Файл: 1. Теоретикоправовые аспекты анализа реализации демографической политики в кнр и рф 7.doc
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По официальным китайским прогнозам, переход к «двухдетной модели семьи» будет способствовать смягчению ряда негативных тенденций в области народонаселения, в перспективе даст стране на 30 млн больше рабочих рук и на 2% уменьшит долю пожилых людей к середине 21 века.
По мнению Сюй Янли, демографическому положению Китая добавляют проблемы, связанные с незавершенной пенсионной реформой. К сведению, основная идея китайской пенсионной реформы заключается в создании трехуровневой системы формирования пенсии, состоящей из обязательной распределительной части, накопительного финансирования из Пенсионного фонда и личных добровольных накоплений. Данное положение дел создавало определенное неравенство в обществе. «Потребуется не одно десятилетие, чтобы китайские пенсионеры начали получать социально уравненные, более справедливые выплаты», - Сюй Янли.
По данным американского журнала «International Economic» Китай через 10 лет может стать 41-ой в мире страной по уровню старения со средним возрастом жителя 42,5 года. К 2050 г. когорта людей старше 60 лет достигнет полумиллиарда и каждый второй житель КНР будет пожилым человеком. От того, насколько правительству удастся в ходе реформ обеспечить достойную пенсию пожилым, во многом будет зависеть социальная стабильность и экономическое благополучие в стране, играющей ключевую роль в общемировом развитии.
Статистические ведомства стран Евросоюза ежегодно проводят оценку численности населения по однолетним возрастным группам, то есть в однолетнюю группу входят люди одного года рождения. Полученные данные обрабатываются, систематизируются и публикуются на сайте Евростата. Данная статистика не всегда является «полезной», так как не позволяет сделать точные прогнозы на будущее.
Согласно исследованиям Престона и Ванга, наиболее эффективным выступает нетто-коэффициент воспроизводства с учетом миграции. Данный коэффициент характеризует режим воспроизводства населения с учетом рождаемости и смертности. Коэффициент вычисляется отдельно для мужского и женского пола, однако на практике применяется для женского населения. Он представляет собой среднее число девочек, рожденных одной женщиной, дожившей до конца репродуктивного периода при данных уровнях рождаемости и смертности.
В настоящее время мир, за исключением немногих стран, борется с проблемой депопуляции. Наиболее активное участие в решении данной проблемы принимает Франция.
По мнению французского ученого в области геодемографии, «демографическая политика Франции имеет большое значение для депопуляции». По его мнению, «французская демографическая политика должна уделять особое внимание разработке государственной поддержке семьям, имеющих детей».
В сфере поддержки семьи правительством Франции начиная с 2010 года проводятся следующие мероприятия:
- ежемесячное пособие на детей — выплачивается начиная с рождения ребенка, и при рождении третьего оно достигает максимальной величины;
- введен гарантированный минимальный уровень дохода семьи;
- дотации - их получают семьи с минимальным уровнем дохода, преимущество отдается семьям с тремя детьми;
- подоходный налог при его уплате - определенные преимущества отдаются семьям в зависимости от числа детей;
- единовременные пособия до и после рождения ребенка, которые достигают значительной суммы на третьего ребенка;
- установлен размер декретного отпуска в 16 недель, при рождении третьего ребенка время отпуска увеличено до 26 недель;
- матерям-одиночкам, воспитывающим детей, предусмотрен гарантированный минимум дохода в течение всего срока беременности и первые три года жизни ребенка;
- семьям на обзаведение хозяйством выдаются ссуды. При рождении каждого ребенка часть ссуды погашается, при рождении четвертого ребенка погашается 90% ссуды;
- предусмотрена существенная ежегодная компенсация расходов семьи на обучение детей;
- матери, имеющие трех детей, автоматически становятся застрахованными в системе государственного пенсионного обеспечения;
- создана всеохватывающая система вне семейного воспитания, предусматривающая относительно недорогое пребывание ребенка в частных или государственных дошкольных и школьных учреждениях в течение всего дня.
