Файл: 1. Теоретикоправовые аспекты анализа реализации демографической политики в кнр и рф 7.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Качественные изменения в населении в отличие от количественных представляют собой трансформации различных структур населения (возрастной, половой, этнической) и его качественных характеристик (состояния здоровья, брачного поведения). Как было отмечено выше, в настоящее время они выражаются в процессе демографического старения населения, гендерной диспропорции, сверхсмертности населения от предотвратимых причин смерти, повышенной инвалидизации, распространении неформальных брачных союзов и т. д. Для расчета индексов количественных и качественных изменений в населении мы отобрали исходя из теоретических положений статистические показатели, которые и легли в их основу. В состав индекса количественных изменений в населении включены два субиндекса, характеризующие отдельные компоненты динамики численности населения: индексы депопуляции и механического движения.

В состав субиндекса качества половой структуры вошли показатели соотношения женщин и мужчин для всего населения и для населения репродуктивного возраста. Их выбор обусловлен тем, что от характера половой, как и возрастной, структуры зависит эффективное использование экономических и природных ресурсов, осуществление репродуктивных функций населением, формирование оборонного потенциала страны и т. д. Вторичное и третичное соотношение полов имеет большое значение при изучении качественных трансформаций населения, так как от них напрямую зависят частота и число браков, а тем самым и рождений, и, в результате, процесс воспроизводства населения в целом. Косвенно третичное соотношение полов влияет на распределение мужчин и женщин по видам деятельности, уровни их миграционной активности и др.

Предложенная в данной работе методика расчета интегральных индексов ИКлИН и ИКчИН позволяет осуществлять демографическое районирование регионов страны с трех позиций: во-первых, с количественной, характеризующей параметры естественного и миграционного движения, во-вторых, с качественной, отражающей структурные демографические трансформации, в-третьих, с точки зрения комплексного подхода, подразумевающего сочетание количественных и качественных демографических параметров. Методика базируется на доступной информации текущего статистического учета и данных всероссийских переписей населения, благодаря чему не возникает методологических сложностей в ее применении, а также она может использоваться и на уровне макрорегионов.



3.3. Апробация алгоритма оценки демографической политики на примере Московской области и Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй
Ключевым вопросом оценки результативности демографической политики многим экспертам представляется вопрос о том, какие изменения являются непосредственными результатами ее реализации. С другой стороны, процедура выявления конкретных мероприятий, приведших к положительным результатам демографической политики, разграничение и отделение друг от друга факторов и причин, приведших к конкретным последствиям, представляет собой задачу огромной сложности. А зачастую такая задача не может быть решена в принципе. В подобных условиях нам представляется приоритетной задача выявления демографических изменений, происходящих на территории, их масштабов, темпов, устойчивости и направленности. Необходимо фиксировать такие изменения как можно точнее, а затем в мониторинговом режиме анализировать взаимосвязь этих демографических трансформаций с реализуемой политикой в сфере воспроизводства населения, с другими направлениями социальной политики, с общими изменениями в социально-экономической обстановке и динамикой уровня жизни и т.д.

Проблема определения результативности демографической политики по сути своей сводится к нескольким основным моментам:

а) определение системы критериев демографической политики и на этой основе – цели демографической политики;

б) разработка системы измерителей результативности демографической политики для исследования самого процесса формирования желательного уровня явлений.

Конкретными критериями (индикаторами) результативности демографической политики на разных территориальных уровнях ее реализации должны быть разные наборы показателей, поскольку страна в целом, регион, уровень городских округов и муниципальных районов и уровень поселений и населенных пунктов в разной степени обеспечены детализированной информацией и имеют разные возможности расчета важных относительных показателей воспроизводства населения.

При разработке методики оценки результативности демографической политики будут выбраны и учтены показатели, наиболее адекватно характеризующие демографические процессы, что позволит корректно их использовать при анализе демографической ситуации на разных территориальных уровнях. Между тем, каждый субъект Российской Федерации уникален по многим, в том числе и геополитическим характеристикам:


а) географическому положению;

б) природным условиям и ресурсам;

в) хозяйственной освоенности и развитости экономики;

г) расселению и структуре населения.

