Файл: Организация работы органов социальной защиты населения с общественностью.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 1346

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Работа органов социальной защиты населения с общественностью


Участие граждан в работе органов социальной защиты населения — объективная закономерность и важнейшее условие дальнейшего совершенствования деятельности этих органов, Как правило, принимают участие в работе Управления социальной защиты населения города или района бывшие работники учреждений социальной защиты, ныне пенсионеры, находящиеся на заслуженном отдыхе, а также инвалиды, проживающие в городе или районе. Это граждане, которые болеют душой за свой город или район, хотят помочь жителям-пенсионерам, а также работникам, которые претворяют в жизнь политику нашего государства в области социальной защиты населения. В районных (городских) органах социальной защиты населения образуются общественные Советы, которые планируют свою работу и в основном оказывают помощь в период массовых перерасчетов пенсий, работают на консультационных пунктах, оказывают населению правовую помощь, помощь в истребовании необходимых документов для назначения пенсий, помотают разрешать жалобы, готовят ответы на письма граждан, оказывают посильную помощь одиноко проживающим гражданам, организуют помощь гражданам, проживающим в домах для престарелых и инвалидов.

Большую помощь добровольцы-общественники оказывают Отделу по труду и социальному развитию управления социальной защиты населения города или района. Так, из числа пенсионеров - инвалидов образуется комиссия, которая работает на общественных началах. Состав комиссии, как правило, 7—11 человек, возглавляет комиссию председатель, заседает комиссия один раз в месяц и решает вопросы, связанные с очередностью получения транспортных средств, с их списанием, капитальным ремонтом, с продажей автомобилей, бывших в употреблении. В учреждениях и организациях социальной защиты населения организуется касса взаимопомощи пенсионеров.
Касса взаимопомощи при районных (городских) отделах социальной защиты населения является добровольной, самостоятельной организацией, которая создается с целью оказания помощи пенсионерам путем выдачи возвратных денежных ссуд и безвозвратных пособий. Касса создается по решению районных или городских отделов. Сначала формируется инициативная группа, которая выявляет пенсионеров, желающих вступить в кассу взаимопомощи. Если набирается не меньше 50 человек, инициативная группа созывает общее собрание этих пенсионеров, где утверждается Устав и избирается правление кассы. Члены кассы взаимопомощи уплачивают вступительный взнос, обычно в размере одного процента от пенсии, и получают членскую книжку.  Органом управления является общее собрание. Оно собирается не реже одного раза в год и считается правомочным при наличии двух или трех членов кассы. Правление кассы избирается на собрании в составе пяти— девяти человек сроком на два года. Из этого состава избирается председатель, секретарь, казначей. Правление утверждает бухгалтера кассы.


Из кассы взаимопомощи пенсионеры получают:

1.Долгосрочные ссуды (они выдаются тем, кто состоит членом не менее трех месяцев).

2. Краткосрочные ссуды.

3. Безвозвратные пособия (они выдаются тем, кто состоит в кассе не менее одного года и остро нуждается в помощи).

Заявление о выдаче ссуды рассматривается не позже десяти дней после подачи заявления. При решении вопроса о размере ссуды учитывается:

Степень нуждаемости члена кассы.

2. Стаж пребывания в этой кассе.

3. Своевременность уплаты членских взносов: ежемесячно упла-чиваются членские взносы, которые возвращаются в случае выхода пенсионера из кассы.

Большую помощь добровольцы-общественники оказывают в работе с письменными обращениями граждан, особенно в рассмотрении жалоб. Они, выходя на дом, оказывают по возможности моральную, психологическую помощь и поддержку нуждающимся, а также оказывают помощь в истребовании необходимых документов для назначения пенсий, пособий, оказания материальной помощи, помещения в дом-интернат для престарелых и инвалидов, организации помощи на дому социальными работниками. Поле деятельности для общественности на ниве социальной защиты населения неизмеримо велико.


2.2  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СО СЛУЖБОЙ ЗАНЯТОСТИ


Деятельность территориальных органов по обеспечению социальной защиты незанятого населения сводится к трудоустройству населения, профессиональной подготовке безработных и профориентационной работе, организации общественных работ, содействию малому предпринимательству и самозанятости населения, поддержке рабочих мест и работников, находящихся под риском увольнения, территориальному перераспределению рабочей силы и материальной поддержке безработных.

Для успешного функционирования системы профессионального обучения безработных граждан, восстановления их социального статуса, роста адаптивных возможностей и способностей крайне важны социальное партнерство, постоянный диалог службы занятости с работодателями, образовательными учреждениями, органами исполнительной власти, общественными организациями и др. 

Одно из самых важных направлений сотрудничества службы занятости и органов социальной защиты населения – это трудоустройство людей с ограниченными возможностями. 



Механизм трудоустройства основан на адресной поддержке трудоустройства гражданина путем консолидации на ней скоординированных усилий органов социальной защиты населения, образовательных учреждений, службы занятости, бюро медико-социальной экспертизы. Основой межведомственного взаимодействия при поддерживаемом трудоустройстве для граждан, признанных инвалидами в установленном законодательством порядке, является индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР). 

На конкретном этапе организации трудоустройства гражданин может направляться для получения профессиональных навыков в учреждения начального и среднего профессионального образования. При прохождении обучения в этих учреждениях лицу с ограничениями жизнедеятельности силами службы социально-трудового сопровождения обеспечивается необходимая социальная поддержка.