Проведение таких мероприятий позволило Франции остановить процесс депопуляции в стране, а всеохватывающая система внесемейного воспитания с гарантированным, качественным и недорогим уходом за детьми в течение всего дня начиная с детского сада и кончая выпускными классами позволили 79% женщин в возрасте от 25 до 49 лет и, что самое удивительное, 45% матерей, имеющих троих детей, работать.
3.2. Причины разрозненности индекса демографического развития КНР и РФ и необходимые мероприятия для его устранения
За 2022 год в Китае родилось 9,56 млн детей, а годом ранее - 10,62 млн. Смертей же было зафиксировано больше - 10,41 млн против 10,14 млн годом ранее. Коэффициент рождаемости в Китае в 2022 году опустился до 6,77, в то время как в 2021 году он составлял 7,52. Много это или мало? По данным портала WorldPopulationReview, опирающегося на статистику ООН, в Великобритании рождаемость на 1000 человек в 2022 году составила 10 человек, в США – 11, в Испании – 8. Китай теперь соперничает с Японией, печально известной стремительным старением среднего возраста населения. Там коэффициент рождаемости составляет семь.
А вот в Индии, уже готовой стать самой населенной страной в этом году, данный показатель 16,7. Конечно, в африканских странах детей рождается еще больше. В Нигере, например, рождаемость на 1000 человек составляет 47,2 человека. Но страны, чье население составляет многие сотни миллионов, в Африке нет. Так что скорому демографическому первенству Индии в обозримой перспективе ничто не угрожает.
Снижение и так невысокой рождаемости в Китае в 2022 году, по-видимому, связано и с отсроченными по сравнению с другими странами проблемами пандемии. Но и до нее детей рождалось мало, в том числе из-за специфически китайского фактора: политики «Одна семья – один ребенок», проводившейся с 1979 по 2015 год. Она проводилась и тогда, когда шло повышение уровня жизни населения, после которого неизбежно рождаемость в обществе снижается. То есть рождаемость искусственно сокращалась, когда шел второй демографический переход.
Теперь Пекин ломает себе голову над тем, как исправить ситуацию. В обозримом будущем экономике станет не хватать рабочей силы. Системы социального обеспечения и здравоохранения будут перегружены. У Индии же проблемы иного порядка: страна до сих пор не может справиться с бедностью, особенно в сельских районах.
«Для снижения рождаемости должно произойти формирование среднего класса горожан, с новой системой ценностей, при которой важно дать ребенку образование и шанс сделать карьеру. В Китае такой переход уже произошел. А до недавнего времени здесь господствовали традиционные ценности и соответственно большая семья, в которой каждый трудился и помогал в хозяйстве. К тому же в Китае в семье всегда хотели иметь мальчика – наследника. Некоторые семьи задавались целью родить его во что бы то ни стало. Но сейчас уровень жизни и урбанизации много выше, чем ранее. Проблема же политики «Одна семья – один ребенок» в том, что она создала новые стереотипы во вполне управляемом китайском обществе, причем сразу у нескольких поколений»
Эффективное государственное планирование и управление невозможно без знания современной демографической ситуации, перспектив ее развития и территориальной специфики, поскольку она существенно влияет на геополитический статус и обороноспособность страны, развитие экономики и социальной сферы, в частности, на рынок труда, занятость населения, уровень безработицы, объем социальной помощи и т. д.
