Файл: Эконометрическое моделирование в маркетинговых исследованиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Регрессионные и корреляционные методы. Они используются для установления взаимосвязей между группами переменных, описывающих маркетинговую деятельность.

4. Имитационные методы. Они применяются тогда, когда переменные, влияющие на маркетинговую ситуацию (например, описывающие конкуренцию), не поддаются определению с помощью аналитических методов.

5. Методы статистической теории принятия решений (теория игр, теория массового обслуживания, стохастическое программирование) используются для стохастического описания реакции потребителей на изменение рыночной ситуации. Можно выделить два главных направления применения этих методов: для статистических испытаний гипотез о структуре рынка и предположений о состоянии рынка, например исследование степени лояльности к торговой марке, прогнозирование рыночной доли.

6. Детерминированные методы исследования операций (в первую очередь линейное и нелинейное программирование). Эти методы применяют тогда, когда имеется много взаимосвязанных переменных и надо найти оптимальное решение – например, вариант доставки продукта потребителю, обеспечивающий максимальную прибыль, по одному из возможных каналов товародвижения.

7. Гибридные методы, объединяющие детерминированные и вероятностные (стохастические) характеристики (например, динамическое и эвристическое программирование), применяются, прежде всего, для исследования проблем товародвижения.

Эти семь групп количественных методов, безусловно, не исчерпывают всего их разнообразия.

Математическое моделирование в маркетинговых исследованиях весьма затруднено. Это обусловлено:

- сложностью объекта изучения, нелинейностью маркетинговых процессов, наличием пороговых эффектов, например минимального уровня стимулирования продаж, временными лагами (в частности, реакция потребителей на рекламу часто не наблюдается немедленно);

- эффектом взаимодействия маркетинговых переменных, которые в большей своей части взаимозависимы и взаимосвязаны, например цена, ассортимент, качество, объем выпуска;

- сложностью измерения маркетинговых переменных. Трудно измерить реакцию потребителей на определенные стимулы, например рекламу. Поэтому часто применяются непрямые методы, например регистрация случаев возврата товара для определения эффективности рекламы;

- неустойчивостью маркетинговых взаимосвязей, обусловленной изменениями вкусов, привычек, оценок и др.;


- относительной несовместимостью персонала, который занимается маркетингом и применением количественных методов в его исследованиях. Первые приоритет отдают неформальным методам, вторые – математическому моделированию.

Вышеизложенное во многом обусловлено тем, что маркетинг имеет дело с человеческим поведением, а не с техническими явлениями. В маркетинге редко что повторяется, в нем все различно для разных ситуаций. Маркетинг ориентирован на конкретных потребителей, а потребители – разные.

В условиях глубоких и быстрых изменений внешней среды математическая модель не в состоянии предсказать влияние изменения, которое изначально не было в ней учтено. В отличие от эксперта математическая модель не способна к импровизации и не может приспособиться к глубоким изменениям внешней среды.

Широта применения тех или иных методов при проведении маркетинговых исследований определяется также возможностями компании использовать их самостоятельно или покупать результаты таких исследований. Очевидно, что у крупных организаций таких возможностей существенно больше, чем у организаций малого бизнеса. Поэтому количественные методы в маркетинговых исследованиях применяются в настоящее время чаще организациями, имеющими соответствующие аналитические подразделения, для определения таких важнейших параметров рыночной деятельности, как спрос, объем продаж, рыночная доля и др.

Выбор конкретного типа исследования во многом определяется целями исследования и задачами, которые решаются на отдельных этапах его проведения. Отдельные типы маркетинговых исследований применяются не только на этапе определения проблем и целей исследования, но и в процессе их проведения.

Методы элементарной и классической высшей математики используются не только в обычных традиционных экономических расчетах (обоснование потребности в ресурсах, определение множества плановых и фактических технико-экономических показателей, оценка деятельности и эффективности производства, выполнение некоторых оптимизационных расчетов и др.), но и применяются в рамках других методов. Вместе с тем, приоритетное место среди названных методов (по частоте и широте использования в задачах маркетинга) по праву принадлежит математической статистике.

Существует представление о маркетинговом исследовании как о целом комплексе, своеобразном сплаве ряда наук, в той или иной мере изучающих рынок. Статистика – наука, изучающая массовые явления и процессы,

поддающиеся количественному измерению, позволяющая выявлять тенденции и закономерности общественного развития, определять пропорции и оценивать колеблемость. Эконометрия – применение экономико-математических методов анализа, измерение параметров математических выражений, характеризующих определенную социально-экономическую концепцию, моделирование сложных, многомерных процессов и явлений. Социометрия – характеристика структуры и функционирования определенных человеческих групп с помощью количественных оценок. Квалиметрия – методология количественных оценок качества товаров. Бихевиоризм – наука о вкусах и предпочтениях людей, которая помогает разобраться в процессах формирования и изменения отношения потребителей к товару, в реакциях спроса на процессы старения и обновления товара и его свойств. Маркетинговое исследование, опирающееся на определенный объем информации, подчиняется требованиям информатики, науки об управлении потоками информации.

Широко используются схемы и модели маркетинга и маркетингового управления.

В статистическом анализе и прогнозировании приводятся оценки объема и уровня рыночных явлений, их динамики и структуры, вариации, выявления тенденций и закономерностей и т.д. В нем находят применение абсолютные, средние и относительные величины, группировки, индексные, трендовые и регрессионные факторные модели, методы вариационного, дисперсионного, корреляционного и циклического анализа и т.д.

Эконометрические методы могут быть применены в моделировании, имитации и прогнозировании рыночных процессов. Достаточно широко в маркетинге используются модели, основанные на теории вероятности и теории принятии решений; приемы теории массового обслуживания (базирующиеся на теории очередей), моделях товаропотоков и потоков покупателей. Находят применение модели реакции рынка на маркетинговые раздражители, методы эвристических оценок и гибридные, позволяющие комбинировать детерминированные и вероятностные оценки.

В маркетинговых исследованиях полезны методы многомерного анализа (в том числе кластерного), теории принятия решений (теории риска), теории связей (сигнальную информацию о процессах, выходящих за пределы установленных параметров). В частности в эконометрике используются методы линейного программирования, представляющего собой математический способ выбора из ряда альтернативных решений наиболее благоприятного для рыночной ситуации. Экономико-математические методы используются также в логистике, т.е. системе управления перемещением и складированием товаров.


Методы сетевого планирования предназначены для регулирования последовательности и взаимозависимости маркетинговых операций, разработки планов инноваций, проведения пробного маркетинга и т.п. В анализе маркетинговых ситуаций, формировании моделей конкурентного поведения, разработке стратегий выхода на новые рынки большую пользу может принести метод деловых игр.

Знания социометрии и бихевиоризма полезны при изучении потребительского поведения, а также в процессе анкетирования. Комплексные оценки качества и конкурентоспособности ориентируют на использование методов квалиметрического анализа, количественной оценки качественных явлений.

К этой группе методов, используемых в маркетинговом анализе, примыкают методы коммерческого анализа финансово-экономического потенциала предприятия (коммерческие расчеты, скоринговый анализ и т.п.).

Заключение

Освещение вопросов прогнозирования различных социально-экономических явлений сегодня в экономической литературе и периодической печати получило очень широкое распространение. Ведь главная цель процесса прогнозирования – это определение возможных будущих тенденций развития того или иного явления и предупреждения на основе составленных прогнозов негативных сторон. При анализе качества прогнозов в экономике используют очень большое количество различных методов и приемов. В данной работе были рассмотрены основные методы анализа качества прогнозов, используемые на сегодняшний день при экономических расчетах. Таким образом, главная цель, поставленная во введении, была достигнута. В заключение сделаем несколько основных выводов по работе:

1) основными формализованными методами анализа качества прогнозов сегодня являются метод экстраполяции и математическое моделирование;

2) экстраполяция заключается в изучении сложившихся в прош 8лом и настоящем устойчивых тенденций экономического развития и перенесении их на будущее;

3) распространенной методикой при анализе качества прогнозов служит моделирование, которое следует понимать как исследование объектов познания на их моделях;

4) метод экстраполяции включает в себя анализ среднего абсолютного прироста, среднего темпа роста и экстраполяцию на основе выравнивания рядов по какой- либо аналитической формуле.

5) методика статистического прогноза по тренду и колеблемости основана на их экстраполяции, то есть на предположении, что параметры тренда и колеблемости сохраняются до прогнозируемого периода;


6) все рассмотренные в работе методы наиболее часто применяются современными экономистами и финансистами для анализа качества прогнозов.

Интерполяционный метод, основывающийся на эконометрическом моделировании и прогнозе потребительского поведения. Для этих целей используются, как правило, данные панельных исследований по продуктам (услугам). К сожалению, такой метод плохо применим к модификациям продуктов.

Список использованной литературы

1. Акоф Р.Т., Сасиени М. "Основы исследования операций": – М .: "Мир" 2000.-536с

2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.- 352с

3. Алексеенко П.П., Виткин Ю.В,"Применение пакетов прикладного программирования по экономико-математическим методам АСУ " Под ред. – Б.Я. Курицкого: – М.: Статистика, 2001.-196с

4. Ансофф И.С. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 2003.-519с

5. Барсов А.С. " Линейное программирование в технико-экономических задачах".- М.: "Наука", 1964.-280с

6. Вагин Е.А. " Скотоводство, свиноводство в приусадебных участках и крестьянских хозяйствах".- М .: "Наука", 1992.-191с

7. Гасс С. "Линейное программирование (методы и приложения)".- пер. с англ. Е.П. Гольштейн и М.И. Сушкевич / Под ред. Д.Б. Юдина- М .: 1961.-304с

8. Гейл Д. " Теория линейных экономических моделей". Под ред. И.И. Воробьёва. – пер. с англ. Л.И. Горькова- М .: 1963.-419с

9. Данилина Н.И., Кротов В.Ф." Оптимальное управление экономическим процессом ". Уч. пособ..- М .: "Ротапринт МЭСИ", 1980.-147с

10. Зайченко Ю.Л." Исследование операций ".-И.: "Высшая школа", 1975.-320с

11. Карагодова Е.А. и др. " Линейное и нелинейное программирование".-И.: "Высшая школа", 1975.-372с

12. Кархов А.Н. Щедрин Н.И. "Математические методы программирования в экономике ".- М.:Статистика, 1974.-144с

13. Морозов В.В. и др. ." Исследование операций в задачах и упражнениях ". Уч. пособ. для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности прикладная математика- М .: "Высшая школа", 1986.-287с

14. Попов И.Г. "Математические методы в планировании отраслей и предприятий ". Уч. пособ. для экон. ВУЗов.- изд. 2-е, перераб. и дополн. –М .: "Экономика" 1981.-336с

15. Романов А.Н. Красильников С.А. и др. Маркетинг/Учебник – М.:- Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2006.-268с