Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9.
Таким образом, в основной своей части дворянская программа следовала идее модернизации по европейскому образцу; это была новая волна модернизации, связанная с победами Фридриха Великого. Век Екатерины II многие историки отмечают как золотой век для дворянства, получившего все права для усиления эксплуатации крестьянства, укрепления барщинной и оброчной системы феодально-крепостнического хозяйствования.
Выросли повинности государственных крестьян, работавших на мануфактурах. Ущемлялись права казаков. В «просвещенный век» Екатерины огромных размеров достигла торговля крестьянами. Вторую половину XVIII в. отмечает резкое повышение социально-политической активности трудового населения: владельческих, монастырских, приписных крестьян, работных людей мануфактур, народов Поволжья. Своего апогея эта тенденция достигла в крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева (1773-1775).
Однако многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II носили либеральный характер, в котором отражались как ее личные качества, так и стремление своей реформаторской активностью продолжить дело Петра I, укрепить могущество России.
Основные факторы и особенности политики просвещенного абсолютизма в России
В России политика просвещенного абсолютизма порождалась:10
Стремлением верховной власти привести существующие систему управления, уровень социально-экономического и культурного развития в соответствие с духом времени.
Остротой социальных противоречий, необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов.
Притязаниями на ведущую роль в системе международных отношений.
Задачи политики просвещенного абсолютизма
Укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения наиболее архаичных ее элементов.
Расширение прав и свобод русского дворянства в целях его превращения в подлинно привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества.
Проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой, призванных смягчить социальную напряженность.
Создание условий для экономического развития страны, принятие законов, способствующих предпринимательству (политика экономического либерализма).
Распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране
Повышение авторитета России за границей, укрепление ее международного положения.
Проведение политики просвещенного абсолютизма в России подготовило условия для модернизации страны, проведенной в середине Х1Х в. Поэтому обращение к данной теме позволяет проследить преемственность реформ, истоки становления гражданского общества в России.
3. Генезис и особенности русского самодержавия
Русская государственность испокон веков строилась не на писаных конституциях и бумажных законах, а на реальной силе русской нации, духовной и физической, имевшей олицетворение в державных вождях — в Православных Государях. Все попытки подменить реальную силу силой бумажной, то есть поставить во главу угла русской государственности безликий закон, потерпят неминуемый крах.
Нация настолько сроднилась с самодержавной властью, исторически настолько привыкла к ней, что национальное самосознание, по сути, не признает никакой другой власти, построенной на других принципах. В связи с этим Н. А. Захаров писал: «Понятие о верховном главенстве царской власти росло веками, вот почему самодержавие можно вычеркнуть из основных законов, самодержец может от него отречься сам, но это будет актом односторонним; чтобы это понятие исчезло, необходимо изгладить еще его и из сознания народного, так как сознание народное в своем право-образующем движении всегда может восстановить пропущенное в тексте законов понятие».11
Таким образом, в споре о самобытности России идеал Русского Самодержавия, составляющими которого являются понятия Верховенства, Самодержавия и Неограниченности его Верховной власти, был и остается одним из главных пунктов идейного противостояния православных монархистов и современных демократов.
Принадлежащая Государю Императору власть верховна, самодержавна и имеет божественное освящение. Как писал профессор В. Д. Катков: «Нет в мире власти, кроме Престола Божия, которая могла бы привлечь Верховную власть русского Императора к отчету и ответственности за Его деяния по управлению страной».
12
При этом Верховной Царская власть именуется, потому что она является властью наиглавнейших, окончательных, чрезвычайных и крайних решений в области управления государством, властью учредительной, основополагающей, правообразующей.
У Святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, читаем: «Царь, по истинному о нем понятию, есть Глава и Душа Царства. Но вы возразите мне, что Душой государства должен быть закон. Закон необходим, досточтим, благотворен; но закон в хартиях и книгах есть мертвая буква, ибо сколько раз можно наблюдать в царствах, что закон в книге осуждает и наказывает преступление, а между тем преступление совершается и остается ненаказанным; закон в книге благоустрояет общественные звания и дела, а между тем они расстраиваются. Закон, мертвый в книге, оживает в деяниях, а верховный государственный деятель и возбудитель и одушевитель подчиненных деятелей есть Царь».13
Именно самодержавие регулировало, примиряло и соглашало между собою огромное количество всевозможных и зачастую разнонаправленных социальных сил в русском государстве.
Принцип царского самодержавия
Самодержавие — явление глубоко национальное, самобытное и оригинальное. Как юридический термин слово «самодержавие» появляется в древнерусской письменности задолго до официального принятия его как титула московских Государей. Первым официально стал титуловаться Самодержцем Великий князь Иоанн III Васильевич. Этот титул обозначал, с одной стороны, преемство с византийскими василевсами, а с другой — подчеркивал самостоятельность русских Государей от татарских ханов.
Слово «сам» в древнерусской литературе, как утверждают некоторые исследователи (например, Тарасов И.Т. Самодержавие и Абсолютизм. М., 1917. С. 7), иногда понималось как держава, то есть власть или управление. Однако в корне «сам» заложено и другое значение — высшая степень чего-либо.
Слово «держава» означает власть, правление. «Отсюда, — пишет профессор И.Т. Тарасов, — из состава слова самодержавие, ясно, что этим термином определяется высшая, неограниченная верховная власть, рядом с которой нет, и не может быть никакой другой равнодержавной власти».14
Таким образом, самодержавие есть владение Верховной властью в силу самостоятельного, независимого и неограниченного могущества. Такое понимание самодержавия уяснилось для русских Государей с самого начала. Особенно ярко об этом говорил Царь Иоанн IV Грозный: «Земля правится Божиим милосердием и Пречистыя Богородицы милостью и всех святых молитвами и родителей
наших благословением и последи нами, государями своими, а не судьями и воеводы, и еже ипаты и стратиги». В полемике с князем Курбским Грозный Царь вопрошает: «Как же назовется самодержцем, если не сам строит землю?»; и в другом месте: «Российские самодержцы изначала сами владеют всеми царствами, а не бояре и вельможи».15
Никаких человеческих источников, из которых могла бы произойти власть самодержцев, то есть юридических договоров, международных соглашений, делегирования полномочий от одной власти другой, о – ничего подобного в истории формирования самодержавной власти в России найти нельзя. Есть только один источник происхождения власти самодержавных Государей — Воля Божия. Тем самым отсекаются все другие воли, не могущие быть источником самодержавия. Русские самодержцы, таким образом, становились Монархами Божией милостью.
Неограниченность и самоограниченность самодержавной власти
Закрепленная в русском государственном праве юридическая неограниченность самодержавия в Российской Империи естественно подразумевала, что фактически самодержавная власть самоограничивала себя массой религиозных и национальных традиций. Нормы же права исходят от Верховной власти, которая одна только и может законодательствовать.
Неограниченность Верховной власти заключается в том, что никакая другая власть не имеет в государстве равенства с Верховной властью, никакая другая власть не имеет возможности ограничить свободу Верховной власти и нет никаких юридических или фактических препятствий, которыми Верховная власть должна ограничиваться в своей деятельности. Верховная власть является неограниченной, если свободе ее властвования в государственном организме не положено границ и препятствий, если она не имеет себе юридических конкурентов и если она не подчинена никакой другой власти в государстве или вне его.
Различие между понятиями верховенства и неограниченности очень емко определил профессор П.Е. Казанский. В 1913 году он писал: «Если верховенство понимается как власть, стоящая над правом и над подзаконным управлением, то неограниченность есть отрицание всяких возможностей, при которых эта власть могла бы оказаться ниже какой-либо другой или хотя бы на одной плоскости с какой-либо другой, а в результате этого и подправной. Неограниченность есть действительно только отрицательное выражение верховенства».
16
Важнейшим фактором единения является обязательное исповедание Русским Императором православной веры, веры русского народа, что дает самую сильную связь — религиозно-нравственную — между Царем и народом в России. «Государь, – писал профессор В. Д. Катков, – ограничен рамками Православной Церкви и ответственностью перед Богом».17
Самодержавие — нравственно ценный государственный институт, «диктатура совести» (по В.С. Соловьеву), содействующая как нравственному росту общества, так и росту его материального благосостояния.
