Файл: Программа профессиональных проб для подростков по направлению Слесарь по ремонту автомобилей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа профессиональных проб для подростков по направлению
«Слесарь по ремонту автомобилей»
Общие сведения.
Подготовка обучающихся к осознанному выбору своей образовательной траектории в современных условиях становится все более актуальной. Поэтому наша задача состоит - создать условия, в которых учащийся ознакомится с конкретными видами профессиональной деятельности и сделает свой выбор.
Профессиональная проба направлена на выявление склонностей и способностей учащихся к выполнению работ, связанных с техническим обслуживанием автомобилей; пробуждение интереса к технической сфере.
В процессе выполнения профессиональной пробы восьмиклассники и девятиклассники получают общее представление о специальности слесарь по ремонту автомобилей; знакомятся с психофизиологическими и интеллектуальными качествами личности, необходимыми для работы в данной области, с трудностями профессиональной деятельности и ее привлекательными сторонами; получают информацию о формах профессионального обучения, о возможностях трудоустройства и профессионального роста.
Профессиональная проба должна помочь убедиться в правильности выбранного пути для продолжения образования в этой сфере. Учащиеся получают элементарные знания и умения по техническому обслуживанию автомобилей, которые могут им пригодиться в случае принятия решения об организации собственного бизнеса в будущем.
Продолжительность профессиональной пробы составляет 8 ч учебного времени. Задание I уровня сложности требует от школьников в основном несложных исполнительских действий, а задания II и III уровней сложности содержат элементы интеллектуального труда.
Сфера и направление деятельности
Производит техническое обслуживание, разборку, ремонт, замену, сварку, сборку и регулировку узлов автомобилей.
Разбраковывает детали после разборки и мойки, осуществляет статическую и динамическую балансировку деталей и узлов.
Выполняет операции по смазке и смене рессор и радиаторов, сверлению отверстий и нарезанию резьбы, изготовлению прокладок.
Осуществляет установку приборов и агрегатов электрооборудования по схеме, включение их в сеть, установку зажигания на распределителях, их проверку на стенде, регулировку и устранение дефектов. Выполняет разделку, сращивание, изоляцию и пайку
проводов, проверку свечей на искрообразование, пропитку и сушку изоляционных обмоток приборов и агрегатов электрооборудования.
Производит обкатку на стенде и пробеговые испытания автомобилей после ремонта.
Оформляет приемо-сдаточную документацию.
К работам по 2-3 разряду относятся опиловка, промывка, чистка и смазка деталей, зачистка заусенцев, смена тормозных колодок, сцепления, масел.
Слесарная обработка производится по 4-7 классам точности.
Слесарь 5-6 разряда выполняет переборку двигателей, коробок и других сложных и ответственных агрегатов автомобилей.
При этом должен обеспечиваться 1 класс точности обработки.
Работа преимущественно посменная, индивидуальная, в помещении и на открытом воздухе. Характерны неудобные рабочие позы, поднятие и перемещение тяжелых предметов, наличие запахов масел, бензина и др.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Физическая выносливость и сила, хорошее зрение и глазомер (линейный и объемный), подвижность, точность движений кистей и пальцев рук, тонкая мышечная и слуховая чувствительность, хорошая образная и оперативная память, технический интеллект, высокий объем и распределение внимания, а также наблюдательность, терпение, дисциплинированность и ответственность.
Медицинские противопоказания
Работа не рекомендуется людям, страдающим тяжелыми заболеваниями
-
сердечно-сосудистой и дыхательной системы; -
опорно-двигательного аппарата; -
аллергическими заболеваниями; -
выраженными дефектами зрения и слуха; -
серьезными нервно-психическими расстройствами.
Требования к профессиональной подготовке
Необходима хорошая подготовка по физике (особенно механике и гидравлике), а также математике и черчению в объеме средней школы.
Должен знать:
-
основы экономики и организации ремонтных работ; -
правила техники безопасности; -
основы электротехники и металловедения; -
действующие технические условия, допуски, посадки, классы точности и чистоты обработки; -
устройство и технологию ремонта автомобилей различных марок; -
правила эксплуатации используемого оборудования.
Необходимы навыки обработки металла резанием, желательно умение водить автомобиль.
Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности
Возможно создание частного авторемонтного предприятия или занятие индивидуальной трудовой деятельностью по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
Родственные профессии
Слесарь-инструментальщик, слесарь-ремонтник, слесарь механосборочных работ, слесарь подвижного состава, слесарь путевых машин и механизмов, слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов, станочник.
Где можно обучаться.
Пермский химико-технологический техникум.
