Файл: В современном мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Поэтому перед человечеством возникает вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. Т. е.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 628
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ними подразумевают задания, не только предусмотренные дневником наблюдения, но и связанные с конкретными наблюдениями, дающими целостные представления о строении, образе жизни, развитии живых существ.
Николаева С.Н. к самым распространённым видам групповой работы относит:
Клепинин З.А. выделяет следующие приёмы работы над формированием экологической культуры:
- проведение групповых наблюдений за доступными объектами неживой и живой природы, направленные на более глубокое уяснение причин наблюдаемых явлений, установление связей между различными компонентами природы; (лес, поле, сквер), с последующим экологические экскурсии в природу, краеведческие музеи, ближайшие места оформлением собранных материалов;
- организация уголка живой природы, проведение опытов за растениями и животными;
- проведение экологических праздников, утренников, КВН, устных журналов;
- ознакомление с передвижными или стационарными зоопарками, зверинцами;
- беседы по охране природы, о пользе и значение в жизни человека растений и животных [8].
Мы рассмотрели сущность понятия экологическая культура и пришли к выводу, что ценностное отношение к природе – понимание личной ответственности человека в отношении окружающей природной среды, поведение и сознательное ограничение материальных потребностей, которые диктуются перспективами развития цивилизации.
1.3 Проекты для формирования ценностного отношения к природе у школьников
Для формирования ценностного отношения к природе у школьников также не стоит забывать о проектной деятельности. Проектный метод способствует развитию интеллектуальных возможностей, волевых качеств и способностей. Проекты являются средством интеграции, дифференциации и гуманизации образования, значимым фактором формирования экологической культуры учащихся [1]. Проектная деятельность помогает, очевидно соединить теоретические идеи с жизнью, требуют гражданской активности, нравственного выбора, формируют мотивацию. Чрезвычайно ценным будет
участие в проектной деятельности родителей, которые получат возможность вместе с детьми освоить нормы осознанного отношения к природе и перенести экологические идеи в контент семейного воспитания [3].
Цель проекта – формирование у детей школьного возраста чувства эмоциональной близости с миром живой и неживой природы; проекты помогают создать благоприятную атмосферу, развивать умение рассуждать школьников, ценить, любить природу:
1. Проект «Красная книга микрорайона». Цель проекта – составить Красную книгу своего микрорайона (или ближайшего парка, пришкольного участка), выявив, какие растения являются редкими на его территории, какие растения, произрастающие там, официально включены в Красную книгу РФ. Красная книга пополняется не только за счет внимательных наблюдений, но и благодаря материалам школьного музея природы» [8].
2. Проект «Лесная аптека» Цель проекта – познакомиться с лекарственными растениями, выяснить, какие из них растут в данной местности, открыть лесную аптеку у себя в классе. К открытию лесной аптеки дети готовятся в классе, музее природы и самостоятельно. Во время прогулки в лес (парк) с классом или с родителями дети собирают определенный вид растений для аптеки. Это могут быть доступные для сбора детьми листья мать-и-мачехи, цвет липы, свежая крапива, шиповник, мята, лопух и т.п. [8].
3. Проект «Возвращенный лес» Младшим школьникам уже известно, что для изготовления бумаги требуется древесина. Каждый ученик за год расходует много бумаги: тетради, книжки, дневник, альбомы… Составим и решим задачу: сколько весит израсходованная мною бумага, сколько древесины требуется для изготовления такого количества бумаги, сколько деревьев надо срубить для этого? А ещё предстоит узнать, сколько лет растёт дерево, прежде чем его можно будет использовать для производства бумаги. В итоге останется решить: сколько новых деревьев надо посадить в конце учебного года, чтобы вернуть Земле уничтоженные для твоей учёбы леса [8].
4. Проект «Экологический паспорт школы». Этот проект для учеников 4 класса, продолжительностью в 1 месяц. Цель проекта изучать, сохранять и приумножать то, что вокруг нас, но главное – показать малышам пример заботливого отношения к своей любимой школе и окружающему миру. «Экологический паспорт школы» включает в себя несколько страниц, каждая из которых – отдельный проект. «Зелёная страничка» – дети считают количество деревьев на территории школы, определяют их названия. Каждый из детей пишет доклад о понравившемся ему дереве. «Цветочная страничка» - дети собирают информацию о комнатных растениях, которые выращиваются в школе. Узнают о влиянии растений на жизнь людей (комнатные растения влияют на микроклимат в классе, зеленый цвет снимает стресс и усталость). Учениками организуется выставка рисунков, посвящённых комнатным растениям. Работая над «Пернатой страничкой», ученики могут пройти по всем классам и объявить конкурс на лучшую кормушку. Развесив кормушки, дети смогут наблюдать за птицами, которые слетаются к кормушкам. Кроме того, дети могут произвести наблюдение и подсчёт количества гнёзд, выстроенных птицами на территории школы. Оформляя «Экологическую страничку», дети составляют 10 заповедей экологии. Ученики могут сделать интересные снимки, оформить экологическую страничку в виде стенгазеты [8].
Рассмотрим также метод «образование в природе». Этот метод заключается в изучении детьми природных явлений и объектов не только «по книжкам», но и в реальных условиях: на экскурсиях, в проведении опытов и экспериментов и т.д. Подобная наглядность и возможность прочувствовать суть и важность изучаемых процессов в природе в значительной степени повышает интерес учащихся к экологическим проблемам.
ГЛАВА 2
Особенности формирования ценностного отношения к природе школьников
Для реализации поставленных цели и задач экологического воспитания школьников в процессе внеклассной работы, необходима организация и осуществление педагогического процесса, основой которого является создание системы педагогических условий оптимального развития экологической культуры учащихся.
Виноградова Н.Ф. считает, что педагогическим условием эффективного и прогнозируемого развития экологической культуры является проведение диагностической работы, направленной на изучение состояния, уровня экологической воспитанности учащихся младших классов.
Систематическая диагностическая работа способствует изучению экологической культуры личности школьника, как в целом, так и в сравнительном плане отношений ребенка к экологическим ситуациям, проблемам, новым знаниям.
Ведущими методами диагностики сформированности ценностного отношения к природе у детей школьного возраста является наблюдение, анкетирование, метод неоконченных предложений. Использование этих методов нацелено на выявление знаний воспитанников об окружающей природе и природоохранных действиях, ценностях личности и ее готовности к участию в воспитательной деятельности.
Самым главным методом оценки в школьном возрасте является наблюдение. Наблюдая детей в общении, деятельности, игре, педагог видит индивидуальный рост каждого ребенка в сфере природы и ее охраны, отслеживает приобретение им новых знаний, умений и навыков, совершенствование черт характера в экологическом направлении, корректирует на этой основе свою деятельность по формированию экологической культуры. Педагогическая цель предполагает соответствующую деятельность, т.е. воздействие на процесс формирования личности и соответствующие изменения в этом процессе.
Принципиально отметить, что поставить педагогическую цель означает определить те изменения в личности воспитуемого, которых хочет достичь педагог. Смысл целеполагания в воспитательном процессе в том, чтобы направить его на индивидуальные цели педагога, воспитанников, которые всегда есть, даже в том случае, если эти цели не осознаны.
В качестве реальных источников педагогического целеполагания выступают:
1) запрос общества как его потребность в определенном характере воспитания, выражающийся в объективных тенденциях развития общества и в сознательно выражаемых образовательных запросах граждан;
2) ребенок, субъект детства как особой социальной реальности, имеющей самостоятельную ценность;
3) педагог как носитель человеческой сущности, как особый общественный субъект, наиболее эффективно реализующий «сущностную способность к созиданию другого».
Важным является умение отбирать систему средств для решения задач, поставленных в процессе целеполагания. Это умение, в первую очередь, определяется способностью соотносить поставленные цели и задачи развития ценностного отношения к природе у школьников с имеющимися в распоряжении учителя средствами педагогической деятельности. Успешности деятельности также способствует развитие навыков отбора содержания воспитания, планирования этапов работы, подбора оптимальных методов, приемов, технологий, способствующих формированию экологической культуры учащихся младшего школьного возраста и соответствие (адекватность) используемых содержания, средств и методов обучения цели и задачам формирования экологической культуры.
Необходимым условием для формирования ценностного отношения к природе у школьников, так же является включение школьников в практическую деятельность по преобразованию природного окружения в соответствии с возрастными и личностными особенностями на постоянной систематической основе. Организация целенаправленного долгосрочного практического участия ребенка в охране природы, которое предполагает его сознательные экологические действия, выступает основой экологического развития личности, формирования индивидуальных экологических ценностей.
В формировании ценностного отношения к природе учащихся начальных классов важны не отдельные занятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.
Включение учеников в различные виды природоохранной деятельности протекает в рамках системного подхода в образовании и воспитании. Так, познавательная деятельность является инвариантной стороной любой деятельности; усвоение учениками тех или иных знаний (познание) осуществляется в процессе общения с учителем и т.п. Поэтому организация субъект - субъектных отношений между учащимися и педагогическими кадрами при проведении природоохранной деятельности, широкое взаимодействие с родителями учащихся является важным педагогическим условием эффективного формирования экологической культуры школьников во внеклассной работе. Осознание специфики каждого вида деятельности и их взаимосвязи позволяет учителю более эффективно осуществлять экологическое воспитание учащихся начальных классов.
В условиях эколого-развивающей образовательной среды для учителя становится актуальной новая функция – воспитание личности с новым экологическим типом мышления, владеющей мировоззренческими экологическими понятиями, имеющей положительный опыт экологически оправданного поведения в природе. В силу этого работу, направленную на развитие экологического мировоззрения учителю «необходимо начинать с себя. Если же он находится в постоянном стрессе, его физическая активность минимальна, он неизбежно передает свое состояние и детям». Приоритетность задач выживания никогда не даст возможность стать актуальными задачам развития, внеклассная работа по формированию экологической культуры будет рассматриваться только как обременение.
Большой вклад в развитие экологической культуры российских детей внесли известные педагоги Василий Сухомлинский, Николай Верзилин, Анатолий Захлебный. Результатом их успешной работы стало появление большого количества обучающих программ: «Открой себя» Е. Рылеевой, «Мы - земляне» А. Вересова, «Семицветик» С. Г. и В. И. Ашиковых. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что экологическая культура является неотъемлемой составной частью образования будущего поколения. Однако и сегодня в этой области воспитания остаётся множество неразрешённых вопросов: чему конкретно и как учить школьников, о каких проблемах ребёнок должен узнать раньше, о чём позже, какими должны быть требования к экологической подготовке учеников и т.п.
В последние годы возрос интерес учёных и педагогов к исследованию проблем экологического воспитания подрастающего поколения. Сегодня в школах детям говорится не только о том, что «нехорошо бросать мусор и разжигать костры в лесу», экологическое воспитание подразумевает всестороннее развитие школьников, формирование их гуманного отношения к природе и людям, являющимся её неотъемлемой частью [1].
Основными компонентами экологической культуры личности являются: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Ведь именно в школьном возрасте все дети получают основы систематических знаний. Не стоит считать, что дети с ограниченными возможностями здоровья не нуждаются в экологическом обучении.
Формирование ценностного отношения к природе должно проходить в комфортной для ребёнка среде. На формирование образовательной среды оказывает влияние много факторов: и выбранная учебным учреждением концепция обучения, и особенности детско-взрослого общения, и коммуникативная сфера, и организация жизненного пространства.
Николаева С.Н. к самым распространённым видам групповой работы относит:
-
Основную форму работы – организацию кружков юных любителей природы, имеющих по содержанию работы как общую, широкую направленность, так и конкретно-тематическую специализацию. -
Массовые виды работы: вечера, конференции, праздники, олимпиады, викторины, утренники, тематические недели, экскурсии, конкурсы, марафоны, ролевые игры, путешествия по станциям, КВН [7].
Клепинин З.А. выделяет следующие приёмы работы над формированием экологической культуры:
- проведение групповых наблюдений за доступными объектами неживой и живой природы, направленные на более глубокое уяснение причин наблюдаемых явлений, установление связей между различными компонентами природы; (лес, поле, сквер), с последующим экологические экскурсии в природу, краеведческие музеи, ближайшие места оформлением собранных материалов;
- организация уголка живой природы, проведение опытов за растениями и животными;
- проведение экологических праздников, утренников, КВН, устных журналов;
- ознакомление с передвижными или стационарными зоопарками, зверинцами;
- беседы по охране природы, о пользе и значение в жизни человека растений и животных [8].
Мы рассмотрели сущность понятия экологическая культура и пришли к выводу, что ценностное отношение к природе – понимание личной ответственности человека в отношении окружающей природной среды, поведение и сознательное ограничение материальных потребностей, которые диктуются перспективами развития цивилизации.
1.3 Проекты для формирования ценностного отношения к природе у школьников
Для формирования ценностного отношения к природе у школьников также не стоит забывать о проектной деятельности. Проектный метод способствует развитию интеллектуальных возможностей, волевых качеств и способностей. Проекты являются средством интеграции, дифференциации и гуманизации образования, значимым фактором формирования экологической культуры учащихся [1]. Проектная деятельность помогает, очевидно соединить теоретические идеи с жизнью, требуют гражданской активности, нравственного выбора, формируют мотивацию. Чрезвычайно ценным будет
участие в проектной деятельности родителей, которые получат возможность вместе с детьми освоить нормы осознанного отношения к природе и перенести экологические идеи в контент семейного воспитания [3].
Цель проекта – формирование у детей школьного возраста чувства эмоциональной близости с миром живой и неживой природы; проекты помогают создать благоприятную атмосферу, развивать умение рассуждать школьников, ценить, любить природу:
1. Проект «Красная книга микрорайона». Цель проекта – составить Красную книгу своего микрорайона (или ближайшего парка, пришкольного участка), выявив, какие растения являются редкими на его территории, какие растения, произрастающие там, официально включены в Красную книгу РФ. Красная книга пополняется не только за счет внимательных наблюдений, но и благодаря материалам школьного музея природы» [8].
2. Проект «Лесная аптека» Цель проекта – познакомиться с лекарственными растениями, выяснить, какие из них растут в данной местности, открыть лесную аптеку у себя в классе. К открытию лесной аптеки дети готовятся в классе, музее природы и самостоятельно. Во время прогулки в лес (парк) с классом или с родителями дети собирают определенный вид растений для аптеки. Это могут быть доступные для сбора детьми листья мать-и-мачехи, цвет липы, свежая крапива, шиповник, мята, лопух и т.п. [8].
3. Проект «Возвращенный лес» Младшим школьникам уже известно, что для изготовления бумаги требуется древесина. Каждый ученик за год расходует много бумаги: тетради, книжки, дневник, альбомы… Составим и решим задачу: сколько весит израсходованная мною бумага, сколько древесины требуется для изготовления такого количества бумаги, сколько деревьев надо срубить для этого? А ещё предстоит узнать, сколько лет растёт дерево, прежде чем его можно будет использовать для производства бумаги. В итоге останется решить: сколько новых деревьев надо посадить в конце учебного года, чтобы вернуть Земле уничтоженные для твоей учёбы леса [8].
