Файл: Глава X. Технология Семейного досуга.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2021

Просмотров: 555

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За время реформ произошло снижение экономических потенциалов народного хозяйства, что обусловило разрушение экономической базы основных фондов и уменьшение оборотного финансирования социально-культурных учреждений. Финансовый хозрасчет, как форма экономической самостоятельности, не обеспечил сохранения материального, культурного, духовного и профессионального потенциалов учреждений досуга.

Анализ деятельности клубных учреждений Тамбовского региона показывает уменьшение количества любительских объединений в области, и в том числе адресованных членам семьи. Не пользуются спросом жителей и не используются в практике социально-культурных учреждений такие семейно-бытовые обряды, как «Помолвка», «Свадьба», торжественная регистрация ребенка, «Первые детские шаги», «Имянаречение», окликание молодых в семье «Вьюнишник», праздник русской семьи, семейные гуляния, «Сборы молодых семей», «Чествование молодых» и др. Основными направлениями социально-культурной деятельности являются времяпрепровождения с явно недостаточными элементами нравственной и воспитательной работы, обращенной ко всему семейному коллективу, и в первую очередь к тем семьям, которые испытывают потребность, осознаваемую или неосознанную к семейному единству и гармонии, то есть к функциональным семьям. Мероприятия обращены к функциональным семьям, в которых согласие, единство и благоприятный психологический климат являются достижимыми ценностями и целями семейной жизни. Форм и мероприятий организации семейного досуга для семей противоположного типа и в качестве профилактической меры предупреждения конфликтов и трудностей в семейной жизни в социально-культурных учреждениях практически нет.

Это происходит в силу следующих причин: отсутствия целенаправленной региональной семейной политики и социальной идеологии ценности семейной жизни, отсутствия у социально-культурных работников необходимой и достаточной личностной направленности и профессиональной подготовки в осуществлении деятельности с институтом семьи.

Социально-культурные учреждения испытывают кризис в качестве и количестве подготовленных кадров, что обусловлено общим низким качеством жизни, исключающим специализацию, которая является основой деятельности семейного специалиста.

Другим аспектом психологической и педагогической работы с семьями, женщинами и детьми является недостаток личностной зрелости и профессиональной компетенции социальных педагогов, практических специалистов, задействованных в реабилитационных и социально-культурных институтах. Сказывается отсутствие профессионального отбора абитуриентов, низкая профессиональная направленность и готовность этих специалистов, слабая учебно-методическая база обучения студентов, их проблематичная и непродуктивная Я-концепция.


Наблюдения и интервью с участниками просемейных мероприятий, например, вечера отдыха «Кому за 30», позволяют выявить как положительные, так и отрицательные моменты. К положительным моментам относится социально-культурное и организующее досуг значение этих вечеров. Такого рода мероприятия восполняют и удовлетворяют многие депривированные и неразвитые потребности, например, эмоционального общения. Детерминация скрытой сексуальной потребности прослеживается у части участников данных мероприятий, ряд респондентов указали на то, что посетители, состоящие в браке и имеющие семью, используют мероприятие для расширения круга сексуальных партнеров, обманывая часть посетителей, что впоследствии приводит к ряду конфликтов.

Попытки администрации организовать вечера отдыха для семей в настоящее время оказались невостребованными, в силу следующих причин: высокая стоимость билетов и отсутствие традиций семейного досуга.

Результаты исследования позволили представить несколько типов семей.

  1. В первом случае семья выступала как автономия. В такой семье у мужа и жены разное отношение к жизни и различные ценностные позиции. Решения принимались сообща, имея компромиссный характер и являясь «триумфом разнородности». Различие характеров, равно как и мировоззрений, не играло в такой семье необычной роли, это предполагалось самой системой внутрисемейных отношений.

  2. Второй тип – это семьи, в которой господствующую роль играл муж. Личные особенности его характера, мировоззрение и отношение к жизни являлись определяющими для всех членов семьи. Роль жены оказывалась минимальной и очерчена кругом лишь сугубо «женских» обязанностей.

  3. Третий тип – семьи, где решающую роль играла жена. Однако роль мужа в этом случае все же больше, чем роль жены во втором типе семьи. Она не ограничена выполнением сугубо «мужских» обязанностей, а распространялась и на выполнение ряда тех функций, которые во втором типе семьи считаются сугубо «женскими».