При этом по определенным параметрам регионы могут быть сходны между собой и тем самым могут объединяться в те или иные типы территорий.

Сходство районов не умаляет их оригинальности, но позволяет, вычленяя с помощью типологизации и районирования общие черты, на основе этого разрабатывать единую стратегию демографического развития [27, с. 110].

При разработке методики оценки результативности демографической политики будут выделены типичные группы территорий Российской Федерации в зависимости от сложившейся в них демографической ситуации: а) регионы с низким демографическим потенциалом;

б) мегаполисы и крупные городские агломерации;

в) пограничные регионы, испытывающие миграционное давление со стороны соседних стран, северные районы России (регионы с противоположно направленной (восходящей и нисходящей) демографической динамикой).

Отсюда возникает необходимость сосредоточения внимания на типичных видах территорий, различающихся, главным образом, уровнем экономического развития и степенью демографического благополучия и, соответственно, необходимостью различного обоснования и формулировки целей демографической политики.

Методика оценки результативности демографической политики может строиться на существующих подходах к ее эффективности:

1) выявление собственно демографической эффективности, при которой оценивается степень достижения поставленных демографических целей (сокращение убыли населения, создание предпосылок для стабилизации численности населения, оптимизация возрастно-половой структуры, снижение смертности и рост продолжительности жизни, увеличение рождаемости и укрепление семьи, рационализация внутренней и внешней миграции и т.п.);

2) выявление экономической эффективности (изменение в численности, структуре и территориальном распределении трудовых ресурсов, изменение иждивенческой нагрузки, сокращение безработицы, сокращение экономических потерь от заболеваемости и преждевременной смертности и т.п.);

3) выявление социальной эффективности (повышение престижа семьи и детей в обществе, выравнивание условий для содержания и воспитания детей в семьях разных социальных групп и т.п.);


4) выявление гендерной эффективности (гендерная симметричность реализуемых мер, соблюдение принципа равных прав возможностей для мужчин и женщин и т.п.).

Ожидаемые результаты научного исследования позволят углубить существующую систему знаний о демографических процессах для целого ряда наук, особенно демографии, социологии и их смежных отраслей, а также будут способствовать совершенствованию понятийного аппарата и методик анализа государственной демографической политики, дальнейшему развитию научных исследований в данной предметной области.

Разработка и обоснование методики оценки результативности демографической политики позволит восполнить пробел, заключающийся в недостаточной проработке вопросов оценки программ и проектов демографического развития, мероприятий в сфере демографической политики с учетом территориального многообразия регионов России и в зависимости от сложившейся в них демографической ситуации, ее влияния на демографическое поведение населения, дифференциации этой результативности по разным категориям населения и семей, типам регионов. Это, в свою очередь, послужит предпосылкой реконструирования системы управленческих технологий в демографической политике КНР и РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышеизложенного исследования, на наш взгляд, представляется возможным сделать следующие выводы:

Нынешнее состояние семьи и населения в России и Китае является результатом действия многих факторов - социокультурного, экономического и др., но доминирующим является социокультурный.

Ведущей идеей китайской традиционной культуры является «единство человека и неба», в котором главное место занимает человек как активно действующий субъект. В то же время по причине отсталого способа производства, в котором господствующее положение занимает сельское хозяйство, сохраняется действие социокультурных норм многодетности, важным элементом которых является убеждение, что «больше людей - больше силы», уважение сильного пола. Сохранение основ семейного производства наряду с действием социальных норм многодетности является той основой, которая способствовала функционированию сильной потребности в детях у китайских семей на протяжении всего XX века.

Говоря о культуре России, невозможно отрицать тот факт, что христианство оставило глубокий след в русских традициях, определяя до недавнего времени особенности семейного и репродуктивного поведения большинства населения, для которого, как и в Китае, были свойственны ранняя и всеобщая брач-ность, стремление к многодетности и предпочтение сыновей. Однако в отличие от Китая традиционная культура в России подверглась ускоренной коррозии и размыванию под влиянием социально-экономических преобразований, вследствие чего семейное и демографическое поведение населения определяется в настоящее время уже социальными нормами малодетности.