Файл: Слово Определение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глоссарии по дисциплине
«Антимонопольное законодательство»
Слово
Определение
1.
Антимонопольный орган федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы
2.
Вертикальное соглашение соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет
(продает) товар
3.
Взаимозаменяемые товары товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях)
4.
Государственные
(муниципальные) преференции предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов
Российской
Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий
5.
Диверсификация инвестиционный подход, направленный на снижение финансовых рисков
6.
Дискриминационные условия условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами
7.
Доминирующее положение положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам
(группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

2 8.
Закон Шермана
Акт для защиты торговли и коммерции от незаконных ограничений и монополий принят в США в 1890 г.
(называется по имени автора законопроекта сенатора Дж.
Шермана), антитрестовский закон. Всякое объединение, а также всякий договор или соглашение с целью ограничения торговли между штатами или с иностранными государствами объявлялись незаконными, считались преступлениями. Любое лицо, участвовавшее в такого рода соглашениях или договорах, подлежало наказанию в виде штрафа до 5 тыс. долларов или тюремного заключения сроком до одного года.
9.
Запреты «per se» запреты, для применения которых не требуется доказательства негативного влияния на конкуренцию конкретного вида злоупотребления; нарушение запретов
«per se» не может быть разрешено антимонопольным органом или судом ни при каких обстоятельствах
10.
Конкурентная цена финансовой услуги цена, по которой финансовая услуга может быть оказана в условиях конкуренции
11.
Конкуренция соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке
12.
Координация экономической деятельности согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности действия хозяйствующих субъектов, осуществляемые в рамках «вертикальных» соглашений
13.
Критерий «de minimis» для «вертикальных» соглашений означает возможность применения антимонопольных требований к
«вертикальным» соглашениям только в том случае, если доля продавца или покупателя на рынке (рынках) товара, в отношении которого заключено
«вертикальное» соглашение, превышает 20 %
14.
Лицо, являющееся объектом экономической концентрации лицо, чьи акции
(доли), активы, основные производственные средства и (или) нематериальные активы приобретаются или вносятся в уставный капитал, и
(или) лицо, права в отношении которого приобретаются
15.
Монополистическая деятельность злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью


3 16.
Монопольно высокая цена товара цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно- тарифное регулирование
17.
Монопольно низкая цена товара цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке
18.
Недобросовестная конкуренция любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации
19.
Необоснованно высокая цена финансовой услуги, необоснованно низкая цена финансовой услуги цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию
20.
Олигополия тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.
Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов
«Boeing» и
«Airbus», производителей автомобилей «Mercedes-Benz», «BMW».
Иногда олигополию определяют, как «рынок немногих» или
«конкуренция немногих».
21.
Потребитель юридическое лицо или физическое лицо, приобретающие товар
22.
Правило разумного подхода, «правило разумности»
(rule of reason)
Правило, согласно которому:
− антитрестовское законодательство следует применять только к тем фирмам и контрактам, которые чрезмерно ограничивают торговлю;
− размер фирмы и обладание монопольной властью сами по себе не вступают в противоречие с законом.


4 23.
Преференции преимущества, льготы, предоставляемые отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности; осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов. Преференции предоставляются государством и носят адресный характер.
24.
Признаки ограничения конкуренции сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством РФ
25.
Систематическое осуществление монополистической деятельности осуществление хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, выявленное в установленном настоящим Федеральным законом порядке более двух раз в течение трех лет
26.
Соглашение договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме
27.
Товар объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот
28.
Товарный рынок сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами


5 29.
Финансовая организация хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги,
- кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард
(финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации)
30.
Финансовая услуга банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц
31.
Хозяйствующий субъект коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации
32.
Экономическая концентрация сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции

Понятие антимонопольного законодательства
Оглавление
Состав антимонопольного законодательства ...................................................................................................... 2
Особенности антимонопольного законодательства ......................................................................................... 8
Переход экономики страны к товарному рынку потребовал разработки правовых нормативных актов, регулирующих отношения, связанные с товарным рынком, с защитой конкуренции, с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Совокупность новых для законодательства нормативных актов получила название антимонопольного законодательства. Появление в 1991 году
Закона «О конкуренции и монополистической деятельности на товарных рынках» и развитие этого законодательства не привели к образованию новой отрасли права. Можно лишь говорить о возникновении новой отрасли законодательства. Традиционно к признакам отрасли права принято относить однородные предмет и метод регулирования.
Для антимонопольного законодательства характерно использование разных
методов регулирования. Прежде всего, это метод власти и подчинения, метод предписаний, применяемый в отношениях антимонопольных органов с государственными органами, органами местного самоуправления, с хозяйствующими субъектами и иными участниками рынка. Наряду с методом власти и подчинения, характерным для административного права, используется и метод диспозитивности, т. е. предоставления участникам рынка возможности выбора различных правовых вариантов поведения. Это – метод гражданского права. Применение разных методов регулирования обусловлено различием в сферах регулирования, сущности и составе регулируемых отношений, т. е. неоднородностью предмета регулирования.
Российское антимонопольное законодательство включает нормы, устанавливающие запреты для органов государственной власти и органов местного самоуправления на принятие актов и совершение действий, ограничивающих или устраняющих конкуренцию, определяет полномочия антимонопольных органов по пресечению и предупреждению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем антимонопольное законодательство устанавливает правила дозволенного поведения хозяйствующих субъектов на товарном рынке, определяет пределы осуществления гражданских прав, запрещает субъектам гражданско-правовых отношений недобросовестную конкуренцию и злоупотребление рыночной властью, т. е. доминирующим положением на рынке, при заключении и исполнении гражданско- правовых договоров. Такие нормы наряду с публичными отношениями регулируют имущественные отношения, что свойственно именно частному (гражданскому) праву.


2
Это обстоятельство позволяет говорить о том, что для ряда норм антимонопольного законодательства характерна двойственная правовая природа.
Например, статья 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 ФЗ «О защите конкуренции» регулирует как отношения антимонопольных органов с хозяйствующими субъектами, государственными органами и органами местного самоуправления
(публичные отношения), так и отношения между самими хозяйствующими субъектами, являющимися участниками товарного оборота (гражданско-правовые отношения), т. е. разные по своей сущности и правовой природе отношения.
Антимонопольному законодательству свойственны административный порядок
применения правовосстановительных мер принуждения и ответственности, защита публичного порядка и защита гражданских прав. При нарушении антимонопольного законодательства защиту нарушенных прав осуществляет также суд, как при непосредственном обращении в суд заинтересованного лица, так и при рассмотрении судом заявлений об оспаривании актов антимонопольных органов.
Сочетание элементов публичного и частного права, методов принуждения, властных предписаний с методом диспозитивности, различие не только методов регулирования, но и правовой природы отношений, являющихся предметом регулирования, не дает основания признавать совокупность норм антимонопольного регулирования самостоятельной отраслью права. Вместе с тем сочетание публичных и частноправовых норм обусловливает комплексный характер антимонопольного законодательства.
Состав антимонопольного законодательства
Изменение экономической системы в России, формирование рынка и рыночных отношений выявили настоятельную потребность в законодательстве, обеспечивающем нормальное функционирование рынка, создание благоприятных условий для развития конкурентной среды.
Такое законодательство начало создаваться с принятием в России Закона РСФСР от
22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот Закон много раз подвергался изменениям, что отражало изменения рыночной среды и практики применения законодательства. В 1995 году были приняты Федеральный закон от 17.08.1995 №147 ФЗ «О естественных монополиях» и
Федеральный закон от 18.07.1995 №108 ФЗ «О рекламе».
Наконец, в 1999 г. принят Федеральный закон от 23.06.1999 №117 ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Все эти законы были взаимосвязаны по сфере регулируемых отношений и приводились в исполнение, как правило, одними и теми же государственными органами – федеральным антимонопольным органом и его территориальными управлениями. Многие понятия, используемые в Законе
«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», применялись и в иных законах, так или иначе регулирующих конкурентные отношения.