Файл: 1. 2 Общение как основа социальнопедагогической деятельности педагога дополнительного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"



Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Дисциплина: Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Практическое занятие 1.


Выполнил:

Обучающийся Хамидуллина Диана Абильевна

Преподаватель:

Проняева Надежда Анатольевна

Задания по теме 1.2 Общение как основа социально-педагогической деятельности педагога дополнительного образования

Цель занятия: закрепление знаний об общении как основе деятельности педагога дополнительного образования, формирование умения разрабатывать модель общения для решения практических задач.

Задание 1. Проведите сравнительный анализ определений понятий «общение» и «профессионально-педагогическое общение». Выделите сходные и отличительные признаки данного понятия с учетом подходов, обозначенных К.А. Абульхановой-Славской, Г.К. Селевко, Н.П. Ерастовым, А.Н. Леонтьевым и др.

№ п/п

Виды общения

Сходные признаки

Отличительные признаки

1

Определение понятия «общение».

Р.С. Немов рассматривает общение как тип внутривидовых и межвидовых контактов.

Д.А. Белухин: «Общение подразумевает установление и развитие контактов между учителем и его учениками «на равных». Общаются две индивидуальности, каждая из которых уникальна и неповторима. Общаются две личности, обла­дающие также непохожими чертами и свойствами, пусть одна из личностей уже есть устойчивая система, а другая находится в процессе становления. И, наконец, общаются два человека, а это уже предполагает взаимное уважение друг к другу, стремление понять другого и объяснить ему самого себя»

С позиции отечественного деятельностного подхода общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

В логико-гносеологическом плане общение рассматривается как особый вид познавательно-практической деятельности людей, направленной на адекватное отражение действительности, осуществляемое в определенных условиях с определенными целями и с помощью определенных средств.


 Так как профессионально-педагогическое общение является подвидом более всеобъемлющего понятия «общение», то, естественно, у них много общего.

Лично мне кажется, что приведённая мной цитата Д.А. Белухина очень точно описывает все схожие признаки: установление контактов, стремление понять друг друга, не зависимо от того, кто общается.

 Профессионально-педагогическое общение более направленное, порой менее эмоциональное, оно всегда нацелено на результат, на обмен опытом, на создание нужной атмосферы общения, у него есть вполне определённая цель.
Просто «общение» может более разноплановым, более эмоциональным, более субъективным.

2

Определение понятия «профессионально- педагогическое общение».
А.Н. Леонтьев: «Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива» 
С.С. Степанов: «Педагогическое общение — специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе»

К.К. Платонов: «Педагогическое общение — взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, навыками и умениями, а также результатами деятельности»

И.А. Зимняя: «Педагогическое общение как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся»


 

Задание 2. Разработайте примерное содержание этапов общения педагога дополнительного образования с ребёнком в области социально-педагогической деятельности (реализация программы на ваш выбор).

При разработке опирайтесь на модель структуры педагогического общения, предложенную В.А. Кан-Каликом:

1. Моделирование педагогом предстоящего общения с одним ребенком или группой детей (прогностический этап).

2. Организация непосредственного общения с ребенком в момент изначального взаимодействия с ним (начальный период общения, который условно можно назвать коммуникативной атакой).

3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе

4. Анализ осуществленной системы общения (соотнесение цели, средств и результата) и моделирование ее на предстоящую деятельность.

Примерные темы:

 «Искусство в современном обществе»

«Моя будущая профессия»

«Каким должен быть творческий человек?»

Авторская тема (определяется студентом самостоятельно)

Я выбираю авторскую тему.

Тема: «Итальянский язык — язык музыки, архитектуры, искусства и… кухни»

  1. Прогностический этап.

Целевая аудитория: старшеклассники (желательно группа, можно разновозрастная, но подойдёт также и для индивидуальных занятий).

Цель:
Ввод в итальянский язык.
Зачем нам учить итальянский язык.
Обзорное знакомство с азами итальянского языка — закладывание базы и «интереса» к дальнейшему изучению данного предмета.

