Файл: Дискуссии о генезисе самодержавия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2



Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»


Письменная работа

Дисциплина: История России

Тема: Дискуссии о генезисе самодержавия.

Выполнил студент:

Тарасов А.В.

г. Омск

2022 г.

Содержание
Введение

1. Реформаторская деятельность Петра I и становление российского абсолютизма

2. Век Екатерины II

3. Генезис и особенности русского самодержавия

Заключение

Список использованной литературы

Введение
Особенности формирования русской системы власти основываются на основополагающем влиянии византийской идеи власти Императора – идеи религиозного автократизма, глубоко воспринятой русскими книжниками и летописцами, и в частноправовом характере власти Великих князей из рода Рюриковичей, для которых владения есть неотчуждаемая вотчина, переходящая по наследству в их роде.

Власть самодержавная никогда не была чисто юридически созданной властью, ее генезис глубоко связан с историческим путем самой России, в котором она играла волевую, направляющую роль. Именно самодержавие явилось насадителем православия на некогда многобожно-языческой Руси, создало из междоусобствующих княжеских земель мощнейшую Русскую Империю, сплотило разрозненные славянские племена в единую русскую нацию, успешно охраняло на протяжении тысячи лет наш православный мир от внешних и внутренних посягательств на него, взрастило все, что современное общество называет наукой и культурой.

В настоящей работе будут рассмотрены вопросы становления абсолютизма в России, ключевые этапы этого становления – правление Петра I и Екатерины II. В последнем разделе будут рассмотрены вопросы генезиса и особенностей самодержавной власти в России.


  1. Реформаторская деятельность Петра I и становление российского абсолютизма


С начала ХVIII в. Петр I взял резко курс на «европеизацию» России. На формирование его взглядов большое влияние оказали иностранные предприниматели, возглавлявшие Московскую «Немецкую слободу», швейцарец Лефорт и англичанин Гордон - приверженцы протестантизма. Жесткий характер Петра I закалился в борьбе за власть с царевной Софьей, личном участии в казнях ее сторонников, приверженцев устоев русской монархической государственности.


Более всего Петр преуспел в модернизации на европейский лад системы государственно-административного управления страной, осуществив ломку традиционных структур. Вместо Боярской думы был создан правительствующий Сенат (1711) как новый высший орган, комплектуемый царем. Сенат разрабатывал нормативные государственные акты, следил за финансами страны, контролировал деятельность администрации. Система централизованного управления через приказы (на шведский манер) коллегиальным принципом рассмотрения дел. Было создано 12 коллегий. Ведущую в них роль, особенно в руководстве производством и торговлей, заняли иностранные специалисты.1

Петр I - создатель «служилого» государства. По указу «О единонаследии» (1714) земельные владения переходили старшему сыну дворянина. Остальные сыновья обязаны были нести военную или государственную службу и продвигаться по службе как чиновники в соответствии с «Табелем о рангах». Он содержал 14 рангов, которые служащие должны были проходить со ступеньки на ступеньку.

В стране была проведена административная реформа. Вся территория разделялась на 8 губерний, которые делились на провинции и уезды. Во главе губерний стоял губернатор, в руках которого находилась судебная, полицейская, финансовая власть. Во главе провинций и уездов были воеводы. Городским управлением стали ведать городовые магистраты.

Петр I осуществил военную реформу: переход к регулярной армии, формируемой рекрутскими наборами из крестьян.

Как и монархи европейских стран, Петр I направлял свою реформаторскую деятельность на установление неограниченной, самодержавной власти. Препятствием к этому царь усмотрел в традициях Православной Церкви. «Симфония властей» в Московской Руси основывалась не только на подчинении царя догматам церкви, но и светском подчинении ему служителей церкви как подданных.2

В католической Европе Римское папство стремилось главенствовать над монархами. Русское Православие этим Петру I не угрожало. Однако в стремлении к абсолютной власти он нанес серьезный удар по устоям Православия в России. После смерти в 1700 г. Патриарха нового по указанию царя не избрали. В 1721 г. Петр I создал государственную коллегию по управлению церковными делами - Святейший синод во главе с обер-прокурором. Так Русская Православная Церковь лишилась Патриаршества. Более того, царь издал негласный указ «О подчинении таинства исповеди полицейскому сыску», чем обязал священников шпионить за своей паствой под страхом каторги и лишения сана.

3 Подчинение церкви государству вело к разрушению Московской православной державности, подрыву духовных ее основ.

В руках царя сосредоточилась вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и духовной власти. Россия получила большой разветвленный аппарат управления. Деятельность чиновников детально регулировалась разного рода регламентами и установлениями. В силу этого государство времен Петра I называют регулярным.

После победоносного завершения Северной войны Сенат удостоил Петра I чина адмирала, титулом «Отца Отечества», «Великого» и Императора Всероссийского. 4

Титул императора стал символом абсолютной единоличной власти монарха, опирающегося на государственно-бюрократический аппарат. Указом Петра I (1722) «О престолонаследии» разрушалась традиция, по которой престол переходил по мужской линии от отца к сыну. Теперь же преемник назначался по желанию монарха, что после смерти Петра I стало основой дворцовых переворотов.

Реформаторская деятельность обусловила культурные перемены в российском обществе. В стране вводилось светское образование. Появились инженерные, медицинские, военные, ремесленные школы. Осуществлен переход от церковнославянского на новый гражданский шрифт.

Все реформы Петра по созданию регулярной армии и флота, по усилению его личной самодержавной власти, по развитию промышленности и торговли, по организации учебных заведений, Академии наук, книгопечатания и т.д. были направлены на усиление России, на создание сильного в экономическом и военном отношении государства. Петр проводил реформы насильственным путем, полагая, что все они необходимы не только государству, но и народу.

Все эти реформы привели к созданию сложного бюрократического аппарата. В стране установилась система централизованного дворянского управления во главе с царем, которому принадлежала высшая законодательная, исполнительная и судебная власть, то есть абсолютная власть монарха. В духовном регламенте так и было записано: «Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог повелевает».5

В оценке деятельности Петра I даже крупнейшие историки придерживаются противоположных взглядов. Оправдывающий европеизацию России С.М. Соловьев сравнивал деятельность Петра I с «бурей, очищающей воздух». В.О. Ключевский говорил, что Петр I «правитель без правил, одухотворяющих и оправдывающих власть, без элементарных политических понятий и общественных сдержек». Безусловно, однако, что правление Петра I - важная веха в истории России.
6

Итоги преобразований

В результате преобразований было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в великую державу мира. Однако форсированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления архаичных форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ. Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству. Европейские формы прикрыли и укрепили восточную сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения не совпадали с политической практикой. Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т.д. Но с другой, механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях. Главное же заключалось в том, что дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, резко обособлялось от национальной традиции и ее хранителя - русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны.

Парадокс петровской реформы сводился к тому, что вестернизация России, носившая насильственный характер, укрепляла основы русской цивилизации - самодержавие и крепостничество, с одной стороны, вызывала к жизни силы, осуществлявшие модернизацию, а с другой, провоцировала антимодернизационную и антизападническую реакцию сторонников традиционализма и национальной самобытности.


2. Век Екатерины II
Ломка национальных устоев и традиций привела после смерти Петра I к периоду острого политического кризиса, вошедшего в историю как «эпоха дворцовых переворотов», в результате которых за 37 лет (1725-1762) сменилось шесть монархов. Ряд историков называет вторую четверть – середину XVIII в. как эпоху «временщиков», при которой огромную роль играли фавориты. Некоторые историки определяют суть периода – это борьба русского дворянства с засильем иноземцев.

Екатерина II, занявшая трон в результате дворцового переворота и правившая 34 года (1762-1796), пыталась приспособиться к условиям раскола русского общества. Это была хорошо образованная, энергичная и вместе с тем честолюбивая и лицемерная государыня. Она по-своему использовала русский традиционный охранительный консерватизм и европейский либерализм.


Как и сильные европейские монархи, Екатерина II следовала политике «просвещенного абсолютизма», заимствовав у французских философов-просветителей либеральную фразеологию о социальных функциях правителей и народа, об общественном договоре между ними, гражданском равенстве. Эти идеи она положила в основу своего «Наказа» для выработки нового Соборного уложения, общего закона, удовлетворяющего интересы всех подданных. Но, убедившись, что дворяне незыблемо стоят на страже своих прав, императрица ограничилась лишь закреплением их привилегий и прав богатых горожан.7

При Екатерине II завершилось упорядочение социальной структуры российского общества, которое было официально разделено на пять сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство и крестьянство. Дворянам царица «жаловала» исключительное право владеть землями с людьми, освобождение от обязательной службы, от уплаты личных податей, от телесных наказаний. На местах вводились дворянские объединения - губернские и уездные дворянские собрания, избиравшие из своей среды предводителей дворянства. По «Жалованной грамоте городам» их жители делились по имущественному положению на разряды: именитых граждан, купцов трех гильдий, мещан (объединяли тех, кто занимался мелким промыслом, торговлей, ремеслом). Обладавшие цензом в 5 тыс. рублей избирали городскую думу (распорядительный орган), гласных (члены думы) и городского голову (исполнительная власть). Укрепляя самодержавие, Екатерина II ослабила Сенат, сделала его простым административным органом, лишенным законодательных прав. Была проведена реформа административного устройства. Расширено число губерний с 20 до 50. Во главе губернии стал генерал-губернатор. Он - представитель верховной власти на месте: «государев наместник», «оберегатель закона».8

Екатерина II вошла в историю с титулом «Великой императрицы». При ней Россия укрепилась, расширилась ее территория. Были присоединены западно-украинские, белорусские, литовские земли, Курляндия (в результате разделов Польши между Пруссией и Австрией). Войны с Турцией закончились присоединением к Российской империи Крыма, Северного Кавказа, Причерноморья.

После реформ Петра Великого модернизация по образцу Запада, или «вестернизация», стала постоянным фактором российской истории, и в данном случае «вестернизация» явственно проявлялась в характере требований дворянства. Главным требованием дворянства было освобождение от обязательной военной службы, и мотивация этого требования изложена в докладе Комиссии о вольности дворянства, созданной в 1763 году Екатериной II. Если будет подтверждено право дворян служить по своей воле, говорилось в докладе, то «тем уподобится российское дворянство всем просвещенным в Европе государствам»