Файл: Понятие стратегии и сущность стратегического управления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Миссия - причина существования организации в обществе; общая цель, вызывающая у членов организации состояние устремленности к чему-то.

Цель представляет собой идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния организации. Причем, этот образ существует не только в сознании менеджера, но и в сознании каждого работника фирмы. Если поставленная менеджером цель отражает совпадающие интересы всех работников, или в большей своей части отражает общие интересы, то цель является интегрирующим фактором, объединяет людей, заставляет их искать рациональные варианты осуществления совместной деятельности, общего движения к получению того результата, который соответствует пониманию цели. Цели бывают долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

Задача - система конкретных мероприятий (частных целей), с помощью которых можно достичь как ключевых целей, так и главной цели.

Принципы управления - правила, в соответствии с которыми осуществляется деятельность, достигается успех, решаются проблемы. Сформулируем основные принципы формирования механизма управления:

  1. Механизм управления должен соответствовать целям и задачам фирмы;

  2. Механизм управления должен формироваться не по чувствительности к средствам воздействия каждого человека в отдельности, а по групповой динамике;

  3. Условия деятельности имеют мотивационную ценность;

  4. Механизм управления должен быть ориентирован на определенные способы использования средств управления, т.е. методы управления;

  5. Механизм управления должен содержать потенциал своего совершенствования и развития;

  6. Механизм управления определяет большую часть стиля управления;

  7. Необходимо, чтобы в механизме управления была заложена определенная полнота и сбалансированность средств воздействия;

  8. Принцип нравственности.

Функции управления виды деятельности, которые определяют дифференциацию и интеграцию управления, осуществляются специальными приемами и способами (таб. 1.1).

Методы - это совокупность способов, приемов, инструментов воздействия. Методы можно классифицировать на:

- методы управления - это совокупность приемов воздействия на людей в организации, базирующихся на их потребностях, мотивах, интересах;

- методы исследования системы управления - совокупность инструментов анализа адекватности системы управления целям и задачам деятельности организации;


- методы принятия управленческих решений (выбор альтернативы достижения цели).

Эффективность системы управления организацией, ее гибкость, динамичность определяет структура управления.

Структура управления - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Правила структурирования организации: адаптивность, гибкость, принцип целеустремленности, самодостаточность, системность и комплектность. Структура организации должна быть адекватна стратегическому выбору в деятельности организации.

Понятие "процесс управления" отражает динамическую сторону управления - это необходимая последовательность действий, из которых складывается воздействие менеджера на коллектив, управляющей системы на управляемую.

Из множества определений стратегического управления остановимся на определении, данном О. Виханским. «Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, гибко реагирует на вызов со стороны внешнего окружения, проводит своевременные изменения организации, позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, ориентируясь в своей деятельности на потребности покупателей, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей». Говоря иначе, стратегическое управление - это процесс, охватывающий действия руководителей организации по разработке, реализации и корректировке стратеги.

Основными принципами стратегического управления как вида управленческой деятельности являются: долгосрочность оцениваемых перспектив и принимаемых решений; направленность управленческих воздействий на изменение потенциала объекта управления (производства продукции, услуг, технологии, персонала и др.) и создание возможностей более эффективной реализации данного потенциала; первоочередной учет при разработке и принятии управленческих решений состояния и возможных изменений внешней для организации среды; альтернативность выбора управленческих решений в зависимости от состояния внутренней и внешней среды организации; осуществление постоянного контроля за состоянием и динамикой внешней среды и своевременного внесения изменений в управленческие решения.


1.3 Стратегическое управление коммерческой деятельностью торгового предприятия
Коммерческая деятельность - это вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который лежит в основании любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики.

Коммерческая деятельность - это торговля, торговые процессы по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли. Торговля - это сфера товарного обращения.

Таким образом, коммерческая деятельность означает деятельность организаций, а также отдельных лиц по осуществлению операций купли-продажи товаров и услуг с целью удовлетворения спроса и получения прибыли.

По характеру выполняемых функций торговые процессы можно подразделить на два вида: технологические (производственные) и коммерческие (торговые). Технологические процессы связаны с движением товара как потребительской стоимости и продолжают собой процесс производства в сфере обращения (транспортировка, хранение, упаковка, фасовка, подсортировка). Коммерческие процессы связаны со сменой форм стоимости, т.е. с куплей-продажей товаров.

К коммерческим относятся также и такие торговые процессы, которые обеспечивают нормальное осуществление операций купли-продажи товаров: изучение потребительского спроса, организация хозяйственных связей между поставщиком и потребителем товаров, оптовые закупки и продажа товаров и т.д.

Коммерция - слово латинское (от латинского "коммерциум", т.е. торговля). Однако надо иметь в виду, что термин "торговля" имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль народного хозяйства - торговлю, в другом - торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи с целью получения прибыли.

Коммерческая деятельность торговых организаций и предприятий охватывает следующие вопросы:

- изучение спроса населения и рынка сбыта товаров;

- выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров, организация рациональных связей с поставщиками, включая разработку и предоставление им заявок на товары, заключение договоров на поставку товаров, организацию учета и контроля за выполнение поставщиками договорных обязательств;

- организация оптовой продажи товаров, формирование оптимального ассортимента, управление товарными запасами;


- организация рекламно-информационной деятельности;

- организация продаж, направленная на рост прибылей торговой организации;

- организация финансовой деятельности;

- оказание торговых услуг.

Управление коммерческой деятельностью торгового предприятия включает на каждом этапе коммерческой деятельности:

- оценку состояния дел в текущий период (ситуационный анализ);

- определение направления развития бизнеса (постановка задач);

- составление плана достижения поставленных целей (стратегическое правление, планирование);

- организация мероприятий по выполнению плана (этап организации);

- проверка достигнутых результатов, а в случае их отсутствия - выявление их причин (контроль).

Управление всегда складывается из управления людьми и управления деятельностью. Управление организацией нацелено на достижение нужных результатов в конкретной ситуации. Коммерческо-функциональные критерии работы предприятия: его рост, платежеспособность, рентабельность, финансовое положение, эффективность труда персонала. Критерии поддержания коммерческой деятельности: социальная ответственность, действительность, осведомленность работников о результатах своего труда, организационный климат, представление о фирме - "имидж".

Торговля относится к третичным отраслям экономической деятельности, поскольку она находится на третьей стадии после получения (добычи) и промышленной обработки до этапа конечного потребления той или иной продукции. Торговля покупает готовые товары, произведенные в результате другой деятельности, которые затем продаются либо конечному потребителю (розничная торговля), либо последующим предпринимателям (оптовая торговля). Такой бизнес называют "индустрией распределения".

Торговля также предоставляет услуги, например, услуги при продаже товаров: доставка, установка, послепродажное обслуживание. Другие виды услуг могут способствовать реализации товаров, например, реклама позволяет покупателю получить необходимую информацию, предоставление кредита облегчает оплату товара.

Своей деятельностью торговля увеличивает стоимость предлагаемых товаров и услуг. Процесс закупки, хранения, продажи товаров потребителю создает дополнительную стоимость товара. Принимая на себя финансовый риск за помещенные в товар капитал, осуществляя хранение и продажу товара, обеспечивая кредитование покупателей, торговля должна покрыть операционные расходы и получит прибыль на инвестированный капитал. Этой цели служат торговые надбавки. Дополнительная стоимость, получаемая торговым предприятием, не должна на много
превышать разумной прибыли на вложенный капитал, поскольку в противном случае это приведет к неумеренному росту цен на предлагаемые товары. Они станут несопоставимыми с рыночными, а это обстоятельство неизбежно приведет к снижению числа обслуживаемых потребителей. С другой стороны нужно помнить, что эксплуатация зданий, производственных помещений, оборудования, машин и другие расходы требуют значительных денежных средств. Неоправданное уменьшение продажной стоимости товаров неизбежно приведет к снижению доли прибыли и не позволит расширить производство и восполнит капиталовложения.

Торговля с одной стороны, расширяет и исследует новые и альтернативные источники приобретения продукции. Углубляя связи, с поставщиками, торговые предприятия способствуют увеличению объемов производства и расширению ассортимента производимых товаров и обеспечивают их новыми рынками сбыта. С другой стороны, исследуя новые и расширяя старые рынки сбыта, торговые предприятия являются экспертами по состоянию региональных рынков. Они обеспечивают своих поставщиков информацией о реальном потребительском спросе, предоставляя при этом интересы потребителей.

Такое двустороннее потребительство является отличительной чертой деятельности предприятия торговли в современных условиях. Для успешной деятельности предприятие торговли должно быстро реагировать на рыночные изменения и перестраивать работу в соответствии с ними.

Коммерческая деятельность как объект управления может быть представлена матричной моделью функций. По сути своей функция планирования отвечает на вопросы: где мы находимся в настоящее время? Как мы собираемся это сделать? Посредством планирования руководство стремиться установить основные направления усилия и принятие решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации.

Планирование не представляет собой отдельного разового события, а осуществляется непрерывно - в силу изменений в окружающей среде, ошибок в суждениях, новые цели, которые возникают после достижения поставленных (табл.1.1)