Файл: 1. Теоретикоправовые аспекты анализа реализации демографической политики в кнр и рф 7.doc
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Каждая китайская семья имеет право родить одного ребёнка. Государство ввело столь строгие ограничения, дабы избежать перенаселения и истощения природных ресурсов. Исключения составляют ситуации, где каждый родитель сам является единственным ребёнком в семье. В этом случае у семьи есть право родить второго ребёнка. Сельским жителям так же допускается иметь не более двоих детей. В случае нарушения, родителей ждёт крупный денежный штраф, равный сумме годового дохода.
В противоречие с осуществлением политики однодетной семьи вступает и введение системы производственной ответственности. Закрепление отдельных участков земли за отдельными семьями способствует заинтересованности крестьян в увеличении размеров семьи, особенно за счет мужских рабочих рук. При таких формах организации сельскохозяйственного производства рост материального благосостояния создает условия для содержания большего количества детей, что приводит к закреплению традиций многодетности, характерных для Китая. В китайской печати признается, что система производственной ответственности «нанесла удар по планированию рождаемости».
Исходя из трудностей, обусловленными высоким уровнем рождаемости и быстрыми темпами естественного прироста, демографическая политика КНР ставит перед собой следующие цели:
- обеспечение населения жильем;
- обеспечение населения жизненно важным продовольствием;
- наведение порядка в области трудовой занятости населения;
- расширение масштаба услуг социального страхования.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что реализация демографической политики в КНР происходит сообща с реализацией социальной политики. Безусловно, государство КНР, для стабилизации уровня рождаемости вводит и ограничительные меры, такие как: введение системы производственной ответственности, денежные штрафы и другие.
Подводя итог данному параграфу, отметим, что демографическая политика РФ и КНР, принципы и цели их реализации кардинально отличаются. Главным образом, это связано с существующими показателями рождаемости в данных странах, территориальными масштабами, возможностями бюджетной политики в области жизнеобеспечения населения.
1.2. Демографическая ситуация в стране как показатель реализации демографической политики
Демографическую политику, исходя из конкретных интересов страны, в той или иной мере проводят все государства, РФ не исключение. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года» (далее – Концепция) определяет основные ориентиры демографической политики в стране на ближайшую перспективу, где задекларировано, что «…демографическая политика РФ направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране…» [4].
Исходя из общей цели демографической политики целесообразно все инструменты, влияющие на демографические процессы в обществе, условно разделить по трем основным направлениям:
1) инструменты стимулирования рождаемости;
2) инструменты стимулирования здоровья граждан, направленные на укрепление здоровья и снижение смертности;
3) инструменты сбалансированности миграционных процессов.
Анализ существующих федеральных инструментов демографической политики позволит предложить и внедрить новые инструменты, которые приведут к достижению ожидаемых результатов демографической политики РФ на период до 2025 года.
Инструменты демографической политики Российской Федерации можно разделить на системные группы, в зависимости от направлений специфики их влияния:
1) Финансово-экономические;
2) Организационные;
3) Хозяйственные;
4) Мотивационные;
5) Нормативно-правовые.
Федеральные инструменты демографической политики закреплены достаточно большим количеством нормативных правовых актов, к которым относятся Указы Президента РФ, Постановления и Распоряжения Правительства РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и множество федеральных законов. В дальнейшем, согласно Концепции, планируется усовершенствовать законодательство РФ «…в сфере семейного, налогового и жилищного права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, миграционной политики с учетом мер по реализации демографической политики, общепризнанных норм международного права и международных обязательств РФ, направленных на создание системы экономических стимулов для населения в сфере демографического развития…», в том числе за счет внедрения новых федеральных инструментов демографической политики.
В таблице 1.2.2 рассмотрим инструменты демографической политики РФ, целью которых выступает повышение уровня рождаемости.
Таблица 1.2.2
Инструменты демографической политики РФ, направленные на повышение уровня рождаемости
Инструменты | Семьи с одним ребенком | Семьи с двумя детьми | Семьи с тремя детьми и > | Семьи с детьми-инвалидами | |||
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ: -государственные пособия | + | + | + | + | |||
| ++ | ++ | + | + | |||
-материнский капитал | + | + | | + | |||
-налоговые льготы | + | + | ++ | + | |||
-субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг | + | + | ++ | ++ | |||
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ: -ипотечные каникулы | | | + | | |||
-предоставление бесплатного питания | + | + | + | + | |||
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ: -льготная ипотека | + | + | ++ | ++ | |||
-бесплатные земельные участки | + | + | ++ | ++ | |||
-льготный семейный автомобиль | | + | + | | |||
МОТИВАЦИОННЫЕ: | | | | | |||
-предоставление дополнительных отпусков | + | + | + | + | |||
НОРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ: | | | | | |||
-льготная пенсия | | + | + | + |
Анализ действующих федеральных инструментов демографической политики РФ позволяет сделать следующие выводы:
1) федеральные инструменты, влияющим на демографические процессы в обществе, ориентированы не только на граждан РФ, но и на иностранных граждан (соотечественников, переселенцев, беженцев);
2) федеральные инструменты стимулирования рождаемости, урегулированные нормами права, направлены на семьи с детьми, при этом большее количество инструментов предназначено для семей с тремя и более детьми, а также для семей с детьми-инвалидами. К основным инструментам для семей с тремя и более детьми относят: финансово-экономические (государственные пособия, налоговые льготы, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг), организационные (организацию ипотечных каникул, организацию предоставления бесплатного питания, организацию дополнительной социальной поддержки и социальных услуг), хозяйственные (предоставление бесплатных земельных участков, льготную ипотеку и льготный семейный автомобиль), информационно-мотивационные (дополнительные отпуска), нормативно-правовые (льготная пенсия). К основным инструментам для семей с детьми-инвалидами относят: финансово-экономические (государственные пособия, материнский капитал, налоговые льготы, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг), организационные (организацию предоставления бесплатного питания и организацию дополнительной социальной поддержки и социальных услуг), хозяйственные (предоставление бесплатных земельных участков и льготную ипотеку), информационно-мотивационные (дополнительные отпуска), нормативно-правовые (льготная пенсия). Для семей с детьми-инвалидами и семей с тремя и более детьми большее количество федеральных инструментов приходится на финансово-экономические и хозяйственные инструменты;
3) федеральные инструменты стимулирования здоровья граждан ориентированы на всех граждан РФ независимо от трудоспособности, но для лиц старшего поколения, несовершеннолетних и инвалидов предусмотрено большее количество инструментов по причине того, что они как незащищенные слои населения нуждаются в большей законодательной поддержке со стороны государства. Большее количество федеральных инструментов для лиц старшего поколения, несовершеннолетних и инвалидов, в отличие от трудоспособных граждан, в первую очередь приходится на выплату государственных пособий, организацию бесплатной медицинской и лекарственной помощи, санаторно-курортное лечение, разработку и реализацию программ формирования здорового образа жизни и программ реабилитации. Только для инвалидов используется также специальный инструмент - обеспечение техническими и иными средствами реабилитации. Для несовершеннолетних преобладают организационные, мотивационные и нормативно-правовые инструменты, а для лиц старшего поколения и инвалидов - финансово-экономические и хозяйственные инструменты;