Файл: Понятие стратегии и сущность стратегического управления.doc
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 1.1 - Функции управления в системе коммерческой деятельности
Подсистемафункции управления | Закупка товаров | Товарные запасы в ассортименте | Организация продаж и реклама | |
Планирование | Изучение спроса. Выявление источников закупки. Определение величины партии исходя из плана т/о наличных и других факторов | Планирование ассортимента исходя из доходности. Установление max и min уровня заказов | Планирование объема т/о. Планирование затрат на организацию продаж и рекламу | |
Организация | Принятие решения о закупке. Заключение договоров на поставку. Создание системы предприятие поставщики. Формирование устойчивых связей | Создание системы способной эффективно управлять запасами и ассортиментом | Внедрение форм и методов продаж. Разработка рекламных мероприятий | |
Мотивация | Создание условий для достижения результативности работы, создание корпоративной культуры. | |||
Контроль | Оценка целесообразности и эффективности каждой покупки | Анализ изменения товарных запасов. Мероприятия по ликвидации сверхнормативных товарных запасов | Анализ т/о и других показателей. Сравнение темпов изменения затрат на организацию продаж и т/о |
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, принимаемых руководством, которые ведут к разработке специфических решений, стратегий.
Организация - это процесс создания управленческой структуры предприятия. Имеется два аспекта организационного процесса. Одним из них является деление организации на подразделения соответственно целям. Второй аспект - взаимоотношение полномочий, которые связывают высшие и низшие уровни работающих.
Руководство устанавливает отношения между уровнями полномочий при помощи делегирования.
Делегирование - это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
С концепцией делегирования связаны понятия ответственности и полномочий.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Большой вклад теорию мотивации внести бихевиористы (А. Маслоу, Герцберг, Макклалланд).
Современные зарубежные торговые фирмы широко используют мотивацию для достижения результативности работы.
Превращение труда из средства заработка в средство самовыражения и развития личности позволяет реально ощущать и создавать видимые результаты своей работы, осуществлять творческий поиск, проявлять инициативу, чувствовать поддержку своей новаторской деятельности со стороны руководства фирмы, коллектива как в форме материально-финансового обеспечения инициируемых новаторами проектов, предложений, так и форме признания их особой роли в организации фирмы (корпорации), продвижение по службе, присвоение званий, титулов, степеней подчеркивающих их статус.
К числу наиболее распространенных методов мотивации относятся:
- расширение "горизонтального набора" операций, то есть внесение большего разнообразия в работу персонала в рамках функций одного работника;
- использование различных форм участия персонала в управлении;
- расширение "вертикального набора" обязанностей, то есть обеспечение большей автономности ответственности (в частности персональной) работников любого ранга;
- производственная ротация, то есть смена профессий, освоение смежных профессий, с целью снижения монотонности, рутинности труда.
Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Руководители начинают контроль с того самого момента, как определены цели и задачи и создана организация. Без контроля начинается хаос, и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно.
Контроль - это критически важная и сложная функция управления, одна из его особенностей состоит в том, что контроль должен быть всеобщим. Планирование, организацию и мотивацию нельзя рассматривать в отрыве от контроля. Действительно фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации - контроллинга торгового дела.
Существует три вида контроля: предварительный, текущий, заключительный.
Предварительный контроль (планирование и создание организационных структур), осуществляется до фактического начала работ.
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ.
В рамках заключительного контроля, который проводится либо сразу после завершения контролируемой деятельности, либо по истечении определенного периода времени, фактические результаты сравниваются с требуемыми.
Приоритетным направлением на современном этапе развития экономики страны является насыщение внутреннего потребительского рынка отечественными конкурентоспособными товарами и постепенное вытеснение импортных товаров отечественными с доведением доли импорта в общем объеме товарного предложения на рынке до 10 - 15%.
Это необходимо для того, чтобы не только обеспечить экономическую безопасность страны, но и способствовать преодолению безработицы - росту доходов как потребителей, так и производителей, развитию инвестиций в экономику России.
Для достижения данной цели прежде всего необходимо создание конкурентоспособного отечественного потребительского рынка продовольственных товаров.
Основные трудности в формировании ассортимента состоят в том, что ассортимент производимых товаров сужается (многие товары невыгодно производить).
Некоторые товары производители предлагают по столь высокой цене, что предприятие торговли не может продать их с большей прибылью.
Здесь имеется противоречие: с одной стороны, торговая фирма должна реализовывать только те товары, которые приносят ей наибольшую прибыль (закон коммерции), с другой стороны, это приводит к вымыванию с прилавков многих ассортиментных групп товаров, необходимых потребителям. Руководителям надо не допускать снижения ассортимента за счет разработки закупок товаров по выгодным ценам для удовлетворения потребителей.
Колебания товарных запасов (то сверхнормативные в результате снижения скорости обращения товаров, падения платежеспособного спроса населения и других причин, то ниже норматива в результате сложного финансового положения фирмы и сложностей с поставкой товаров) отрицательно влияют на прибыль и рентабельность предприятия и делают задачу управления товарными запасами важнейшей.