Практический опыт показывает, что непосредственное (физическое) сопровождение социальным работником нуждающегося в этом лица может длиться в течение определенного периода времени и заканчивается, когда сопровождаемый работник и работодатель, трудовой коллектив адаптировались друг к другу. Однако некоторые люди в силу значительного затруднения взаимодействия с внешним миром нуждаются в постоянном сопровождении.

Трудоустройство людей с ограниченными возможностями осуществляется на следующих принципах:

Общественно-полезный труд в сочетании с лечебно-оздоровительными мероприятиями по восстановлению здоровья и тру­доспособности.

В соответствии с рекомендациями МСЭК.

При участии предприятий, профсоюзов, органов здравоохра­нения, общественных органов и контроля со стороны органов со­циальной защиты населения.

Обучение, переобучение инвалидов, создание специальных
условий и режима труда.

Существуют следующие формы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями: 

1. На обычных предприятиях. На них трудоустраивают, как пра­вило, инвалидов III группы и престарелых. Здесь могут приме­няться неполная рабочая неделя

или неполный рабочий день.

2. На специализированных предприятиях, цехах, участках. На таких предприятиях работают как правило, инвалиды I и II
групп, страдающие тяжелыми заболеваниями (туберкулезом, нервно-психическими заболеваниями). Здесь создаются благоприятные условия труда (отсутствие шума, повы­шенная влажность воздуха и т.д.). Уменьшаются нормы выработ­ки, устанавливается сокращенный рабочий день, дополнительные перерывы, отпуск не менее 24 рабочих дней.


3. Работа на дому. Это самая перспективная форма трудоустрой­ства инвалидов, особенно для инвалидов I и II групп. Предприя­тие заключает договор, поставляет сырье, материалы, забирает готовую продукцию. 

4. Индивидуально-трудовая деятельность. Органы социальной за­
щиты населения должны помогать в оформлении документов на
занятие этим видом деятельности.

Таким образом, в процессе организации трудоустройства лиц с ограниченными возможностями осуществляется оперативное взаимодействие службы занятости и социальных служб, обеспечивающих соответствующее сопровождение граждан, нуждающихся в этом.

Не менее важное направление взаимодействия службы занятости с органами социальной защиты населения – это работа с лицами без определенного места жительства.

Исследования показывают, что подавляющее число лиц без определенного места жительства и занятий являются гражданами трудоспособного возраста (от 18 до 60 лет), и лишь незначительная часть относится к лицам пенсионного возраста или инвалидам.

Учреждения социальной помощи проводят с лицами без определенного места жительства работу по следующим направлениям:

Социальная адаптация граждан;

консультация граждан по вопросам получения документов, удостоверяющих личность и регистрацию по месту жительства или пребывания;

приглашение работников службы занятости для разъяснения данной категории граждан порядка трудоустройства, а также положений законодательства РФ о занятости населения.

Учреждения социальной помощи производят предварительный отбор граждан, готовых приступить к трудовой деятельности, и сообщают органам службы занятости информацию о данной категории граждан.

В свою очередь органы службы занятости:
1.на основании полученной информации ведут предварительный подбор рабочих мест для граждан, готовых приступить к трудовой деятельности;

2. регистрируют обращающихся в службу занятости граждан данной категории и оказывают им помощь в обеспечении занятости;

3. оказывают услуги по профессиональной ориентации и консультируют по вопросам выбора работы, режима труда, возможности обучения;

4. оказывают содействие в развитии рабочих мест при учреждениях социальной помощи для данной категории граждан.


Органы службы занятости информируют учреждения социальной помощи о работе, проводимой по трудоустройству и профессиональному обучению данной категории граждан.

Таким образом, основная деятельность по оказанию социально-трудовой поддержки лицам без определенного места жительства осуществляемая органами службы занятости при взаимодействии с органами социальной защиты населения направлена на:

Привлечение трудоспособных граждан указанной категории к общественным и временным работам (благоустройство территорий, работа на стройках, уборка и сортировка мусора), на предприятия городов, в том числе на вакантные штатные должности в самих учреждениях социальной помощи. 

Проведение сотрудниками территориальных органов службы занятости консультаций с выездом в социальные учреждения для лиц без определённого места жительства по вопросам их прав в области занятости.

Распространение информации о предприятиях города, предоставляющих рабочие места для трудоустройства лиц без определенного места жительства в местах их нахождения, регулярная публикация этих сведений в газетах, типа «Биржа труда», и распространение их в учреждениях социальной помощи.

В наибольшей степени трудовая адаптация бездомных актуальна для лиц «средних» возрастных групп, с одной стороны, имеющих возможность полноценно работать, но с другой стороны, с точки зрения работодателей, не имеющих трудовых перспектив вследствие приближения к пенсионному возрасту. Кроме того, важно отметить, что для лиц младших возрастных групп этой категории лиц важно создать долгосрочные предпосылки для реализации их способностей к трудовой деятельности. В то же время для лиц старших возрастных групп важнее создать предпосылки для стабильных заработков и социального обустройства.

Проблема социально-трудовой адаптации этой группы лиц заключается в том, что данная категория граждан не всегда обращается в службу занятости, предпочитая либо вообще не заниматься общественно-полезным трудом, либо решать проблему трудоустройства, не прибегая к помощи данной службы. 

Однако в настоящее время бездомные самостоятельно не могут трудоустроиться официально (легально). Это обусловлено тем, что в перечне документов, которые в соответствии со ст.65 Трудового кодекса РФ необходимы для трудоустройства, указаны документы, которые не могут быть получены бездомными.

Не имея возможности легально трудиться, бездомные вынуждены работать без официального оформления трудовых отношений – нелегально. Это создает почву для их эксплуатации со стороны работодателей.