Файл: Тема Основы организационной и учебнометодической деятельности преподавателей медицинских высших и средних учебных заведений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. Задачи с ограниченным временем решения, формулирующие экстремальные медицинские ситуации, решение которых направлено на отработку быстроты постановки диагноза совершения лечебных мероприятий.
7. Задачи, требующие использования предметов с необычной для них функцией (ложка при осмотре горла, ветка при наложении шины и т.д.), решение которых помогает сформировать «врачебную смекалку» в нетипичных ситуациях.
В любом случае описание клинической ситуации должно содержать определенные вводные данные.
Шаблон клинической ситуации с описаниями больных
Ситуации должны включать некоторые или все из нижеперечисленных компонентов в указанном порядке:
Возраст, пол (например, 45-летний мужчина).
Место оказания помощи (например, обратился в приемный покой).
Жалобы в настоящее время (например, по поводу головной боли).
Длительность (например, продолжающейся в течение двух дней).
Анамнез жизни (с семейным анамнезом).
Данные физикального обследования.
+/- Результаты диагностических исследований.
+/- Первоначальное лечение, последующие данные и т.д.
Убедитесь, что написанное Вами условие задания:
– Фокусируется на важных понятиях, а не тривиальных фактах.
– Позволяет дать ответ, не глядя на варианты ответа.
– Включает все существенные факты и никакая дополнительная информация включаться не должна.
– Не является запутанным или чрезмерно сложным.
– Не содержит отрицательных фраз (иными словами, избегайте использования слов кроме, за исключением, или не во вводных вопросах).
Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) разработаны определенные требования к подготовке экзаменационных упражнений (задач) на моделирование в медицине. Клиническая задача, имеющая целью воспроизведение взаимоотношений между врачом и больным должна включать следующие характеристики:
1. Задача должна быть представлена обычной, получаемой от больного информацией, а не суммой наиболее характерных признаков. Описание задачи по языку должно соответствовать типичной для больного форме изложения.
2. Упражнение должно содержать задание на серию последовательных и взаимосвязанных решений, отражающих различные этапы в постановке диагноза и определении курса лечения больного.
3. Экзаменующийся должен уметь получить конкретную информацию о результатах каждого решения, которые послужат основой дальнейших действий.
4. После получения таких данных экзаменующийся теряет возможность изменить полученное решение, даже если оно неэффективно для больного, т.к. подлежит экзаменационной оценке.
5. Формулировка задачи должна включать различные медицинские подходы и учитывать различные реакции больного соответствующие этим подходам.
6. Каждый раздел задачи должен предполагать много возможных привходящих обстоятельств и свободный выбор методов диагностики и лечения. По форме это может быть как бы произвольный перечень процедур. По сути это должна быть тщательно подобранная группа процедур, позволяющая экзаменующемуся получать информацию необходимую для успешного решения задачи. Выбор гипотезы решения должен быть абсолютно свободным, что предполагает возможные ошибочные варианты. Этот ход мышления студентов оцениваются соответствующим образом.
7. Необходимо сведения сократить до минимума данных задачи, получаемых в готовом виде, что приведет к поиску экзаменующимся информации, необходимой ему для правильного решения.
4. ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
Игра ролей - важные метод обучения, особенно в сестринском деле, так как позволяет студенту более адекватно реагировать на незнакомые и сложные ситуации, ведь эти ситуации можно прорепетировать.
Подготовка участников к исполнению роли:
– участники выбирают ситуации, в которых им хотелось бы сыграть свою роль;
– преподаватель/ведущий распределяет роли и дает подробное описание общей ситуации;
– для начала участникам предлагается две строки диалога, на основании которых далее следует составить роли;
– преподаватель/ведущий вручает участникам полный сценарий и предлагает им проиграть его с тем, чтобы они могли войти в особо эмоциональное состояние, соприкоснуться с ситуацией.
Руководство по исполнению роли:
– подберите материал, пригодный для роли. Важно хорошее планирование;
– уточните цели и задачи занятия;
– перед началом занятия важно объяснить студентам цель и ту процедуру, которую им предстоит пройти;
– преподаватель/ведущий должны создать атмосферу безопасности и помощи и поддерживать ее;
– при распределении ролей важно, чтобы они соответствовали способностям студентов и никто не чувствовал себя смущенным или униженным;
– хотя необходимо предусмотреть время для вопросов студентов и для того, чтобы преподаватель/ведущий мог проверить усвоение материала, однако как только тема будет названа, студенты тотчас же должны приступить к работе, не теряя слишком много времени на подготовку;
– предложите студентам оставаться как можно дольше в исполняемой роли вначале игры, дайте им несколько минут для изучения их роли или инструктажа их партнеров, если сцена разыгрывается в лицах;
– если сцена выиграет от наличия некоторых реквизитов, то запаситесь ими заранее до начала занятия вместо того, чтобы делать это во время занятия;
– подготовьте студентов, которые наблюдают за исполнением ролей и снабжают исполнителей обратной связью. Обратная связь должна касаться только поведения и главным образом таких его аспектов, как визуальный контакт и несловесное поощрение;
– оказывайте помощь студентам во время игры;
– окончание игры исполнением роли в самом деле важно в силу того, что участники обычно очень входят в роль. Поэтому для выхода участников из роли необходимо предусмотреть время, дающее им возможность отделить себя от тех лиц, в роли которых они выступают
Методика подготовки и проведения деловых клинических игр состоит из следующих этапов: ( М.С. Дианкина ).
I. Подготовительный.
1. Выбор курса и темы. Предпочтительнее проведение Д.И на старших курсах, ординаторами, врачами ФУВ, т.к. для успешного проведения игры требуется большой объем базисных знаний и умений. Темой Д.И лучше выбрать ситуации, требующие привлечения врачей многих специальностей (консилиум).
2. Определение целей игры: какие знания и умения должны быть продемонстрированы и сформированы в игре.
3. Составление сценарного плана: а) выбор ситуации профессиональной деятельности (реальной, актуальной, типичной); б) определение набора ролей, необходимых для проведения Д.и и подготовка карточек с названием специальности и должности: в) определение мест действия (квартира больного, машина скорой помощи, приемное отделение и т.д.); г) подготовка реальной медицинской документации (анализы, рентгенограммы, ЭКГ и др.), обеспечение игры приборами, фантомами, муляжами, таблицами и пр.
4. Повторение базисных разделов из предшествующих и параллельно изучаемых дисциплин. Студентам предлагается для повторения список литературы: учебники, лекции, монографии, статьи, справочники.
II. Ход игры. Ведущий - преподаватель начинает игру исходной врачебной ситуации и назначает первого студента, например, на роль матери больного, которая вызывает участкового врача-другого студента; тот, в свою очередь, выбирает врача скорой помощи и т.д. Это дает возможность преподавателю непросто задействовать студентов в определенных деловых ролях, а ещё увидеть истинную расстановку социальных ролей в коллективе, дружеские и деловые предпочтения и т.д. Целесообразность всех принятых решений специалистами обязательно обосновывается вслух. По ходу игры преподаватель, или лучший студент - эксперт, может вводить различную дополнительную информацию, усложняющую ситуацию (изменение состояния больного, отсутствие лекарственных препаратов и их адекватная замена и др.). дополнительная информация может быть также поведенческого характера -отказ больного от госпитализации, жалоба больного или его родственников и др. В этих случаях игра дает возможность опробовать свое общение в разных ситуациях и оценить себя, а также партнеров по группе. Именно в игре преподаватель фиксирует уровень деонтологической подготовки студентов и осуществляет его коррекцию. Деловая игра является как бы «полигоном» отработки коммуникативных навыков, основанных на деонтологических принципах. В зависимости от исполнения различных ролей конкретные формы проявления нравственных качеств коррелируются с требованиями ролевого взаимодействия.
III. Разбор игры. Экспертами проводится анализ удачных и неудачных решений и действий всех участников игры. Каждый из студентов так же может изложить свою точку зрения на проигранные ситуации, определить оптимальность их реализации.
Таким образом, можем констатировать:
1. Важность отработки нравственно-деонтологических качеств будущих врачей в процессе взаимодействия участников деловых игр;
2. Переход хорошо знакомых деонтологических принципов в тренинг конкретных методов коммуникации исполнителей различных ролей, с четкой проекцией на их ролевую специфику;
3. Наглядность коррекции деонтологического поведения всех участников игры и проецирование этого поведения на свои личностные возможности.
5. РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ
Цель: Занятия в малых группах позволяют учащимся приобрести навыки сотрудничества и другие важные межличностные навыки. Кроме того, эти занятия помогают учащимся научиться разрешать возникающие между ними разногласия.
Методика проведения занятий:
1. Ознакомление с групповой работой. Начинайте групповую работу не торопясь. Выделите двух учащихся, которые составят часть небольшой группы. При желании можно ввести в группу помощника из числа штатных сотрудников или волонтеров. Каждый член группы получает специфическое задание в рамках групповой работы. Помощник должен содействовать взаимодействию членов группы, но не направлять его. Учитель обязан следить за прогрессом группы. Учащиеся в составе небольшой группы могут выполнять, среди прочего, следующие роли:
– посредника
– регистратора
– докладчика
– задающего дискуссионные вопросы
– перефразирующего
Обязательно помогайте учащимся, которые с трудом приспосабливаются к работе в небольшой группе. Как только учащиеся научатся работать в такой маленькой группе, перейдите к группе, которая состоит из трех учащихся, или, если хотите, из двух учащихся и одного взрослого. Когда вы убедитесь, что эта группа способна функционировать самостоятельно, устраните взрослого и постепенно добавляйте новых учащихся. Старайтесь не включать в небольшую группу более пяти человек.
Помогите студентам осознать, какие умения необходимы для работы в небольшой группе. Не ждите, что они сумеют хорошо работать в группе без вашей помощи.
Одним из способов дать им возможность проанализировать индивидуальное поведение членов группы является назначение «наблюдателей», отмечающих продвижение группы к выполнению поставленного задания.
Отчет «наблюдателей» предоставляет членам группы возможность оценить, насколько успешно они справились с задачей. «Наблюдатели» должны отмечать признаки специфического поведения, заранее описанного преподавателем, и определять, как члены группы справляются с возникающими по ходу работы проблемами. Например, «наблюдатель» может проверять группу на предмет овладения навыками общения. Отчитываясь перед группой, наблюдатели обязаны представлять свои наблюдения в максимально описательной и объективной форме.
Размер группы
По мере увеличения группы диапазон возможностей, опыта и навыков ее участников также расширяется. Повышается вероятность появления участника, чьи специальные знания окажутся полезными для выполнения группового задания. Но вместе с этим увеличивается и вероятность дурного поведения. Чем больше группа, тем больше умения должны проявлять учащиеся, чтобы дать каждому возможность высказаться.