Задачи:
Заинтересовать итальянским языком. Показать, что итальянский язык нам не «чужой». Дать минимальные «интересные» знания по данному языку — обучающая задача.
Найти «схожести» русского и итальянского языков в интересной для обучающегося области — развивающая задача (так как основана на анализе уже имеющихся знаний и сравнении их с новой информацией).
Культурное воспитание, так как рассматриваем итальянский язык как «колыбель культуры», как неотъемлемую часть эпохи Возрождения, как язык различных видов искусства.

План коммуникативной деятельности:
- Знакомство с учащимся (или с группой), запрос его (их) интересов.
- Игра «Сколько итальянских слов мы уже знаем»: сначала попросить назвать слова, которые они возможно знают, далее предложить свой список слов, чтобы угадали значение (важно! задание подходит только для тех, кто впервые сталкивается с итальянским языком!): mamma, papà, pizza, Pinocchio, letteratura, architettura, musica, nota, telefono, microfono, pianoforte… (и далее, усложняя, где надо уже приложить логику, как со словом pianoforte, которое означает «фортепьяно»).


- Расширяем игру интересными историями. Список слов подстраивается под интересы учащихся, выявленных в ппервом пункте, и под их возраст: например, для любителей «Пиратов Карибского моря» можно задать слово tartaruga, соответственно, объяснить почему остров назвался именно так; или слово Barbarossa — здесь вообще можно целую историю составить и ненароком показать согласование существительных и прилагательных, не залезая, собственно, в грамматику. Наверняка всем известно слово cappuccino — рассказываем его значение и повествуем одну из легенд, откуда появилось такое название у кофе, просим нарисовать этот самый «капюшончик».
- Играем с ударениями и окончаниями: превращаем русские слова в итальянские.
микрофон — microfono, диалог — dialogo, бандит — bandito, момент — momento…
(если позволяет время) играем в мужское-женское: bandito / bandita, maestro / maestra…
- Подводим итог: сколько слов мы сегодня изучили и когда они нам могут понадобится в жизни + «забрасываем удочку» на следующий урок, например, «а что такое комедия масок и причём тут буратино мы выясним на следующей нашей встрече» или «почему ноты называются именно так, а не иначе, что означают их названия — клад с этой информацией мы с вами отыщем в следующий раз».

  1. Коммуникативная атака.

Знакомимся с ребёнком. Если ребёнок очень активный и общительный, то знакомство проводим по форме блиц-опроса, в быстром темпе (вопросы могут как вытекать один из другого, так и резко менять тему) — задача выяснить предпочтения ребёнка и его настрой. Если это группа, то на данном этапе позволителен небольшой хаос (но это должен быть «хаос», направляемый учителем в нужное русло).
Если ребёнок (дети) стеснительный, то этот этап протекает более медленно, с привлечением картинок, образов, видео, игр — но «не увлекаемся» — задача всё та же, хотя бы поверхностно выяснить увлечения ребёнка (детей). В данном случае этот этап будет протекать более линейно (в отличие от общения с активными детьми).

  1. Управление общением

Это наши запланированные игры. Здесь главное — вовлечение абсолютно всех (если речь идёт о группе). А в занятии один на один — важно следовать строго интересам ребёнка, потому что задача на этот урок не начать учить язык «по школьной программе», а заинтересоваться языком.



  1. Анализ и моделирование на будущее.

Ну, тут уже скорее имеется в виду работа после урока (анализ преподавателем всего, что было на уроке). Но также к этому этапу можно отнести и заключительную часть урока: показать детям сколько всего они смогли выучить/узнать за короткий один урок + рассказать о планах на следующий урок (опять же рассказать не сухо, в игровой форме).


Задания по теме 1.5. Анализ работы педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности. Требования к ведению документации

Цель: формирование умения организовывать деятельность педагога дополнительного образования, анализировать принятые решения и результаты; формирование умения вести разнообразную документацию.