4. Проект «Экологический паспорт школы». Этот проект для учеников 4 класса, продолжительностью в 1 месяц. Цель проекта изучать, сохранять и приумножать то, что вокруг нас, но главное – показать малышам пример заботливого отношения к своей любимой школе и окружающему миру. «Экологический паспорт школы» включает в себя несколько страниц, каждая из которых – отдельный проект. «Зелёная страничка» – дети считают количество деревьев на территории школы, определяют их названия. Каждый из детей пишет доклад о понравившемся ему дереве. «Цветочная страничка» - дети собирают информацию о комнатных растениях, которые выращиваются в школе. Узнают о влиянии растений на жизнь людей (комнатные растения влияют на микроклимат в классе, зеленый цвет снимает стресс и усталость). Учениками организуется выставка рисунков, посвящённых комнатным растениям. Работая над «Пернатой страничкой», ученики могут пройти по всем классам и объявить конкурс на лучшую кормушку. Развесив кормушки, дети смогут наблюдать за птицами, которые слетаются к кормушкам. Кроме того, дети могут произвести наблюдение и подсчёт количества гнёзд, выстроенных птицами на территории школы. Оформляя «Экологическую страничку», дети составляют 10 заповедей экологии. Ученики могут сделать интересные снимки, оформить экологическую страничку в виде стенгазеты [8].
Рассмотрим также метод «образование в природе». Этот метод заключается в изучении детьми природных явлений и объектов не только «по книжкам», но и в реальных условиях: на экскурсиях, в проведении опытов и экспериментов и т.д. Подобная наглядность и возможность прочувствовать суть и важность изучаемых процессов в природе в значительной степени повышает интерес учащихся к экологическим проблемам.
ГЛАВА 2
Особенности формирования ценностного отношения к природе школьников
Для реализации поставленных цели и задач экологического воспитания школьников в процессе внеклассной работы, необходима организация и осуществление педагогического процесса, основой которого является создание системы педагогических условий оптимального развития экологической культуры учащихся.
Виноградова Н.Ф. считает, что педагогическим условием эффективного и прогнозируемого развития экологической культуры является проведение диагностической работы, направленной на изучение состояния, уровня экологической воспитанности учащихся младших классов.
Систематическая диагностическая работа способствует изучению экологической культуры личности школьника, как в целом, так и в сравнительном плане отношений ребенка к экологическим ситуациям, проблемам, новым знаниям.
Ведущими методами диагностики сформированности ценностного отношения к природе у детей школьного возраста является наблюдение, анкетирование, метод неоконченных предложений. Использование этих методов нацелено на выявление знаний воспитанников об окружающей природе и природоохранных действиях, ценностях личности и ее готовности к участию в воспитательной деятельности.
Самым главным методом оценки в школьном возрасте является наблюдение. Наблюдая детей в общении, деятельности, игре, педагог видит индивидуальный рост каждого ребенка в сфере природы и ее охраны, отслеживает приобретение им новых знаний, умений и навыков, совершенствование черт характера в экологическом направлении, корректирует на этой основе свою деятельность по формированию экологической культуры. Педагогическая цель предполагает соответствующую деятельность, т.е. воздействие на процесс формирования личности и соответствующие изменения в этом процессе.
Принципиально отметить, что поставить педагогическую цель означает определить те изменения в личности воспитуемого, которых хочет достичь педагог. Смысл целеполагания в воспитательном процессе в том, чтобы направить его на индивидуальные цели педагога, воспитанников, которые всегда есть, даже в том случае, если эти цели не осознаны.
В качестве реальных источников педагогического целеполагания выступают:
1) запрос общества как его потребность в определенном характере воспитания, выражающийся в объективных тенденциях развития общества и в сознательно выражаемых образовательных запросах граждан;
2) ребенок, субъект детства как особой социальной реальности, имеющей самостоятельную ценность;
3) педагог как носитель человеческой сущности, как особый общественный субъект, наиболее эффективно реализующий «сущностную способность к созиданию другого».
