ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2021
Просмотров: 550
Скачиваний: 1
Семейная политика – это государственная деятельность, ориентированная на повышение интересов современной нации и государства к проблемам семьи. Именно такая ориентация социума обусловит разрешение кризисного состояния нации. Материально и идеологически укрепляя семью как институт, создаются предпосылки реализации потенциала отдельных семей для решения конкретных жизненных проблем. Основами семейной государственной политики должны стать независимость семьи от государства, ее право на самостоятельность решений, касающихся ее жизни, с собственными целями и интересами, на основе экономической, нравственной, культурной независимости от государства. Для реализации этого необходимо обеспечить соответствующую социальную и законодательную экономическую основу. Проведение семейной политики предполагает и соответствующую ее целям корректировку всех других видов политики, в том числе: экономическую, жилищную, образовательную, здравоохранительную, социально-культурную, информационную и др.
Основными недостатками в решении социально-культурных проблем семьи, помимо устранения экономической дефицитарности, являются:
-
Отсутствие фамилистической ориентации средств массовой информации. Они недостаточно и несистематически проводят в жизнь фамилистически ориентированные программы. В силу этого не сформирован социальный заказ на данные передачи. В то же время именно средства массовой информации обладают необходимыми возможностями для позитивного формирования общественного мнения и ментальности, культуры и национальной семейной идеологии. В настоящее время преобладает пропаганда средствами массовой информации антисемейных и негуманистических ценностей.
-
Отсутствие фамилистической ориентации в образовательных программах средней и высшей школы. Это во многом снижает качество деятельности учреждений социально-куль-турной сферы в работе с институтом семьи.
-
Отсутствие индивидуальной мировоззренческой ориентации у специалистов.
-
Отсутствие национальной фамилистической идеологии, которая имела традицию в историко-культурном и философском наследии России.
-
Отсутствие фамилистической направленности государственной системы, и в частности учреждений социально-культур-ной сферы, психологической и социальной деятельности.
Необходимо для изменения современной реальности института семьи:
-
Изменить систему приоритетов средств массовой информации, направив их на семейные и гуманистические ценности.
-
Изменить образовательные программы средней и высшей школы, организовать подготовку социально-культурных специалистов для работы с институтом семьи.
-
Сформировать у выпускников средней и высшей школы индивидуальные мировоззренческие фамилистические установки, организовав постоянно действующие мероприятия для школьников и студентов.
-
Обусловить в социальном масштабе востребованность и преемственность национальной фамилистической идеологии.
-
Сориентировать государственное управление на решении проблем семейной политики и благополучии каждой семьи. Направить деятельность учреждений социально-культурной сферы на удовлетворение фамилистического социального заказа.
Необходима реализация комплекса мер большого масштаба для решения сложной и имеющей важное социальное значение проблемы реализации семьей ее функций и повышения качества ее жизни. Эти профилактические мероприятия, основанные на понимании психолого-педагогических, социальных, экономических, демографических и иных процессов, происходящих в семье, позволят добиться реального изменения жизни семьи.
Новое содержание традиционных форм и методов социально-культурной деятельности, ориентированное на становление благоприятного психологического климата, является серьезным фактором семейной интеграции и позитивного изменения реальности, дополнения настоящих форм и методов рекреативной работы. При условии изменения педагогического процесса и становления качественно нового уровня профессиональной подготовки специалистов это позволит воплотить в жизнь конкретные основы интеграции института семьи в системе рекреативной деятельности.
Необходимо создание долгосрочной политики, направленной на укрепление института семьи. Результатом только такой политики, направленной не только на оказание помощи в неблагоприятных условиях, конфликтных и стрессовых ситуациях, явится упрочение семьи как института и семейного образа жизни вообще. Реализовать семейную политику возможно только помогая отдельным, конкретным семьям решать их жизненные проблемы, преодолевать те трудности, которые могут возникнуть на тех или иных стадиях жизненного цикла семьи. Поэтому краткосрочные цели семейной политики можно выразить как социально-культурную и социальную поддержку семей, которые на стадии репродуктивного родительства сталкиваются с различными напряженными ситуациями, испытывая те или иные стрессы и проблемы. Причем основное внимание должно уделяться тем семьям, внутренний потенциал которых не позволяет им самим, своими силами справиться с конфликтами, стрессами и последствиями проводимых в стране социально-экономиче-ских преобразований.
Реализацию семейной политики необходимо начинать с формирования общественного мнения средствами массовой информации: радио, телевидение, кино. Нами осуществлена долгосрочная работа, направленная на формирование общественного мнения посредством введения в средствах массовой информации постоянной рубрики «Колонка психолога: Семья – колыбель личности». В диалогичной и рефлексивной форме предложили для анализа читателей жизненные ситуации семьи, полемизируя и увлекая их, показали значение проблем в индивидуальных и социальных планах, дали конкретные рекомендации, вели постоянный консультативный прием в редакции. С одной стороны, эта деятельность была тепло воспринята читателями, с другой стороны, этот некоммерческий проект встретил определенные трудности среди издателей (после августовского кризиса), что объясняется теорией иерархии потребностей Абрахама Маслоу. Мы постоянно ведем профилактическую и консультативно-коррек-ционную работу в школах, в вузах региона по подготовке к семейной жизни, решению жизненно сложных проблем, разрешению конфликтов, становлению личности. Нами разработаны, апробированы и постоянно читаются курсы лекций «Введение в психотерапию. Введение в психоанализ», «Семейная психотерапия», «Введение в науку о здоровье», «Социология семьи», «Основы психолого-педагогической подготовки. Теория и практика психолого-педагогической работы».
Таким образом, социально-культурная деятельность – процесс, который нуждается в постоянном обновлении каждым специалистом, каждым человеком, и начинается он с родительской семьи, продолжаясь в супружеской семье. Это процесс обогащения и преобразования личных духовных потенций в духовную атмосферу всего общества. Этот процесс есть безусловная ценность, при адекватности его потребностям общества. Данная ценность выступает как общекультурное социальное явление, выражающее органичную связь личности и окружающего мира.
Отсутствует неназидательное и опосредованное обращение к общечеловеческим идеалам, как и само осмысление, понимание этих идеалов в формах досуговой работы.
Необходимо менять подходы к планированию, определению приоритетов в работе клубных учреждений, анализу их деятельности. Необходимым условием обновления социально-культур-ной деятельности является организация работы рекреативных учреждений по следующим направлениям: нравственное и трудовое, патриотическое и эстетическое воспитание; работа с детьми и подростками, молодежью, инвалидами и пожилыми людьми; народные обряды и ритуалы. Все эти виды деятельности объединяются в понятие «досуг семьи».
Контрольные вопросы и задания
-
Семья в сфере свободного времени.
-
Какие вам известны методики досуговой работы с семьей.
-
Значение социально-культурной деятельности в организации семейного досуга.
-
Типы семей.
-
Формы семейной дезорганизации.
-
Актуальные проблемы клуба семьи.
-
Проблемы организации досуга семьи.
-
Составьте план работы клуба семьи.
-
Составьте рекомендации по планированию работы Клуба молодой семьи.
-
Динамика семейного конфликта.
-
Профилактика конфликтов.
-
Гендерные проблемы семейного конфликта.
-
Коррекция конфликтов и их последствий.
-
Психологический климат семьи.
-
Функциональный тип семей.
-
Дисфункциональный тип семей.
-
Проблемы социальной реальности и пути их преодоления.