Задание 3. Составьте диагностическую «Карту интересов» для обучающегося (возраст на ваш выбор), занимающегося в учреждении дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности.

Для составления данной карты используйте примерную схему. Добавьте свои пункты, связанные с особенностями деятельности ребёнка в учреждении дополнительного образования.

Примерная схема «Карты интересов»

1. ФИО учащегося

2. Возраст

3. Состав семьи

4. Увлечения, их характеристика

5. Любимые занятия. Их продолжительность и характеристика

6. Особые способности

7. Другое

Карта интересов

  1. Жданова Диана Михайловна

  2. 10 лет

  3. Состав семьи: бабушка, дедушка, мать, отец, старший брат, младший брат

  4. Любит вязать крючком, нравится Мерри Попенс. Вышивает по готовым схемам, предпочитает вязать фигурки (по схема

  5. Помимо чтения и рукоделия любит играть в компьютерные игры типа Simth, но посвящает этому значительно меньше времени по сравнению с временем, затраченным на любимые занятия, перечисленные в предыдущем пункте.

  6. Умеет красиво излагать свои мысли на бумаге (благодаря чтению)

  7. Почему решила изучать итальянский язык? — Хочет учить итальянский язык, потому что, по её мнению, заклинания в Гарри Поттере звучанием похожи на звучание итальянского языка

  8. Нравятся Пираты Карибского Моря? — Да, особенно героиня Киры Найтли

  9. Что из музыки нравится? — Редко слушает музыку, но нравятся песни из Wings

  10. Учишься играть на каких-нибудь музыкальных инструментах? — Нет

  11. Что для тебя искусство? — Рукоделие: вышивка, вязание игрушек; картины художников

  12. Нравится рисовать? — Не очень

  13. Кем хочешь стать в будущем? — Дизайнером одежды. (дополнительный вопрос): Но там надо рисовать… — Одежду рисовать нравится, а ещё больше нравится придумывать узоры для одежды и аксессуары

  14. Какой иностранный язык учишь в школе? — Английский


 

Задание 4. Разработайте программу дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности для учащихся 5 класса (тематика программы на Ваш выбор). Дайте обоснование ее реализации.

Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Итальянский язык»

Роль иностранного языка в современном мире всё больше возрастает, что приводит к переосмыслению целей и задач обучения иностранным языкам.
«Язык для ребёнка — это прежде всего средство развития, познания и воспитания. Иностранный язык […] рассматривается как средство осознания своего собственного «Я» и самовыражения; средство социального взаимодействия, с помощью которого ребёнок овладевает миром» (И. А. Зимняя)
Сейчас отмечается повышенный интерес к изучению иностранных языков, родители стараются подвести детей к европейскому образованию, а для этого нужны языки. И это обуславливает необходимость создания данной программы.

Программа разработана на основе учебного курса итальянского языка для подростков “Progetto italiano junior” T. Marin, A. Albano (EdiLingua).
Данная программа способствует развитию активного и пассивного словарного запаса, правильному звукопроизношению на осознанном уровне; подготавливает ребёнка к межкультурной коммуникации в современном мире.
Здесь уделяется особое внимание выработке коммуникативных способностей: навыков свободного общения и прикладного применения итальянского языка. Также данная программа предусматривает интегративную модель обучения:
итальянский язык + музыка (в частности — сольфеджио);
итальянский язык + кинопроизводство (+ история итальянского кино);
итальянский язык и детская литература (Джанни Родари, Карло Коллоди, Эмилио Сальгари) + театральные постановки;
итальянский язык + лепка (+ изучение итальянской архитектуры);
итальянский язык + изобразительное искусство (учимся у великих мастеров Возрождения и других эпох)

Актуальность дополнительной образовательной программы обусловлена тем, что она позволит развить интерес к изучению итальянского языка (и в целом иностранных языков), получить практический и творческий опыт, расширить кругозор, накопить определённый объём знаний. Также поможет в освоение основного иностранного языка в школе, приведёт к пониманию «что такое иностранный язык и как его учить».

Цель программы: