Файл: В современном мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Поэтому перед человечеством возникает вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. Т. е.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 627

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ВВЕДЕНИЕ

В современном мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Поэтому перед человечеством возникает вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. Т.е., переход от потребительского отношения к природе на коэволюционное, которое предполагает гармонию человека с природой. Важным фактором является и повышение уровня образованности и грамотности в экологической сфере подрастающего поколения. Именно поэтому, одной из основных задач школьного образования должно быть повышение экологической грамотности обучающихся, научение их навыкам рационального и бережного использования ресурсов природы, формирование гуманной позиции по отношению к природе, то есть формирование у школьников экологической культуры [1].

Предпосылками правовой базы для осуществления экологического образования служит принятый в РФ Закон «Об охране окружающей среды» (от 10 января 2002 г.), в XIII главе «Основы формирования экологической культуры» устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя все уровни образования в том числе и дополнительное. Президент РФ Владимир Владимирович Путин 5 января 2016 года подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России был объявлен годом экологии. Его цель – привлечение внимания к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшение состояния экологической безопасности страны. Основной задачей проведения Года Экологии было обеспечение безопасности и сохранение уникальной природы России. Так же В. В. Путин в своем обращении сказал, что на сегодняшний день разговор об экологических проблемах следует вести в наступательном и практическом ключе, а также выводить природоохранную работу на уровень системной и ежедневной обязанности государственной власти всех уровней [15].

Экологическое воспитание школьников остаётся на первом месте среди вопросов мирового масштаба. Проблема сожительства общества и природы в последнее время выходит на первый план. Для ее решения следует сформировать хорошие отношения к природе уже в детском и школьном возрасте. Учителя и родители должны осознавать важность обучения детей, начиная с младших классов. Чем раньше будет проводиться экологическое воспитание школьников, тем больше будет масштаб педагогического результата. Для достижения необходимой цели необходимо действовать в совокупности. Таким образом, сочетая знания учителя и родителей, школьники младших классов должны сформировать особенное отношение к природе, поэтому именно в этом возрасте стоит начинать проводить просветительную работу с целью формирования правильного мышления по отношению к природе. Практически все предметы, которые изучаются в начальных классах, призывают вносить вклад в формирование экологической ответственности ребят.


Еще известный педагог В. А. Сухомлинский вкладывал большое значение в отношение к природе именно в детском школьном возрасте. Он считал, что окружающая среда оказывает непосредственное влияние на моральное развитие детей. Она считается частью фундамента детского восприятия мира. Он часто утверждал, что природа не проводит воспитательные работы, но в тоже время оказывает непосредственное влияние на взаимодействие с ней. Уже с ранних лет необходимо прививать ребенку положительное отношение к природе, показывать ее красоту, а также рассказывать о влиянии человека на окружающую среду.

Внимание ученых-педагогов к проблемам экологического воспитания в последние годы возросло. В концептуальных работах Зверева И.Д., Суравегиной И.Т., Захлебного А.Н., посвященных проблемам экологического образования школьников, содержатся важные выводы о возможностях экологического воспитания детей в процессе обучения. Исследования Дерябо С.Д. Панова В.И., Сидельковского А.П., Ясвина В.А., освещают психологические аспекты взаимодействия школьников с природой. В исследованиях последних лет, посвященных младшему школьному возрасту, рассматривались отдельные аспекты проблемы экологического воспитания детей: формирование бережного отношения к природе (Салеева Л.П., Соколова Н.Д.), нравственно-экологическое воспитание (Карпеев С.А., Южакова Т.П.), развитие экологической культуры личности младших школьников (Яковлева Е.В.), ознакомление младших школьников с окружающим миром (Виноградова Н.Ф., Тарасова О. А.), экологическое воспитание средствами туристско-краеведческой деятельности (Буковская Г.В.), экологическое воспитание в процессе обучения и организация практической деятельности в рамках учебных предметов (Плешаков А.А., Сарыбеков М.Н., Барышникова Г.Б.), организация внеклассных занятий природоведческого содержания в начальной школе (Минаева В.М., Китижева Д.М). Большой вклад в разработку проблемы формирования экологической культуры внесли такие учёные как: А. А. Алдашева, О. М. Барковская, Д. В. Владышевский, А. X. Гимазетдинова, С Н. Глазачев, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Г. Н. Кароп, Б. Т. Лихачёв, В. И. Медведев, И. П. Сафронов, Л. П. Симонова. Многие исследователи придерживаются мнения, что экологическая культура способна вывести общество на новую ступень развития. В качестве показателей экологической культуры выделяют: экологическую образованность, эмоциональную отзывчивость и готовность к природоохранной деятельности. В исследованиях Ж. К. Кениспаева были предприняты попытки анализа проблемы формирования общей культуры, одной из составляющей которой является экологическая культура. В работах А. В. Усовой и А. А. Боброва определены формы учебного взаимодействия обучающихся и учителя с объектами природы для реализации программного содержания экологического образования.



Проблема формирования ценностного отношения к природе у школьников занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. Решение этой проблемы - непрерывное экологическое образование. Оно способно постепенно изменить мировоззрение человечества. Для этого необходимо целенаправленно формировать у детей экологическое мышление и сознание.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает в себя программу экологического образования и воспитания школьников. Это предусматривает создание системы непрерывного экологического образования и нацеливает на поиск и разработку эффективных средств воспитания экологически грамотной личности, способной гармонично воздействовать с окружающим миром и осознавать своё место в природе. Проблемы, связанные с изучением экологической культуры школьников, активно разрабатываются в педагогике [14].

