Файл: Тема Основы организационной и учебнометодической деятельности преподавателей медицинских высших и средних учебных заведений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. На этом уровне формируются методические умения в процессе изучения предмета «Методика профессионального обучения».

Второй уровень – применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессиональной школы на педагогической практике.

Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества. Нетрудно заметить, что этот уровень представляет методическая деятельность педагога-практика.

Таким образом, научно – методическая деятельность является неотъемлемой частью профессиональной деятельности преподавателя и направлена на совершенствование методики преподавания дисциплины.
5.Уровни и формы осуществления методической деятельности
Различают два уровня описания любой деятельности: эмпирический и теоретический. Нами выявлено, что не каждый преподаватель и не сразу включается в методическую работу.

Первоначально молодого педагога захватывают процесс преподавания своего предмета, поиск удачных приемов, методических разработок по преподаваемой учебной дисциплине, выбор средств наглядности, учебного материала, материально-технического обеспечения занятия.

На осознание значимости методической деятельности для результатов обучения уходит от 1 года до 3 лет. Особенность методической деятельности педагога в этот период - неявный характер методического компонента в общей структуре профессионально-педагогической деятельности.

Осознание того, что методическая деятельность имеет качественно иной характер, отличный от обучающей деятельности, помогает преподавателю понять значимость влияния методических разработок (продуктов) на результаты| обучения.

Преподаватель-методист, систематически занимающийся методическими разработками, является объектом непрофессиональной методической работы, результатами его методической деятельность пользуются в основном учащиеся.


Процесс обобщения опыта методической работы неизбежно связан с привлечением внимания педагогов-коллег. Педагог ставит задачи обобщения и передачи методического опыта, что переводит методическую деятельность с практического уровня на теоретический и обуславливает необходимость оформления ее в самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога.

Методическая работа педагога превращается в профессиональную методическую деятельность, которая создает условия и обеспечивает разработку сложных, зафиксированных в знаково-предметных системах регулятивных средств обучения различного назначения, методов, методик обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т.д.

Методическая деятельность такого уровня появляется с открытием специальных институтов. В России таким институтом был Центральный институт труда (ЦИТ), который открылся в 1930 г. Результатом его работы стала не только подготовка профессиональных рабочих и мастеров - инструкторов для подъема промышленности в то время, но и создание новой системы производственного обучения - моторно-тренировочной, которая явилась впоследствии прототипом модульной системы производственного обучения. Благодаря профессионально выполненным методическим разработкам в производственное обучение впервые были внедрены письменный инструктаж, тренажерные комплексы для отработки практических приемов и т.п.

Субъектами методической деятельности рассматриваемого уровня являются педагоги-технологи, которые разрабатывают для педагогического процесса системы средств обучения, методическая работа которых не сопутствует обучающей деятельности, а является профессиональной деятельностью.

Педагог-технолог - это специалист интегрального типа, органически сочетающий в себе функции деятельностного (образовательно-воспитательного) и метадеятельностного (организационно-методического) характера.

Объектами деятельности такого специалиста являются макроструктуры учебной информации. Это учебные программы, комплексы учебников, учебных пособий, техническая документация, научные статьи и банки информации, экономические, технологические программы развития региона.

Предметом методической деятельности на теоретическом уровне являются приемы создания, конструирования методов обучения, методик и технологий обучения, которые обладают признаками системности, воспроизводимости и продуктивны в практике обучения.



Продуктами методической деятельности данного уровня являются дидактико-методические комплексы, содержащие:

системы обучения (в том числе системы профессионального обучения);

региональные стандарты;

учебные программы предметов;

комплексы средств обучения;

методы обучения;

методики обучения отдельным дисциплинам;

технологии обучения.

Вопросы для самоконтроля

1.Назовите главную цель научно-методической работы

2.Перечислите виды методической деятельности

3.Дайте характеристику методических умений

4.Перечислите основные функции методической деятельности преподавателя

5.Назовите уровни и формы осуществления методической деятельности
Тема 2. Разработка, оформление и методическое обеспечение тематического занятия
План темы

1.Основы организационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса подготовки будущих профессионалов.

2. Понятие о педагогическом проектировании

3. Учебно-методическая деятельность педагога на занятие

4.Структура методической разработки лекции, практического занятия, самостоятельной внеаудиторной работы.

5. Организация и проведение занятий с пациентами
1.Основы организационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса подготовки будущих профессионалов

Учебная работа в медицинских профессиональных учебных заведениях проводится по учебным планам и ее целью является реализация получения студентами общеобразовательных знаний в объеме средней школы, а также необходимой теоретической и практической подготовки по специальности.

