Файл: Вопрос Понятие управление, управленческая деятельность. Ответ Управление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 1. Понятие «управление», «управленческая деятельность».

Ответ:

Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

Управленческая деятельность – это комплекс взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, которые связаны с решением управленческих задач, заключающихся в воздействии на сотрудников для эффективного выполнения ими своих должностных обязанностей, что, в конечном счете, ведет к достижению поставленных перед организацией целей.
Вопрос 2. Внутренние и внешние условия организации управления.

Внешняя среда возникает независимо от самой организации и ее деятельности. Она существует как константа даже тогда, когда организация еще находится на стадии создания или уже ликвидирована, и даже если она не будет создана совсем, так и оставшись на стадии идеи. В тот момент, когда организация начинает функционировать, она становится одним из многочисленных взаимодействующих элементов системы внешней среды, поэтому сразу же попадает под ее влияние. Внешняя среда организации включает две группы факторов. Одни характеризуют ее контрагентов, а другие – условия, в которых она существует.

Внутренняя среда Это все, чем обладает организация, это ее внутренние технические и организационные условия, которые сформировались как результат в последствие определенных управленческих решений.
Вопрос 3. Цели и основные функции управления.

В наиболее общем случае цель – то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленных действий. 
Цель управления организацией имеет два аспекта:

- поддержание системы управления организации в устойчивом равновесии в случае ее соответствия целям и задачам деятельности и складывающейся деловой обстановке, осуществление развития системы управления и перевод ее в новое состояние в направлении приспособления к новым целям и задачам и изменившейся обстановке;

- изыскание и осуществление таких путей и форм достижения целей и решения задач деятельности, которые обеспечивают наибольшую полноту и эффективность их реализации.

Оба эти аспекта отражают объективный характер цели управления организацией. Цели управления вторичны по отношению к целям деятельности организации, вытекают из них и определяются их приоритетами. Конкретизация целей управления предполагает декомпозицию цели - построение "дерева целей". В результате появляется ряд частных целей, образующих в совокупности систему целей управления. Построение «дерева целей» осуществляет субъект управления, поэтому оно полностью зависит от знаний, опыта и индивидуальных особенностей субъекта управления. Таким образом, указанное дерево целей носит субъективный характер.

Поскольку функции управления характеризуют активность управляющей системы, целесообразно классифицировать их по объективному содержанию. В соответствии с этой классификацией выделяют следующие функций управления.

1. Планирование —определение системы целей функционирования и развития социально-экономических систем а также путей и средств их достижения. При этом особенное значение имеют целеполагание (определение системы целей), единство функционирования и развития, сопряжение целей с путями и средствами их достижения.

2. Прогнозирование – определение системы вероятностных целей функционирования и развития социально-экономических систем и вероятностных путей и способов их достижения; принципиально отличается от планирования введением вероятностного характера целей и путей их достижения; в отличие от других функций управления не имеет характера активного воздействия субъекта управления на объект.



3. Регулирование —процесс устранения отклонений в функционировании социально-экономической системы от заданных плановых значений (норм) или от естественного хода процесса; здесь особая роль принадлежит как целенаправленности деятельности, так и элементам прогноза — оценке возможных последствий вмешательства в управляемый процесс.

4. Организация —обоснование и выбор элементов управляющей и управляемой систем, а также установление пространственно-временных и причинно-следственных связей между ними; в этом случае особенно важны элементы организационной деятельности как аналитико-синтетической, а также формирование целостной системы.

5. Контроль —выявление степени соответствия текущих показателей плановым (установленным) заданиям (норме).

6. Учет —подведение итогов деятельности социально-экономической системы за определенный отрезок времени.

7. Анализ —сбор, хранение, обработка и использование информации для обоснования и реализации других функций управления. В отличие от других функций управления не имеет характера прямого, активного воздействия субъекта на объект управления, поэтому он как бы обслуживает другие функции управления и нередко называется внутренней функцией управления.

Вопрос 4. Подготовка, принятие и исполнение управленческого решения как стадии процесса управления.

Процесс решения включает три основные фазы: подготовку, принятие и организацию выполнения. Каждая из этих фаз подразделяется на определенные этапы.

Фаза подготовки управленческого решения подразделяется на следующие этапы: уяснение проблемы, анализ исходной ситуации, постановка задачи, разработка вариантов решения.

На этапе уяснения проблемы необходимо четко представить желаемую ситуацию и трудности, которые связаны с ее достижением. При этом важно ясно определить, что можно сделать для решения проблемы внутри системы, и что, и в какой степени зависит от окружающей среды.


Следующий этап предполагает анализ исходной ситуации. На этом этапе анализируют потенциал организации и состояние окружающей среды на момент принятия решения с точки зрения возможности достижения поставленной цели или получения желаемого результата.

Постановка задачи — это этап, в ходе которого конечную цель подразделяют на этапы ее достижения, а на каждом этапе намечают конкретные задачи, увязанные с конечной целью. При этом особенно важно, чтобы задачи имели количественную определенность и определенную последовательность решения.

Разработка вариантов решения — заключительный этап фазы подготовки управленческого решения. Основное содержание этого этапа заключается в предложении различных вариантов решения поставленных задач. К разработке вариантов решения привлекают специалистов. Количество предлагаемых вариантов может быть различным, но каждый вариант должен содержать четкую формулировку задачи, основные этапы ее решения по времени и данные о необходимых ресурсах (материальных, трудовых, финансовых), а также возможные последствия осуществления данного варианта.

Фаза принятия решения включает анализ предлагаемых вариантов и выбор оптимального варианта.

Анализ предлагаемых вариантов решения осуществляется обычно руководителем совместно со специалистами и предполагает: во-первых, выбор критериев для сравнения вариантов и расчет эффекта от реализации каждого варианта и, во-вторых, сопоставление принятых критериев с возможными результатами по каждому варианту. В ряде случаев, когда задача может быть формализована, важно правильно построить математическую модель и с ее помощью выбрать оптимальный вариант решения. При этом могут быть использованы определенные апробированные математические модели. Например, для оптимизации перевозок может быть использована транспортная задача, при прогнозировании товарооборота могут применяться приемы регрессионного анализа и т.д.

Выбор оптимального варианта осуществляется обычно руководителем по результатам анализа предложенных вариантов. Оптимальный вариант — это наилучший вариант в данных условиях по заданному критерию. Однако на практике любой из вариантов может иметь не одну, а несколько целей, каждой из которых соответствуют свои критерии оптимальности.


Поэтому на данном этапе обычно широко применяются приемы системного анализа. Системный анализ позволяет сопоставить и оценить возможные варианты достижения поставленных целей.

Обязательным условием выбора варианта решения является комплексный учет его возможных положительных и отрицательных последствий.

Характерными признаками системного анализа являются:

  • - учет возможного влияния принимаемого решения на все остальные элементы системы;

  • проведение анализа от общего к частному, т.е. сначала оцениваются возможные последствия принимаемого решения для организации в целом, а затем для отдельных ее элементов;

  • - первостепенная оценка влияния принимаемого решения на ключевые показатели функционирования организации;

  • - выделение областей, где принимаются логические суждения и определение возможных результатов по каждому из вариантов решения.

Оптимальный вариант решения утверждает руководитель. Решение формулируется и документально оформляется, подписывается руководителем, после чего задания доводятся до непосредственных исполнителей, т.е. осуществляется организация исполнения.

Заключительная фаза принятия управленческого решения — организация выполнения. Эта фаза включает доведение заданий до исполнителей, формирование и исполнение организационного плана, и организацию контроля.

Доведение заданий до исполнителей предполагает, что смысл принятого решения должен быть разъяснен всем исполнителям и перед каждым из них должны быть поставлены конкретные задачи и определены их права, обязанности и функции в исполнении решения.

Этап формирования организационного плана предусматривает четкое определение объема работ по каждой задаче и определение приоритетов, ресурсов и сроков выполнения заданий каждым исполнителем.

Организация контроля за исполнением решения - заключительный этап исполнения решения, который включает текущий и заключительный контроль. Текущий контроль осуществляется на протяжении всей работы по исполнению решения, а заключительный проводится по результатам исполнения и позволяет, с одной стороны, соизмерять цели и результаты, а с другой — осуществлять вознаграждения по результатам исполнения.