Файл: Тема Основы организационной и учебнометодической деятельности преподавателей медицинских высших и средних учебных заведений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Изучение конкретных случаев можно проводить в больших и маленьких группах. Преимущество работы со всей группой заключается в возможности проникнуть в работу группы по ширине, глубине черпая жизненный опыт, что проводит в итоге к получению массы возможных решений конкретной ситуации.

 

8. АНАЛИЗ КРИТИЧЕСКОГО СЛУЧАЯ

 

Дается краткое описание инцидента, после изучения, которого студент устанавливает:

кто пострадал?

что произошло?

где это произошло?

когда это произошло?

почему это произошло?

как это произошло?

какие дополнительные данные требуются для получения полной картины обстоятельств?

Следующий этап изучения конкретного случая - где разворачиваются события. Студент должен определить, что вероятнее всего произойдет дальше. Для этого студент должен обладать способностью анализировать и синтезировать информацию.

Исполнение роли при изучении конкретного случая - студенты должны уметь играть роль центральных участников событий на основании полученного сообщения об инциденте. Писать об изучении конкретных случаев - это весьма специфическое дело и лучше всего оно удается преподавателю, использующему реальный жизненный материал. Разработав его, преподаватель ведущий может использовать тот же самый материал по изучению конкретного случая в работе с несколькими группами и сможет убедиться что различные группы выдадут ему или ей набор возможных точек зрения и альтернативных решений.

 

9. ДИСПУТ

 

Деятельное описание порядка ведения диспута.

Диспут - это словесный спор между двумя или более людьми в рамках строго очерченных правил. В основе его редко лежит скрытый мотив: здесь скорее имеет место академический интерес и стремление взять вверх над оппонентом с помощью разумного довода: ведется диспут ради удовольствия и просвещения самих участников, а не ради пропаганды теорий и идей. Тема диспута должна всегда выдвигаться в виде предложения, а для того, чтобы было абсолютно ясно о чем идет речь, предложение следует тщательно сформулировать.

В диспуте участвуют, по крайней мере, два выступающих и председатель: один выступающий в поддержку предложения, Открывающий диспут и другой - выступающий против предложения -Оппонент. С обеих сторон в полемике могут участвовать и совыступающие.

 

10. ПОЛЕМИКА


 

Краткое резюме по вопросу ведения полемики

Подготовьте студентов заранее до начала занятия, дав им тему дискуссии. Предложите им назвать Открывающего, Оппонента и совыступающих.

Открывающий и Оппонент должны подготовить свои выступления заранее, равно как и совыступающие.

Тема диспута должна быть сформулирована в виде предложения.

Открывающий и Оппонент должны выступать каждый в течение определенного времени, обычно 15 минут.

Совыступающих должно быть не больше 2 с каждой стороны и их время выступления не должно превышать одной трети времени, предоставленного основным выступающим.

В течение, скажем, получаса до открытия диспута по поводу предложения может высказаться любой член группы- за или против. Ему дается на это три минуты. Дважды выступать не разрешается.

Открывающий может ответить своему /своей оппоненту/ оппонентке, затратив на это не более пяти минут. Оппонент не имеет права отвечать.

Регламент должен строго соблюдаться.

Все выступающие должны обращаться к председателю.

Решение Председателя окончательное.

 

11. ТУРЫ

 

Студенты рассаживаются по кругу; им предлагают прокомментировать какой-то вопрос или закончить фразу, пущенную по группе; у каждого есть возможность высказаться и внести полезную лепту в обсуждение, так как важно знать мнение всех участников. Однако, вполне нормально, если участники по желанию пропускают свою очередь.

Иногда по кругу пускают какой-нибудь предмет, человек, к которому приходит этот предмет, имеет право высказаться.

При круговой работе все равны, включая наставника. При такой круговой рассадке все могут видеть друг друга в лицо и тем самым поддерживать визуальный контакт и одновременно внимательно слушать выступающего.

Раунды могут использоваться для многих целей, включая:

оценку

решение проблемы

положительное закрепление

планирование

Руководство по проведению туров:

приготовьте места в круге, чтобы все студенты и преподаватель/ведущий могли видеть друг друга;



объясните порядок работы;

не выступающие должны внимательно слушать, не комментируя сказанное; это не разрешается делать даже преподавателю/ведущему;

если сделано заявление, которое требуется обсудить, то это делается только после завершения тура;

отказывающейся от своей очереди, говорит ‘’Я пас’’ и по этому поводу не должно быть никаких комментариев;

в конце тура попросите тех, кто пропустил свою очередь высказаться, желают ли они сказать что-либо (иногда некоторым требуется немного больше времени, чтобы подумать над вопросом);

в конце поблагодарите всех за участие.

Принцип метода можно использовать в методиках «Ротации», где решаются несколько конкретных заданий в течении 10-15 минут, малыми группами и варианты ответов обсуждаются группой. Использовать метод туров в малых группах можно и при решении одной проблемы, с фиксированием ответов на досках, флипкартах... Анализ и выбор лучших ответов проводится совместно всеми участниками.

 

12. МЕТОД ЗАНЯТИЯ ПО ПРИНЦИПУ «СНЕЖНОГО КОМА»

 

Снежный ком - это образное название метода проведения учебного занятия, которое начинается с того, что студентам дается индивидуальное время на размышление. Затем начинается обсуждение в группах по два, четыре, восемь человек и так до тех пор пока в обсуждении не примет участия вся группа.

Метод преследует цель дать возможность каждому члену группы высказать свою точку зрения и, используя те знания и опыт, которые имеются у всей группы, предложить богатую смесь из информации и комментариев. Для отработки этого метода понадобится какое-то время прежде, чем исчезнут первоначальные признаки неуверенности и хаоса и вся группа начнет работать вместе.

Часто свои сомнения проще высказать двум коллегам или небольшой группе, чем большой группе. Работа с маленькими группами снижает опасность доминирующей роли такого члена группы, который хотел бы монополизировать всеобщее внимание и подавить собой менее уверенного в своих силах члена группы.

Преимуществом использования метода снежного кома на учебном занятии является возможность меньшими усилиями сгладить различия в способностях членов группы.

 

13. МЕТОД ИНЦИДЕНТА

 

Клиническое обучение студентов выпускных курсов сфокусирована на решении проблем, иногда требующих у врача принятия незамедлительного решения. Цель метода инцидента подготовить студента самостоятельно действовать в условиях, связанных с угрозой жизни больного. Студенту даётся конкретная краткая ситуация ургентного состояния, требующего принятия быстрого решения. Например: К Вам привели ребёнка 1,5 лет. Родители жалуются, что у ребёнка, на фоне полного здоровья, во время игры с мозаикой появился кашель, одышка, которая затем прошла. Объективно: ребёнок активен, температура тела 36,6. При аускультации слева в верхней доле свистящие хрипы на выдохе. Перкуторно: коробочный звук.


Ваш диагноз и тактика.

Анализ случая проводится за 0,5-1,5 минуты. Оценивается не глубина теоретических знаний, а быстрота и алгоритм оказания помощи больному. Ответ должен быть безошибочным.

Методика инцидента эффективно активизирует клиническое мышление студента, отрабатывает скорость принятия решений в экстремальных ситуациях.

 

14. МЕТОД «РУЧКА В ЦЕНТРЕ СТОЛА»

 

Цель метода привлечь к участию всех участников группы, способствует концентрации внимания и активизирует студентов. Группе предлагается совместное решение одного задания (вопросы этиологии, клиники, лечения...)

На один лист каждый студент записывает 1 вариант ответа и передвигает лист товарищу, при этом свою ручку передвигает в центр стола. При отсутствии ответа, ручка остаётся у студента. Все ответы обсуждаются совместно, анализируются верные и неверные варианты. Анализ и повтор верных ответов повышают уровень усвоения и запоминания материала.

 

15. ПРОЕКТ

 

Одной из современных форм новых педагогических технологий является проект. Цель этого метода - развитые творческих навыков в научно - исследовательской работе студентов, обучение их поиску информации и работе с литературой, интегрирование знаний и развитие мышления.

Существуют 5 критериев для написания проекта:

1. Цель и задачи: Должны быть конкретные и простые, реально выполнимые.

2. Актуальность: проект должен отражать насущную проблему реальной жизни.

3. Необходимо сделать обзор мировой литературы по этой проблеме.

4. В проекте должны быть предложены пути улучшения медицинской помощи.

5. Эти улучшения должны быть значительными и достигаться простыми способами.

Реализация этого метода требует ряда условий. Выбор места проведения (стационар, ГВП, специализированное отделение, школы) гарантирующего непрерывность и полноту объектов исследования. Сбор информации, с использованием реальных медицинских документов (история болезни, амбулаторные карты, анкеты. Умение использования компьютерной техники для получения и обработки информации. Результаты проекта оформляются письменно и подлежат официальной презентации (доклад публикации). Защита проекта вырабатывает у студента навыки выступления и стремление к углублению и совершенствованию своих знаний.


Рациональнее использовать метод «проекта» на выпускных курсах и постдипломном обучении.

 

16. КАЖДЫЙ УЧИТ КАЖДОГО

 

Стратегия «каждый учит каждого» может использоваться при введении какого-либо блока или при обобщении изученных моментов при завершении работы с блоком информации.

Цель: Данная стратегия дает возможность ученикам принимать участие в обучении и передаче своих знаний одноклассникам. Использование этого метода даст учащимся общую картину понятий и фактов, которые необходимо изучить во время урока, а также вызовет вопросы и повысит интерес.

Порядок проведения:

1. Подготовьте карточки с фактами. Изложите какой-либо факт, относящийся к теме урока, на карточке из картона или листе бумаги -по одному на каждого ученика.

2. Раздайте по одной карточке каждому учащемуся.

3. В течение нескольких минут учащийся должен прочесть информацию на карточке. Учитель должен ходить по классу и проверять, понимают ли ученики полученную информацию.

4. После прочтения попросите учащихся начать ходить по классу и знакомить со своим фактом встречающихся людей (по одному человеку). Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый учащийся не поговорит с каждым из своих одноклассников.

5. Учащиеся могут одновременно говорить только с одним одноклассником. Задача состоит в том, чтобы поделиться своим фактом и самому узнать один факт от другого ученика.

6. После того, как ученики завершат это упражнение, попросите их рассказать что-либо о том, что они узнали от другого ученика. Учитель может записывать ответы на доске или на флипкарте.

 

17. МЕТОДОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ

 

«То что я слышу - я забываю, то что я вижу- я запоминаю, то что я делаю- я умею» (Конфуций)

Приоритетной задачей практического занятия является обучение навыкам, перечень которых определяется Государственными стандартами и Квалификационной характеристикой врача. Процесс приобретения практического навыка студентами включает 4 этапа, которые отчетливо представлены в треугольнике Миллера.



I. Неосознанная некомпетентность: «Знать» - теоретические основы навыка.

II. Осознанная некомпетентность: «Знает как» - делать с помощью педагога.

III. Неосознанная компетентность: «Показать как»- умение студента (обладание способностью делать под контролем педагога).