За последние полтора десятка лет, характеризующиеся относительной стабилизацией социально-экономической и политической обстановки, демографическая ситуация в России заметно улучшилась: с 2000 по 2015 год уровень рождаемости населения вырос в 1,5 раза (с 8,7 до 13,3‰), в то время как уровень смертности, напротив, сократился с 15,2 до 13‰, вследствие чего к 2015 году естественная убыль (-6,6‰ в 2000 году) сменилась хоть и незначительным, но приростом (0,3‰). Активизация государственной демографической политики с середины 2000-х гг. отчасти способствовала улучшению показателей воспроизводства населения: с 2006 по 2015 год суммарный коэффициент рождаемости в стране увеличился с 1,305 до 1,777 ед., а нетто-коэффициент воспроизводства – с 0,618 до 0,832. Подобные успехи послужили поводом для оптимистичных заявлений высокопоставленных представителей государственной власти о преодолении демографического кризиса в стране.
Вместе с тем текущие параметры воспроизводства населения России все еще не обеспечивают простого замещения поколений, а в ближайшей перспективе на фоне неминуемого сокращения численности когорт репродуктивного возраста (особенно среди женщин), обусловленного спадом демографической волны, изменения ситуации в положительную сторону ожидать не следует. В настоящее время нельзя говорить о прекращении или приостановлении демографического кризиса на территории страны. На современном этапе демографического развития кризис, оставаясь на первый взгляд не таким видимым и ощутимым, приобрел более глубокий характер, проявляясь в негативных качественных преобразованиях различных структур населения. На первый план выходят следующие качественные преобразования в структурах населения: в возрастной – демографическое старение; в половой - гендерный дисбаланс; в структуре здоровья – рост инвалидизации и смертности от внешних причин, особенно среди трудоспособного населения; в брачной - старение брачности, распространение неформальных союзов и, как следствие, внебрачной рождаемости; в семейной – снижение репродуктивных установок, сокращение детности; в этнической – рост этнической напряженности.
Суженное воспроизводство населения, его качественные трансформации сближают Россию с большинством развитых стран мира, осуществивших демографический переход, вместе с тем специфической угрозой демографического развития для нашей страны становятся существенная региональная дифференциация протекания демографических процессов и их ярко выраженная неоднородность. В связи с этим особую важность с точки зрения грамотного государственного управления территориями представляет их демографическое районирование на основании показателей воспроизводства, различных типов структуры населения, характеристик миграции и других, то есть выявление территорий со сходными текущими параметрами и протеканием демографических процессов. Реализация данного подхода в системе государственного управления позволит выявлять закономерности развития и факторы, влияющие на характер демографических процессов в различных регионах страны, и в соответствии с ними выстраивать региональную демографическую и социально-экономическую политику.
Существует несколько способов сравнения демографического положения регионов, учитывающего параметры основных демографических процессов - рождаемости, смертности и миграции. Наиболее простой, но вместе с тем обладающий рядом серьезных недостатков способ – сопоставление территорий по частным показателям демографического развития. С его помощью можно сравнивать территориальные единицы по отдельным характеристикам, однако он не позволяет свести все демографические параметры воедино для демонстрации общей демографической ситуации. Еще один метод – сопоставление рейтингов, суммированных по каждому из указанных показателей. Как отмечает Л.Л. Рыбаковский, главный методологический изъян этого подхода заключается в отсутствии весов сравниваемых показателей. Все их рейтинги входят в общую сумму с одинаковыми весами [17, c. 82].
Третьим подходом, позволяющим осуществлять демографическое районирование территорий и обеспечивающим их сопоставимость, является метод конструирования интегральных индексных показателей, основанный на расчете единого интегрального показателя из нескольких частных.
В основу построения иерархической системы показателей легла классическая демографическая теория. При формировании исходного (априорного) набора частных критериев интегрального индекса количественных изменений в населении мы исходили из того, что количественные демографические изменения связаны, прежде всего, с изменением численности населения, которое напрямую зависит от масштабов естественного и миграционного движения [19, с. 27]. Естественный и миграционный прирост (убыль) представляет собой компоненты демографической динамики, так как формирует общий прирост (убыль) населения. В свою очередь, естественное движение определяется соотношением процессов смертности и рождаемости, которое наиболее наглядно отображает коэффициент депопуляции.