  4. Последний, четвертый тип – «синкретические» или партнерские семьи. Здесь роли распределены равномерно, решения принимаются не на основе компромисса, как в первом типе, а на основе признания права каждого супруга на самостоятельные решения.

По степени стабильности и отношения к нравственным нормам были выявлены следующие типы семьи: стабильные и устойчивые; не обнаруживающие проблем; неустойчивые и нестабильные, проблемные; свободные – открытые браки; закрытые; открытые; полуоткрытые. По степени решения жизненных проблем были выявлены следующие типы семьи: абсолютно благополучные, благополучные, скорее благополучные, переходные, скорее неблагополучные, неблагополучные, абсолютно неблагополучные.

Негативный семейный психологический климат способствуют отчужденности членов семьи.


При этом наиболее страдает совместная семейная деятельность, которая перестает являться организованной системой взаимодействующих членов семьи, направленной на целесообразное производство и воспроизводство объектов материальной и духовной культуры. Утрачиваются признаки этой деятельности:

  • непосредственный личный контакт участников;

  • наличие единой цели, которая перестает отвечать общим интересам и потребностям членов семьи.

Разрушение совместной деятельности обусловливает возникновение в группе «теневого» руководства, нового разделения ролей «ведущих и ведомых», а также разделения труда между ними.

Совместная деятельность и общение предполагают наличие группового согласия, которое есть единство взглядов, характеризующее людей (члены семьи), объединенных в группу. Групповое согласие возникает в процессе непосредственных взаимодействий людей путем взаимного принятия членами группы позиций и ролей друг друга. Групповое согласие можно рассматривать как проявление ценностно-ориентационного единства и нормализации семейного психологического климата.

Стабильность государства и нации, его цивилизованность зависят от прочности семей и цивилизованности отношений в них.

Учреждения социально-культурной сферы являются неотъемлемыми составляющими и формирующими структурами государственного управления нации. Государство провозгласило и стремится воплотить в жизнь «Основные направления государственной семейной политики». Целью данной системы мер является создание условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Необходима реализация комплекса мероприятий, направленных на интеграцию семьи и ее членов, обеспечение полноценного физического, психологического, интеллектуального и социального развития всех членов семьи, посредством эффективной реализацией семьей коммуникативной, досуговой, сексуальной, репродуктивной, воспитательной, содержания детей, материальной функций; обеспечение на основе реализации данных функций благоприятного психологического климата семьи и социализации и адаптации всех ее членов. Последнее обеспечит предупреждение асоциального развития и становления личности членов семьи. Учреждения социально-культурной сферы занимают значимое место в реализации «Основных направлений государственной семейной политики», а также в жизни как отдельной семьи, так и всего социума. От деятельности современных учреждений социально-культурной сферы, от методов, форм и, что самое главное, целей работы зависит дальнейшие их место в жизни социума и их востребованность семьями, то есть всем населением страны.

Характер особенностей деятельности учреждений социально-культурной сферы с институтом семьи является эпизодическим и непоследовательным, основанным на воздействии не на причинно-следственные связи и механизмы развития социальной аномии и дезинтеграции, а на устранении их последствий. Возникают принципиальные проблемы в постановке целей в работе с институтом семьи, отсутствуют необходимые знания, практические навыки и умения в этой работе, особенно в понимании групповой динамики и психологии межличностных отношений членов семьи.


Отсутствует государственно-национальная целостность направленности деятельности учреждений социально-культурной сферы с институтом семьи. Основой их деятельности во многих случаях является календарный план, что определяет формальный характер работы и ориентацию не на социальный и в частности не региональный заказ, а на традицию государственного, административного руководства.

Необходимость планомерной системы деятельности в масштабах страны – семейной политики определяется неблагоприятными последствиями изменений структуры и функций семьи, которые были обусловлены историческим развитием, процессами индустриализации, реформации и другими связанными с ними процессами и которые в своей совокупности обусловливают кризис семьи как социального института, как долговременные и многомерные тенденции. Это происходит в силу:

  • процессов стратификации общества: образования буржуазных, бюрократических, олигархических, демократических и иных элит, диктующих свои интересы обществу;

  • утраты национальных производственных, научных и технических потенциалов, культурно-духовного богатства нации;

  • обусловленности изменений, особенно таких, как исследования, нововведения, развитие и распространение, подчинение интересам различных власть предержащих социальных групп;

  • возрастания социального и индивидуального отчуждения как между властью и обществом, среди групп населения, так и между членами семьи;

  • индустриализации, модернизации и специализации во всемирном масштабе;

  • роста мегаполисов и одновременного регресса и опустошения сельских регионов;

  • снижения значения как основных, так и любительских занятий;

  • распространения грамотности и образования;

  • возрастания способности к массовым разрушениям, в том числе экологического плана,

  • возрастания темпов указанных изменений.

В числе причин, обусловивших увеличение социально-культурных проблем семьи, выявлены:

  • Традиция отчуждения интересов государства от интересов личности и населения, состоящих в подавляющем числе из семейных людей.

  • Рост противоречий между личными интересами людей,
    с одной стороны, и интересами правящего класса и государства – с другой.

  • Эксплуатация личности социумом, осуществляемая посредством общественных организаций, средств массовой информации, используя интересы населения, в том числе ценности семейной жизни.

  • Рост социального недоверия и равнодушия, негативного и агрессивного отношения к реальности, что обусловливает материалистическое, эгоистическое, часто мистическое отношение к обществу и государству.

  • Низкое качество жизни, особенно в сельской местности, что во многом обусловлено индустриализацией и урбанизацией, которые привели к тому, что много сельских жителей поселилось в городах, вдали от своего социума и привычного окружения, что есть одно из оснований маргинализации.

  • Усиление зависимости семьи от административного государственного аппарата.

  • Усиление социально-культурной изоляции семьи и социальной дифференциации, связанной с увеличением количества служб, рабочих должностей, градаций заработной платы и т.д.

  • Усиление состояния беспомощности перед ростом всякого рода проблем в государственном масштабе.

  • Ускоренный рост технического прогресса за рубежом, который превосходит уровень профессиональной подготовки в учебных заведениях нашей страны.


В нашей стране и практически во всех развитых странах мира преобладают неполные, осколочные и вырожденные формы и разновидности семьи, псевдосемейные и внесемейные формы существования. При этом ступень общественного принятия и одобрения всех этих форм нарастает.

В современном обществе отсутствует идеология, в основе которой находилось бы не девиантное и не делинквентное поведение и мотивация, а которая бы являлась целью жизни каждого семьянина, всего общества в целом. Подготовка социально-культурных работников пассивно влияет на процессы социализации личности в семье. Стереотипность и похожесть клубов семьи отражают современное положение дел в работе с институтом семьи.

Другим аспектом социальной и психологической работы с семьей, женщинами и детьми является недостаток личностной зрелости и профессиональной компетенции практических специалистов, задействованных в реабилитационных и социально-культурных мероприятиях.

Эффективность работы этих специалистов ограничивается следующими факторами:

  • отсутствием философии безупречного качества образования;

  • образовательной и профессиональной дезинтегрированостью системы подготовки специалистов в стране;

  • отсутствием профессионального отбора абитуриентов;

  • низкой профессиональной направленностью, готовностью и непродуктивной Я-концепцией этих специалистов;

  • слабой учебно-методической базой обучения;

  • ориентацией специалистов не на повышение профессиональных знаний, умений и навыков, а на систему межличностных отношений и связей;

  • примитивной социальной ментальностью и общим недостаточным и ограниченным уровнем личностной культуры в современном обществе;

  • ориентацией семейных специалистов на использование тестовых методик в ущерб развитию умений межличностного глубокого, интенсивного и созидательного взаимодействия с клиентами социально-культурных учреждений;

  • административным руководством этой работой, в основе которого находится стремление не к стойким и долгосрочным результатам, а к массовости и в силу этого к поверхностным и нестойким результатам.

Эти выводы подтверждает ориентация федерального законопроекта «Основные направления государственной семейной политики» не на российскую действительность, а на международные правовые нормы, его декларативный и абстрактный характер. Современная подготовка выпускников учебных заведений не позволяет обеспечить в настоящих условиях эффективную психологическую, социально-культурную и социальную деятельность. Роль, отводимая высшим учебным заведениям в обществе, обязывает их к проведению эффективного комплекса мероприятий учебного и внеучебного плана в реализации государственной семейной политики и удовлетворению масштабного и постоянного по времени социального заказа. В университетах и их профсоюзных организациях семье уделяется незначительное внимание как в учебных планах, так и в процессах социальной деятельности. Совокупность перечисленных выше факторов формирует пассивную и потребительскую направленность молодых людей.