Файл: Слово Определение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
В таких решениях сформирован корпус критериев (признаков), позволяющих выделить рынки, для которых характерно коллективное доминирование.
В американской практике понятию коллективного доминирования соответствует понятие совместной монополии. Однако суды традиционно не соглашаются с такой концепцией и предпочитают расширительно трактовать понятие картеля (соглашений и согласованных действий).
В России смысл термина «злоупотребление доминирующим положением» раскрывает ст. 10 Закона о защите конкуренции. Она запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В статье также указаны конкретные запрещенные действия, а именно: установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; создание дискриминационных условий; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Антиконкурентные соглашения и согласованные действия
Соглашение
– договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Различаются соглашения письменные и устные, тайные и явные, вертикальные и горизонтальные.
Вертикальное соглашение – соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом (п. 19 ст. 4). Соответственно горизонтальное соглашение – это соглашение между конкурирующими друг с другом хозяйствующими субъектами (хотя такой термин в самом Законе отсутствует).
Согласованные действия
– действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1. результат таких действий соответствует интересам каждого из хозяйствующих субъектов;
2. действия заранее известны каждому из них в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;
3. действия каждого из хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке (ч. 1 ст. 8). Закон приводит примеры таких обстоятельств: изменение регулируемых тарифов, цен на сырье, цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение


13 спроса. Ч. 2 ст. 8 указывает:
«совершение хозяйствующими субъектами действий по
соглашению не относится к согласованным действиям»
,
– разграничивая тем самым согласованные действия и соглашения.
В отличие от соглашений, ограничивающих конкуренцию, согласованные действия не предполагают наличия каких-либо предварительных договоренностей между их участниками. Закон допускает, что сам характер таких действий (необоснованное повышение цены, установление ценовых зон, дискриминация отдельных групп потребителей и т. п.) предполагает предоставление иным хозяйствующим субъектам информации достаточной, для принятия решения о возможности (успешности) согласованных действий.
Здесь российское законодательство, как и в случае с коллективным доминированием, инкорпорировало концепцию европейского конкурентного права, оправдывающую антимонопольное регулирование олигополистических рынков.
Законодательство о создании Европейского Союза запрещает «согласованные действия», отличающиеся от соглашений как таковых.
Данный термин не был изначально определен в Римском договоре – его правовое содержание определялось в решениях судов. В основе этих решений лежала экономическая концепция тайного или «молчаливого» сговора. В экономической науке под «молчаливым» сговором понимается такая рыночная ситуация, когда участники олигополии, не вступая в сговор, одинаково принимают, ориентируясь друг на друга, свои решения таким образом, что рыночная цена оказывается более высокой, чем в условиях конкуренции. Высокой настолько, как если бы на рынке существовал картель. Вместе с тем Европейский суд подчеркивал, что одинаковые (параллельные) действия сами по себе не являются запрещенными согласованными действиями, а в качестве обстоятельств, доказывающих совершение компаниями антиконкурентных согласованных действий, указывал на наличие информационного взаимодействия (дело Dyestuffs) и отсутствие других причин для объяснения (дело Wood Pulp).
Запрещенные (антиконкурентные) соглашения и согласованные действия перечислены в ст. 11 Закона «Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов».
В частности, запрещены соглашения и согласованные действия, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен, разделу товарного рынка по территориальному принципу, отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями, навязыванию контрагенту невыгодных условий договора, необоснованному установлению различных цен на один и тот же товар, созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам. Этот перечень прямо запрещенных действий практически полностью совпадает с перечнем действий, являющихся составом для злоупотребления доминирующим положением.


14
Экономическая концентрация
Экономическая концентрация
– сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции (п. 21 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Очевидно, что это понятие очень широкое. По большому счету, все сделки и действия компаний так или иначе влияют на рыночную ситуацию. Но такой термин важен для контроля за экономической концентрацией – когда антимонопольный орган рассматривает и одобряет сделки (и действия) компаний. Данное определение экономической концентрации было бы невозможно применить на практике, если бы
Закон не содержал перечня конкретных сделок, являющихся объектом контроля.
Таким образом, в российском законодательстве в очередной раз используется терминология европейского конкурентного права (в американском антитрестовском законодательстве термин «экономическая концентрация» отсутствует, речь идет исключительно о «слияниях»). Однако по своему содержанию российский термин
«экономическая концентрация» оказывается ближе к американским, а не к европейским аналогам.
В Европейском Союзе термин «концентрация» определен в ст. 3 Регламента ЕС о слияниях. Под концентрацией здесь понимается изменение контроля на долгосрочной основе, обусловленное слиянием двух или более ранее независимых хозяйствующих субъектов или их подразделений либо установлением одним или несколькими лицами, уже контролирующими один или несколько хозяйствующих субъектов, прямого или косвенного контроля над хозяйствующим субъектом (хозяйствующими субъектами) или его частью путем приобретения ценных бумаг, активов, на договорной или любой другой основе. Здесь центральным понятием концентрации является именно переход контроля.
К важным элементам этого определения относится также условие долгосрочной основы осуществления контроля. В связи с этим особо оговаривается, что приобретение ценных бумаг кредитными или финансовыми организациями с целью перепродажи, а также передача полномочий по управлению компанией ликвидаторам в связи с процедурой банкротства концентрацией не являются.
В американском законодательстве термин «экономическая концентрация» отсутствует. В подзаконных актах (Руководство по горизонтальному слиянию) используется термин «рыночная концентрация». В действующем Руководстве он как понятие не раскрывается, но в предшествующем акте под рыночной концентрацией понималась зависимость от «числа фирм на рынке и их относительных долей рынка».
Акт Харта – Скотта – Родино, которым внесены изменения в Акт Клейтона, говорит о контроле слияний (mergers), когда лицо прямо или косвенно приобретает ценные бумаги с правом голоса или активы. В российском законодательстве «слияние» – это присоединение одного юридического лица к другому юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Законодательство США трактует понятие merger более широко: зачастую оно обозначает одновременно и «слияние» и «приобретение». Видимо, именно


15 поэтому российский законодатель стал использовать термин «экономическая концентрация» в качестве родового понятия.
В зависимости от характера конкуренции между объединяющимися компаниями
«слияния» в американском (а вслед за ним и в европейском) праве принято разделять на три категории: горизонтальные, вертикальные и конгломератные (американское
Руководство по негоризонтальному слиянию, европейское Руководство по оценке негоризонтальных слияний компаний). Горизонтальное слияние происходит, когда объединяются два конкурента. Вертикальное слияние – это объединение компаний, имеющих взаимоотношения покупателя и продавца в цепочке создания стоимости.
Конгломератное слияние происходит, когда компании не являются конкурентами и не находятся в отношениях покупателя и продавца.
Границы между конгломератными и горизонтальными, а также между конгломератными и вертикальными соглашениями очень зыбкие. Сложность представляют, в частности, слияния компаний, производящих ограниченно взаимозаменяемые товары. Это относится и к случаям, когда покупатель совместно использует (допустим, в производстве) товары
А
и
В
, выпускаемые разными компаниями.
И если компания, поставляющая ему товар
А
, будет сама закупать товар
В
и продавать комплект
А + В
, то отношения компаний–производителей А и В будут уже не конгломератными, а вертикальными.
В экономической науке выделяют:

чистые конгломератные слияния – когда компании не имеют ничего общего между собой;

слияния с расширением продуктовой линейки – объединения компаний, имеющих похожие процессы производства товаров и сходные каналы сбыта;

слияния с расширением рынка – приобретение компанией дополнительных каналов сбыта, например, магазинов в географических районах, в которых ранее продукция не продавалась;

вертикальные слияния с прямой интеграцией – когда компания поставщик покупает компанию потребителя;

вертикальные слияния с обратной интеграцией – когда компания потребитель покупает компанию поставщика.
Слияния способны ухудшить условия конкуренции. Объединение компаний конкурентов может привести к тому, что единая компания займет на рынке доминирующее положение, а из-за устранения конкуренции между ними снизится общий уровень соперничества на рынке. Кроме того, сокращение числа действующих на рынке компаний увеличивает вероятность возникновения тайных сговоров (способствует осуществлению согласованных действий), а также облегчает установление коллективного доминирующего положения. Вертикальные слияния способны лишить независимые компании рынков сбыта. Такие слияния меняют рыночное поведение компаний, они


16 начинают ориентироваться на действия друг друга. В результате их конкурентам может быть ограничен доступ к источникам поставок или к покупателям.
Конгломератные слияния могут приводить к двум негативным последствиям.

Во-первых, фирма покупатель утратит самостоятельный выход на рынок приобретенной компании.

Во-вторых, объединившаяся компания легко превратится в доминирующую, если в результате слияния ее положение на рынке усилится.
Российское законодательство не содержит соответствующей классификации слияний (горизонтальных, вертикальных и конгломератных). В то же время ст. 26.1–29
Закона о защите конкуренции, описывая подлежащие контролю сделки и действия, предусматривают контроль следующих видов экономической концентрации:
— слияния коммерческих организаций;
— присоединения коммерческой организации;
— создания коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом другой коммерческой организации;
— приобретения лицом (группой лиц) голосующих акций акционерного общества;
— приобретения лицом (группой лиц) долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью;
— получения в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта;
— приобретения лицом (группой лиц) активов финансовой организации в результате одной или нескольких сделок;
— приобретения лицом (группой лиц) в результате одной или нескольких сделок
(в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) прав, позволяющих определять условия осуществления хозяйствующим субъектом
(за исключением финансовой организации) предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа.