Файл: Прогулка 1 Наблюдение за сезонными изменениями в природе Цел.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Сентябрь

Наблюдение за трудом почтальонаЦели:закреплять конкретные представления о сезонных изменениях в природе;формировать представления о труде почтальона;—        воспитывать интерес и уважение к работе взрослых.Ход наблюденияВоспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. Ходит человек везде С толстой сумкой на ремне. (Почтальон.)Для чего нужна такая профессия?Какая у него сумка?Что в ней лежит?Трудовая деятельностьСбор мусора на участке в определенное место. Цели: - научить работать сообща, добиваться выполнения дела общими усилиями;воспитывать чувство взаимопомощи.Подвижные игры«Листопад».Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга.«Беги к тому, что назову». Цели: - учить быстро бегать по сигналу воспитателя;закреплять название деревьев.Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят.Индивидуальная работаРазвитие движений. Цель: создавать эмоциональный настрой от прогулки.

Прогулка   16 Наблюдение за березой и рябиной осеньюЦели:учить проводить сравнительный анализ внешнего вида деревьев (сходство и различия);закреплять представления о характерных особенностях деревьев, условиях, необходимых для роста дерева.Ход наблюденияВоспитатель задает детям вопросы.Какие деревья вам уже знакомы?Какие характерные особенности березы вы знаете?Какие характерные особенности рябины вы знаете?Что общего есть у этих деревьев?Какие условия необходимы для их роста?Трудовая деятельностьСбор листьев на участке.Цель: учить совместным трудовым действиям, работать дружно помогая друг другу.Подвижные игры«Догони самолет».Цель: учить быстро бегать по сигналу воспитателя, не оглядываясь назад.«Великаны — карлики».Цель: учить чередовать ходьбу мелкими и широкими шагами.Индивидуальная работаРазвитие движений. Цели: - улучшать технику бега;формировать естественность, легкость, энергичные движений.

Прогулка 4 Наблюдение за погодойЦели:—        продолжать расширять и углублять представления о солнце в зимних условиях;—        формировать интерес к неживым объектам природы.Ход наблюденияГде ты, солнце, в самом деле?Мы совсем окоченели.Без тебя вода замерзла,Без тебя земля промерзла.Выйди, солнышко, скорей!Приласкай и обогрей!Избу осветило, всех развеселило.Воспитатель задает детям вопросы.Какое сегодня солнце?Каждый ли день мы видим солнце?На что оно похоже?Зимой солнышко выходит позже, а прячется раньше. Оно светит, но не греет.Трудовая деятельностьСгребание снега на участке в определенное место; расчистка дорожки, ведущей к березе и рябине.Цель: учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.Подвижные игры«Найди свой домик», «Утята».Цель: учить впрыгивать в круг и выпрыгивать по команде, находить свои «домики».Индивидуальная работа«С вала на вал». Цель: учить прыгать с вала на вал, развивать равновесие.

Прогулка 6Наблюдение за синичкойЦели: - расширять представления детей о внешнем виде синички, ее  повадках, среде обитания;воспитывать заботу о зимующих птицах.Ход наблюденияСиничка кричит «синь-синь-синь».Угадай, какая птица —Бойкая, задорная,Ловкая, проворная?Звонко телькает: «Тель-тель!Как хорош осенний день!»Воспитатель задает детям вопросы.Как выглядит синичка?Как передвигается?Чем она питается?Где зимует?Как она кричит?Оперение синички яркое и красивое, кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам и веткам деревьев. Осенью синички собираются в стаи, облетают сады и парки. В садах они клюют спелые яблоки, ягоды боярышника и барбариса. В ноябре люди отмечают «Синичкин день» — укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки несоленого сала. В народе говорят: «Не велика птичка синичка, а и то свой праздник знает».Трудовая деятельностьЗакрепление на ветках деревьев самодельных кормушек, кормление птиц хлебными крошками.Цель: привлекать детей к подкормке зимующих птиц.Подвижные игры:  «Самолеты», «Ловишки».Цели: - упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга;—        воспитывать ловкость и выносливость.  Индивидуальная работа:  Развитие движений. Цель: упражнять в прыжках на месте на двух ногах (20 прыжков 2—3 раза в чередовании с ходьбой).



Ход наблюдения

Вырасту — буду летчиком смелым.

Нет для мальчишки лучшего дела!

Воспитатель загадывает детям загадки, задает вопросы.

Летит птица-небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит. (Самолет.)

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полет

Наш российский ... (вертолет).

Какие виды транспорта вы знаете?

Что относится к воздушному транспорту?

Чем похожи между собой самолет и вертолет?

Чем они отличаются?

Какое их назначение? (Перевозка грузов, пассажиров.)

Кто обслуживает воздушный транспорт? (Пилоты, штурманы,
механики.)

Отметить, что самолет поднимается высоко под облака, а вертолет летит значительно ниже.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожки после снегопада.

Цель: закреплять умение работать сообща, радоваться результате \ своего труда.

Подвижные игры

«У оленя дом большой».

Цель: закреплять умение соотносить движение с текстом. «Самолеты».

Цель: развивать умение быстро действовать по сигналу, быстрот внимание.

Индивидуальная работа

Ходьба между линиями (10—15 см).

Цель: развивать и совершенствовать двигательную активность.



Прогулка 7

Наблюдение за ветром

Цель: учить определять наличие и направление ветра.

Ход наблюдения

Ветер-ветерцо, Не дуй мне в лицо, А дуй мне в спину, Чтоб идти было в силу.

Воспитатель задает детям вопросы.

Есть ли ветер?

Откуда дует ветер?

• Почему против ветра идти тяжело, а по ветру легче?

Трудовая деятельность

Сооружение горки для кукол, прихлопывая снег лопаткой.

Цель: учить работать сообща, получать радость от выполненного •груда и его результата.

Подвижные игры

«Кони», «Лягушки».

Цели:

учить внимательно слушать команду воспитателя;

развивать внимание;

следить за правильностью выполнения заданий.

Индивидуальная работа

«Не наскочи».

Цель: учить спускаться с горки на лыжах, не задевая положенную на склоне шишку.







Прогулка 8

Наблюдение в птичьем парке

Цели:  - закреплять представление о птичьем мире;

упражнять в узнавании птиц по описанию.

Ход наблюдения

На свободном участке разместить на ветках деревьев и кустарников плоскостные изображения птиц (воробей, ворона, сорока, синичка, снегирь).


Перед выходом на прогулку воспитатель объявляет, что сегодня они пойдут в парк. В парке очень много птиц, которые остаются у нас зимовать.

Обратить внимание детей, что птички не живые, а вырезаны из картона и разукрашены как настоящие. Поэтому мы не слышим голоса птиц, но вы сами будете имитировать голоса, распознав их.

Воспитатель загадывает детям загадки.

На суку сижу,      Кар-кар! — кричу. (Ворона.)

Чик-чирик!           С ветки прыг!

Клюй, не робей.    Кто это? (Воробей.)

Какую песенку поет воробей? Найдите плоскостное изображение воробья на ветке дерева или кустарника и назовите, на каком Дереве он сидел.

Эта хищница болтлива,      Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,           А зовут ее... (сорока).

Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь.)

Дети находят этих птиц после отгадки загадок. Вот какие вы внимательные: знаете всех птиц и правильно назвали деревья и кустарники, на которых они сидели.

Трудовая деятельность: Постройки из снега на участке.

Цели:  - учить помогать воспитателю в постройке из снега; - воспитывать дружеские взаимоотношения.

Подвижная игра: «Два мороза».

Цель: прививать умение выполнять характерные движения согласно тексту.

Индивидуальная работа:   Движение «змейкой».

Цель: учить двигаться «змейкой» друг за другом.



Прогулка 9

Наблюдение за птичьими следами на снегу

Цели:

расширять знания о зимующих птицах, узнавать по следу, какой птице он принадлежит;

воспитывать наблюдательность и внимание.

Ход наблюдения

Мы снова пришли с вами в птичью столовую. Сегодня мы будем следопытами: определим, какой птице какие следы принадлежат. Обратите внимание, на снегу множество следов: маленькие, средние и большие.

Как вы думаете, самые маленькие следы кто оставил на снегу? Конечно, они принадлежат самым маленьким птицам — воробью или синичке. А эти побольше. Как вы думаете, кто мог оставить такие вот следы? Ну, конечно же, они принадлежат сороке-белобоке.

А эти большие. Наверное, здесь ходила крупная птица, потому что снег под ней немного провалился. А кому они принадлежат? Правильно, вороне. Вот, ребята, не увидев птиц, можно определить по следам, кто прилетал в птичью столовую.

Трудовая деятельность

Постройка снежной горки.

Цель: воспитывать любовь к труду и дружеские взаимоотношения.

Подвижные игры

«Ворона — воробей».

 Цели: - внимательно слушать воспитателя и выполнять действия по команде;

упражнять ориентироваться в пространстве;

—        воспитывать дружеские взаимоотношения.
«Лохматый пес».

Цель: продолжать учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.

Индивидуальная работа

«Попади комом снега в цель».

Цель: развивать глазомер и силу броска.