Идеал самодержавия возрос в России не в безвоздушном пространстве, а в среде русского народа, посему принцип этот на нашей почве впитал многое из самобытной народной психологии. Преданность самодержавию была для многих синонимом преданности высшим интересам нации. Это положение совершенно неизбежно в таком огромном государстве, как Россия.
Заключение
XVIII век вошел в мировую историю как век Просвещения и начала модернизации. И хотя модернизационные процессы заняли не одно столетие, именно в XVIII веке происходили решающие процессы обновления традиционного общества и перехода к обществу современного типа.
XVIII век сыграл особую роль в развитии Российского государства. Это был период сложного и противоречивого исторического развития, оставивший нерешенными и спорными многие проблемы. Одновременно это было время начала модернизационных процессов, перемен во всех сферах общественно-политической жизни: экономике, социальных отношениях, политике, в общественной мысли и культуре.
Первая попытка модернизировать страну по европейскому образцу была предпринята Петром I, вторая - Екатериной II. Радикальные преобразования XVIII столетия превратили страну в могучую мировую империю. Возрастали объемы промышленного и сельскохозяйственного производства. Успешно развивалась внутренняя и внешняя торговля. Укрепилась центральная и местная власть. Ускорилось развитие присоединенных окраин. Были созданы сильнейшие в мире регулярные армия и флот, начало которым положил Петр Великий.
Однако итоги модернизации экономики страны и ее социальной структуры, были противоречивыми. Причина состояла в том, что и Петр I, и Екатерина II вели преобразование страны на крепостнических основах. Так, Петр Великий, кардинально изменив промышленную сферу, оставил старые порядки в сельском хозяйстве. Он попытался приспособить к новым потребностям социальные отношения, но создал стройную иерархию зависимых от трона сословий. В результате мечты Петра I о государстве “общего блага” превратились на практике в создание бюрократического государства. Потерпел поражение и рывок в преобразовании крепостнической структуры, предпринятый Екатериной Великой.
Таким образом, в основной своей части дворянская программа следовала идее модернизации по европейскому образцу; это была новая волна модернизации, связанная с победами Фридриха Великого. Век Екатерины II многие историки отмечают как золотой век для дворянства, получившего все права для усиления эксплуатации крестьянства, укрепления барщинной и оброчной системы феодально-крепостнического хозяйствования.
Выросли повинности государственных крестьян, работавших на мануфактурах. Ущемлялись права казаков. В «просвещенный век» Екатерины огромных размеров достигла торговля крестьянами. Вторую половину XVIII в. отмечает резкое повышение социально-политической активности трудового населения: владельческих, монастырских, приписных крестьян, работных людей мануфактур, народов Поволжья. Своего апогея эта тенденция достигла в крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева (1773-1775).
Однако многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II носили либеральный характер, в котором отражались как ее личные качества, так и стремление своей реформаторской активностью продолжить дело Петра I, укрепить могущество России.
Основные факторы и особенности политики просвещенного абсолютизма в России
В России политика просвещенного абсолютизма порождалась:10
Стремлением верховной власти привести существующие систему управления, уровень социально-экономического и культурного развития в соответствие с духом времени.
Остротой социальных противоречий, необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов.
Притязаниями на ведущую роль в системе международных отношений.
Задачи политики просвещенного абсолютизма
Укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения наиболее архаичных ее элементов.
Расширение прав и свобод русского дворянства в целях его превращения в подлинно привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества.
Проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой, призванных смягчить социальную напряженность.
Создание условий для экономического развития страны, принятие законов, способствующих предпринимательству (политика экономического либерализма).
Распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране
Повышение авторитета России за границей, укрепление ее международного положения.
Проведение политики просвещенного абсолютизма в России подготовило условия для модернизации страны, проведенной в середине Х1Х в. Поэтому обращение к данной теме позволяет проследить преемственность реформ, истоки становления гражданского общества в России.