Важным является умение отбирать систему средств для решения задач, поставленных в процессе целеполагания. Это умение, в первую очередь, определяется способностью соотносить поставленные цели и задачи развития ценностного отношения к природе у школьников с имеющимися в распоряжении учителя средствами педагогической деятельности. Успешности деятельности также способствует развитие навыков отбора содержания воспитания, планирования этапов работы, подбора оптимальных методов, приемов, технологий, способствующих формированию экологической культуры учащихся младшего школьного возраста и соответствие (адекватность) используемых содержания, средств и методов обучения цели и задачам формирования экологической культуры.
Необходимым условием для формирования ценностного отношения к природе у школьников, так же является включение школьников в практическую деятельность по преобразованию природного окружения в соответствии с возрастными и личностными особенностями на постоянной систематической основе. Организация целенаправленного долгосрочного практического участия ребенка в охране природы, которое предполагает его сознательные экологические действия, выступает основой экологического развития личности, формирования индивидуальных экологических ценностей.
В формировании ценностного отношения к природе учащихся начальных классов важны не отдельные занятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.
Включение учеников в различные виды природоохранной деятельности протекает в рамках системного подхода в образовании и воспитании. Так, познавательная деятельность является инвариантной стороной любой деятельности; усвоение учениками тех или иных знаний (познание) осуществляется в процессе общения с учителем и т.п. Поэтому организация субъект - субъектных отношений между учащимися и педагогическими кадрами при проведении природоохранной деятельности, широкое взаимодействие с родителями учащихся является важным педагогическим условием эффективного формирования экологической культуры школьников во внеклассной работе. Осознание специфики каждого вида деятельности и их взаимосвязи позволяет учителю более эффективно осуществлять экологическое воспитание учащихся начальных классов.
В условиях эколого-развивающей образовательной среды для учителя становится актуальной новая функция – воспитание личности с новым экологическим типом мышления, владеющей мировоззренческими экологическими понятиями, имеющей положительный опыт экологически оправданного поведения в природе. В силу этого работу, направленную на развитие экологического мировоззрения учителю «необходимо начинать с себя. Если же он находится в постоянном стрессе, его физическая активность минимальна, он неизбежно передает свое состояние и детям». Приоритетность задач выживания никогда не даст возможность стать актуальными задачам развития, внеклассная работа по формированию экологической культуры будет рассматриваться только как обременение.
Большой вклад в развитие экологической культуры российских детей внесли известные педагоги Василий Сухомлинский, Николай Верзилин, Анатолий Захлебный. Результатом их успешной работы стало появление большого количества обучающих программ: «Открой себя» Е. Рылеевой, «Мы - земляне» А. Вересова, «Семицветик» С. Г. и В. И. Ашиковых. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что экологическая культура является неотъемлемой составной частью образования будущего поколения. Однако и сегодня в этой области воспитания остаётся множество неразрешённых вопросов: чему конкретно и как учить школьников, о каких проблемах ребёнок должен узнать раньше, о чём позже, какими должны быть требования к экологической подготовке учеников и т.п.
В последние годы возрос интерес учёных и педагогов к исследованию проблем экологического воспитания подрастающего поколения. Сегодня в школах детям говорится не только о том, что «нехорошо бросать мусор и разжигать костры в лесу», экологическое воспитание подразумевает всестороннее развитие школьников, формирование их гуманного отношения к природе и людям, являющимся её неотъемлемой частью [1].
Основными компонентами экологической культуры личности являются: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Ведь именно в школьном возрасте все дети получают основы систематических знаний. Не стоит считать, что дети с ограниченными возможностями здоровья не нуждаются в экологическом обучении.
Формирование ценностного отношения к природе должно проходить в комфортной для ребёнка среде. На формирование образовательной среды оказывает влияние много факторов: и выбранная учебным учреждением концепция обучения, и особенности детско-взрослого общения, и коммуникативная сфера, и организация жизненного пространства.