Прогулка   10

Наблюдение за вороной

Цели:-

—        продолжать знакомить с вороной;

углублять знания о ее обитании, внешнем виде, питании, размножении;

воспитывать гуманные чувства к птицам, желание заботиться о них.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

И зовут ее ... (ворона).

Какие у вороны клюв, хвост, крылья?

Эта птица улетает в теплые края или нет?

Чем питается?

 Как высиживает птенцов? Где?

Где живет?

Есть ли у нее враги?

Трудовая деятельность

Расчистка от снега и мусора дорожек на участке. Цель: воспитывать трудолюбие, коммуникабельность, учить работать сообща.

Подвижные игры

«Вороны».

Цель: учить прыгать на двух ногах, бегать в разных направлениях, четко и правильно произносить текст. «Перелетные птицы». Цели:

учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки;

влезать на свободное место, уступая друг другу;

слезать до конца, не спрыгивая.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: отрабатывать бег «змейкой», обегая поставленные в ряд предметы.


Прогулка 11

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели:

  • формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает);

  • учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.

Ход наблюдения

Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый! Вот о чем всю ночь свистел За моим окошком ветер! Он про снег сказать хотел И про то, что зиму встретил. Нарядилась и рябинка В белый праздничный наряд, Только гроздья на вершине Ярче прежнего горят.

Воспитатель загадывает детям загадки, рассказывает о при­метах.

  • Текло, текло и под стекло легло. (Вода.)

  • Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.)

  • Декабрь год кончает — зиму начинает.

  • Теплая зима к холодному лету.

  • Солнце летом греет, а зимой морозит.

Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью. Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки
деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза. День становится короче, а ночь длиннее.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • За каким месяцем идет декабрь?

  • К какому времени года относится ноябрь?

♦ Как изменился общий вид участка по сравнению с осе­нью?

♦ Зачем засыпают корни деревьев снегом?

♦ Как одеваются люди зимой и осенью?

Трудовая деятельность

Засыпка корней деревьев снегом.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

Подвижные игры

«Попади в обруч», «Парный бег».

Цель: продолжать учить бегать парами, кидать снежки в Цель.

Индивидуальная работа

Упражнения на скольжение.

Цель: учить с разбега скользить по ледяным дорожкам.



Прогулка 12

Наблюдение за птицами зимой

Цель:

  • формировать представление о жизни птиц зимой;

  • воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя при­знаки живого.

Ход наблюдения

Не видно в лесу тропинок,

В тулупах кусты стоят.

Уснувших жуков и личинок

Укрыл под корой снегопад.

Лети же, пичуга, к людям

И прячься скорей за окном,

А мы кормить тебя будем

Крошками хлеба, пшеном.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Каких птиц вы видите зимой около своего дома?

  • Почему они прилетают к жилью человека?

  • Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?

  • Почему зимующих птиц надо подкармливать?

  • Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?

  • Какой корм они охотнее поедают?

  • Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?

  • Есть ли кормушка возле вашего дома?

Трудовая деятельность

Очистка участка младших дошкольников от снега.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.

Подвижные игры

«Ловкая пара».

Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата. «Попади в цель».

Цель: учить следить за направлением летящего предмета, рассчитать и выполнить движения.

Индивидуальная работа

Метание снежков вдаль и в цель.

Цель: развивать координацию движений.


Прогулка 1 3

Наблюдение за состоянием природы

Цели:

— учить видеть прекрасное, различать характерные при­меты зимы, узнавать их в литературных текстах, сти­хотворениях;

— закреплять умения воспринимать описание узоров на окне.

Ход наблюдения

Удивительный художник у окошка побывал, Удивительный художник нам окно разрисовал: Пальмы, папоротники, клены — на окошке лес густой. Только белый, не зеленый, весь блестящий, не простой. На стекле цветы и листья — все искрится, все бело. Но без красок и без кисти разрисовано стекло. Замечательный художник у окошка побывал. Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз.)

За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах и в солнечный день и в пас­мурный.

Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их ри­сует мороз? Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в крис­таллы льда, соединяются друг с другом. Льдинки группи­руются на неровностях, на еле заметных царапинах стекла, и постепенно вырастает на окне ледяной сад с необычными Цветами.

Трудовая деятельность

Заливка цветной водой постройки на участке.

Цель: формировать навыки работы в коллективе.

Подвижные игры

«Не оставайся на полу», «Встречные перебежки».

Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкива­ясь на товарища.

Индивидуальная работа

Ходьба на лыжах.

Цель: учить выполнять повороты на месте и в движении, подниматься на горку лесенкой и спускаться с нее в низкой стойке.







Прогулка 14

Наблюдение за тополем

Цель:формировать представления о зимнем тополе, о том, как можно помочь ему пережить холодную зиму.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Что делают зимой деревья?