3. Генезис и особенности русского самодержавия
Русская государственность испокон веков строилась не на писаных конституциях и бумажных законах, а на реальной силе русской нации, духовной и физической, имевшей олицетворение в державных вождях — в Православных Государях. Все попытки подменить реальную силу силой бумажной, то есть поставить во главу угла русской государственности безликий закон, потерпят неминуемый крах.
Нация настолько сроднилась с самодержавной властью, исторически настолько привыкла к ней, что национальное самосознание, по сути, не признает никакой другой власти, построенной на других принципах. В связи с этим Н. А. Захаров писал: «Понятие о верховном главенстве царской власти росло веками, вот почему самодержавие можно вычеркнуть из основных законов, самодержец может от него отречься сам, но это будет актом односторонним; чтобы это понятие исчезло, необходимо изгладить еще его и из сознания народного, так как сознание народное в своем право-образующем движении всегда может восстановить пропущенное в тексте законов понятие».11
Таким образом, в споре о самобытности России идеал Русского Самодержавия, составляющими которого являются понятия Верховенства, Самодержавия и Неограниченности его Верховной власти, был и остается одним из главных пунктов идейного противостояния православных монархистов и современных демократов.
Принадлежащая Государю Императору власть верховна, самодержавна и имеет божественное освящение. Как писал профессор В. Д. Катков: «Нет в мире власти, кроме Престола Божия, которая могла бы привлечь Верховную власть русского Императора к отчету и ответственности за Его деяния по управлению страной».
12
При этом Верховной Царская власть именуется, потому что она является властью наиглавнейших, окончательных, чрезвычайных и крайних решений в области управления государством, властью учредительной, основополагающей, правообразующей.
У Святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, читаем: «Царь, по истинному о нем понятию, есть Глава и Душа Царства. Но вы возразите мне, что Душой государства должен быть закон. Закон необходим, досточтим, благотворен; но закон в хартиях и книгах есть мертвая буква, ибо сколько раз можно наблюдать в царствах, что закон в книге осуждает и наказывает преступление, а между тем преступление совершается и остается ненаказанным; закон в книге благоустрояет общественные звания и дела, а между тем они расстраиваются. Закон, мертвый в книге, оживает в деяниях, а верховный государственный деятель и возбудитель и одушевитель подчиненных деятелей есть Царь».13
Именно самодержавие регулировало, примиряло и соглашало между собою огромное количество всевозможных и зачастую разнонаправленных социальных сил в русском государстве.
Принцип царского самодержавия
Самодержавие — явление глубоко национальное, самобытное и оригинальное. Как юридический термин слово «самодержавие» появляется в древнерусской письменности задолго до официального принятия его как титула московских Государей. Первым официально стал титуловаться Самодержцем Великий князь Иоанн III Васильевич. Этот титул обозначал, с одной стороны, преемство с византийскими василевсами, а с другой — подчеркивал самостоятельность русских Государей от татарских ханов.
Слово «сам» в древнерусской литературе, как утверждают некоторые исследователи (например, Тарасов И.Т. Самодержавие и Абсолютизм. М., 1917. С. 7), иногда понималось как держава, то есть власть или управление. Однако в корне «сам» заложено и другое значение — высшая степень чего-либо.
Слово «держава» означает власть, правление. «Отсюда, — пишет профессор И.Т. Тарасов, — из состава слова самодержавие, ясно, что этим термином определяется высшая, неограниченная верховная власть, рядом с которой нет, и не может быть никакой другой равнодержавной власти».14
Таким образом, самодержавие есть владение Верховной властью в силу самостоятельного, независимого и неограниченного могущества. Такое понимание самодержавия уяснилось для русских Государей с самого начала. Особенно ярко об этом говорил Царь Иоанн IV Грозный: «Земля правится Божиим милосердием и Пречистыя Богородицы милостью и всех святых молитвами и родителей
наших благословением и последи нами, государями своими, а не судьями и воеводы, и еже ипаты и стратиги». В полемике с князем Курбским Грозный Царь вопрошает: «Как же назовется самодержцем, если не сам строит землю?»; и в другом месте: «Российские самодержцы изначала сами владеют всеми царствами, а не бояре и вельможи».15
Никаких человеческих источников, из которых могла бы произойти власть самодержцев, то есть юридических договоров, международных соглашений, делегирования полномочий от одной власти другой, о – ничего подобного в истории формирования самодержавной власти в России найти нельзя. Есть только один источник происхождения власти самодержавных Государей — Воля Божия. Тем самым отсекаются все другие воли, не могущие быть источником самодержавия. Русские самодержцы, таким образом, становились Монархами Божией милостью.