Адрес: 614113, Пермский край, Пермь, улица Ласьвинская, 6 | |
Сайт: www.phtt.ru | |
Телефон: 8 (342) 252-52-29 Автомеханик ▪ Слесарь по ремонту автомобилей, очно, на базе 9 классов, 2 года 10 месяцев, бюджет: есть, платно: нет Краевой многопрофильный техникум | |
614023, Пермский край, Пермь, улица Светлогорская, 5 | |
Сайт: kmteh.ru | |
Телефон: 8 (342) 250-49-03 Пермский колледж транспорта и сервиса 614056, Пермский край, Пермь, улица Ивана Франко, 39 | |
www.пгатк.рф
8 (342) 253-25-02, 8 (342) 267-07-45, 8 (342) 267-08-00
Краевой индустриальный техникум
614066, Пермский край, Пермь, улица Советской Армии, 32
kitspo.ru
8 (342) 221-70-50, 8 (342) 221-74-31, 8 (342) 221-67-11
Пермский техникум отраслевых технологий
614111, Пермский край, Пермь, улица Обвинская, 10А
птот.рф
8 (342) 269-39-93, 8 (342) 269-61-69
2. Паспорт программы профессиональной пробы
Цель программы: Формировать у учащихся собственного обоснованного взгляда на работу слесаря по ремонту автомобилей.
Задачи программы:
∙ воспитание уважения к труду слесарей по ремонту автомобилей;
∙ углубление знаний об особенностях транспорта;
∙ развитие у учащихся самостоятельности и умения делать обоснованный выбор в ситуации, требующей принятия ответственного решения;
∙ осознание учащимися общественной значимости и актуальности получения профессии;
∙ привитие навыков самостоятельной работы;
∙ развитие интереса к проведению исследований.
3. Продолжительность пробы-4 занятия по 2 часа.
Формы и методы работы:
наглядные, словесные, практические. Форма проведения занятий:
беседа, индивидуальная работа, работа в группе, игровые методы, конкурсы, метод групповой дискуссии
Формы подведения итогов
Зачеты, контрольные работы, тесты, создание авторской работы (презентации);
Основные направления работы
-
осмотр автомобиля и места его стоянки, при этом на месте стоянки можно выявить следы подтекания масла, охлаждающей, гидравлической жидкости и топлива; -
проверку наличия и уровней: масла в картере двигателя (по меткам щупа), охлаждающей жидкости в расширительном бачке, гидравлической жидкости в дополнительных бачках сцепления и тормозной системы, жидкости в бачке омывателя, гидравлической жидкости в гидроприводе усилителя руля. При необходимости нужно долить соответствующую жидкость до необходимого уровня; -
проверку наличия топлива в топливном бачке (по прибору на передней панели автомобиля) и отсутствие подтеканий топлива; -
проверку функционирования приборов освещения, сигнализации и контрольно-измерительных приборов; -
проверку исправности звукового сигнала; -
проверку люфта рулевого колеса (для легковых автомобилей он должен быть не более 10 градусов); -
проверку исправности подвески (при импульсном нажатии на капот или багажник автомобиля кузов должен совершить не более двух — трех колебаний); -
проверку состояния колес и давления шин (не допускается эксплуатация, если шины имеют порезы, разрывы, оголяющие корд, расслоение каркаса, отслоения протектора и боковины, когда остаточная высота рисунка протектора менее 1,6 мм); -
проверку действия сцепления, коробки передач, тормозной системы на ходу автомобиля; -
проверку функционирования стеклоочистителя и омывателя стекол; -
наличие обязательного оборудования автомобиля: знака аварийной остановки или красного мигающего фонаря, медицинской аптечки и огнетушителя.
Система условий реализации профессиональных проб
-
1. Выполнение профессиональных проб осуществляется в соответствии с профессиональными склонностям подростков;
2. Соответствующая технологическая готовность площадки для проведения профессиональных проб;
3. Соблюдение требований законодательства РФ по труду несовершеннолетних, соблюдение ограничений по состоянию здоровья и физическому развитию детей
4. Выполнение законченного действия в процессе осуществления проб
5. Соответствие профессиональным склонностям, как самоопределения личности. -
Принципы
Коммуникативный принцип - позволяет строить обучение на основе общения равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
-
Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение). -
Принцип культуросообразности - предполагает, что творчество учащихся должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут. -
Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, профессионального самоопределения.
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы проф.проб
Результат: Правильное выполнение действий (работы) по проведению технического осмотра автомобилей. Под техническим осмотром автотранспортных средств понимается содержание автомобиля в технически исправном состоянии. Оно является профилактическим мероприятием, проводимым в плановом порядке.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы:
развитие творческого мышления, наблюдательности;
навыки коллективной деятельности, в процессе совместной работы, в команде под руководством педагога;
умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу товарищей с позиций практических задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.