Файл: Программа профессиональных проб для подростков по направлению Слесарь по ремонту автомобилей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа профессиональных проб для подростков по направлению

«Слесарь по ремонту автомобилей»

Общие сведения.


 
Подготовка обучающихся к осознанному выбору своей образовательной траектории в современных условиях становится все более актуальной. Поэтому наша задача состоит - создать условия, в которых учащийся ознакомится с конкретными видами профессиональной деятельности и сделает свой выбор.

Профессиональная проба направлена на выявление склонностей и способностей учащихся к выполнению работ, связанных с техническим обслуживанием автомобилей; пробуждение интереса к технической сфере.

В процессе выполнения профессиональной пробы восьмиклассники и девятиклассники получают общее представление о специальности слесарь по ремонту автомобилей; знакомятся с психофизиологическими и интеллектуальными качествами личности, необходимыми для работы в данной области, с трудностями профессиональной деятельности и ее привлекательными сторонами; получают информацию о формах профессионального обучения, о возможностях трудоустройства и профессионального роста.

Профессиональная проба должна помочь убедиться в правильности выбранного пути для продолжения образования в этой сфере. Учащиеся получают элементарные знания и умения по техническому обслуживанию автомобилей, которые могут им пригодиться в случае принятия решения об организации собственного бизнеса в будущем.

Продолжительность профессиональной пробы составляет 8 ч учебного времени. Задание I уровня сложности требует от школьников в основном несложных исполнительских действий, а задания II и III уровней сложности содержат элементы интеллектуального труда.

Сфера и направление деятельности

     Производит техническое  обслуживание,  разборку,  ремонт, замену, сварку, сборку и регулировку узлов автомобилей.

     Разбраковывает детали после разборки и мойки, осуществляет  статическую  и  динамическую балансировку деталей и узлов.

Выполняет операции по смазке  и  смене  рессор  и  радиаторов, сверлению  отверстий и нарезанию резьбы,  изготовлению прокладок.

     Осуществляет установку приборов и агрегатов электрооборудования по схеме,  включение их в сеть, установку зажигания на распределителях, их проверку на стенде, регулировку и устранение дефектов. Выполняет разделку, сращивание, изоляцию и пайку


проводов, проверку свечей на искрообразование, пропитку и сушку изоляционных обмоток приборов и агрегатов электрооборудования.

     Производит обкатку на стенде и пробеговые испытания автомобилей после ремонта.

     Оформляет приемо-сдаточную документацию.

     К работам  по  2-3 разряду относятся опиловка,  промывка, чистка и смазка деталей,  зачистка заусенцев,  смена тормозных колодок, сцепления, масел.

     Слесарная обработка производится по 4-7 классам точности.

     Слесарь 5-6 разряда выполняет переборку двигателей, коробок и других сложных и  ответственных  агрегатов  автомобилей.

При этом должен обеспечиваться 1 класс точности обработки.

     Работа преимущественно посменная, индивидуальная, в помещении и на открытом воздухе.  Характерны неудобные рабочие позы,  поднятие и перемещение тяжелых предметов, наличие запахов масел, бензина и др.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

     Физическая выносливость и сила, хорошее зрение и глазомер (линейный и объемный), подвижность,  точность движений кистей и пальцев рук,  тонкая мышечная и слуховая чувствительность,  хорошая  образная и оперативная память, технический интеллект, высокий объем и распределение внимания, а также наблюдательность, терпение, дисциплинированность и ответственность.

Медицинские противопоказания

     Работа не рекомендуется людям,  страдающим тяжелыми заболеваниями

  • сердечно-сосудистой  и  дыхательной  системы;

  • опорно-двигательного аппарата;

  • аллергическими заболеваниями;

  • выраженными  дефектами зрения и слуха;

  • серьезными нервно-психическими расстройствами.

Требования к профессиональной подготовке

     Необходима хорошая подготовка по физике (особенно механике и гидравлике), а также математике и черчению в объеме средней школы.

     Должен знать:

  • основы экономики и организации ремонтных работ;

  • правила техники безопасности;

  • основы электротехники и металловедения;

  • действующие технические условия, допуски, посадки, классы точности и чистоты обработки;

  • устройство и технологию ремонта автомобилей различных марок;

  • правила эксплуатации используемого оборудования.


     Необходимы навыки обработки металла резанием,  желательно умение водить автомобиль.

Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности

     Возможно создание частного авторемонтного предприятия или занятие индивидуальной трудовой деятельностью по  техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

Родственные профессии

     Слесарь-инструментальщик, слесарь-ремонтник, слесарь механосборочных работ, слесарь подвижного состава, слесарь путевых машин и механизмов,  слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов, станочник.

Где можно обучаться.

Пермский химико-технологический техникум.

Адрес: 614113, Пермский край, Пермь, улица Ласьвинская, 6

Сайт: www.phtt.ru

Телефон: 8 (342) 252-52-29

Автомеханик

▪ Слесарь по ремонту автомобилей, очно, на базе 9 классов, 2 года 10 месяцев, бюджет: есть, платно: нет

Краевой многопрофильный техникум

614023, Пермский край, Пермь, улица Светлогорская, 5

Сайт: kmteh.ru




Телефон: 8 (342) 250-49-03

Пермский колледж транспорта и сервиса

614056, Пермский край, Пермь, улица Ивана Франко, 39




www.пгатк.рф

8 (342) 253-25-02, 8 (342) 267-07-45, 8 (342) 267-08-00

Краевой индустриальный техникум

614066, Пермский край, Пермь, улица Советской Армии, 32

kitspo.ru

8 (342) 221-70-50, 8 (342) 221-74-31, 8 (342) 221-67-11

Пермский техникум отраслевых технологий

614111, Пермский край, Пермь, улица Обвинская, 10А

птот.рф

8 (342) 269-39-93, 8 (342) 269-61-69
2. Паспорт программы профессиональной пробы
Цель программы: Формировать у учащихся собственного обоснованного взгляда на работу слесаря по ремонту автомобилей.

Задачи программы:
∙ 
воспитание уважения к труду слесарей по ремонту автомобилей;
∙ углубление знаний об особенностях транспорта;
∙ развитие у учащихся самостоятельности и умения делать обоснованный выбор в ситуации, требующей принятия ответственного решения; 
∙ осознание учащимися общественной значимости и актуальности получения профессии;

∙ привитие навыков самостоятельной работы;
∙ развитие интереса к проведению исследований.

3. Продолжительность пробы-4 занятия по 2 часа.


Формы и методы работы: 
наглядные, словесные, практические. Форма проведения занятий: 
беседа, индивидуальная работа, работа в группе, игровые методы, конкурсы, метод групповой дискуссии 
Формы подведения итогов
Зачеты, контрольные работы, тесты, создание авторской работы (презентации);

Основные направления работы

  • осмотр автомобиля и места его стоянки, при этом на месте стоянки можно выявить следы подтекания масла, охлаждающей, гидравлической жидкости и топлива;

  • проверку наличия и уровней: масла в картере двигателя (по меткам щупа), охлаждающей жидкости в расширительном бачке, гидравлической жидкости в дополнительных бачках сцепления и тормозной системы, жидкости в бачке омывателя, гидравлической жидкости в гидроприводе усилителя руля. При необходимости нужно долить соответствующую жидкость до необходимого уровня;

  • проверку наличия топлива в топливном бачке (по прибору на передней панели автомобиля) и отсутствие подтеканий топлива;

  • проверку функционирования приборов освещения, сигнализации и контрольно-измерительных приборов;

  • проверку исправности звукового сигнала;

  • проверку люфта рулевого колеса (для легковых автомобилей он должен быть не более 10 градусов);

  • проверку исправности подвески (при импульсном нажатии на капот или багажник автомобиля кузов должен совершить не более двух — трех колебаний);

  • проверку состояния колес и давления шин (не допускается эксплуатация, если шины имеют порезы, разрывы, оголяющие корд, расслоение каркаса, отслоения протектора и боковины, когда остаточная высота рисунка протектора менее 1,6 мм);

  • проверку действия сцепления, коробки передач, тормозной системы на ходу автомобиля;

  • проверку функционирования стеклоочистителя и омывателя стекол;

  • наличие обязательного оборудования автомобиля: знака аварийной остановки или красного мигающего фонаря, медицинской аптечки и огнетушителя.

 

Система условий реализации профессиональных проб


  • 1. Выполнение профессиональных проб осуществляется в соответствии с профессиональными склонностям подростков; 
    2. Соответствующая технологическая готовность площадки для проведения профессиональных проб; 
    3. Соблюдение требований законодательства РФ по труду несовершеннолетних, соблюдение ограничений по состоянию здоровья и физическому развитию детей
    4. Выполнение законченного действия в процессе осуществления проб
    5. Соответствие профессиональным склонностям, как самоопределения личности.

  • Принципы

Коммуникативный принцип - позволяет строить обучение на основе общения равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.

  • Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение).

  • Принцип культуросообразности - предполагает, что творчество учащихся должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.

  • Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, профессионального самоопределения.

Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы проф.проб

Результат: Правильное выполнение действий (работы) по проведению технического осмотра автомобилей. Под техническим осмотром автотранспортных средств понимается содержание автомобиля в технически исправном состоянии. Оно является профилактическим мероприятием, проводимым в плановом порядке.


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы: 
развитие творческого мышления, наблюдательности; 
навыки коллективной деятельности, в процессе совместной работы, в команде под руководством педагога;
умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу товарищей с позиций практических задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.