  • Хорошо им или плохо зимой?

  • Как мы можем помочь пережить холодную зиму?

  • В каком состоянии находятся деревья зимой?

Оказывается, холодный сезон является для растения за­сушливым периодом: корни получают очень мало воды. Ли­стья же продолжают ее испарять. Осенний листопад помога­ет выжить растению. Сбрасывая листву, деревья впадают в глубокий зимний сон. Листопад — старение и опадение лис­тьев накануне зимы.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожки к дереву, украшение ее, утепление ство­ла у корней снежным покровом.

Цель: учить заботиться о растениях.

Подвижные игры

«Два мороза», «Кони».

Цели:

— учить выполнять характерные движения по содержа­нию игры;

— развивать ловкость, быстроту.

Индивидуальная работа

«Кто дальше?».

Цель: упражнять в метании снежков правой и левой ру­кой в определенном направлении.

Прогулка 15

Наблюдение за работой дворника

Цели:

  • продолжать наблюдение за работой дворника;

  • совершенствовать словарный запас;

  • формировать стремление к порядку и чистоте;

— прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Что делает дворник на участке детского сада зимой?

  • Какие орудия труда нужны дворнику в это время года?

  • Как может дворник помочь деревьям зимой?

Первый зимний снежок Белым пухом лежит. Первый легкий мороз веселит и бодрит.

Трудовая деятельность

Сбор снега для постройки горки для куклы.

Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения зада­ния общими усилиями.

Подвижные игры

«Два мороза», «Мы веселые ребята».

Цель: учить четко, проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа

Закрепление навыков ходьбы на лыжах.

Цель: учить спускаться с горки.





Прогулка 16

Наблюдение за синицей

Цели:

  • продолжать вызывать интерес к пернатым;

  • знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-тень!

Как хорош весенний день!» (Синица.)

Синица расписная свистит, не уставая.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

  • Что это за птица?

  • Как она выглядит и какого она цвета?

  • Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?

  • Чем питаются синицы?

  • Как люди заботятся о них?

  • Какую пользу синицы приносят?

♦Когда отмечают «синичкин» день? (В ноябре.) В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».

Трудовая деятельность

Очистка дорожек от льда и снега.

Цели:

  • закреплять навыки работы с лопатой;

  • воспитывать настойчивость, самостоятельность.

Подвижные игры

«Ловишки с мячом».

Цель: передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов. «Кати в цель».

Цель: развивать координацию движений.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижени­ем вперед на расстояние 2—3 м.






Прогулка 17

Наблюдение за маршрутным такси

Цель: формировать представления о роли маршрутного так­си, его назначении для людей.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какие виды легковых автомобилей вы знаете?

  • Для чего нужны такси?

  • Чем отличается маршрутное такси от других автомоби­лей?

Трудовая деятельность

Сгребание снега на участке под деревья.

Цель: воспитывать бережное отношение к природе.

Подвижная игра

«Снежная карусель».

Цель: упражнять в ориентировке на местности.

Индивидуальная работа

Прыжки на одной ноге.

Цель: учить энергично отталкиваться и правильно при­земляться.




Прогулка 18

Наблюдение за домашними животными зимой

Цели:

— закреплять знания о жизни домашних животных в зим­нее время года;

- формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище).

Ход наблюдения

Домашних животных я очень люблю:

Кормлю, берегу и ласкаю.

Собаку и кошку, козу и свинью

Друзьями своими считаю.

Помощники наши — корова, баран

И конь вороной темногривый

Живут с нами рядом, привязаны к нам,

Доверчивы, миролюбивы.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Каких домашних животных вы знаете?

♦ Как изменилась жизнь домашних животных с наступ­лением зимы?

  • Почему животных перестали выгонять на пастбища?

  • Как люди ухаживают за домашними животными?

♦ Расскажите о своих наблюдениях за жизнью домашних животных зимой.

♦ Сравните, как живут зимой домашние и дикие животные.

  • Чем отличается жизнь домашних животных от диких в зимнее время?

  • Почему люди разводят домашних животных и заботли­во к ним относятся?

Трудовая деятельность

Расчистка дорожки к кормушке.

Цель: совершенствовать умения пользоваться лопатой для Уборки снега.

  • Чем отличается жизнь домашних животных от диких в зимнее время?

  • Почему люди разводят домашних животных и заботли­во к ним относятся?

Подвижные игры

«Медведи и пчелы».

Цель: учить перелезанию «перевалом» через препятствие. «Совушка».

Цель: учить выполнять движения по сигналу.

Индивидуальная работа

Выполнение упражнений на сохранение равновесия.

Цель: развивать координацию движений.