Файл: 1. Государственное пенсионное страхование Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Государственное пенсионное страхование Российской Федерации

1.1 Современная пенсионная система России

В условиях рынка экономические, организационные и правовые формы ре­зервирования ресурсов на случай наступления старости, инвалидности и утраты кормильца представлены пенсионной системой. Осуществляя функцию защиты, восполнения утраченных доходов, она играет важную социальную роль. Правовой аспект представлен регламентирующими механизмами социально гарантированного пенсионного обеспечения, с помощью которых реали­зуются конституционные права граждан и правовой статус субъектов пенсионного обеспечения.

Пенсионная система - это создаваемая государством система взаимосвязанных и взаимодействующих экономических источников, органов и учреждений, субъектов обеспечения, видов обеспечения и нормативных правовых актов, направленных на реализацию прав граждан в области пенсионного обеспечения. Представляя собой целостное образование, пенсионная система в зависимости от источников финансирования и субъектов обеспечения состоит из нескольких структурных элементов - частей, которыми являются:

1) Государственное пенсионное обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм страховых взносов предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счёт ассигнований из федерального бюджета - социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством.

2) Обязательное пенсионное страхование (ОПС)- часть пенсионной системы, обеспечивающая компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до выхода на пенсию.

3) Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение (ДПО) - часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счёт накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

Каждая из частей пенсионной системы в свою очередь является системой, состоящей из элементов, которые находятся во взаимосвязи. Элементами каждой из частей пенсионной системы выступают подсистемы:


- финансирования;

- управления;

- субъектов обеспечения;

- видов обеспечения;

- правовая.

Во многом особенности пенсионной системы определяются лежащими в ее основе принципами финансирования - распределительным или накопительным. В настоящее время в Российской Федерации в результате проведенной реформы пенсионная система носит смешанный характер. Применяется:

1) распределительная система, при которой непосредственным источником выплат являются, в зависимости от вида пенсии или ее части, государственный бюджет или страховые взносы, поступающие в ПФР.

2) обязательная накопительная система. В настоящее время на финансирование накопительной части взносы поступают за лиц 1967 года рождения и моложе. Средства по выбору застрахованного лица уплачиваются в ПФР или негосударственный пенсионный фонд, могут переводиться из одного фонда в другой.

3) дополнительное пенсионное обеспечение (применяются распределительные и накопительные принципы).

Источник: http://refleader.ru/bewrnameryfs.html

Правовой основой ныне действующей в России пенсионной системы являются:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

- Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г (ред. от 1.12.2014г.)  № 165-ФЗ

- Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ;

- Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ (В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ данный документ не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону);

- Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ;

- Федеральный закон от 24 июля 2002 № 111-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016);

- Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015);



- Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых пенсиях";

- Постановление Правительства РФ от 07.08.1995 № 790 (ред. от 30.05.1997) "О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации";

- Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р "Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации";

- Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 2122-1 (ред. от 05.08.2000) "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" (вместе с "Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)", "Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)").
Современное законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Феде­рации о налогах и сборах, федеральных законов «Об управлении средствами государственного пенси­онного обеспечения (страхования) в Российской Федерации», «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и иных федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
1.2 Содержание государственного пенсионного страхования и принципы его организации

В Федеральном Законе "Об основах пенсионной системы в Российской Федерации" дается следующее определение Государственного пенсионного страхования:

Государственное пенсионное страхование - страхование, осуществляемое государством за счет страховых взносов работодателей и застрахованных с целью возмещения части утраченного заработка при наступлении страхового события путем выплаты пенсии на протяжении всего страхового случая.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на всех граждан Российской Федерации, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях, когда эти лица подлежат пенсионному обеспечению в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральными законами об отдельных видах пенсионного обеспечения.

Государственные пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ. Изменение условий и норм пенсионного обеспечения осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Закон.


Государственной пенсией можно назвать «ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию»1.

Государственные пенсии существуют наряду с трудовыми пенсиями -"ежемесячной денежной выплатой в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью последних"2 Государственные пенсии наряду с трудовыми занимают немаловажное место и финансируются за счет Пенсионного Фонда РФ, который является один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России. «В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тысячам граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тысячам граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах»3.

Государственные пенсии делятся на определенные виды:

- по старости - лицам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф, включая аварию на Чернобыльской АЭС;

- по инвалидности - пострадавшим от тех же катастроф; лицам, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин; участникам Великой Отечественной войны;

- по случаю потери кормильца - нетрудоспособным членам семей перечисленных выше категорий граждан;

- за выслугу лет - федеральным государственным служащим.

- социальная пенсия.

Закон содержит отсылочную норму о том, что пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности военнослужащим (за исключением проходивших военную службу по призыву) и пенсии по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» от 12 февраля 1993 г. Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета. Закон не охватывает все возможные случаи государственного пенсионного обеспечения. Пенсионное обеспечение не предусмотренных этим Законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами.


Как уже было сказано выше, государственные пенсии делятся на несколько видов. Имеет место сказать о каждом виде более подробно:

а) Пенсия по старости

Пенсия по старости назначается по достижении мужчинами 55, женщинами - 50-летнего возраста и при наличии трудового стажа не менее 5 лет:

- лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации ее последствий;

- гражданам, занятым на эксплуатации ЧАЭС и на работах в зоне отчуждения.

По достижении мужчинами 50, женщинами - 45-летнего возраста и при наличии не менее 5 лет трудового стажа пенсия по старости назначается инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При наличии не менее 5 лет трудового стажа пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения следующим категориям граждан:

- участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения;

- эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения;

- постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение;

- постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом;

- постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы;

- занятым на работах в зоне отселения до их переселения в другие районы;

- занятым на работах в зоне отселения (не проживающим в этой зоне);

- выехавшим в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение.

Уменьшение пенсионного возраста перечисленным выше категориям граждан производится в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Трудовой стаж, требуемый для назначения пенсии рассматриваемым категориям граждан, - это суммарная продолжительность периодов как работы, так и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Законом о трудовых пенсиях.

«Размер пенсии лицам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, не зависит от их заработка и уплаченных страховых взносов (кроме накопительных). Она устанавливается в определенной твердой сумме и не может выплачиваться вместе с трудовой. При наличии одновременно права на пенсию по законам о трудовых пенсиях и о государственном пенсионном обеспечении (в частности, при достижении возраста, с которого может быть назначена трудовая пенсия), лица, пострадавшие в результате названных катастроф, могут перейти на трудовую пенсию, если ее размер будет выше».