Необходимо разработать комплекс мер, направленных на оптимизацию размера товарных запасов: понижение либо повышение торговой надбавки, обменные операции, выездная торговля и другие.
Управление продажами становится в прямую зависимость от спроса населения, от величины наличных денег и возможности их тратить. Это делает необходимым ориентироваться на потребительский рынок, на сегмент рынка и необходимость ориентироваться при закупке товаров.
Для эффективной продажи необходимо больше внимания уделять культуре обслуживания. Вопрос культуры обслуживания тесно связан с функцией управления - мотивацией персонала.
Сейчас главный способ мотивации у нас - заработная плата. Предприятию все сложнее становится зарабатывать себе заработную плату в размере, позволяющем заинтересовать работника. Это объясняется резким «подорожанием жизни», снижением производительности и эффективности труда на предприятиях торговли.
Главная сложность управления рекламой - необходимость денежных затрат, которые могут быть снижены применением более дешевых видов рекламы и рекламной информации (например, реклама на месте продажи).
Рассмотренные выше проблемы торговли являются наиболее актуальными, и ускоренное их решение будет способствовать стабилизации не только потребительского рынка, но и экономики в целом.
2. Анализ существующей системы управления на материалах предприятия АО «Шадринский автоагрегатный завод»
2.1 Общая характеристика предприятия АО «Шадринский автоагрегатный завод»
АО «Шадринский автоагрегатный завод» - ведущий изготовитель функциональных узлов и агрегатов для автомобильных заводов России, стран ближнего и дальнего зарубежья, рынка запасных частей.
Сегодня АО «ШААЗ» предлагает наиболее полную линейку медно-латунных и алюминиевых теплообменников, востребованную потребителями. Также в номенклатуре продукции: широкая гамма независимых отопителей, жидкостных подогревателей, домкратов и других изделий.
Наличие передовых технологий, развитая техническая база позволяют АО «ШААЗ» осуществлять полный цикл создания новых изделий: от составления технического задания до изготовления опытных образцов и серийного производства. Предприятие внедряет современные технологические и экономические решения, сотрудничает с российскими и зарубежными поставщиками качественных комплектующих и материалов, расширяет номенклатуру продукции.
Изделиями с маркой "ШААЗ" комплектуется производство ведущих автосборочных заводов России и стран СНГ, выпускающих технику различного назначения. Среди клиентов предприятия: ПАО "КАМАЗ", ОАО "МАЗ", АЗ "Урал", Группа компаний "Соллерс", Группа компаний «ГАЗ», Концерн "Тракторные заводы", НПК "Уралвагонзавод".
Параллельно с производством автокомпонентов Шадринский автоагрегатный завод развивается как предприятие железнодорожного машиностроения. В 2014 году на существующих производственных площадях АО «ШААЗ» запущен цех по модернизации маневровых тепловозов. Освоена модернизация локомотивов серий ТЭМ2, ТГМ4Б и ТГМ6, а также производство нового тепловоза ТЭМ2Н-УГМК. Проект рассчитан на обслуживание подвижного состава предприятий ОАО «УГМК» и выполнение сторонних заказов. Сертификация на соответствие Техническому регламенту Таможенного союза позволяет выводить модернизированные тепловозы на пути общего пользования.
Одно из перспективных направлений диверсификации производства Шадринского автоагрегатного завода - производство погрузочно-доставочных машин. В 2018 году выпущена первая машина ПДМ10-УГМК Ferrit, в 2020 году презентована ПДМ грузоподъемностью 14 тонн. В декабре 2018 года АО «ШААЗ» получило декларацию о соответствии машины ПДМ10-УГМК Ferrit требованиям ТР ТС 010/2022 «О безопасности машин и оборудования».
Cистема менеджмента качества АО «ШААЗ» в области проектирования и производства автоагрегатов, а также в области производства и модернизации маневровых тепловозов сертифицирована по версии ISO 9001:2015 и IATF16949:2016. Также система менеджмента АО "ШААЗ" соответствует стандарту ГОСТ РВ 0015-002-2012 (система разработки и постановки на производство военной техники).
Шадринский автоагрегатный завод является системообразующим предприятием Курганской области, входит в топ-10 лидеров по налоговым отчислениям в федеральный и областной бюджеты.
Наряду с решением бизнес-задач АО «ШААЗ» активно участвует в социальных проектах, среди которых поддержка образовательных, культурных и спортивных учреждений. В числе основных принципов социальной политики предприятия: обеспечение достойного уровня доходов работников, поддержка ветеранов, содействие образовательному и профессиональному росту молодежи.
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия АО «Шадринский автоагрегатный завод»
Анализ динамики и структуры доходов и расходов проводится на основе данных бухгалтерского баланса. Раскрывает информацию об источниках прибыли и причина образования убытка, а также позволяет выбрать наиболее важные направления активизации деятельности предприятия.
Целью анализа доходов и расходов являются определения способов оптимизации их величины.
Задачи анализа доходов и расходов: