксплуатационной дистанции и руководства службы.
Рис. 1. Схема организации работ по ремонту инженерно-технических устройств.
предупреждение нарушений нормальной работы обустройств метрополитена; организация оперативной ликвидации сбоев в перевозочном процессе или в работе обустройств и оборудования; контроль за четкой работой персонала на линии;
Рис.2 Вариант компоновки ремонтных помещений мастерских ЭМС.
оперативная информация руководства метрополитена, служб, вышестоящих местных и городских организаций в соответствии с утвержденной схемой оповещения. Диспетчерские участки подчиняются непосредственно начальникам соответствующих оперативных служб. Главное место в диспетчеризации принадлежит диспетчерскому участку службы движения, который возглавляется главным диспетчером движения метрополитена. В состав диспетчерского участка службы движения входят: дежурный по метрополитену; поездные диспетчеры кругов (линий); старшие поездные диспетчеры; техники; инженеры, занимающиеся разработкой и составлением графиков; инженеры группы планирования хозяйственных перевозок; оператор.
Поездной диспетчер является единственным оперативным распорядителем движения поездов и работы станций в пределах своего круга (обычно одна-две линии).
На диспетчерском участке службы движения круглосуточно дежурит оператор, обеспечивающий учет дежурств по службам и метрополитену, а также передачу оперативной информации для начальствующего состава
и ревизорского аппарата метрополитена. Операторы также обслуживают коммутатор оперативной связи.
Диспетчерские круги служб электроснабжения, электромеханической и эскалаторной в оперативном отношении подчинены дежурному поездному диспетчеру. Структура диспетчерских пунктов указанных служб аналогична структуре диспетчерского пункта службы движения.
Диспетчерский пункт электромеханической службы, помимо общих задач, стоящих перед диспетчерским аппаратом в целом, выполняет функции по непосредственному управлению инженерно-техническими установками, учету работы инженерно-технических установок, анализу работы обустройств, обеспечивающих безопасность перевозок на метрополитене, постоянный контроль и учет дислокации линейного обслуживающего и командного составов, оперативную связь с городскими службами и организациями, ведающими вопросами тепло- водоснабжения, канализации, водостока и т. д., оперативное руководство действиями аварийных бригад скорой технической помощи и персонала при ликвидации аварийных ситуаций.
Для обеспечения всех вышеперечисленных функций к самостоятельной работе в качестве диспетчера электромеханической службы могут быть допущены лица, имеющие соответствующее образование, прошедшие курс производственного обучения в подразделениях службы, стажировку в качестве дублера на диспетчерском пункте и успешно сдавшие должностной экзамен.
Программа производственного обучения и стажировки для диспетчеров должна быть составлена на базе типовых программ обучения с учетом уровня индивидуальных технических знаний и стажа работы на метрополитене и в службе.
Рабочее место диспетчера электромеханической службы должно быть оборудовано столом, конструкция которого позволяет удобно разместить документы, а в необходимых случаях-проводить записи (чертить) в документации, вести переговоры по селекторной и административно-хозяйственной связи, пользоваться справочными материалами, в зоне обозрения диспетчера должна быть схема (или) участка, инженерно-технические устройства обслуживаемой линии.
К оперативно-распорядительной документации относятся оперативные журналы и бланки, где ведется учет заявок и докладов, поступающих на диспетчерский пункт, руководящие приказы и указания диспетчеров; журналы, где фиксируется работа инженерно- технических установок, регистрации дежурного персонала, заявки, поступающие от других подразделений метрополитена на выполнение работ по отключению (переключению) систем энергоснабжения или ревизии питающих кабелей (от службы электроподстанций и сетей), проведение промывки станций и перегонов (от службы тоннельных сооружений), отключение (включение) воздушно-тепловых завес и систем вентиляции (от всех служб и организаций), выполнение аварийно-восстановительных работ (от всех служб и организаций), выдачу разрешения для прохода на инженерно-технические установки, расположенные в тоннеле (от работников электромеханической службы), и т. д.
Начальствующий и линейный персонал электромеханической службы сообщает на диспетчерский пункт о своем местонахождении и проводимых работах через определенные промежутки времени (они устанавливаются приказом начальника службы) и при изменении своего местонахождения. Эта мера необходима для создания условий высокой оперативности при ликвидации неисправностей и поддержания должного уровня производственной дисциплины.
В документации, где находят отражение сообщения и приказы поездных диспетчеров, четко фиксируется время и истинный текст сообщения или приказа. Диспетчерский оперативный журнал, журналы для фиксации работы инженерно-технических установок, бланки сводок и тому подобная документация должны быть утвержденной формы.
Диспетчер электромеханической службы должен располагать исчерпывающей справочной и технической документацией.
Работа диспетчера электромеханической службы многогранна и требует обширных знаний в области обслуживания инженерно-технических устройств и организаций работы метрополитена в целом. Диспетчер ЭМС осуществляет оперативное руководство персоналом по участку линии (или двух линий) и организует оперативное устранение неисправностей. Приказы его подлежат безоговорочному исполнению со стороны дежурного персонала и аварийных бригад.
Дежурный диспетчер электромеханической службы обязан систематически контролировать работу инженерно-технических устройств и состояние микроклимата на станциях и в служебных помещениях с использованием технических средств или через линейный персонал службы. При нарушениях нормальной работы метрополитена, стихийных бедствиях или авариях в городе диспетчер ЭМС обязан принять меры по обеспечению действия всех систем жизнеобеспечения электромеханической службы в соответствии с руководящими приказами и инструкциями.
Прием и сдача дежурства на диспетчерском пункте ЭМС должны быть организованы так, чтобы обеспечить действенный контроль за планомерной и энергичной ликвидацией обнаруженных неисправностей, за выполнением графиков работы инженерно-технических установок, за своевременной информацией руководства службы и дистанций о выявленных нарушениях в работе персонала (случаи недисциплинированности, травмы и т. д.) и оборудования, а также о сроках устранения неисправностей.
Диспетчер ЭМС должен принимать оперативные меры по предупреждению неисправностей в работе инженерно-технических установок для обеспечения наиболее благоприятных условий работы персонала метрополитена, а также безопасных и бесперебойных перевозок пассажиров и повышения культуры их обслуживания.