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ценностного отношения к природе У ШКОЛЬНИКОВ

    1. Сущность и определение понятий: «ценностное отношение природе», «экология», «экологическая культура»

Ценностное отношение к природе, по мнению Пидкасистого П.И., предполагает осмысление человеком значимости природы по следующим критериям: для жизни и счастья, для присутствия красоты в жизни, для радости общения с представителями флоры и фауны, для созидания продуктов и сырья, для физического и психологического комфорта, для ощущения себя частью природы и продуктом природы [9].

Ценностное отношение к природе формируется благодаря осознанию человеком значения природы в удовлетворении личных и общественных интересов и потребностей, путем ориентирования личности на гармоничное взаимодействие с природой.

Ценностное отношение к природе у школьников определено как ценностные нормы, установки, правила взаимодействия ребенка с природным окружением и переживаемые при этом чувства [11].

Большинство авторов сходятся во мнении, что ценностное отношение к природе – это личностное образование, включающее устойчивое, личностное принятие природы в качестве субъекта 14 непрагматического взаимодействия, обеспечивающее усвоение обобщенных знаний о природных системах, осознание их полифункциональной ценности и проявление ценностного отношения к ним (для длительного существования общества и природы), что предполагает активную деятельность по восстановлению, сохранению и развитию многообразия природы.


Экологическое учение представляет собой отдельную науку, которая изучает законы природы. Учение зародилось в 1866 году Эрнстом Геккелем. Люди с давних времен интересовались природными закономерностями, хотели их изучить и обожествляли. Термин экология переводится с греческого как «учение о доме». Экология изучает абсолютно все воздействия человека на живую среду, она затрагивает множество актуальных вопросов, интересующих человечество. Технический прогресс постоянно развивается, люди мало обращали внимание на окружающую среду, в связи с чем загрязнился воздух, вымирают многие виды животных и растений.

Экология, так же, как и остальные учения рассказывает о многих разделах жизни планеты. Уместить все основные факторы, влияющие на среду, не получится в одном направлении. Получится либо запутаться окончательно, либо и вовсе сбиться с верного пути для решения возникших проблем.

Стоит помнить, что экология зародилась не более 200 лет назад, однако она получила высокую степень значимости наряду с физическими, математическими и химическими учениями. Многие научные сферы не просто затронуты экологией – она берет их в качестве своих основ.

В словаре Ожегова С.И. дается следующее определение: эколо́гия - наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей [13].

По определению из Википедии экология - наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания. Это биологическая наука, изучающая организацию и функционирование биосистем различных уровней (популяции, сообщества, экосистемы) [12].

В большой советской энциклопедии определение экология – это биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биогеоценозов и биосферы. Часто экологию определяют также как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Современная экология интенсивно изучает также проблемы взаимодействия человека и биосферы.

В историческом развитии человека в системе общество-природа можно выделить три этапа экологической культуры:

  1. Первый этап, мифологический, как этап целостной культуры, особенностью которого является синкретический тип мышления, неспособный выделить человека из природного мира. Человек был неразрывно связан с природой, являясь её частью. Образы человека-животного нашли отражение в мифологии. Особенностью экологической культуры этого периода: является речевое единство человека с природой, связанное с развитием первобытного искусства.

  2. На втором этапе экологической культуры происходит её дифференциация на отдельные отрасли. К этому времени относится возникновение и развитие антропоцентрического мышления, которое характеризуется не только способностью выделить человека из природного мира, но и возглавившего сложную природную иерархию.

  3. Третий этап экологической культуры характеризуется вновь как целостный. На этом этапе человек осознанно стремится к гармоничному единству с природой, формирует экологическое сознание и мышление. Целью экологической культуры на этом этапе является формирование экологической личности, а инструментом формирования становится экологическая этика.


Экологическая культура касается всех сфер материальной и духовной жизни общества, каждого человека и выражается в таких видах научной и практической деятельности, которые обеспечивают сохранение и обогащение природной среды, создают благоприятные условия для жизни человека, его всестороннего развития и совершенствования.

Зверев И. Д. полагал, что «экологическая культура - это наличие у человека определённых знаний, убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованиями бережного отношения к природе» [6].

    1. Методы и приёмы формирования ценностного отношения к природе у школьников

В школьном возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель во время беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

В программе А.А. Плешакова «Окружающий мир» УМК «Школа России» в основные задачи реализации курса входит: формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, взаимодействия в социуме [10].

Привлечение ребёнка в практическую работу по решению проблем природы местного значения (выявление редких и исчезающих видов растений и животных, формирование экологической тропы, бережное отношение к природе, возрождение леса, агитация экологических знаний: лекции, беседы, плакаты) [8].

По своему содержанию, организации, методам проведения работа по формированию экологической культуры очень разнообразна: индивидуальная работа; групповая работа; массовые мероприятия.

Индивидуальная работа включает в себя конкретные задания отдельным детям, проявляющим интерес к природе. При этом тематика их проведения может быть самой разнообразной: по уходу за растениями, животными уголка живой природы или дома; проведение индивидуальных наблюдений помимо программного минимума; беседы по материалам прочитанной литературы о природе; постановка простейших опытов дома и т.д.

К индивидуальным видам работы также относятся сезонные наблюдения за изменениями в природе. Под