Учебные планы утверждаются Министерством высшего и среднего профессионального образования России с учетом предложений заинтересованных министерств и ведомств (например, Министерства здравоохранения Российской Федерации).

Объем требований, предъявляемых к студентам медицинских профессиональных учебных заведений при изучении каждой дисциплины проведении практики входящий в учебный план, конкретизируется учебными программами.

В средних профессиональных учебных заведениях устанавливаются следующие виды учебных занятий:

урок, лекция, семинар;

лабораторные и практические занятия;

контрольные, курсовые и дипломные работы;


учебная, производственная практика;

консультации;

самостоятельная работа студентов.

Производственная практика осуществляется в соответствии с «Положением о производственной практике» студентов ВО и учащихся средних специальных учебных заведений.

Для всех видов учебных занятий, кроме производственной практики в лечебно-профилактических учреждениях учебный час устанавливается продолжительностью 45 минут.

Наполняемость группы при дневной форме обучения определяется в 25-30 человек, при вечерней и заочной форме обучения 15-20 человек. Для проведения лабораторных и практических занятий, занятий по иностранному языку группа делиться на две подгруппы по 12-15 человек.

Еще одним обязательным документом в медицинских учебных заведениях является календарно-тематический план, который:

способствует организации учебного процесса по дисциплине,

реализует методически правильное планирование и выполнение учебной программы в строгой последовательности и взаимосвязи со смежными предметами является календарно-тематический план.

Хорошо продуманный и своевременно составленный календарно-тематический план помогает заранее подготовить к занятию необходимые дидактические материалы, наглядные пособия, правильно спланировать семинарское и практическое занятие в целом. Наличие календарно-тематического плана дает возможность осуществлять систематический контроль со стороны учебной части и цикловой комиссии за ходом выполнения учебной программы.

В календарно-тематическом плане последовательно распределяется весь материал программы по темам, а если тема велика то по узловым вопросам, рассчитанным на 2-6 часов. В плане следует предусмотреть и повторение учебного материала как по отдельным темам, так и по разделам, письменную проверку знаний обучающихся, контрольные работы. В плане указывается вид занятия (лекция, практическое, семинарское занятие, лабораторная работа и т.д.), перечень минимальных наглядных пособий, необходимых по данной теме, а также содержание и объем материала для самостоятельной работы студентов.


На каждый семестр составляется и утверждается директором колледжа стабильное расписание учебных занятий, которое как учебные планы и программа является важным документом, регламентирующим работу учебного заведения.

Кроме того, расписание является средством правильной организации работы студентов. Тщательно продуманное и методически правильно составленное расписание занятий определяет оптимальную организацию всего учебного процесса.

При составлении расписания необходимо руководствоваться следующим:

  • расписание учебных занятий составляется в точном соответствии с утвержденными учебными планами и программами и не должно содержать таких занятий, которые не предусмотрены учебным планом и программой и проводятся во вне учебное время;

  • расписание должно быть стабильным и составляться на весь семестр, предусматривая непрерывность учебного процесса в течении учебного дня и равномерное распределение учебной работы студентов в течении учебной недели;

  • не допускается включение в расписание более двух учебных часов в день теоретических занятий по одному и тому же предмету;

  • предметы учебного плана в пределах рабочего дня и по дням недели следует размещать так, чтобы обеспечивались педагогически правильная постановка преподавания и равномерное распределение самостоятельной работы студентов над учебным материалом;

  • при распределении предметов по дням недели необходимо чередовать предметы в зависимости от трудности их усвоения, а также учитывать целесообразное чередование различных методов работы;

  • расписание пишется четко на плотной бумаге, без помарок, подписывается зам. директора по учебной части и утверждается директором учебного заведения;

  • расписание составляется с таким расчетом, чтобы занятий утренней смены начинались не раньше 8 часов, а занятия вечерней смены заканчивались не позднее 23 часов. Необходимо чтобы во всех группах данной учебной смены уроки начинались и заканчивались в одно время;

  • недельная нагрузка обучающихся не должна превышать 36 часов.


Не позднее, чем за одну неделю до начала занятий составляются индивидуальные выписки из расписания для каждого преподавателя и вручаются им под расписку.
2.Понятие о педагогическом проектировании

Педагогическое проектирование - предварительная разработка основных частей, деталей, которые необходимы для дальнейшей деятельности учащихся и преподавателей. Это последовательное движение, которое является непрерывным, и все компоненты, этапы, состояния, процессы, явления, участники этого движения взаимосвязаны между собой.