Неограниченность и самоограниченность самодержавной власти
Закрепленная в русском государственном праве юридическая неограниченность самодержавия в Российской Империи естественно подразумевала, что фактически самодержавная власть самоограничивала себя массой религиозных и национальных традиций. Нормы же права исходят от Верховной власти, которая одна только и может законодательствовать.
Неограниченность Верховной власти заключается в том, что никакая другая власть не имеет в государстве равенства с Верховной властью, никакая другая власть не имеет возможности ограничить свободу Верховной власти и нет никаких юридических или фактических препятствий, которыми Верховная власть должна ограничиваться в своей деятельности. Верховная власть является неограниченной, если свободе ее властвования в государственном организме не положено границ и препятствий, если она не имеет себе юридических конкурентов и если она не подчинена никакой другой власти в государстве или вне его.
Различие между понятиями верховенства и неограниченности очень емко определил профессор П.Е. Казанский. В 1913 году он писал: «Если верховенство понимается как власть, стоящая над правом и над подзаконным управлением, то неограниченность есть отрицание всяких возможностей, при которых эта власть могла бы оказаться ниже какой-либо другой или хотя бы на одной плоскости с какой-либо другой, а в результате этого и подправной. Неограниченность есть действительно только отрицательное выражение верховенства».
16
Важнейшим фактором единения является обязательное исповедание Русским Императором православной веры, веры русского народа, что дает самую сильную связь — религиозно-нравственную — между Царем и народом в России. «Государь, – писал профессор В. Д. Катков, – ограничен рамками Православной Церкви и ответственностью перед Богом».17
Самодержавие — нравственно ценный государственный институт, «диктатура совести» (по В.С. Соловьеву), содействующая как нравственному росту общества, так и росту его материального благосостояния.
Идеал самодержавия возрос в России не в безвоздушном пространстве, а в среде русского народа, посему принцип этот на нашей почве впитал многое из самобытной народной психологии. Преданность самодержавию была для многих синонимом преданности высшим интересам нации. Это положение совершенно неизбежно в таком огромном государстве, как Россия.
Заключение
XVIII век вошел в мировую историю как век Просвещения и начала модернизации. И хотя модернизационные процессы заняли не одно столетие, именно в XVIII веке происходили решающие процессы обновления традиционного общества и перехода к обществу современного типа.
XVIII век сыграл особую роль в развитии Российского государства. Это был период сложного и противоречивого исторического развития, оставивший нерешенными и спорными многие проблемы. Одновременно это было время начала модернизационных процессов, перемен во всех сферах общественно-политической жизни: экономике, социальных отношениях, политике, в общественной мысли и культуре.
Первая попытка модернизировать страну по европейскому образцу была предпринята Петром I, вторая - Екатериной II. Радикальные преобразования XVIII столетия превратили страну в могучую мировую империю. Возрастали объемы промышленного и сельскохозяйственного производства. Успешно развивалась внутренняя и внешняя торговля. Укрепилась центральная и местная власть. Ускорилось развитие присоединенных окраин. Были созданы сильнейшие в мире регулярные армия и флот, начало которым положил Петр Великий.
Однако итоги модернизации экономики страны и ее социальной структуры, были противоречивыми. Причина состояла в том, что и Петр I, и Екатерина II вели преобразование страны на крепостнических основах. Так, Петр Великий, кардинально изменив промышленную сферу, оставил старые порядки в сельском хозяйстве. Он попытался приспособить к новым потребностям социальные отношения, но создал стройную иерархию зависимых от трона сословий. В результате мечты Петра I о государстве “общего блага” превратились на практике в создание бюрократического государства. Потерпел поражение и рывок в преобразовании крепостнической структуры, предпринятый Екатериной Великой.